«Природа вокруг нас». Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности.
«Природа вокруг нас». Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности.
Программа «Природа вокруг нас» направлена на организацию деятельности обучающихся по изучению ближайшего природного окружения и участия в реальной природоохранной деятельности своего района, своего края. Приоритетной задачей является формирование в сознании учащихся единого, ценностного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению.
В процессе изучения курса осуществляется систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта учащихся, воспитание у них любви к своему городу (селу), к своей Родине. Курс нацелен на формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и в социальной среде.
Содержание курса охватывает широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органическом единстве.
Программа служит дополнением к курсу «Кубановедение».
Экологическое образование по данной программе предполагает не только получение знаний, но и воспитание экологической культуры, а также формирование умений практического характера, что позволяет обучающимся внести реальный вклад в сбережение природы своей местности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Природа вокруг нас». Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности. »
Согласовано
Заместитель директора по УВР
________Э.Ю.Федусёва
29 августа 2014 г.
Муниципальное образование Белореченский район
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5 города Белореченска
муниципального образования Белореченский район
Календарно-тематическое
планирование
по внеурочной деятельности «Природа вокруг нас»
Тип программы:
Срок реализации программы: 1 год
Возраст учащихся: 10-11 лет
Класс: 5Е
Учитель Гуськова Татьяна Валентиновна
Количество часов: 68 часов.
Планирование составлено на основе программы по внеурочной деятельности «Природа вокруг нас» учителя Гуськовой Т.В., утвержденной решением педагогического совета. Протокол № 10 от 29 августа 2014 года.
№ п/п
Тема
Всего часов
Количество часов
дата
Характеристика деятельности учащихся
Теоретические
Практические
Природа вокруг нас
68
31
37
1
Тема 1. Введение
2
2
1.1
Вводное занятие
1
1
6.09
1.2
Экология. Цели и задачи.
1
1
6.09
2
Тема 2. Наш край. Экологические проблемы Краснодарского края.
6
2
4
2.1
Географическое положение, территория и границы. Хозяйственная деятельность и быт населения.
1
1
13.09
2.2
Изменение ландшафтов и экосистем под влиянием естественных причин и деятельности человека.
1
1
13.09
2.3
Работа с политико-административными, экономическими и физико-географическими картами края.
Сбор природного материала для изготовления поделок.
2
2
27.09
3
Тема 3. Горные породы и геологические процессы своей местности.
8
4
4
3.1
Общие понятия о рельефе. Главные черты рельефа Белореченского района.
1
1
4.10
3.2
Геологическое строение и полезные ископаемые края.
1
1
4.10
3.3
Наиболее типичные горные породы и минералы края. Использование полезных ископаемых в народном хозяйстве.
1
1
11.10
3.4
Понятие об исчерпаемых и неисчерпаемых ресурсах.
1
1
11.10
3.5
Определение горных пород и минералов.
2
2
18.10
3.6
Экскурсия на « Лысую гору».
2
2
25.10
4
Тема 4. Климат Краснодарского края.
4
2
2
4.1
Атмосфера. Проблема охраны атмосферы.
1
1
1.11
4.2
Общее понятие о климате. Характеристика климата Краснодарского края.
1
1
1.11
4.3
Организация наблюдений за погодой. Фенологические наблюдения.
2
2
8.11
5
Тема 5. Гидрография Краснодарского края.
8
4
4
5.1
Экскурсия на реку Белая
2
2
15.11
5.2
Понятие о гидросфере планеты. Вода как основа жизни.
1
1
22.11
5.3
Масштабы потребления воды на планете, в стране, в области, городе
1
1
22.11
5.4
Общая характеристика гидрографии края. Реки, озера, водохранилища.
1
1
29.11
5.5
Родники и их особенности.
1
1
29.11
5.6
Охрана и использование водных объектов. Закон об охране водных ресурсов.
1
1
6.12
5.7
Паспортизация водных объектов.
1
1
6.12
6
Тема 6. Многообразие растительного мира родного края.
4
2
2
6.1
Основные царства живой природы (растения, животные, грибы, бактерии), их краткая характеристика. Значение растений в природе и жизни человека.
1
1
13.12
6.2
Знакомство с растительным миром Краснодарского края.
1
1
13.12
6.3
Лекарственные растения и их использование. Понятие о гербарии. Классификация гербариев. Методика и правила сбора гербария.
1
1
20.12
6.4
Гербаризация растений, составление карточек охраняемых растений. Организация выставки «Сохраним растения края».
1
1
20.12
7
Тема 7. Редкие и исчезающие виды растений Краснодарского края.
8
4
4
7.1
Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания.
1
1
27.12
7.2
Виды растений Краснодарского края. занесенных в Красную книгу.
1
1
27.12
7.3
Реликты и эндемики флоры Краснодарского края.
1
1
17.01
7.4
Знакомство с реликтовыми, эндемичными, редкими и исчезающими видами растений края по гербариям, иллюстрациям и плакатам
1
1
17.01
7.5
Изучение Красной книги Краснодарского края.
1
1
24.01
7.6
Изготовление рисунков редких и исчезающих видов флоры Белореченского района.
1
1
24.01
7.7
Экскурсия в краеведческий музей.
2
2
31.01
8
Тема 8. Многообразие животного мира Краснодарского края
8
4
4
8.1
Обзор животного мира края. Знакомство с животным миром края.
1
1
7.02
8.2
Значение животных в природе и жизни человека.
1
1
7.02
8.3
Редкие и исчезающие животные.
1
1
14.02
8.4
Знакомство с «Красной книгой» животных. Охота как пример использования диких животных области. Закон об охране животных.
1
1
14.02
8.5
Составление описаний охраняемых животных
1
1
21.02
8.6
Игра «Знаешь ли ты животных и птиц своего края?»
1
1
21.02
8.7
Экскурсия в краеведческий музей.
2
2
28.02
9
Тема 9. Организация научно-исследовательской работы.
12
4
8
9.1
Изучение методики научно-исследовательской деятельности.
1
1
7.03
9.2
Структура исследовательской работы.
1
1
7.03
9.3
Анализ и обработка научно-исследовательской работы. Оформление исследовательской работы.
1
1
14.03
9.4
Знакомство с научно-исследовательскими работами.
1
1
14.03
9.5
Анализ и обработка своей исследовательской деятельности.
2
2
21.03
9.6
Выполнение исследовательских работ
2
2
4.04
9.7
Оформление исследовательской работы.
2
2
11.04
9.8
Представление результатов научно-исследовательской работы.
2
2
18.04
10
Тема 10. Охрана природы и заповедное дело.
4
2
2
10.1
Особо охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки.
1
1
25.04
10.2
Просмотр видеофильма «Кавказский биосферный заповедник».
1
1
25.04
10.3
Экскурсия в Дендрологический парк им. В. П. Букреева.
2
2
2.05
11
Тема 11. Природоохранная деятельность человека.
4
2
2
11.1
Понятие об антропогенных факторах среды. Охрана природы как антропогенный фактор.
1
1
16.05
11.2
Рациональное и нерациональное использование природы.
1
1
16.05
11.3
Очистка и благоустройство школьного двора и пришкольного участка. Операция «Цветущая клумба».
2
2
23.05
Муниципальное образование Белореченский район
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5 города Белореченска
муниципального образования Белореченский район
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол № 10
от 29 августа 2014 года
председатель педсовета
Макарова Н.Г. _________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тип программы:
Наименование: «Природа вокруг нас»
Срок реализации программы: 2014-2015 учебный год
Возраст обучающихся: 10-11 лет (5Е класс)
Ф.И.О. учителя Гуськова Татьяна Валентиновна
1.Пояснительная записка
Программа «Природа вокруг нас» направленана организацию деятельности обучающихся по изучению ближайшего природного окружения и участия в реальной природоохранной деятельности своего района, своего края. Приоритетной задачей является формирование в сознании учащихся единого, ценностного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению. В процессе изучения курса осуществляется систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта учащихся, воспитание у них любви к своему городу (селу), к своей Родине. Курс нацелен на формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и в социальной среде. Содержание курса охватывает широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органическом единстве. Программа служит дополнением к курсу «Кубановедение».
Экологическое образование по данной программе предполагает не только получение знаний, но и воспитание экологической культуры, а также формирование умений практического характера, что позволяет обучающимся внести реальный вклад в сбережение природы своей местности.
Актуальность программы
Понять проблемы окружающей среды во всей их сложности, определить пути их разрешения для обеспечения устойчивого развития очень трудно. Для этого потребуется новый этап образования – экологическое образование. Экологическое образование носит мировоззренческий характер и строится на осознании человека как части окружающей среды.
Экологическое образование должно являться неотъемлемой частью общего образования школьников.
В настоящее время, когда развитие человечества стало тесно связано не только с использованием природных ресурсов, но и с их сохранением и возобновлением, важно научить будущих граждан с раннего возраста заботиться об окружающей природе.
Сохранение здоровья подрастающего поколения – важнейшая задача семьи и школы. В условиях дальнейшего ухудшения состояния окружающей среды решение этой задачи особенно актуально.
Новизна программы
Одной из важных условий развития познавательной активности является организация научно-исследовательской деятельности. Использование исследования как метода познания качественно повышает уровень деятельности обучающегося, когда, как бы поднимаясь по ступеням интеллектуальной активности и самостоятельности, ученик идет от восприятия и усвоения готовой информации - через воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности, через знакомство с образцами научного решения проблем - к овладению методами научного познания, к самостоятельному и творческому их применению.
Цель: формирование экологической культуры, экологических знаний у обучающихся; воспитание ответственного и уважительного отношения к окружающей среде и ко всему живому на Земле; изучение природы родного края.
Задачи:
- углубление знаний о современных проблемах экологии;
- выявление последствий воздействия человека на качество окружающей среды;
- формирование понятия о взаимосвязях в природе, зависимости здоровья человека от
состояния окружающей среды и здорового образа жизни;
- формирование интеллектуального и эмоционального отношения школьников к природе;
- привлечение детей к исследовательской деятельности;
- воспитание чувства личной ответственности каждого за состояние окружающей среды;
- развитие творческих и коммуникативных способностей обучающихся;
- участие в природоохранной деятельности своего края.
Отличительные особенности программы
Реализация программы предполагает интегрированный подход в обучении. Экологические знания и навыки дети получают не только на специально организованных занятиях, но и во время экскурсий, походов, при выполнении исследовательских и проектных работ. В разделы добавлены изучения особенностей природы родного края. Программа предполагает участие детей в экологических конкурсах и чтениях.
Возраст детей
Для обучения принимаются обучающиеся с 10 до12 лет, талантливые и любознательные, интересующиеся биологией, экологией, химией, географией.
Оптимальное количество детей в группе 15 человек.
Сроки реализации программы – 1 год.
Формы и режим занятий
Программа обучения составлена из расчета 68 ч.
В программе предполагаются следующие формы работы:
- участие в природоохранных акциях; краевых и городских конкурсах ,
- экскурсии, диспуты, встречи с интересными людьми, выезды.
Требования к знаниям и умениям детей:
В результате изучения данной программы
Учащиеся должны знать:
Принципы организации фенологических наблюдений, краеведческих исследований, проведения экскурсий в природу, правила по технике безопасности полевых исследований и нахождения в природном окружении;
Простейшие методы полевых исследований (метеорологических, геологических, гидрологических, ботанических, зоологических, фенологических, краеведческих);
Правила сбора коллекций и гербариев, их оформления и хранения;
Основные последствия антропогенного воздействия на природу;
Расположение и особенности уникальных природных объектов, памятников природы, основные виды охраняемых видов растений и животных Краснодарского края
Определения основных экологических понятий (факторы среды, лимитирующие факторы )
Вредные для здоровья факторы;
О норме и режиме питания.
Учащиеся должны уметь:
Пользоваться справочной литературой, определителями, методиками при проведении полевых работ, оборудованием для проведения исследовательских работ;
Проводить паспортизацию природных объектов;
Вести наблюдения в природе;
Уметь определять горные породы, растения и животных по определителям;
Правильно вести сбор полевого материала и обрабатывать его;
Выполнять научно-исследовательские работы, пользуясь методической литературой и специальным оборудованием и инвентарем;
Применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности;
Объяснять влияние различных факторов абиотической, биотической и социальной среды на здоровье отдельного человека и демографические показатели.
Используемые технологии:
Развитие критического мышления, дебаты, метод проектов, ИКТ, исследовательский метод, игры, здоровье сберегающие технологии и др.
Ожидаемые результаты работы по программе:
Получить первоначальные знания по предмету;
Уметь применять на практике полученные знания и умения;
Появление потребности в саморазвитии и самостоятельности в обучении;
Участие в школьных неделях биологии, экологии, в мероприятиях и конкурсах экологической направленности;
Выступления на уроках с дополнительным материалом;
Развитие креативности обучающихся;
Изучение растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами – посадкой деревьев и кустарников, охраной уникальных и редких цветов, озеленением класса, охраной муравейников, подкормкой птиц – способствует привитию бережного отношения школьников к родной природе.
Исследовательское направление работы объединения осуществляется в рамках следующих мероприятий: экскурсий, фенологических наблюдений, опытов, которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.
Формы подведения итогов реализации программы:
Количество и качество детских творческих, проектных и исследовательских работ;
Динамика участия школьников в экологических конкурсах разного уровня;
Практическая включенность детей в экологическую деятельность;
Результаты мониторинга и анкетирования детей;
Защита проектов.
2. Тематический план
№п/п
Наименование темы
Количество часов
Всего
Теоретические занятия
Практические занятия
1.
Введение
2
2
-
2.
Наш край. Экологические проблемы Краснодарского края.
6
2
4
3.
Горные породы и геологические процессы своей местности.
8
4
4
4.
Климат Краснодарского края.
4
2
2
5.
Гидрография Краснодарского края.
8
4
4
6.
Многообразие растительного мира родного края.
4
2
2
7.
Редкие и исчезающие виды растений Краснодарского края.
8
4
4
8.
Многообразие животного мира Краснодарского края
8
4
4
9.
Организация научно-исследовательской работы.
12
4
8
10.
Охрана природы и заповедное дело.
4
2
2
11.
Природоохранная деятельность человека.
4
2
2
Всего
68
32
36
3. Содержание программы.
Тема 1. Введение (2 ч.)
Вводное занятие. Экология: цель, задачи и проблемы. Важность и значимость экологического движения в школе. Обсуждение и планирование мероприятий программы. Права и обязанности участника объединения. Инструктаж по технике безопасности. Заполнение анкеты.
Тема 2. Наш край. Экологические проблемы края (6 ч.)
Географическое положение, территория и границы. Ландшафты и экосистемы своей местности. Освоение местности человеком. Население своей местности. Хозяйственная деятельность и быт населения, преобладающие профессии. Изменение ландшафтов и экосистем под влиянием естественных причин и деятельности человека.
Оценка, высказывание суждений о мерах по улучшению условий жизни населения своей местности. Охраняемые территории и объекты Краснодарского края Уход за ландшафтом.
Практическая работа с политико-административными, экономическими и физико-географическими картами края).
Экскурсия в природу «Природные комплексы окрестности школы»
Викторина «Знаешь ли ты свой край?». Участие в ее подготовке и проведении.
Тема 3. Горные породы и геологические процессы своей местности (8 ч.)
Геологическое строение и полезные ископаемые края. Общие понятия о рельефе. Главные черты рельефа области. Его влияние на формирование современного рельефа. Наиболее типичные горные породы и минералы края. Использование полезных ископаемых в народном хозяйстве. Пути рационального использования ископаемых края. Понятие об исчерпаемых и неисчерпаемых ресурсах.
Практическая работа «Определение горных пород и минералов».
Тема 4. Климат Краснодарского края. (4 ч.)
Атмосфера. Проблема охраны атмосферы. Общее понятие о климате. Климатические факторы и их влияние на формирование и распространение флоры и фауны, хозяйственная деятельность человека. Характеристика климата Краснодарского края. Знакомство с картой погоды. Фенологические наблюдения.
Практическая работа «Организация наблюдений за погодой».
Тема 5.Гидрография Краснодарского края. (8 ч.)
Понятие о гидросфере планеты. Вода как основа жизни. Вода как сырье для народного хозяйства. Масштабы потребления воды на планете, в стране, в области, городе. Общая характеристика гидрографии области. Реки, озера, болота, родники и их особенности. Охрана и использование водных объектов. Закон об охране водных ресурсов.
Практические работы.Паспортизация водных объектов,
Тема 6. Многообразие растительного мира родного края (4 ч.)
Основные царства живой природы (растения, животные, грибы, бактерии), их краткая характеристика. Значение растений в природе и жизни человека (общий обзор). Знакомство с растительным миром Краснодарского края. Лекарственные растения и их использование.
Понятие об определителе флоры и фауны. Методика работы с определителями. Работа с определителем растений.
Понятие о гербарии. Классификация гербариев. Методика и правила сбора гербария.
Практические занятия. Определение растений, их описание. Гербаризация растений, составление карточек охраняемых растений. Организация выставки «Сохраним растения края». Выступления с лекциями и беседами о редких и исчезающих растениях родного края.
Тема 7. Редкие и исчезающие виды растений Краснодарского края. (8 ч.)
Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания. Красная книга. Виды растений Краснодарского края. занесенных в Красную книгу. Реликты и эндемики флоры Краснодарского края. .
Практические занятия. Знакомство с реликтовыми, эндемичными, редкими и исчезающими видами растений края по гербариям, иллюстрациям и плакатам. Изучение Красной книги Краснодарского края. . Написание "Реликтовые, эндемичные, редкие и исчезающие виды флоры Краснодарского края. ".
Экскурсии.В « "Знакомство с реликтовыми, эндемичными, редкими и исчезающими видами флоры и фауны края".
Тема 8. Многообразие животного мира родного края (8 ч.)
Обзор животного мира края. Значение животных в природе и жизни человека. Знакомство с животным миром края. Редкие и исчезающие животные. Знакомство с «Красной книгой» животных. Охота как пример использования диких животных края. Закон об охране животных.
Практические занятия. Составление описаний охраняемых животных. Экскурсия в природу, краеведческий музей. Игра «Знаешь ли ты животных и птиц своего края?»
Тема 9. Организация научно-исследовательской работы (12 ч.)
Методика научно-исследовательской деятельности, структура исследовательской работы. Анализ и обработка научно-исследовательской работы. Выводы исследовательской работы. Оформление исследовательской работы. Представление результатов научно-исследовательской работы.
Практические занятия. Знакомство с научно-исследовательскими работами. Анализ и обработка исследовательской деятельности Выполнение исследовательских работ Оформление исследовательской работы
Тема 10. Охрана природы и заповедное дело (4 ч.)
Международное сотрудничество по охране природы. Международные и российские природоохранные организации.
Особо охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки.
Тема 11. Природоохранная деятельность человека (4 ч.)
Понятие об антропогенных факторах среды. Охрана природы как антропогенный фактор. Рациональное и нерациональное использование природы. Регуляция численности промысловых животных и ценных растений области. Научная организация рекреационных территорий. Проблема управления биосферой.
Практические занятия.Знакомство с видами природоохранительной деятельности человека: регуляция численности промысловых животных и ценных растений края, биотехнические мероприятия, организация заповедников, заказников. Участие в работе районных, городских, обществ охраны природы. Очистка и благоустройство школьного двора и пришкольного участка. Операция «Цветущая клумба».
4. Предполагаемые результаты реализации программы.
Ожидаемые результаты
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков.
5. Формы контроля.
Для оценивания осознанности каждым учащимся особенностей развития его собственного процесса обучения наиболее целесообразно использовать метод, основанный на вопросах для самоанализа. Этот метод рекомендуется использовать в ситуациях, требующих от учащихся строгого самоконтроля и саморегуляции своей учебной деятельности на разных этапах формирования ключевых предметных умений и понятий курсов, а также своего поведения, строящегося на сознательном и целенаправленном применении изученного в реальных жизненных ситуациях.
Контроль за выполнением программы курса осуществляется в виде тестовых заданий и защиты исследовательских работ.
6. Методические рекомендации.
Для экологических исследований используются различные методы. Поскольку экологам приходится изучать как сами организмы, так и их группировки, а кроме того, еще и окружающую среду. Большое значение приобретают современные дистанционные методы, например видео слежение за животным и растительным миром.
Для правильного подхода к явлениям природы, для выбора правильного пути и метода работы необходимо ясно представлять себе границы биологических наук и особенности экологических исследований.
Для учащихся 5 класса наиболее значимыми видами деятельности признаются игровая и учебная, причем переход от игровой к учебной деятельности и целостное формирование последней.
На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.
На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся. Задания и задачи направлены на выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с учетом концепции изучаемого предмета. Стимулируют учебную деятельность дискуссии, способствуя проявлению личного отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения.
На этапе теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы учитель обращается к рассказу, который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность стимулирует моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности школьников. Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т.п).
Средством психологической подготовки школьников к реальным экологическим ситуациям выступают ролевые игры. Они строятся с учетом специфических целей предмета. Одной из форм организации учебного процесса является экскурсия. Поэтому необходимо во время экскурсий дать детям экологические знания и привить нормы экологического поведения.
При реализации программы целесообразно: – применять образовательные технологии: развивающее обучение. проблемное обучение, исследовательские, проектные методы обучения, технология игрового обучения, обучение в сотрудничестве (групповая работа), здоровье сберегающие технологии. – учебный материал максимально адаптировать соответственно возрасту и уровню подготовки учащихся. – содержание материала основывается на дополнительной литературе энциклопедического характера. – используя разнообразные методы обучения, обратить внимание на выявление творческих способностей детей и предоставить им максимальную возможность для их реализации. 7. Материально-техническое обеспечение программы
Комплект творческих заданий по различным темам, способствующих созданию оптимальных условий развития познавательной активности;
Библиотека по предмету ;
Видеотека;
Набор учебных плакатов по экологии;
Участие педагога в семинарах, курсах повышения квалификации;
Проведение открытых занятий для коллег, родителей с целью повышения своего педагогического и профессионального мастерства;
Технические средства обучения: микроскоп, компьютер, проектор, диски, лабораторные оборудования.
Тематика научно-исследовательских работ.
Список литературы, используемый педагогом
Алексеев С.В.и др. Практикум по экологии. – М.,2006.
Астафьев В.М. Познавательные задачи, задания и вопросы экологического содержания в школьном курсе биологии //Самара,2002.
Берестецкий О.А. « Биологические основы плодородия почвы» - М, Колос – 2004.
Беляева В.С. Изучаем природу родного края. М.,1998.
БоеваА.И., Переславцев А.А. « Влияние удобрений на почвенную микрофлору» Научные труды. Воронежского сельскохозяйственного института-2004.
Брыкина Н.Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир». – М., 2004.
Величковский Б.Т., Кирпичев В. И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа,1997. – 240с
Горлов А.А. Жить в согласии с природой. – М., 2003
Бардадым В. Архитектура Екатеринодара. Краснодар, 2002.
Бардадым В. Этюды о Екатеринодаре. Краснодар, 1992.
Венделовская М. Очистить колодец (интервью с В. Лихоносовым) //Краевые новости, вып.27, 2006, с. 8.
Екатеринодар начала ХХ века. Серия открыток. Краснодар, 2000.
Екатеринодар. Серия открыток. Краснодар, 1992.
Из юбилейного сборника «Поэты Краснодара» //Литературная Кубань, 16-30 ноября, 2003, с. 8.
История Кубани. Краснодарский край. Республика Адыгея /под ред. В.П. Кваша, М., Краснодар, 1997.
История России и Кубани в цифрах и датах /Под ред. Л.В. Иванюк. Краснодар, 2004.
Краснодар или Екатеринодар? На перекрестке мнений //Аргументы и факты - Юг, № 33, август, 2006, с. 2.
Краснодар. Набор открыток. Худ. Виляховский А. Краснодар, 2006.
Лихоносов В. Наш маленький Париж. Двадцать лет спустя //Родная Кубань, № 3, 2003, с. 130.
Терская И.А., Терский А.В., Терский Д.А. География Краснодарского края. Природа. Экономика. Учебник для 8-9 кл. Краснодар, 2003.
Шахова Г. Краснодарская улица Красная. Краснодар, 2005.
Шахова Г. Штрихи к портрету города //Кубанский краевед, вып.3, Краснодар, 1992, с. 3-12.Сорокина Л.В. Тематические игры и праздники по биологии.- М..,2005.
Список рекомендуемой литературы для детей и родителей:
Горлов А.А. Жить в согласии с природой. – М., 2003
Ефремов П.Г., Пекпаев А.А. Знаешь ли ты животных нашего края? – Марийское книжное издательство, 1995.
Каневский З. Крик о помощи // Знание – сила, 2000. - №1
Копыт Н.Я, Скворцов, Е.С. Алкоголь и подростки. – М.:Медицина,1995
Лаптев Л.П. Азбука закаливания. -.:ФиС, 1998
Молодова Л.П. "Экологические праздники для детей". Мн: Асар, 1997г.
Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. –Минск., 1996.
Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. – М.: 2001
Николаева С.Н. Как приобщить ребенка к природе. –М.,2003.
Планета - наш дом. Мир вокруг нас. Учебник - хрестоматия по основам экологии для дошкольников и младших школьников. М, Лайда, 1995г.
Рыжова Н.А. Наш дом – природа. Волшебница вода. Я и природа. –М.,1997.
Руденко И. Наследство Жана Нико. – М.:Медицина,2003
Энциклопедия для детей. Биология. – М,, 1994.
Согласовано Согласовано
Протокол заседания Заместитель директора по ВР
методического объединения _______Федусёва Э.Ю.
классных руководителей МБОУ СОШ 5 _______августа 2014 года