по курсу «Краеведение» для 7 класса уровня основного среднего образования
1. Пояснительная записка
1. Учебная программа разработана в целях реализации поручений Президента Республики Казахстан, отраженных в программной статье «Социальная модернизация Казахстана: 20 шагов к обществу всеобщего труда».
2. Главной целью курса краеведения является:
1) реализация прочного усвоения и развитие знаний о своем родном крае;
2) расширение кругозора учащихся, воспитывать патриотизм и формировать активную гражданскую позицию подрастающего поколения.
3. В соответствии с указанными целями должны быть решены следующие задачи обучения:
1) повышать познавательные интересы учащихся;
2) способствовать формированию, развитию практических и интеллектуальных навыков и умений;
3) осуществлять осознанный выбор профессии;
4) развивать поисково-исследовательские качества личности, навыки экспедиционной работы;
5) соблюдать комплексность в краеведческой работе, которая развивает функциональную грамотность учащихся в различных аспектах: общеучебных умений и навыков, наблюдательности, воображения, научной любознательности, интеллекта, эрудиции и культурного уровня, литературной и предметной речи, полиязычия, навыках общения с представителями разных профессий, возрастов и поколений, психологической подготовки к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности, морально-нравственных качеств, патриотических чувств, любви к родному краю и к Родине.
4. Краеведение реализуется на уроках, классных часах, как их воспитательная задача (воспитание патриотических, гражданских чувств к «малой» Родине).
5. Курс краеведения логически дополняет курсы географии, биологии, истории, литературы и других предметов учебными знаниями о своем крае, при выделении местных аспектов.
6. Программа курса краеведения реализуется отдельными поисковыми группами в классе и в школе, по определенным темам экспедиционного поиска, утвержденным Советом краеведческой работы организации образования.
7. Иизучается как факультатив по определенной программе.
8. Возможности для непосредственного изучения родного края в процессе учебных занятий ограничены. Поэтому системно-деятельностные результаты работы активно достигаются во внеклассное и во внурочное время, выходя из школьных кабинетов в окрестности, на берега рек и озер, на предприятия промышленного и сельскохозяйственного производства, к памятникам и местам исторической славы, музеям и выставкам, организациям местной исполнительной власти и так далее.
9. За время обучения у учащихся должна сложится система знаний о своем крае: о ее природе, природных ресурсах, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, историческом и культурном развитии, о выдающихся людях, особенностях и значении края для района, области, региона и всей республики. Ученик должен узнать востребованность экономики своего края в трудовых ресурсах.
10. Учащиеся 7 класса изучают природные, экономические аспекты родного региона и перспективы их развития. С пропедевтической целью в программу включены темы опережающего характера по экономике края, которые более глубоко будут изучены в старших классах. В содержание краеведческой работы входит также исследование исторического прошлого края, археологических памятников, памятников культуры (архитектура, литература), фольклорного материала различных жанров, национально-прикладного искусства и ремёсел, жизни и творчества выдающихся личностей, прославивших край.
11. Данная программа является алгоритмом поисково-исследовательских действий, которые являются основными формами учебной-познавательной деятельности учащихся в краеведении, способствующих выявлению главных специфических особенностей своего края. Программа имеет универсальный характер и показывает основные направления изучения родного края, села или города, их окрестностей, расположенных в любой части страны.
12. Итоги всей работы за год подводятся на школьной краеведческой конференции, лучшие работы отмечаются и рекомендуются на районные, городские конференции.
13. Объем учебной нагрузки по факультативному курсу «Краеведение» составляет 1 час в неделю, весго 34 часа в учебном году.
2.Базовое содержание учебного предмета
14. Содержание курса включает следующие темы:
1) «Введение» (1 час), что изучает предмет краеведение, цели и задачи курса, источники знаний, географическое положение и величина территории (края, села, города), статус и значение населенных пунктов (административные, экономические, научные, туристические, рекреационные, культурные, культурно-исторические, духовные центры);
2) «Работа с картами и знакомство с основами туризма» (2 часа):
виды карт используемых в краеведении, основы ориентирования, компас, определение азимутов по карте и на местности, технология создания планов местности способами полярной и маршрутной съемки, картосхем, условные знаки;
основы туристической техники (установление палатки, укладка вещей, вязание узлов, виды переправ, оказание первой помощи), движение на местности по карте, правила безопасности во время экскурсии;
3) «Рельеф территории края» (3 часа):
ознакомление с типичными формами рельефа, выявление основных рельефообразующих факторов, сейсмические процессы, действия при землетрясении, изучение происхождения названий форм рельефа, ознакомление с горными породами;
измерительные работы по картам и на местности (работа с нивелиром), определение высоты холмов, возвышенностей, гор, крутизны склонов, создание изображений различных форм рельефа (рисунок, картосхема, схема, совокупность условных знаков объектов местности и моделирование);
эрозионные процессы антропогенного и природного происхождения на поверхности рельефа и их отрицательные последствия, меры предпринимаемые по их предотвращению, экология территории;
4) «Природные ресурсы края» (2 часа):
выявление и составление перечня природных ресурсов родного края и их значение для развития экономики, ознакомление с полезными ископаемыми и историей открытия месторождений в крае, анализ рекреационных ресурсов;
ознакомление с месторождениями полезных ископаемых и способами (видами) добычи, ресурсосохраняющие технологии, составление схемы месторождения, карьера, сбор образцов полезных ископаемых, горных пород;
5) «Погода и климат местности» (3 часа):
выявление климатообразующих факторов, способы наблюдения за погодой (измерение атмосферного давления, температуры воздуха, силы и направления ветра, атмосферных осадков (работа с приборами), графическое изображение этих показателей погоды, по возможности, знакомство с технологией работы ближайшей метеостанции);
местные признаки изменений в погоде, предсказание погоды (презентация способов), явления погоды принимающие характер чрезвычайных ситуаций, действия человека;
анализ многолетних наблюдений за изменениями климатических условий и природы края в целом, выявление основных причин изменений (по разным источникам, в том числе, по опыту старожилов), ветроэнергетика, экология воздушного бассейна края;
6) «Воды края и их использование» (3 часа):
классификация вод на территории края, создание схемы местной гидрографической сети, изучение происхождения названий, использование водных ресурсов, гидроэнергетика, экология вод;
исследование и описание одного водного объекта (реки, родника), исследование и описание озер края (или одного ближайшего озера);
7) «Почвы края» (2 часа):
главные типы почв края, их основные характеристики и значение, изучение почвенных срезов;
плодородие местных почв, мероприятия по ее сохранению и востановлению, знакомство с технологией агромелиорации (встреча с работниками и специалистами сельского хозяйства);
8) «Растительность края и города» (3 часа):
изучение растительности на территории края, определение их типов и уникальных видов растений в них, состояние растительного покрова края, растительность в городе, опыт озеленения в г. Астана и его окрестностях;
изучение отдельных видов растений растущих в крае, ознакомление с их полезными и лечебными свойствами;
изучение и описание местных растений по гербариям, оформление флористического уголка;
9) «Животный мир края» (3 часа):
выявление и изучение животного мира на территории края, определение их групп и уникальных видов животных в них, охрана животного мира;
изучение отдельных видов животного мира края, опасные и полезные насекомые, промысловые животные и их значение, казахская национальная охота – искусство беркутчи;
посещение музеев природы родного края (встреча с работниками охотобществ, лесхозов), изготовление и развешивание скворечников;
10) «Охрана природы и особо охраняемые объекты, территории края и города» (3 часа):
составление списков, фотоальбомов, видеослайдов, видеофильмов о растениях и животных родного края, нуждающихся в защите и охране (презентация работы);
«Краснокнижные», эндемичные растения и животные родного края и прилегающих территорий;
посещение особо охраняемых территорий и объектов (по возможностям) (заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы, зоопарков, ботанических садов, дендрариев, лесхозов), ознакомление с технологиями природоохранной работы в них;
11) «Хозяйство края, города» (4 часа):
составление картосхемы расположения значимых промышленных и сельскохозяйствнных предприятий (села, района, города), профессии востребованные на предприятиях и учреждениях края;
знакомство с работой промышленных и сельскохозяйственных предприятий (встреча с руководителями и специалистами предприятий);
экскурсия на предприятие, знакомство с техникой, технологией и технологическими процессами, знакомство с представителями различных профессий;
изучение и описание по разработанному плану наиболее значимого для района, города предприятия, составление схемы производственных связей, по экспорту и импорту в том числе;
12) «Краткая история и культура народов, проживающих в крае» (4 часа):
ближайшие археологические памятники, составление схемы древних стоянок, поселений, городищ, курганов, могильников, исследование литературных источников.
общественно-исторические, экономические и природные факторы первоначального заселения края, краткая история процесса заселения, освоения и развития территории;
культура (народное творчество, традиции, обычаи, обряды, национальная кухня, национальные ремёсла казахского народа и народов проживающих на территории края);
выдающиеся люди края, знакомство с биографией и заслугами людей, внесших особый вклад в развитие края, города;
13) подведение итогов (1 час), оформление накопленного материала по разделам (их презентация и сдача в школьный краеведческий музей).
3. Требования к уровню подготовки учащихся
15. Предметные результаты, учащиеся 7 класса должны знать о своем родном крае:
особенности географического положения;
статус и значение населенных пунктов края;
названия географических объектов;
особенности величины территории и рельефа;
совокупность природных ресурсов;
главные месторождения полезных ископаемых;
рекреационные возможности своего края;
гидрографическую сеть района, основные водные объекты;
особенности погоды и климата своего края;
действия во время возникновения чрезвычайных ситуаций;
почвы, основные типы растительности;
основные группы животного мира своего края;
уникальные виды растений и животных;
особо охраняемые территории края;
экономическое «лицо» края, главные предприятия промышленности и сельского хозяйства;
экспортную продукцию;
ближайшие археологические памятники и исторические объекты;
процесс заселения, освоения и развития края;
основные народы, их культуру, традиции, обычаи и ремесла;
выдающихся, заслуженных людей края.
16. Учащиеся 7 класса должны уметь:
анализировать по картам главные черты географического положения территории и географических объектов края;
осушествлять с помощью карт измерительные действия при характеристике природных особенностей;
анализировать горные породы, полезные ископаемые, особенности вод, погоды и климата своего края;
давать характеристику почвам, растительному покрову и животному миру края;
давать общие описания хозяйства своего края, отдельных значимых предприятий, их продукцию, производственные связи;
описывать, объяснять историю края, основные факторы развития, особенности заселения, причины многонационального состава населения, их культуру, традиции и обычаи;
выявлять и давать характеристику экологических и иных проблем, состоянию охраны природного комплекса на территории родного края и ее компонентов.
18. Личностные результаты учащихся. Учащиеся должны проявлять:
активную гражданскую позицию, высокие патриотические чувства, готовность к служению своей Родине и защите ее интересов;
стремление беречь и приумножать богатства природы родного края, своим посильным трудом улучшать его экономику, экологию;
уважение к истории, культуре и традициям народов, к памяти о выдающихся людях края.
18. Системно-деятельностные результаты работы отражаются в:
умении анализировать, обрабатывать, синтизировать, использовать информацию полученную во время поисково-исследовательских работ;
овладение методами познания, планирование деятельности и исследований;
владение современными информационными технологиями, образовательными ресурсами, архивными источниками, формирование навыка презентации полученной информации;
овладение коммуникативными способностями, развитие полиязычия и формирование навыков работы в социуме: индивидуально, в малых, в больших группах.
Краеведение 7 класс
Учебно-тематическое планирование
№ урока
Учебная тема, название занятия
Количество
часов
Дата
Вид
занятия
Требования к уровню подготовки учащихся
Используемая литература, оборудование
Форма контроля
1
Что изучает предмет краеведение, цели и задачи курса, источники знаний, географическое положение и величина территории (края, села, города), статус и значение населенных пунктов (административные, экономические, научные, туристические, рекреационные, культурные, культурно-исторические, духовные центры).
1
Комбинированное
Результаты важнейших краеведческих открытий и путешествий.
Карта «Великие геогр. открытия», Атлас Казахстана, презентация «Мои первые путешествия»
Оценка умений работать с картой
2
«Работа с картами и знакомство с основами туризма». (2 часа). Виды карт используемых в краеведении, основы ориентирования, компас, определение азимутов по карте и на местности, технология создания планов местности способами полярной и маршрутной съемки, картосхем, условные знаки.
1
Практика
Что значит «ориентирование».
Уметь с помощью компаса определять основные стороны горизонта, ориентироваться на местности.
Атласы по географии для 7 класса, компасы.
Оценка умений работать с картой
3
Основы туристической техники (установление палатки, укладка вещей, вязание узлов, виды переправ, оказание первой помощи), движение на местности по карте, правила безопасности во время экскурсии.
1
Практическая работа
Анализировать по картам главные черты географического положения территории и географических объектов края;
Инвентарь туриста.
Установка оборудования.
4
«Рельеф территории края» (3 часа) Ознакомление с типичными формами рельефа, выявление основных рельефообразующих факторов, сейсмические процессы, действия при землетрясении, изучение происхождения названий форм рельефа, ознакомление с горными породами;
1
Практическая работа на местности
Особенности величины территории и рельефа.
Атласы по географии для 7 класса, компасы
Анализ карт атласа.
5
Измерительные работы по картам и на местности (работа с нивелиром), определение высоты холмов, возвышенностей, гор, крутизны склонов, создание изображений различных форм рельефа (рисунок, картосхема, схема, совокупность условных знаков объектов местности и моделирование).
1
Практика.
Осуществлять с помощью карт измерительные действия при характеристике природных особенностей;
«Краеведение» 7 класс Дерягин В.В., Гитис М.С.
Практическая работа с атласом, на местности.
6
Эрозионные процессы антропогенного и природного происхождения на поверхности рельефа и их отрицательные последствия, меры предпринимаемые по их предотвращению, экология территории.
1
Практическая работа
Знать специфику географического положения и административно-территориального устройства области
Карта Казахстана,Акмолинской обл, атласы по географии для 6-9 классов.
Оценка практической работы
7
«Природные ресурсы края» (2 часа)
Выявление и составление перечня природных ресурсов родного края и их значение для развития экономики, ознакомление с полезными ископаемыми и историей открытия месторождений в крае, анализ рекреационных ресурсов.
1
Практическая работа
Совокупность природных ресурсов.
Главные месторождения полезных ископаемых.
Рекреационные возможности своего края;
Коллекции полезных ископаемых, презентации
Оценка практических работ
8
Ознакомление с месторождениями полезных ископаемых и способами (видами) добычи, ресурсосохраняющие технологии, составление схемы месторождения, карьера, сбор образцов полезных ископаемых, горных пород.
1
Практическая работа
Анализировать горные породы, полезные ископаемые, особенности вод, погоды и климата своего края;
Коллекции полезных ископаемых, презентации
Оценка практических работ
9
«Погода и климат местности». (3 часа) Выявление климатообразующих факторов, способы наблюдения за погодой (измерение атмосферного давления, температуры воздуха, силы и направления ветра, атмосферных осадков (работа с приборами), графическое изображение этих показателей погоды, по возможности, знакомство с технологией работы ближайшей метеостанции).
1
Практическая работа
Особенности погоды и климата своего края.Знать причины изменения температуры воздуха в течение суток, месяца, года.
Уметь строить графики хода температур
Климатические карты, климатограммы, диаграммы, роза ветров. Дневник наблюдений над погодой
Оценка практических работ
10
Местные признаки изменений в погоде, предсказание погоды (презентация способов), явления погоды принимающие характер чрезвычайных ситуаций, действия человека.
1
Практическая работа
Анализировать горные породы, полезные ископаемые, особенности вод, погоды и климата своего края;
Климатические карты, климатограммы, диаграммы, роза ветров. Дневник наблюдений над погодой
Оценка практических работ
11
Анализ многолетних наблюдений за изменениями климатических условий и природы края в целом, выявление основных причин изменений (по разным источникам, в том числе, по опыту старожилов), ветроэнергетика, экология воздушного бассейна края.
1
Практическая
работа
Знать причины изменения температуры воздуха в течение суток, месяца, года.
Уметь строить графики хода температур
Атлас по географии для 7 класса. Дневник наблюдений над погодой
Оценка практических работ
12
«Воды края и их использование» (3 часа).
1
Практическая работа
Гидрографическую сеть района, основные водные объекты;
Энциклопедия Казахстана
Оценка практических работ
13
Классификация вод на территории края, создание схемы местной гидрографической сети, изучение происхождения названий, использование водных ресурсов, гидроэнергетика, экология вод.
1
Комбинированное
Анализировать горные породы, полезные ископаемые, особенности вод, погоды и климата своего края;
Энциклопедия Казахстан Слайды о реках, озёрах области, контурные карты .
Тест
14
Исследование и описание одного водного объекта (реки, родника), исследование и описание озер края (или одного ближайшего озера);
1
Комбинированное
Гидрографическую сеть района, основные водные объекты;
Справочник «Познай свой край», атлас
Тест
15
«Почвы края» (3 часа)
Главные типы почв края, их основные характеристики и значение, изучение почвенных срезов;
1
Комбинированное
Давать характеристику почвам, растительному покрову и животному миру края;
Атлас Казахстана, карта области, контурные карты
Тест
16
Плодородие местных почв, мероприятия по ее сохранению и востановлению, знакомство с технологией агромелиорации (встреча с работниками и специалистами сельского хозяйства).
1
Практическая работа
Давать характеристику почвам, растительному покрову и животному миру края;
Атлас Казахстана, карта области, контурные карты
Анализ почв местности
17
«Растительность края и города» (3 часа).
Изучение растительности на территории края, определение их типов и уникальных видов растений в них, состояние растительного покрова края, растительность в городе, опыт озеленения в г. Астана и его окрестностях.
1
Комбинированное
Уникальные виды растений и животных;
Гербарий, атлас, слайды.
Работа с гербарием
18
Изучение отдельных видов растений растущих в крае, ознакомление с их полезными и лечебными свойствами.
1
Практическая
Уникальные виды растений и животных;
Гербарий, атлас, слайды.
Работа с гербарием
19
Изучение и описание местных растений по гербариям, оформление флористического уголка.
1
Комбинированный
Уметь объяснять значение официальных символов.
Гербарий, атлас, слайды.
Работа с гербарием
20
«Животный мир края» (3 часа).Выявление и изучение животного мира на территории края, определение их групп и уникальных видов животных в них, охрана животного мира.
1
Комбинированный
основные группы животного мира своего края;
21
Изучение отдельных видов животного мира края, опасные и полезные насекомые, промысловые животные и их значение, казахская национальная охота – искусство беркутчи.
1
Комбинированный
Основные группы животного мира своего края;
Атлас «Животные»
Тест
22
Посещение музеев природы родного края (встреча с работниками охотобществ, лесхозов), изготовление и развешивание скворечников.
Экскурсия.
Основные группы животного мира своего края;
Атлас «Животные»
Отчет.
23
«Охрана природы и особо охраняемые объекты, территории края и города»
(3 часа).
Составление списков, фотоальбомов, видеослайдов, видеофильмов о растениях и животных родного края, нуждающихся в защите и охране (презентация работы);
1
Комбинированное
Особо охраняемые территории края;
Слайды о реках, озёрах области, контурные карты
Тест
24
«Краснокнижные», эндемичные растения и животные родного края и прилегающих территорий.
1
Практическая работа
Выявлять и давать характеристику экологических и иных проблем, состоянию охраны природного комплекса на территории родного края и ее компонентов.
Атласы Акмолинской области, типовой план характеристики реки
Тест
25
Посещение особо охраняемых территорий и объектов (по возможностям) (заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы, зоопарков, ботанических садов, дендрариев, лесхозов), ознакомление с технологиями природоохранной работы в них.
1
Практическая работа
Выявлять и давать характеристику экологических и иных проблем, состоянию охраны природного комплекса на территории родного края и ее компонентов.
Атласы, контурные карты по географии .
Тест
26
«Хозяйство края, города» (4 часа):
Составление картосхемы расположения значимых промышленных и сельскохозяйствнных предприятий (села, района, города), профессии востребованные на предприятиях и учреждениях края.
1
Практическая работа
Экономическое «лицо» края, главные предприятия промышленности и сельского хозяйства;
Шувалов Н.И. От Парижа до Берлина по карте Акмолинской области»
Отчет
27
Знакомство с работой промышленных и сельскохозяйственных предприятий (встреча с руководителями и специалистами предприятий).
1
Комбинированный
Знать экспортную продукцию.
План характеристики предприятия
Отчет
28
Экскурсия на предприятие, знакомство с техникой, технологией и технологическими процессами, знакомство с представителями различных профессий;
1
Экскурсия
Давать общие описания хозяйства своего края, отдельных значимых предприятий, их продукцию, производственные связи;
План характеристики предприятия
Отчет
29
Изучение и описание по разработанному плану наиболее значимого для района, города предприятия, составление схемы производственных связей, по экспорту и импорту в том числе.
1
Практическая работа
Давать общие описания хозяйства своего края, отдельных значимых предприятий, их продукцию, производственные связи;
План характеристики предприятия
Презентация
30
«Краткая история и культура народов, проживающих в крае» (4 часа):
ближайшие археологические памятники, составление схемы древних стоянок, поселений, городищ, курганов, могильников, исследование литературных источников.
1
Практическая работа
Процесс заселения, освоения и развития края;
Ближайшие археологические памятники и исторические объекты;
Атлас Акмолинской области
Презентация
31
Общественно-исторические, экономические и природные факторы первоначального заселения края, краткая история процесса заселения, освоения и развития территории.
1
Практическая работа
Описывать, объяснять историю края, основные факторы развития, особенности заселения, причины многонационального состава населения, их культуру, традиции и обычаи;
Атлас Акмолинской области
Презентация
32
Культура (народное творчество, традиции, обычаи, обряды, национальная кухня, национальные ремёсла казахского народа и народов проживающих на территории края).
1
Практическая
работа
Основные народы, их культуру, традиции, обычаи и ремесла;
Атлас Акмолинской области
Презентация
33
34
Выдающиеся люди края, знакомство с биографией и заслугами людей, внесших особый вклад в развитие края, города.
Подведение итогов (1 час), оформление накопленного материала по разделам (их презентация и сдача в школьный краеведческий музей).
1
Комбинированный урок
Практическая работа
Выдающихся, заслуженных людей края.
Активную гражданскую позицию, высокие патриотические чувства, готовность к служению своей Родине и защите ее интересов;