Вспомните, что вы знаете о почве - Что такое почва? - Каково главное свойство почвы? - Каков состав почвы? - Чем отличаются почвы в различных природных зонах и природных сообществах? | • Работают в парах: актуализируют знания о почве,– отвечают на вопросы, при необходимости могут обратиться к учебнику как к справочнику • Представляют результаты работы, обозначают затруднение при ответе на последний вопрос |
Организует работу по составлению схемы факторов почвообразования (уч-к стр. 159,слайд № 2). Дополняет схему, сделанную учащимися. Рассказыввает, что такое почва и как она образовалась (дополняя текст учебника). Долгое время учёные не могли ответить на вопросы, что такое почва и как она образовалась. Только в конце XIX в. великий русский учёный, основатель почвоведения (науки о почвах) Василий Васильевич Докучаев смог ответить на эти вопросы. Учёный выяснил, что почва — особое природное тело, продукт взаимодействия горных пород, рельефа, климата, воды, микроорганизмов, растений и животных. Под воздействием перечисленных факторов образуются почвы, причём очень медленно. За 100 лет мощность почвы увеличивается всего на 0,5—2 см. Этот факт свидетельствует о том, что люди должны бережно относиться к это му удивительному дару природы. Организует изучение типов почв (уч-к стр.159-160, слайды 5-6) • Спрашивает, чем похожи и чем отличаются все виды почв • Организует выполнение задания 5 на с. 160 учебника, задания 16 на стр.74 «Мой тренажёр» К почве, или, как её называют, земле, у людей всегда было особое отношение. Они называли её матушкой, кормилицей, землицей. Как вы думаете, почему? Вы знаете, что от почвы зависит урожай зерна, овощей, фруктов. Организует работу по составлению схемы о значении почвы в природе и жизни людей * Можно использовать материалы электронного приложения | Анализируют текст учебника, выявляют факторы почвообразования, составляют схему, сличают с образцом на доске, обсуждают, затем дополняют её (вместе с учителем). Анализируют текст учебника, выявляют состав почвы, составляют схему. Обсуждают результаты выполнения задания в парах Осуществляют взаимопроверку (или самопроверку) Сличают схему с образцом на доске (слайд № 4) Анализируют текст учебника, иллюстрации, выявляют типы почв и их различия, определяют природные зоны и природные сообщества; предполагают, какая почва характерна для каждой иллюстрации, устанавливают причинно-следственные связи • Обсуждают результаты выполнения задания в парах • Осуществляют самопроверку с помощью иллюстраций и текста на с. 160 учебника и слайдов 7-9 • Сравнивают виды почв • Рассказывают о разнообразии почв, используя иллюстрации и схемы • Извлекают информацию из дополнительных источников, • Определяют значение почвы, рассуждают об охране почвы Высказывают свои предположения, составляют схему, делают выво |