kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Пакшина Оксана Викторовна

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс "Практическая география позволяет подготовить выпускников к экзамену по географии в области практических заданий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Пакшина Оксана Викторовна»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сорская средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным

изучением отдельных предметов»


Рассмотрено на заседании ШМО

Руководитель МО

__________

Протокол № ___

от «__»_________2016 г.


Согласовано

Заместитель директора по УВР

___________

«__»______________2016 г.


Утверждаю

Директор МБОУ

«Сорская СОШ №3 с УИОП»

Т.Н. Борисова______









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


«Практическая география»

в 9-х классах


на 2016-2017 учебный год


(на второе полугодие, 3 часа в неделю, всего 51 час)






Учитель географии:

1 кв. категории

Пакшина О. В.










Сорск, 2016






Пояснительная записка

Итоги государственной аттестации позволяют сделать определенные выводы об уровне подготовки выпускников основной школы, выработать единые требования к образовательным достижениям обучающихся, сформировать эффективную систему подготовки выпускников девятых классов, повысить ответственность общеобразовательных учреждений за качество подготовки обучающихся на ступени основного общего образования.

 Нужно уделить особое внимание как  подготовке теоретического и практического материала, так и правилам оформления экзаменационных работ.  Дети начинают чувствовать тревожность  перед  экзаменами, пытаются как-то готовиться к ним, но самостоятельно повторять и систематизировать весь материал, пройденный за 4 года, не каждому девятикласснику под силу. На занятиях этого курса есть возможность устранить пробелы ученика по тем или иным темам. Ученик более осознанно подходит  к материалу, который изучался  в 6-9 классах, т.к. у него уже более большой опыт и богаче багаж знаний. Учитель помогает, выявить  слабые места ученика, оказывает помощь при систематизации материала.

  Все это поможет учащимся уверенно чувствовать себя на экзамене.

Объем программы – 34 часа (1 час в неделю).

Цель данного элективного курса: подготовить учащихся к экзамену по географии за курс основной школы.

 

Задачи курса:

  • повторить теоретические основы курса географии;

  • отработать практические навыки и умения;

  • закрепить основные правила оформления экзаменационных работ, разные типы заданий;

  • повторить географическую номенклатуру, основные географические термины и понятия;

  • анализировать  природные, экономические и социальные явления;


Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса выпускник 9 класса должен:

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

  2. географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

  3. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  4. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

  5. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях.

учащиеся должны уметь:

  •  выявлять причинно-следственные связи;

  •  выделять и описывать существенные признаки географических объектов и явлений;

  • составлять комплексную географическую характеристику разных территорий;

  • решать практические задачи разной степени сложности;

  • сравнивать различные явления, территории и делать выводы

  • развивать картографическую грамотность школьников.

Называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;

  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;

  • географические районы, их территориальный состав;

  • отрасли промышленности.


Тематический план

Тема раздела

Количество часов

1

Введение. 

1


2


Источники географической информации


8


3


Природа Земли и человек


4


4


Материки, океаны, народы и страны.


4


5


Природопользование и геоэкология.


3


6


География России


11

7


Итоговое тестирование


3



Содержание программы

Введение. 
Особенности процедуры проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии . Нормативно-правовые и другими документами, определяющие порядок проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии, бланками государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии и иными сведениями, связанными с данной процедурой. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ).

Источники географической информации
Масштаб. Навыки практической работы по использованию масштаба, указанного в различной форме. Перевод масштаба из именованной формы в численную и из численной в именованную. Решение задач на определение длины отрезка на карте по указанному масштабу и расстоянию; решение задач на определение расстояния по длине отрезка на карте и указанному масштабу.
Определение направлений на глобусе, плане и карте. Градусная сетка на глобусе и картах, выполненных в различных картографических проекциях.
Особенности определения направлений по картам, выполненным в полярной азимутальной проекции. Определение по карте географических координат указанной точки. Решение задач на определение относительного местоположения точек с указанными географическими координатами.

Природа Земли и человек
Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. 
Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка. 
Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли. 
Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла  и  влаги  на   Земле.  Погода  и  климат.  Изучение элементов погоды. 
Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животных, особенности их распространения. Почвенный покров. Почва как особое природное образование. Условия образования почв разных типов. 
Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность, цикличность и ритмичность процессов. Территориальные     комплексы:     природные,     природно-хозяйственные. 

Материки, океаны, народы и страны
Материки и страны. Основные черты природы Африки. Австралии. Северной и Южной Америки. Антарктиды. Евразии. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. 
Многообразие стран, их основные типы. 

Природопользование и геоэкология
Влияние хозяйственной деятельности людей на природу.  
Основные типы природопользования. 
Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере.

География России 
Природа России
Рельеф России: основные формы, их связь со стро­ением литосферы. Горы и равнины. Влияние внутрен­них и внешних процессов на формирование рельефа, Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Древнее и современное оледенения, Стихийные природные явления в литосфере. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природы. Человек и литосфера.

Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверх­ности, циркуляции воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаря­емость, коэффициент увлажнения). Сезонность кли­мата.
Типы климатов России. Комфортность (дискомфортность) климатических условий. Изменение климата под влиянием естественных факторов.
Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. 

Население России 
Численность населения России в сравнении с дру­гими государствами. Ее резкое сокращение на рубеже XX и XXI вв. Причины демографического кризиса. Особенности воспроизводства российского населения. Региональные различия естественного прироста. Роль внешних миграций в динамике населения страны. Прогнозы изменения численности населения России.
Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Сокращение средней продолжительности жизни россиян.
Россия — многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор форми­рования и развития России. Межнациональные про­блемы. Языковой состав населения. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География ре­лигий.
Особенности ур­банизации в России. Концентрация населения в круп­нейших городах и обострение в них социально-эконо­мических и экологических проблем. Городские агло­мерации. Малые города и проблемы их возрождения. Сельская местность. Географические особенности рас­селения сельского населения. Современные социаль­ные проблемы села.
Географические особенности размещения населе­ния: их обусловленность природными, исторически­ми и социально-экономическими факторами. Зоны расселения.
Внешние и внут­ренние миграции: причины, порождающие их. Ос­новные направления миграционных потоков на раз­ных этапах развития страны.

Хозяйство России
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК), его состав, место и значе­ние в хозяйстве, связь с другими комплексами.
Нефтяная промышленность. Роль нефти в современ­ном хозяйстве. Место России в мире по запасам и добыче нефти. Ос­новные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. География основных нефте­проводов и переработки нефти. Современные проблемы нефтяной промышленности.
Газовая промышленность. Возрастающая роль газа в топливно-энергетическом балансе страны. Место России в мире по запасам и добыче газа. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. Единая газопроводная система страны. Современные проблемы газо­вой промышленности
Угольная промышленность. Виды угля и способы их добычи. Главные угольные бассейны, их хозяйственная оценка, Соци­альные и экологические проблемы угледобывающих регионов.
Электроэнергетика. Типы электростанций, их достоинст­ва и недостатки, факторы размещения. Доля различных типов стан­ций в производстве электроэнергии. Крупнейшие электростанции. Формирование энергосистем. 
Металлургия, ее состав и структура, место в хозяйстве, связь с дру­гими отраслями. Современные проблемы российской металлургии и их географические следствия. Место России в мире по запасам металлических руд и производству продукции металлургии.
Черная и цветная металлургия. Традиционные и новые технологии производства металлов. Типы металлургических предприятий и факторы размещения. Особенности географии металлургии черных, легких и тя­желых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Экспорт металлов и его роль в экономике страны.
Химическая промышленность. Состав и значение в хозяйстве, связь с другими отраслями. Роль химизации хозяйства. Главные факторы размещения предприятий химической промышленности. Группиров­ка отраслей химической промышленности, особенности их геогра­фии. Основные химические базы, крупнейшие химические комплек­сы. Проблемы развития отрасли. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.
Лесная промышленность. Состав и значение в хозяйстве, связь с другими отраслями. Место России в мире по производству продукции лесной промышленности. Группировка отраслей лесной промышленности, особенности их географии. Основные лесные базы, крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды. Производство строительных материалов, конструкций и деталей.
Машиностроение, его значение и отраслевой состав, связь с други­ми отраслями. Факторы размещения машиностроительных предприя­тий. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно-промышленного комплекса и его конверсии.
Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйст­ва от других хозяйственных отраслей. Понятие об агропромышленном комплексе (АПК). Основные проблемы развития российского АПК. Земледелие. Ведущая роль зернового хозяйства. География выращивания важнейших зерновых и технических культур, картофеля. Садоводство и виноградарство. Животноводство. Ведущая роль скотоводства. География основных отраслей животноводства. Лесное хозяйство. Роль леса в жизни людей. Российские леса — важная часть ее национального богатства. Роль леса в российской экономике. География лесов эксплуатационного назначения. Пищевая промышленность, ее значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. Группировка отраслей по характеру используемого сырья, география важнейших отраслей. Легкая промышленность, ее значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. География текстильной промышленности. Про­блемы развития легкой промышленности.

Классификация услуг. Роль третичного сектора в хозяйстве, про­блемы его развития в России. Отрасли третичного сектора и окружаю­щая среда.
Коммуникационная система. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Исторически сложившееся несовершенство транспортной сети в России. Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь. Социальная инфраструктура; ее состав и роль в современном обществе. Важнейшие проблемы развития в условиях перехода к рын­ку. Перспективы развития комплекса.
Наука, ее значение, состав, роль в жизни современного общества. География российской науки. Технополисы.
Жилищное и рекреационное хозяйство. Жилье — одна из главных по­требностей человека. Низкий уровень обеспеченности жильем и низ­кие показатели его благоустроенности в России. Географические раз­личия в обеспеченности россиян жильем. География рекреационного хозяйства в России.
Европейская Россия (Западный макрорегион). Особенности природы, истории и географии хозяйства. Географи­ческое положение на западе России. Разнообразие рельефа в связи с особенностями геологического строения и рельефообразующих про­цессов. Влияние географического положения на климат региона. Са­мый полный в России набор природных зон. Природные ресурсы. Ев­ропейская Россия — основа формирования территории Российского государства. Наиболее освоенная и заселенная часть страны.
Место и роль Европейской России в промышленном и сельскохо­зяйственном производстве страны. Внутрирегиональные природно-хозяйственные различия.  Азиатская Россия (Восточный макрорегион). Географическое положение. Большая площадь территории и ма­лая степень изученности и освоенности, слабая заселенность. Кон­центрация основной части населения на юге.
Разнообразие природных условий. Богатство природными ресур­сами. Очаговый характер размещения производства, его сырье, добы­вающая направленность. Слабое развитие перерабатывающих отрас­лей.

Трудности организации производства и жизни населения в экс­тремальных условиях.


Требования по окончании курса: 
Умение оптимального распределения времени во время выполнения экзаменационной работы государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по географии. 
Получить необходимые навыки по особенностям заполнения бланков тестов ГИА 

Календарно-тематический план

дата

Тема занятия

Теория


Практика

ВЕДЕНИЕ 1 ч.

1


Особенности государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии 



Источники географической информации. 10 часов

2


Географические модели

1


3


Масштаб 


2

4


Условные знаки


1

5


Способы картографического изображения


2

6


Градусная сеть


1

7


Географические координаты


2

8



Выдающиеся  географические  исследования,  открытия и путешествия


1



Природа Земли и человек – 6 часа

9


Земная кора и литосфера


1

10


Гидросфера, ее состав и строение

1


11


Атмосфера. Состав, строение, циркуляция


2

12



Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Географическая оболочка

1


2


13


Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом


1

Материки, океаны, народы и страны 7 часа

14


Основные черты природы Африки. Австралии


2

15



Основные черты природы Северной и Южной Америки


2


16


Полярные области Земли 



1

17


Основные черты природы Евразии


2


Природопользование и геоэкология – 6 часа

18


Влияние хозяйственной деятельности людей на природу.

1

1

19


Основные типы природопользования

1

1

20


Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере

1

1


География России - 18 часов

21


Рельеф России


1

22


Полезные ископаемые России


2

23


Климат России 


1

24


Политико-административное устройство России


2

25



Численность и естественный прирост населения


3

26


Городское и сельское население


1

27


Миграции населения


1

28


Важнейшие МОК России и их география


1

29


Западный макрорегион


2

30


Восточный макрорегион


2

31


Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом.


1

Итоговое тестирование – 3 часа

32


Работа по КИМам


1

33


Работа по КИМам


1

34


Работа по КИМам


1


Перечень практических работ

Практическая работа № 1.

Определение по картам

особенностей экономико-географического положения России. 

Ход  работы:

На контурной карте России:

  1. Красным цветом обозначьте государственную границу Российской Федерации;

  2. Подпишите названия государств, имеющих с Россией сухопутные и морские границы;

  3. Подпишите названия морей и океанов, омывающих берега России;

  4. Зелёным цветом обозначьте границу между Европой и Азией;

  5. Синим цветом обозначьте Северный Полярный круг, а оранжевым - 50о северной широты;

  6. Жёлтым цветом заштрихуйте территорию соседних с Россией стран - членов СНГ;

  7. Синим цветом заштрихуйте территорию соседних с Россией стран - членов НАТО;

  8. Красными кружками обозначьте ”горячие точки” на территории СНГ и подпишите их названия.

ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ

Практическая работа № 2.

Нанесение на контурную карту основных видов минеральных

 и неминеральных ресурсов России.

 Ход  работы:

  1. На контурной карте России обозначьте условными знаками и подпишите названия важнейших месторождений минерального сырья:

  • нефти - Альметьевск (Ромашкинское), Грозный (Урус-Мартан), Нижневартовск (Самотлор), Оха, Самара (Мухановское), Сургут, Туймазы, Усинск;

  • природного газа - Астрахань, Войвож, Оренбург, Саратов, Ставрополь, Уренгой, Ямбург;

  • каменного угля - Новокузнецк и Кемерово (Кузбасс), Воркута (Печорский бассейн), Шахты (Донбасс), Черемхово (Иркутский бассейн), Нерюнгри (Южно-Якутский бассейн);

  • бурого угля - Назарово и Ирша-Бородинское (Канско-Ачинский бассейн), Тула (Подмосковный бассейн);

  • железных руд - КМА, Качканар, Магнитогорск, Костомукша, Приангарье (Коршуновское);

  • алюминиевых руд - Бокситогорск, Сулея, Хибины;

  • медных руд - Гай, Красноуральск, Кыштым, Норильск, Ревда, Сибай, Удокан;

  • никелевых руд - Норильск, Никель, Верхний Уфалей и Реж;

  • полиметаллических руд - Дальнегорск, Забайкалье, Алтай (Орловское), Садон, Салаир;

  • оловянных руд - Верхоянск, Депутатский, Кавалерово, Певек, Шерловая Гора, Эсэ-Хайя;

  • золота - Алдан, Бодайбо, Золотая Гора, Омсукчан, Усть-Нера;

  • поваренной соли - Баскунчак, Эльтон;

  • калийных солей - Соликамск и Березники;

  • фосфоритов - Егорьевск, Брянск, Кингисепп, Рудничный;

  • апатитов - Хибины;

  • серы - Самара;

  • асбеста - Асбест, Ак-Довурак;

  • янтаря - Янтарный;

  • алмазов - Мирный, Удачный, Айхал, Эбеляхское.

  1. Зелёным цветом заштрихуйте лесоизбыточные регионы России, коричневым цветом - регионы, обеспеченные почвенными ресурсами, условными знаками обозначьте районы, богатые гидроэнегоресурсами, геотермальными и рекреационными ресурсами.

НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ

Практическая работа № 3.

Нанесение на контурную карту республик России и их столиц.

 Ход  работы:

На контурной политико-административной карте России:

  1. красным цветом обозначьте государственную границу Российской Федерации;

  2. зелёным цветом обозначьте границы республик, входящих в состав Российской Федерации и подпишите их названия;

  3. подпишите названия столиц республик Российской Федерации.

Практическая работа № 4.

Построение картосхемы основной зоны размещения населения России и обозначение на карте городов - миллионеров.Ход работы:

Используя карты атласа и справочную литературу, на контурной карте России выполните следующее задание:

  1. Обозначьте государственную границу России;

  2. Обозначьте границы экономических районов России;

  3. Подпишите названия городов-миллионеров России;

  4. Обозначьте основную зону расселения населения России, заштриховав ”треугольник” Санкт-Петербург - Ростов-на-Дону - Новосибирск;

  5. Сделайте вывод о размещении населения России.

ГЕОГРАФИЯ ХОЗЯЙСТВА РОССИИ

Практическая работа № 6.

Построение картодиаграммы топливной промышленности России.

 Ход работы:

На контурной карте России:

  1. Обозначьте  государственную  границу  России  и  её  экономических  районов;

  2. Используя  таблицу  ”Важнейшие  регионы  России  по  добыче  минерального  топлива”, постройте  картодиаграмму  развития  и  размещения  нефтяной,  газовой  и  угольной  промышленности  России  (высота  знака:  1  млн.  т  (или  5 млрд. м3) = 0,5 мм)

Важнейшие регионы России по добыче минерального топлива

Добыча нефти

Добыча природного газа

Добыча угля

Субъект РФ

Добыча

(млн. т)

Субъект РФ

Добыча

(млрд. м3)

Субъект РФ

Добыча

(млн. т)

Ханты-Мансийский а.о.

Ямало-Ненецкий а.о.

Татария

Башкирия

Пермская область

Оренбургская область

Самарская область

Коми

167

31

26

13

9

9

8

8

Ямало-Ненецкий а.о.

Оренбургская область

Ханты-Мансийский а.о.

Астраханская область

Коми

523

27

19

8

4

Кемеровская область

Красноярский край

Коми

Иркутская область

Читинская область

Якутия

Ростовская область

Челябинская область

113

40

18

16

11

10

9

5

  1. Обозначьте  границы  указанных  субъектов  Российской Федерации  и  подпишите их  названия;

  2. Назовите регион, являющийся главной топливной базой России.

Практическая работа № 7

Обозначение на контурной карте крупнейших электростанций России

Ход работы:

  1. Используя карты атласа, на контурной карте России обозначьте крупнейшие тепловые (Берёзовскую, Заинскую, Ириклинскую, Киришскую, Конаковскую, Костромскую, Нижневартовскую, Новочеркасскую, Пермскую, Рефтинскую, Рязанскую, Ставропольскую, Сургутскую ГРЭС), атомные (Балаковскую, Белоярскую, Билибинскую, Димитровградскую, Курскую, Ленинградскую, Нововоронежскую, Обнинскую, Ростовскую, Смоленскую, Тверскую АЭС) и крупнейшие гидроэлектростанции России (Братскую, Волгоградскую, Волжскую, Красноярскую, Саянскую, Усть-Илимскую  ГЭС) и подпишите их названия;

  2. Обозначьте  на  карте  Кислогубскую  ПЭС  и  Паужетскую  ГеоТЭС;

  3. Синим цветом заштрихуйте экономические районы, в структуре производства, электроэнергии которых преобладают ГЭС, а красным цветом - АЭС и подпишите их названия.

  4. Какие  факторы  размещения  имеют  ТЭС,  ГЭС  и  АЭС?

    Не  забудьте  подписать  названия  электростанций!

Практическая работа № 8.

Составление картосхемы размещения чёрной и цветной металлургии России и определение факторов их размещения.

Вариант 1. Составление  картосхемы  размещения  чёрной  металлургии  России.

Ход работы:

На контурную карту России:

  1. Нанесите государственную границу России и границы её экономических районов;

  2. Используя карты атласа, нанесите крупнейшие месторождения железных руд и коксующихся углей России;

  3. Кружками коричневого цвета обозначьте и  подпишите  названия  металлургических центров полного цикла: Алапаевск, Ашу, Белорецк, Магнитогорск, Липецк, Нижний Тагил, Новокузнецк, Новотроицк, Серов, Старый Оскол, Тулу, Череповец, Чусовой;

  4. Кружками красного цвета обозначьте и подпишите названия центров передельной металлургии: Верхний Уфалей, Волгоград, Выксу, Екатеринбург, Златоуст, Ижевск, Колпино, Комсомольск-на-Амуре, Красноярск, Кулебаки, Москву, Нижний  Новгород,  Новосибирск, Омутнинск, Орёл, Петровск-Забайкальский, Ревду, Санкт-Петербург, Электросталь;

  5. Обозначьте границы металлургических баз России: Центральной, Уральской, Сибирской, Дальневосточной;

  6. Красными стрелками покажите пути транспортировки железных руд, а чёрными стрелками - коксующихся углей;

  7. Какой фактор размещения имеет металлургические комбинаты полного цикла, а какой - предприятия передельной металлургии;

  8. Назовите единственный в России центр полного цикла, имеющий транспортный фактор размещения;

  9. Назовите две крупнейших металлургические базы России и сделайте вывод о размещении чёрной металлургии России

 

Вариант 2. Составление  картосхемы  размещения  цветной  металлургии  России.

Ход работы:

На контурную карту России:

  1. Нанесите государственную границу России и границы её экономических районов;

  2. Используя карты атласа, условными знаками нанесите важнейшие месторождения алюминиевых, медных, никелевых и полиметаллических руд России;

  3. Условными знаками обозначьте и подпишите названия важнейших гидроэлектростанций России: Братскую, Волгоградскую, Волховскую, Иркутскую, Кандалакшскую, Красноярскую, Ондскую, Саянскую, Усть-Илимскую;

  4. Кружками голубого цвета обозначьте и подпишите незвания важнейших центров металлургии алюминия: Братск, Волгоград, Волхов, Каменск-Уральский, Кандалакшу, Краснотурьинск, Красноярск, Надвоицы, Новокузнецк, Саяногорск, Шелехов;

  5. Кружками оранжевого цвета обозначьте и подпишите важнейшие центры металлургии меди России: Верхняя Пышма, Карабаш, Кировград; Кыштым, Медногорск, Мончегорск, Москва, Норильск, Ревда;

  6. Кружками фиолетового цвета обозначьте и подпишите крупнейшие центры производства свинца и цинка: Белово, Владикавказ, Дальнегорск, Челябинск;

  7. Кружками зелёного цвета обозначьте и подпишите названия центров металлургии никеля: Мончегорск, Норильск, Орск;

  8. Обозначьте границы Центральной, Уральской, Северо-Западной и Сибирской металлургической баз и подпишите их названия;

  9. В каком экономическом районе находится наибольшее количество центров металлургии меди, а в каком - металлургии алюминия?

  10. Сделайте вывод о факторах размещения металлургии алюминия, меди, никеля, свинца и цинка.

Практическая работа № 9.

Определение главных районов размещения отраслей трудоёмкого  и металлоёмкого машиностроения по картам.

    Ход работы:

    На контурную карту России нанесите государственную границу России и границы её экономических районов и обозначьте:

  1. Основную зону расселения населения России  (треугольник  Санкт-Петербург - Ростов-на-Дону - Новосибирск);

  2. Главные центры электротехнической промышленности России: Александров, Биробиджан, Владикавказ, Воронеж, Казань, Москву, Нижний Новгород, Новосибирск, Кемерово, Пермь, Подольск, Самару, Санкт-Петербург, Томск, Уфу, Чебоксары;

  3. Важнейшие центры чёрной металлургии России: Волгоград, Екатеринбург, Комсомольск-на-Амуре, Липецк, Магнитогорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Новотроицк, Старый Оскол, Тулу, Челябинск, Череповец, Электросталь;

  4. Крупнейшие центры тяжёлого машиностроения (Екатеринбург, Колпино, Комсосольск-на-Амуре, Новокузнецк, Орск, Черемхово, Электросталь);

  5. Сделайте вывод о размещении трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения.

        Не  забудьте  подписать  названия  обозначенных  на  карте  городов!

Практическая работа № 10.

Обозначение на контурной карте основных центров автомобилестроение, судостроения, станкостроения и железнодорожного и сельскохозяйственного машиностроения.

    Ход  работы:

    На контурную карту России нанесите государственную границу России и границы её экономических районов, различными цветами обозначьте важнейшие центры машиностроения России и подпишите их названия:

  1. Легкового автомобилестроения: Елабугу, Ижевск, Калининград, Москву, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Серпухов, Таганрог, Тольятти, Ульяновск;

  2. Грузового автомобилестроения: Миасс, Москву, Набережные Челны, Нижний Новгород;

  3. Автобусостроения: Курган, Ликино-Дулёво, Нижний Новгород, Павлово, Ульяновск;

  4. Троллейбусостроения: Уфу и Энгельс;

  5. Локомотивостроения: Коломна, Людиново, Муром, Новочеркасск;

  6. Вагоностроения: Абакан, Брянск, Тверь, Калуга, Нижний Тагил, Новоалтайск, Чита;

  7. Производства  вагонов  метро:  Мытищи  и  Санкт-Петербург;

  8. Судостроения и судоремонта: Архангельск, Астрахань, Благовещенск, Великий Устюг, Владивосток, Зеленодольск, Калининград, Красноярск, Москва, Мурманск, Нижний Новгород, Новодвинск, Санкт-Петербург, Сыктывкар, Тюмень, Усть-Кут, Хабаровск;

  9. Станкостроения: Вологду, Воронеж, Иваново, Златоуст, Киров, Коломну, Москву, Новосибирск, Оренбург, Рязань, Самару, Ульяновск, Челябинск;

  10. Тракторостроения: Владимир, Волгоград, Липецк, Петрозаводск, Рубцовск, Чебоксары, Челябинск;

  11. Комбайностроения: Бежецк, Биробиджан, Красноярск, Люберцы, Омск, Ростов-на-Дону, Рязань, Таганрог;

  12. Сделайте  вывод  о  размещении  машиностроения  России.

РЕГИОНАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ РОССИИ

Практическая работа № 15

Обозначение на контурной карте экономических районов России

Ход  работы:

На контурной политико-административной карте России:

  1. обозначьте государственную границу России;

  2. используя атлас и текст учебника, обозначьте границы экономических районов России и подпишите их названия;

  3. красным цветом закрасьте экономические районы, имеющие внутреннее географическое положение (т.е. не имеющие выход к государственной границе);

  4. жёлтым цветом закрасьте экономические районы, имеющие приморское географическое положение.


Практическая работа № 16.

Составление картосхемы размещения хозяйства Центральной России.

    Ход  работы:

Работа выполняется при изучении Центрального, Волго-Вятского и Центрально-Чернозёмного экономических районов.

        1. Центральный экономический район.

На контурной карте Центральной России обозначьте:

  1. государственную границу России и границу Центрального экономического района;

  2. подпишите названия соседних стран и экономических районов;

  3. условными знаками обозначьте месторождения бурого угля (Щёкино, Сафоново), торфа (Шатура), фосфоритов (Воскресенск, Егорьевск, Брянск), керамических глин (Ликино-Дулёво, Гжель, Конаково), стекольных песков (Гусь-Хрустальный, Дятьково);

  4. условными знаками обозначьте и подпишите названия главных промышленных центров (Москву, Подольск, Коломну, Серпухов, Мытищи, Ликино-Дулёво, Тверь, Ярославль, Кострому, Иваново, Владимир, Муром, Рязань, Тулу, Новомосковск, Калугу, Смоленск, Брянск, Орёл) и отметьте отрасли их промышленной специализации);

  5. различными цветами заштрихуйте главные сельскохозяйственные регионы Центрального экономического района.

2. Волго-Вятский экономический район.

На контурной карте Центральной России обозначьте:

  1. границу Волго-Вятского экономического района;

  2. подпишите названия соседних экономических районов;

  3. условными знаками обозначьте месторождения торфа (Городец), фосфоритов (Рудничный), район распространения лесных ресурсов (Кировская область и Марийская Республика);

  4. условными знаками обозначьте и подпишите названия главных промышленных центров (Нижний Новгород, Кстово, Дзержинск, Павлово, Арзамас, Бор, Чебоксары, Саранск, Йошкар-Олу, Киров,  Кирово-Чепецк) и отметьте отрасли их промышленной специализации);

  5. различными цветами заштрихуйте главные сельскохозяйственные регионы Волго-Вятского экономического района.

3. Центрально-Чернозёмный экономический район.

На контурной карте Центральной России обозначьте:

  1. государственную границу и границу Центрально-Чернозёмного экономического района;

  2. подпишите названия соседних стран и экономических районов;

  3. условными знаками обозначьте месторождения железных руд (Михайловское, Яковлевское, Лебединское) и район распространения почвенных ресурсов;

  4. условными знаками обозначьте и подпишите названия главных промышленных центров (Курск, Белгород, Старый Оскол, Липецк, Тамбов, Воронеж, Россошь) и отметьте отрасли их промышленной специализации);

  5. различными цветами заштрихуйте главные сельскохозяйственные регионы Центрально-Чернозёмного экономического района.

Практическая работа № 17.

Составление экономико-географической характеристики одного из экономических районов России.

    Ход  работы:

Работа выполняется по типовому плану:

План экономико-географической характеристики региона.

  1. Состав территории.

  2. Размеры территории.

  3. Вид и особенности экономико-географического положения (в какой части России находится,  с чем и где граничит, какими морями и где омывается, вывод о экономико - и политико-географическом положении).

  4. Природно-ресурсный потенциал и вывод об обеспеченности природными ресурсами.

  5. Характерные черты населения (численность, размещение, состав, уровень урбанизации, крупнейшие города, особенности миграции и обеспеченность трудовыми ресурсами).

  6. Отрасли промышленной специализации и их крупнейшие центры.

  7. Важнейшие отрасли сельского хозяйства и главные сельскохозяйственные регионы.

  8. Особенности развития транспортной системы, крупнейшие транспортные узлы.

  9. Особенности развития непроизводственной сферы.

  10. Внешние экономические связи, структура внешней торговли, основные вывозимые и ввозимые товары.

  11. Проблемы и перспективы развития региона.

  12. Вывод о экономическом развитии региона.

Практическая работа № 18.

Составление схемы производственных связей на примере одного из экономических районов.

    Ход  работы:

В рабочей тетради нарисуйте контур одного их экономических районов Центральной России и стрелками покажите основные статьи экспорта и импорта данного экономического района со своими соседями.

Вариант 1. Центральный экономический район.

Вариант 2. Волго-Вятский экономический район.

Вариант 3. Центрально-Чернозёмный экономический район.

Практическая работа № 19.

Составление картосхемы экономического развития Северо-Западного экономического района.

        Ход урока:

На контурной карте Северо-Западной и Северной России обозначьте:

  1. Государственную границу России и границу Северо-Западного экономического района;

  2. Подпишите названия соседних стран и экономических районов;

  3. Подпишите названия морских объектов, омывающих берега района;

  4. Условными знаками обозначьте месторождения нефти (Калининградское), горючих сланцев (Сланцы), алюминиевых руд (Бокситогорск), фосфоритов (Кингисепп) и янтаря (Янтарный);

  5. Условными знаками обозначьте и подпишите названия главных промышленных центров (Санкт-Петербург, Колпино, Выборг, Светогорск, Великий Новгород, Псков и Калининград) и отметьте отрасли их промышленной специализации);

  6. Различными цветами заштрихуйте главные сельскохозяйственные регионы Северо-Западного экономического района.

Практическая работа № 20.

Составление картосхемы экономического развития Северного экономического района.

        Ход урока:

На контурной карте Северо-Западной и Северной России обозначьте:

  1. Государственную границу России и границу Северного экономического района;

  2. Подпишите названия соседних стран и экономических районов;

  3. Подпишите названия морей, омывающих берега района;

  4. Условными знаками обозначьте месторождения нефти (Ухта, Усинск), природного газа (Войвож), каменного угля (Воркута, Инта), железных (Костомукша, Ковдор, Оленегорск), медных (Печенга), никелевых (Никель), алюминиевых руд (Хибины и Иксинское), апатитов (Кировск) и поваренной соли (Серёгово);

  5. Условными знаками обозначьте районы распространения лесных, рыбных и гидроэнергетических ресурсов;

  6. Условными знаками обозначьте и подпишите названия главных промышленных центров (Мурманск, Мончегорск, Кандалакшу, Петрозаводск, Надвоицы, Архангельск, Северодвинск, Новодвинск, Великий Устюг, Вологду, Череповец, Сыктывкар, Ухту, Воркуту) и отметьте отрасли их промышленной специализации);

  7. Различными цветами заштрихуйте главные сельскохозяйственные регионы Северного экономического района.

Практическая работа № 21.

Составление картосхемы экономического развития Урало-Поволжья.

        Ход урока:

Работа выполняется при изучении Уральского и Поволжского экономических районов.

        1. Уральский экономический район.

        На контурной карте Урала обозначьте:

  1. Государственную границу России и границу Уральского экономического района;

  2. Подпишите названия соседних стран и экономических районов;

  3. Условными знаками обозначьте месторождения нефти (Туймазы, Оса, Мишкинское), природного газа (Оренбург), каменного угля (Кизел), бурого угля (Копейск, Кумертау), железных (Качканар, Магнитогорск, Гай), хромовых (Сараны), марганцевых (Полуночное), медных (Гай, Красноуральск, Кыштым, Ревда, Сибай), никелевых (Верхний Уфалей, Реж), алюминиевых руд (Сулея), золота (Берёзовское, Кочкарское), асбеста (Асбест), серы (Оренбург), калийной (Соликамск, Березники) и поваренной соли (Березники, Соль-Илецк);

  4. Условными знаками обозначьте районы распространения лесных и почвенных ресурсов;

  5. Условными знаками обозначьте и подпишите названия главных промышленных центров (Уфу, Стерлитамак, Салават, Ижевск, Пермь, Соликамск, Березники, Екатеринбург, Каменск-Уральский, Краснотурьинск, Нижний Тагил, Челябинск, Магнитогорск, Оренбург, Орск, Новотроицк, Курган) и отметьте отрасли их промышленной специализации);

  6. Различными цветами заштрихуйте главные сельскохозяйственные регионы Уральского экономического района.

2. Поволжский экономический район.

На контурной карте Поволжья обозначьте:

  1. Государственную границу России и границу Поволжского экономического района;

  2. Подпишите названия соседних стран и экономических районов;

  3. Подпишите Каспийское море;

  4. Условными знаками обозначьте месторождения нефти (Ромашкинское, Мухановское), природного газа (Астраханское, Саратов, Ики-Бурул), серы (Астрахань и Самара), поваренной соли (Баскунчак);

  5. Условными знаками обозначьте районы распространения рыбных и почвенных ресурсов;

  6. Условными знаками обозначьте Волжскую, Саратовскую и Волгоградскую ГЭС, Балаковскую и Димитровградскую АЭС, Заинскую ГРЭС;

  7. Условными знаками обозначьте и подпишите названия главных промышленных центров (Казань, Набережные Челны, Ульяновск, Самару, Тольятти, Чапаевск, Сызрань, Саратов, Энгельс, Балаково, Пензу, Волгоград, Волжский, Камышин, Астрахань) и отметьте отрасли их промышленной специализации);

  8. Различными цветами заштрихуйте главные сельскохозяйственные регионы Поволжского экономического района.

Практическая  работа  № 22.

Составление  характеристики  промышленного  узла. 

Ход   работы:

Дайте  экономико-географическую  характеристику  промышленного  узла  по  следующему  типовому  плану:

  1. Географическое  положение  промышленного  узла.

  2. Краткая  характеристика  главного  промышленного  центра:

·       время  образования;

·       административное,  хозяйственное  и  культурное  значение;

·       численность  населения;

·       отрасли  специализации  хозяйства.

  1. Города-спутники,  их  специализация  и  связи  с  главным  промышленным  центром.

  2. Использование  местных  природных  ресурсов.

  3. Особенности  транспортно-географического  положения  и  характеристика  транспортного  узла:

·         виды  транспортных  магистралей,  проходящие  через  промышленный (транспортный)  узел;

·         с  какими  крупными  городами  связан  промышленный  узел.

  1. Территориально - производственные  связи:  основные  ввозимые  и  вывозимые  товары.

  2. Проблемы  и  перспективы  развития  узла.

  3. Вывод  о  значении  и  развитии  промышленного  узла.

 

Вариант 1.  Астраханский  промышленный  узел.

Вариант 2.  Волгоградский  промышленный  узел.

Вариант 3.  Казанский  промышленный  узел.

Вариант 4.  Нижнекамский  промышленный  узел.

Вариант 5.  Самарский  промышленный  узел.

Вариант 6.  Саратовский  промышленный  узел.

Практическая  работа  № 23.

Составление  картосхемы  экономического  развития  Северо-Кавказского  экономического  района. 

Ход   работы: 

На  контурной  карте  Европейского  Юга  (Северного  Кавказа)  обозначьте:

  1. Государственную границу  России  и  границу  Северо-Кавказского  экономического  района;

  2. Подпишите  названия  соседних  стран  и  экономических  районов;

  3. Подпишите  моря,  омывающие  берега  района,  включая  Каспийское  море;

  4. Условными  знаками  обозначьте  месторождения  нефти  (Гудермес, Избербаш, Ахтырский),  природного  газа  (Ставрополь, Мирное, Тахта),  каменного  угля  (Шахты),  полиметаллических  (Садон),  вольфрамовых  и  молибденовых  руд  (Тырныауз),  цементного  сырья  (Новороссийск),  минеральных  вод  (Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки, Сочи);

  5. Условными знаками  обозначьте  районы  распространения  почвенных  и  рекреационных ресурсов;

  6. Условными  знаками  обозначьте  и  подпишите  названия  главных  промышленных  центров  (Ростов-на-Дону, Таганрог, Новочеркасск, Волгодонск, Краснодар, Новороссийск, Туапсе, Ставрополь, Невинномысск, Майкоп, Черкесск, Нальчик, Владикавказ, Грозный, Махачкалу)  и  отметьте  отрасли  их  промышленной  специализации);

  7. Различными  цветами  заштрихуйте  главные  сельскохозяйственные  регионы  Северного  Кавказа;

  8. Условными  знаками обозначьте  важнейшие  морские  порты  региона  (Таганрог,  Новороссийск,  Туапсе,  Махачкалу).

  9. Условными  знаками  обозначьте  и  подпишите  названия  городов - курортов  (Анапу, Сочи, Ейск, Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки).



Практическая  работа  № 24.

Составление  картосхемы  экономического  развития  Западной  и  Восточной  Сибири. 

Ход   работы: 

Работа  выполняется  при  изучении  Западно-Сибирского  и  Восточно-Сибирского  экономических  районов.

Часть  1.  На  контурной  карте  Западной  Сибири  обозначьте:

  1. Государственную границу  России  и  границу  Западно-Сибирского  экономического  района;

  2. Подпишите  названия  соседних  стран  и  экономических  районов;

  3. Подпишите  моря,  омывающие  берега  района;

  4. Условными  знаками  обозначьте  месторождения  нефти  (Самотлор,  Салымское, Сургут, Варьеганское),  природного  газа  (Новый  Уренгой,  Ямбург, Медвежье, Заполярное),  каменного  угля  (Новокузнецк,  Кемерово),  полиметаллических  руд  (Салаир, Орловское),  поваренной  (Бурла)  и  глауберовой  соли  (Кучук);

  5. Условными  знаками  обозначьте  и  подпишите  названия  главных  промышленных  центров  (Тюмень,  Сургут,  Нижневартовск,  Омск,  Новосибирск,  Томск,  Барнаул,  Рубцовск,  Новоалтайск,  Кемерово,  Новокузнецк,  Белово,  Прокопьевск,  Анжеро-Судженск,  Ленинск-Кузнецкий)  и  отметьте  отрасли  их  промышленной  специализации;

  6. Различными  цветами  заштрихуйте  главные  сельскохозяйственные  регионы  Западной  Сибири.  

Часть  2.  На  контурной  карте  Восточной  Сибири  обозначьте:

  1. Государственную границу  России  и  границу  Восточно-Сибирского  экономического  района;

  2. Подпишите  названия  соседних  стран  и  экономических  районов;

  3. Подпишите  моря,  омывающие  берега  района;

  4. Условными  знаками  обозначьте  месторождения  каменного  угля  (Черемхово, Абакан),  бурого  угля  (Назарово,  Ирша-Бородинское, Чита),  железных  руд  (Коршуновское),  медных  и  никелевых  руд  (Норильск),  вольфрамовых  и  молибденовых  (Джидинское),  оловянных  руд  (Шерловая  Гора),  золота  (Бодайбо, Советское),  платины  (Норильск),  асбеста (Ак-Довурак),  поваренной  соли  (Усолье-Сибирское);

  5. Условными  знаками  обозначьте  Саянскую,  Красноярскую,  Братскую,  Усть-Илимскую  и  Иркутскую  ГЭС,  Берёзовскую  ГРЭС;

  6. Условными  знаками  обозначьте  и  подпишите  названия  главных  промышленных  центров  (Красноярск,  Ачинск,  Канск,  Саяногорск,  Норильск,  Дудинку,  Игарку,  Лесосибирск,  Иркутск,  Шелехов,  Братск,  Усть-Илимск,  Улан-Удэ,  Читу)  и  отметьте  отрасли  их  промышленной  специализации;

  7. Различными  цветами  заштрихуйте  главные  сельскохозяйственные  регионы  Восточной  Сибири;

  8. Условными  знаками  отметьте  главные  морские  порты  района:  Дудинку,  Игарку,  Диксон.

Практическая  работа  № 25.

Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух экономических районов. 

Ход   работы:

         Используя  типовой  план  экономико-географической  характеристики  района,  текст  учебника,  карты  атласа,  справочную  и  другую литературу,  составьте  сравнительную  экономико-географическую  характеристику  двух  экономических  районов  (по  выбору учащегося).

 Вариант  1.

Используя  типовой  план,  составьте  сравнительную экономико-географическую характеристику  в  рабочей тетради  в  письменном  виде.

 Вариант  2.

Составьте  сравнительную  экономико-географическую  характеристику  двух  экономических районов  в  виде  таблицы:

План

Черты  сходства

Черты  различия

1-ый  район

2-ой  район

Состав  района

 

 

 

 

Размеры  территории

 

 

 

 

Географическое  положение

 

 

 

 

Природные  условия  и  ресурсы

 

 

 

 

Характерные  черты  населения

 

 

 

 

Отрасли  специализации  промышленности

 

 

 

 

Отрасли  специализации  сельского  хозяйства

 

 

 

 

Особенности  развития  транспорта  и  непроизводственной  сферы

 

 

 

 

Проблемы  и  перспективы  развития

 

 

 

 

Вывод  о  развитии  районов

 

 

 

Практическая  работа  № 26.

Составление  картосхемы  экономического  развития  Дальневосточного  экономического  района. 

Ход  работы: 

На  контурной  карте  Дальнего  Востока  (Восточной  Сибири  и  Дальнего  Востока)  обозначьте:

  1. Государственную границу  России  и  границу  Дальневосточного  экономического  района;

  2. Подпишите  названия  соседних  стран  и  экономических  районов;

  3. Подпишите  моря  и  океаны,  омывающие  берега  района;

  4. Условными  знаками  обозначьте  месторождения  нефти  (Оха),  природного  газа  (Средневилюйское),  каменного  угля  (Нерюнгри,  Сангар,  Средний  Ургал,  Партизанск,  Бошняково),  бурого  угля  (Райчихинск,  Бикин,  Артём,  Углегорск),  полиметаллических  руд  (Дальнегорск),  оловянных  руд  (Певек,  Депутатский,  Эссе-Хайя,   Кавалерово, Перевальное),  золота  (Дукат,  Усть-Нера,  Нежданинское,  Аллах-Юнь,   Золотая  Гора),  поваренной  соли  (Кемпендяй),  алмазов  (Мирный,  Айхал,  Эбеляхское);

  5. Условными  знаками  обозначьте  и  подпишите  названия  главных  промышленных  центров  (Хабаровск,  Комсомольск-на-Амуре,  Владивосток,  Находка,  Дальнегорск,  Благовещенск,  Якутск,  Магадан,  Петропавловск-Камчатский)  и  отметьте  отрасли  их  промышленной  специализации;

  6. Различными  цветами  заштрихуйте  главные  сельскохозяйственные  регионы  Дальнего  Востока;

  7. Условными знаками  обозначьте  важнейшие  морские  порты:  Владивосток,  Находку,  Холмск, Ванино,  Магадан,  Петропавловск-Камчатский,  Николаевск-на-Амуре,  Тикси,  Певек.

Практическая  работа  № 27.

Характеристика одного из территориально-производственных комплексов Восточной экономической зоны

          Ход   работы:

        Дайте  экономико-географическую  характеристику  территориально-производственного  комплекса  (вариант  по  выбору  учащегося)  по  следующему  типовому  плану:

  1. Географическое  положение.

  2. Природные условия  и  важнейшие  виды  природных  ресурсов.

  3. Крупнейшие  города.

  4. Отрасли  специализации  промышленности  (по  городам).

  5. Особенности  развития  транспорта.

  6. Территориально - производственные  связи.

  7. Проблемы  и  перспективы  развития.

  8. Вывод  о  значении  и  развитии  ТПК.

Вариант  1.  Западно-Сибирский  ТПК.

Вариант  2.  Кузнецко-Алтайский  ТПК.

Вариант  3.  Канско-Ачинский  ТПК.

Вариант 4.  Норильский  ТПК.

Вариант  5.  Саянский  ТПК.

Вариант  6.  Братско-Усть-Илимский  ТПК.

Вариант  7.  Южно-Якутский  ТПК.

Вариант  8.  ТПК  зоны  БАМа.

ГЕОГРАФИЯ СТРАН БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ

Практическая  работа  № 29.

Сравнительная  экономико-географическая  характеристика  двух  стран Ближнего  Зарубежья. 

Ход   работы:

     Используя  типовой  план  экономико-географической  характеристики  страны,  текст  учебника,  справочную  и  другую литературу,  составьте  сравнительную  экономико-географическую  характеристику  двух  стран Ближнего Зарубежья  (по выбору учащегося).

Вариант  1.

Используя  типовой  план,  составьте  сравнительную  экономико-географическую  характеристику   двух  стран  Ближнего  Зарубежья  в  письменном   виде.

 Вариант  2.

Составьте  сравнительную  экономико-географическую  характеристику  двух  стран  Ближнего  Зарубежья  в  виде  таблицы:

План

Черты  сходства

Черты  различия

1-ая  страна

2-ая  страна

Государственное  устройство

 

 

 

 

Столица

 

 

 

 

Площадь  территории

 

 

 

 

Экономико-географическое  положение

 

 

 

 

Природные  условия  и  ресурсы

 

 

 

 

Характерные  черты  населения

 

 

 

 

Структура  хозяйства

 

 

 

 

Отрасли  специализации  промышленности

 

 

 

 

Отрасли  специализации  сельского  хозяйства

 

 

 

 

Особенности  развития  транспорта

 

 

 

 

Отрасли  специализации  непроизводственной  сферы

 

 

 

 

Внешние  экономические  связи

 

 

 

 

Вывод  о  развитии  стран

 

 


ГЕОГРАФИЯ ВНЕШНИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РОССИИ

Практическая  работа  № 30.

Составление  картосхемы  внешних  экономических  связей  России  со  странами  Дальнего  и  Ближнего  Зарубежья. 

Ход   работы: 

      Используя  текст  учебника,  справочную  и  другую  литературу,  на контурной  карте  составьте  картосхему  внешних  экономических  связей  России  со  странами  Дальнего  и  Ближнего  Зарубежья:

1.      обозначьте  границы России  и важнейших  внешнеэкономических  партнёров  России  и  подпишите  их  названия;

2.      стрелками  различного  цвета  покажите  основные  экспортируемые  из  России  и  импортируемые  в  Россию  товары  из  стран  Ближнего  и  Дальнего  Зарубежья;

3.      сделайте  вывод  о  структуре  и  географических  особенностях внешней  торговли  России;

4.      условными  знаками  обозначьте  на  карте  другие  виды  экономического  сотрудничества  России  со  странами  Ближнего  и  Дальнего  Зарубежья.



Литература

1. География. 8 – 9 классы: сборник тестовых заданий для подготовки к итоговой аттестации по географии России / Л.Е. Перлов. – М.: Дрофа, 2008. – 380 с.

2. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. География. 2015 / ФИПИ. – М.: «Интеллект-Центр», 2009. – 128 с.

3. О.В. Чичерина, Ю.А. Соловьева Государственная (итоговая) аттестация (в новой форме) 9 кл. ГИА 2014 География Сборник заданий, Москва ЭКСМО 2014 

4. О.В. Чичерина, Ю.А. Соловьева Государственная (итоговая) аттестация (в новой форме) 9 кл. ГИА 2011 География Тренировочные задания, Москва ЭКСМО 2010 
5. Атласы по географии 6-9 классы – М.: Дрофа, 2014.

6. Интернет – ресурсы:




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Пакшина Оксана Викторовна

Автор: Оксана Викторовна Пакшина

Дата: 28.03.2021

Номер свидетельства: 576941


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства