анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, выделять главное.
Словесные (эвристическая беседа, рассказ)
Наглядные (работа с картами)
Сравнение и обобщение
Самостоятельная работа с учебником
План урока:
1) Организационный момент.
2) Актуализация опорных знаний.
3) Знакомство с темой и целью урока. Мотивация
учебной деятельности.
4) Восприятие и осознание нового материала
5) Закрепление пройденного материала
6) Комментирование Д/З
7) Подведение итогов урока. Комментирование
оценок.
I. Актуализация опорных знаний: устный опрос по вопросам:
1) Перечислите ведущие отрасли животноводства Казахстана. Какие факторы влияют на их размещение?
2) Какие направления сформировались в овцеводстве? Чем обусловлено их развитие? Назовите главные особенности пищевой промышленности. Почему ее называют самой массовой отраслью экономики?
3) Чем отличается размещение предприятий хлебопекарной и рыбной промышленности?
4) Охарактеризуйте сырьевую базу легкой промышленности Казахстана. С какими отраслями экономики у нее сложились тесные производственные связи?
Главная задача транспорта - перевозка грузов и пассажиров внутри страны и за ее пределами. Его роль в такой большой стране, как Казахстан, особенно велика. Транспорт - основа нормальной работы всей экономики. Он обеспечивает производственный процесс, связывает предприятия, отрасли и регионы, перевозит внешнеторговые грузы, обслуживает население. Транспорт называют «кровеносной системой хозяйственного организма», без которой тот просто не может существовать. Поэтому создание высокоразвитого, слаженно работающего транспорта - одно из условий прогресса страны.
Транспорт - это сложный комплекс. Он включает в себя 4 составные части. Это транспортные средства (автомобили, поезда, суда, самолеты), пути (железные и автомобильные дороги, воздушные и морские пути, трубопроводы), организации (авиационные, морские, железнодорожные и автомобильные компании) и погрузочно-разгрузочные пункты (морские и «воздушные» порты, железнодорожные и автомобильные станции). Вот почему транспорт - не просто отрасль экономики, а сложный комплекс. Мы называем его комплексом и потому, что человек использует самые разные транспортные средства и пути (сухопутные, водные, воздушные). В соответствии с этим в нем выделяются отдельные отрасли, или виды транспорта.
?: Рассмотрите рис. 113 с. 194. Как подразделяется транспорт по назначению? В чем, по вашему мнению, различие между транспортом общего пользования и производственным? Каким бывает транспорт по выполняемой работе? Назовите основные виды транспорта.
Зап. на доске:
Транспорт не производит материальных благ. Но стоимость перевозок входит в себестоимость продукции предприятий и организаций. Поэтому его иногда относят к материальному производству. Работу самого транспорта измеряют двумя показателями. Первый показатель - количество перевезенных грузов и пассажиров. Он выражается соответственно в тоннах и количестве человек. Данный показатель не полностью отражает проделанную работу. Чтобы понять это, решите задачу.
Два автомобиля нагрузили равным количеством груза - по 5 т. Первый перевез его на расстояние 10 км, а второй - на 100 км. Который из них выполнил большую работу?
Едва ли ваши ответы будут разными. Второй автомобиль совершил больший пробег с грузом, потратил больше топлива, его работа больше и в денежном выражении, и по обороту (пробегу) с грузом. Поэтому второй показатель работы транспорта - грузооборот, а в пассажирских перевозках - пассажирооборот.
Зап. в тетр.: грузооборот - это количество перевезенного груза на определенное расстояние за единицу времени (за день, месяц, год). В нашем примере первый автомобиль совершил грузооборот 50 тонно-километров (ткм), а второй - 500 ткм.
?: Сформулируйте самостоятельно определение понятия «пассажирооборот». В каких единицах измерения, по вашему мнению, он выражается?
Казахстан имеет крупный транспортный комплекс (рис. 114 с. 195). Но у него есть нерешенные проблемы.
?: Как вы думаете, что это за проблемы?
Недостаточно имеющихся путей сообщения. Они пока невысокого качества (особенно автомобильные дороги). С этим связана небольшая скорость движения, а значит, и пропускная способность транспортных «артерий».
Используется много устаревших транспортных средств. Поэтому возникла диспропорция между динамично развивающейся экономикой и «не успевающим» за ней транспортным комплексом. Отставание транспорта сдерживает рост многих производств.
Для улучшения его работы надо обновить созданные пути сообщения и построить новые, увеличить грузоподъемность и скорость доставки грузов. Этому способствует контейнеризация перевозок. Она исключает лишние погрузочно-разгрузочные операции и ускоряет доставку товаров.
На транспорте сложилось своеобразное разделение труда. Например, авиация почти полностью работает на население, а трубопроводы - целиком на производство. Велики различия в показателях работы разных отраслей комплекса (рис.115 с. 196).
Проанализируйте географию главных видов транспорта и его особенности.
2) Сухопутный транспорт в нашей «сухопутной» стране - ключевой. Большое значение в нем имеет железнодорожный транспорт. Железные дороги - это «каркас» всей транспортной системы Казахстана. Они связывают регионы страны в единое целое, работают регулярно, постоянно, независимо от климата и сезона года. Скорость движения на них значительна, а стоимость перевозок невелика. Железные дороги — транспорт дальних расстояний и самый универсальный. Он способен перевозить почти все грузы, а «стальные артерии» можно строить в любых направлениях.
Железные дороги появились в Казахстане в конце XIX в. В начале XX столетия (1904-1905 гг.) по его территории прошла первая крупная дорога - Оренбург-Ташкент. Но в главных чертах дорожная сеть была сформирована в советское время. Основа ее - крупные магистрали, соединяющие несколько частей страны. «Рисунок» казахстанских дорог определяют 3 меридиональные магистрали: Оренбург-Ташкент, Туркестано-Сабирская (Семей-Алматы-Луговая), Трансказахстанская (Петропавловск-Караганда-Шу) и 2 широтные: Среднесибирская (Челябинск-Костанай-Кокшетау-Карасу) и Южно-Сибирская (Карталы-Астана-Кулунда-Барнаул). Соединяясь, они образуют «большое железнодорожное кольцо» Казахстана. В него «вливаются» другие «стальные артерии», в том числе Трансазиатская магистраль, протянувшаяся от Китая до Турции.
Большую часть (3/4) перевозок железнодорожного транспорта приходится на уголь, руды, нефть и строительные материалы. Это отражается на географии грузопотоков. Напряженнее всего работают Южно-Сибирская и Трансказахстанская магистрали - более половины пассажирских перевозок.
Развитие железнодорожного транспорта предполагает:
1) строительство новых дорог;
2) их электрификацию, позволяющую вдвое увеличить пропускную способность;
3) создание скоростных магистралей;
4) контейнеризацию перевозок.
Если железнодорожный транспорт - «каркас» транспортной системы, то автомобильный - ее главное связующее звено. Он соединяет магистральные виды транспорта, перевозит грузы отдельных предприятий к ним и обратно. Это транспорт коротких расстояний, скоростной, самый маневренный. Автомобили доставляют товары «от двери до двери», без промежуточной перевалки. Их роль особенно велика в городах, пригородах и горных районах. Дальние магистральные перевозки обеспечивают мощные быстроходные грузовики. Но автотранспорт - дорогой и экологически «грязный».
Эффективность работы автомобильного транспорта во многом зависит от густоты и качества дорог.
Зап. в тетр.: общая протяженность автомагистралей более 90 тыс. км.
А для нормального хозяйствования Казахстану надо иметь в 2,5 раза больше. Дорожная сеть страны очень неравномерна. В главном она повторяет географию железных дорог. Самый насыщенный автотрассами регион - Север. Число их на Западе и в Центре вдвое меньше. До сих пор нет сквозной широтной дороги, пересекающей Казахстан с запада на восток.
В нашей стране автомобиль давно стал самым массовым транспортным средством (в 2008 г. - свыше 3,2 млн. единиц), а автотранспорт - бесспорным лидером в грузовых (3/4) и пассажирских (99%) перевозках.
По массе транспортируемых грузов выделяются горно-добывающие и металлургические области (Карагандинская, Восточно-Казахстанская и Костанайская), где велика роль производственного транспорта. География пассажирских перевозок больше соответствует размещению населения.
Автомобильный транспорт Казахстана развивается в нескольких направлениях. Реконструируются действующие и прокладываются новые магистрали. Строятся дороги в сельской местности.
Узкоспециализированные виды сухопутного транспорта - трубопроводныйи электронный. Трубопроводы перекачивают нефть, газ и работают в едином «конвейере» с нефтегазовой и нефтеперерабатывающей промышленностью. Их тоже можно строить в любых направлениях, они короче железных дорог, а строительство обходится дешевле. Грузы «идут» в одну сторону, непрерывно, в большом количестве. Поэтому трубопроводный транспорт - один из самых дешевых. С географией трубопроводов вы уже знакомы.
?: Вспомните, где расположены и как называются самые большие нефтепроводы. Достаточно ли их для нашей страны? Какие задачи предстоит решать для совершенствования трубопроводной системы?
Самый «трубопроводный» район в Казахстане - Запад, где «рождаются» мощные нефтяные и газовые потоки. Главный узел их - Атырау, от которого веерообразно расходятся нефтепроводы. Через этот край проложены мощные транзитные газопроводы «Средняя Азия-Центр» и «Бухара-Урал». Срединные области с севера на юг пересекает нефтепровод Омск-Павлодар-Шымкент-Чарджоу. С запада в него вливается кумкольская «ветка», а от него «труба» идет на восток, в Китай.
На очереди - строительство газопровода «Запад-Юг-Китай».
Электронный транспорт передает электроэнергию по проводам ЛЭП. Они связывают крупнейшие промышленные центры страны и обеспечивают электричеством сельские поселения.
В крупных городах пассажиров перевозит экологически чистый электрический транспорт - троллейбусы (Алматы, Петропавловск, Астана, Тараз и др.) и трамваи (Павлодар, Алматы, Усть-Каменогорск, Караганда). Сухопутный транспорт тесно взаимодействует с водным.
3) Водный транспорт в основном работает на естественных путях, не требующих больших затрат на их оборудование. Он потребляет немного топлива (в пересчете на 1 т груза) и имеет низкую себестоимость перевозок объемных (массовых) товаров. Но у него небольшая скорость движения, работа часто сезонная, а судоходные трассы не всегда идут в нужном направлении.
Водный транспорт делится на морской и речной. Периферийное ЭГП Каспийского моря, единственного района морского судоходства, определило главное назначение морского транспорта - осуществлять внешнеторговые связи. Поэтому основные перевозки - заграничные. Объем каботажных перевозок (между портами нашей страны) меньше.
Вспомните, с чем еще связано быстрое развитие морского транспорта и каботажа на Каспийском море,
Морской транспорт - самый молодой и динамично развивающийся. У него сложное хозяйство: флот, порты, ремонтные заводы,
В составе флота есть современные танкеры («Астана», «Алматы», «Абай»), самоходные баржи, ледокольные буксиры. Главные морские ворота страны - незамерзающий торговый порт Актау. По грузообороту (10 млн. т в год) он - один из крупнейших на Каспии. Главные грузы - нефть (85%), прокат и зерно. Паромные переправы связывают Актау с портами России и Азербайджана.
Нефтяной порт строится в бухте Курык. Он будет принимать более крупнотоннажные (30-60 тыс. т) танкеры, которые скоро появятся на море. Третий порт, Баутино, развивается как опорная база освоения морских нефтяных богатств.
Речной транспорт - самый зависимый от природных условий. По рекам выгодно перевозить массовые грузы, не требующие быстрой доставки, - уголь, нефтепродукты, лес, зерно, строительные материалы. Объем их быстро растет. Географию работы этого транспорта определяют 2 речных бассейна.
4. Воздушный транспорт - самый быстрый, но и самый дорогой. Главная его специализация - перевозка пассажиров на дальние расстояния. Самолеты доставляют также срочные и дорогие грузы (почту, скоропортящиеся продукты, цветы).
Воздушные перевозки в Казахстане выполняют несколько авиакомпаний («СКАТ», «Атырау aye жолы», «Кокшетау», «Семейавиа» и др.). Самая большая из них - «Эйр Астана», национальный авиаперевозчик.
Она обслуживает десятки международных и внутренних маршрутов. Ее воздушные лайнеры летают в 10 государств мира, в том числе в Россию, Китай, Германию, Индию. «Эйр Астана» перевозит 3/5 всех авиапассажиров республики.
Главная «воздушная гавань» страны - Астана (более 3/4 всех пассажиров). Современный международный аэропорт построен в столице.
Авиацию применяют и в сельском хозяйстве. С ее помощью тушат лесные пожары, наблюдают за трубопроводами, доставляют «экстренных» больных, осваивают нефтяные и газовые ресурсы.
5) Территориальная организация транспорта.
В Казахстане формируется Единая транспортная система. Важнейшая ее часть - всевозможные пути сообщения. Их соединяют транспортные узлы, т.е. пункты, где сходятся разные «дороги» (железные, автомобильные, речные) и производится перевалка грузов с одного вида транспорта на другой. В Казахстане несколько десятков транспортных узлов различных типов. Особенно выделяются Темиртау, Караганда, Алматы, Актау.
6) Связь. Это звено коммуникационной системы включает почтовую связь и телекоммуникации. Его основная задача - передавать разнообразную информацию, объемы и значение которой быстро растут.
Старейшая отрасль звена - почтовая связь. Ее все больше теснят современные телекоммуникационные виды связи. Они стремительно развиваются в нескольких направлениях. Создание оптико-волоконных линий включает нашу страну в гигантскую мировую коммуникационную сеть, поднимает уровень «телефонизации» населения (пока телефоны имеют 3/4 городских семей и 1/3 сельских). Отставание почтовой связи частично компенсирует беспроводная связь - пейджинговая, сотовая. Сотовых телефонов в стране уже больше, чем обычных. Создание оптико-волоконных линий включает нашу страну в гигантскую мировую коммуникационную сеть, поднимает уровень «телефонизации» населения. Большое значение имеют спутниковое телевидение и использование «всемирной паутины» - Интернета.
Жизнедеятельность общества невозможна без налаженной инфраструктуры. В ней важную роль играет коммуникационная система - транспорт и связь. Для транспортного комплекса важнейшая задача - совершенствование транспортной сети, а для связи - развитие современных видов.
III. Закрепление:
1. В чем значение транспорта для хозяйства и населения Казахстана?
2. Перечислите основные виды транспорта.
3. Какими показателями измеряют работу транспорта? Чем они отличаются?
4. Какой вид транспорта в Казахстане ведущий? Почему?
5. Назовите преимущества и недостатки автомобильного транспорта.
6. Расскажите о развитии современных видов связи в Казахстане.
7. Что такое инфраструктура, коммуникационная система, магистраль, транспортный узел?