Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка»
Пояснительная записка
Программа по географии 6 класс разработана на основе: Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012г.
- Федерального государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010, № 1897;
- Приказа министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897»;
- СанПиН 2,4,2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29,12,2010 № 189, зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993).
- основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Страшевичская СОШ;
- федерального базисного учебного плана
- учебного плана МБОУ Страшевичская СОШ на 2017-18 у.г.;
- календарного учебного графика МБОУ Страшевичская СОШ на 2017-18 у.г.
Учебника для 6 класса Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова.- 6-е изд.,стериотип.-М.: Дро фа, 2016 год. Учебник соответствует ФГОС, рекомендован (допущен) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2017/2018 учебный год, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ № 253 от 31 марта 2014 (с изменениями от 08.06.2015 года; № 576);
Цели: Основные предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне получить знания о земных оболочках, приобрести топографо –картографические знания и обобщенные приемы работы как в классе, так и на местности. ;
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере географической науки.
Задачи: обеспечить развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
обеспечить овладение учебно-познавательными и ценностно-смысловыми компетенциями для формирования познавательной и нравственной культуры, научного мировоззрения
обеспечить формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к живой природе и человеку;
обеспечить формирование экологического сознания.
Общая характеристика учебного предмета
География входит в число естественных наук, изучающих природу и пути ее познания человеком. Географические знания для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения представления о живой природе формируют фундаментальную основу для поддержания здоровья человека, обеспечения его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства. Поэтому главная цель российского образования — повышение качества и эффективности получения и практического использования знаний. Географическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам географическую, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой, создать фундамент для практической деятельности учащихся и формирования их научного мировоззрения.
Программа по географии создана на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а так же в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Содержание курса географии представляет собой первую ступень конкретизации положений, содержащихся в фундаментальном ядре содержания общего образования. Тематическое планирование — это следующая ступень конкретизации содержания образования по географии. Оно дает представление об основных видах учебной деятельности в процессе освоения курса географии в основной школе. В данном курсе соблюдается преемственность с курсами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения географии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблему, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и т.д.
Место предмета в учебном плане
Курс «География. Начальный курс. 6 класс» является пропедевтическим по отношению к курсу географии в основной школе. Многие вопросы в этом курсе рассматриваются на уровне представлений. На изучение курса отводится 34 ч.(1 ч. в неделю) В целях изучения особенностей региона введение модульного курса «Брянский край» интегрируется с учебным предметом «География.6 класс» и реализуется за счет выделения 0,5 ч. из части учебного плана. В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основной для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Количество контрольных, практических, лабораторных работ, предусмотренных при изучении предмета.
Лабораторные
Практические
Контрольные
Количество
-
1
1
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Требования к результатам освоения предмета в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Изучение географии в основной школе дает возможность достичь следующих личностныхрезультатов:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая
взрослые и социальные сообщества; участие в школьном само- управлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и на дорогах;
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно- оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметнымирезультатамиосвоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной за- дачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции);
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметнымирезультатамиосвоения географии в основной школе являются:
1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении географического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для развития современных естественно- научных представлений о картине мира;
формирование первоначальных систематизированных представлений о географических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, основных географических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.
формирование представлений о значении географических наук в решении , необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
В данной рабочей программе результаты изучения предмета в основной школе в соответствии с требованиями стандарта также разделены на предметные, метапредметные и личностные. Предметные результаты указаны в конце тем, а метапредметные и личностные — в конце классов.
Содержание учебного предмета, реализуемое с помощью учебника «география» 6 класс»
(51/ 1,5ч. в неделю)
Введение
Как человек открывал Землю.
Земля- планета Солнечной системы..
Методы географических исследований.
Демонстрация
Наглядные пособия, иллюстрирующие связь географии с другими науками. Изображения научных приборов и инструментов. Географические иллюстрации.
Тема 2. Виды изображений поверхности Земли. Масштаб. Стороны горизонта. Ориентирование. Важнейшие географические открытия. Открытия русских путешественников.
Тема3. Строение Земли. Земные оболочки.
Земля и ее внутреннее строение. Движение земной коры. Вулканизм.
Рельеф суши. Горы.
Равнины суши.
Гидросфера. Вода на Земле. Движение воды в океане. Подземные воды. Реки. Озера. Ледники.
Атмосфера. Температура воздуха. Атмосферное давление. Погода и климат.
Объяснять значение понятий. Работать с контурной картой.
14
Литосфера Земли и ее внутреннее строение.
Выделять главные признаки понятия.
15
Особенности геологического строения Брянской области.
Называть особенности геологического строения области.
16
Полезные ископаемые Брянской области.
Называть и показывать на карте основные полезные ископаемые.
17
Движение земной коры . Вулканизм.
Определять по карте сейсмические районы мира.
18
Рельеф суши. Горы.
Классифицировать горы по высоте.
19
Равнины суши.
Называть равнины по высоте.
20
Рельеф Брянской области.
Называть особенности рельефа области.
21
Рельеф дна Мирового океана.
Приводить примеры основных форм рельефа дна мирового океана.
22
Вода на Земле.
Объяснять значение понятий
23
Реки Брянской области.
Называть и показывать реки области на карте.
24
Части мирового океана.
Называть части мирового океана, называть отличия.
25
Движение воды в океане.
Объяснять значение понятий. Составлять схемы.
26
Озера.
Называть и показывать озера на карте.
27
Озера Брянской области.
28
Подземные воды.
Выделять существенные признаки понятия.
29
Подземные воды Брянской области.
Называть главные особенности понятия.
30
Ледники.
Называть и показывать ледники на карте.
31
Атмосфера. Строение, значение, изучение.
Называть особенности понятия.
32
Температура воздуха.
Определять температуру воздуха. Называть измерительные приборы.
33
Атмосферное давление. Ветер. Атмосферное давление в Брянской области.
Называть особенности понятия. Знать особенности давления в Брянской области.
34
Водяной пар в атмосфере.
35
Погода и климат.
Называть особенности понятий. Описывать погоду дня.
36
Характеристики погоды Брянской области.
Пополнить знания об особенностях погоды области.
37
Сезоны года Брянской области.
Находить отличительные особенности сезонов .
38
Описание климата брянской области.
Уметь описывать климат области.
39
Причины, влияющие на климат.
Называть причины, влияющие на климат.
40
Разнообразие и распространение организмов на Земле.
Сравнивать и сопоставлять организмы на Земле.
41
Почвы Брянской области.
Называть особенности почв области.
42
Растения Брянской области.
Называть и показывать растения области.
43
Животные Брянской области.
Называть и показывать животных области.
44
Природный комплекс.
Называть особенности понятия.
45
Естественные и антропогенные ландшафты Брянской области.
Пополнить свои знания об естественных и антропогенных ландшафтах области.
46
Охраняемые природные территории и объекты Брянской области.
Знать охраняемые территории области.
47
Современная экологическая обстановка Брянской области.
Пополнить знания об экологической обстановке .
48
Население Земли.
Познакомиться с населением Земли.
49
Население Брянской области.
50
Города Брянской области.
Знать и показывать старинные города.
51
Контрольная работа по курсу географии 6 класса.
План контроля
Количество часов за неделю/год
1 час в неделю, 34 часов за год
Из них на
1 полугодие
2 полугодие
16 часов
18 часов
Контроль ЗУН учащихся:
тестовые, письменные контрольные, проверочные, зачётные работы
Тестовых -
Контрольных-
Зачётов -
Проверочных - 2
Тестовых -
Контрольных - 1
Зачётов -
Проверочных -
Практические работы
2 часа
Лабораторные работы
Описание учебно–методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса предусматривает использование линии УМК (учебно-методических комплексов) по географии 5 класса.
Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. География. Начальный курс 6 класс: учебник.
Материально- техническое обеспечение кабинета
Опись мебели и оборудования кабинета №п/п
Наименование имущества
Количество
1.
Учительский стол
1
2.
Учительский стул
1
3.
Столы ученические
10
4.
Стулья ученические
15
5.
Мебельная стенка
7
6.
Доска меловая.
1
7
Огнетушитель
1
Компьютер
Набор полезных ископаемых.
Видеокассеты
Аудиокассеты
СD-диски, DVD- диски.
Динамические модели по генетике
Микропрепараты для 6 -11 классов
Микроскопы световые, на электрической подсветке.
Рефераты и работы учеников
Наборы тестовых заданий для 6-11 классов
Таблицы по географии для 6-11 классов
Планируемые результаты изучения учебного предмета Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
основные методы географических исследований;
основные приборы и инструменты, необходимые для изучения живой природы;
Учащиеся должны уметь:
объяснять значение географических знаний в жизни человека;
объяснять роль взаимодействия человека с окружающей средой;
приводить примеры, иллюстрирующие связь географии с другими науками;
В чем заключается воздействие экологических факторов на живые организмы;
называть наиболее существенные этапы развития жизни на нашей планете;
- современные точки зрения о происхождении Земли.
- место человека в системе живой природы;
какие компоненты окружающей среды относятся к природной среде, а какие к социальной;
почему экологические проблемы не могут быть решены только за счет достижений науки и техники.
Учащиеся должны уметь:
приводить примеры, подтверждающие, что организм приспосабливается к изменяющимся условиям окружающей среды
приводить примеры природных и искусственных систем;
объяснять, как ученые узнают о прошлом земли;
Метапредметные результаты
Учащиеся должны уметь:
проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
ставить учебную задачу под руководством учителя;
составлять план выполнения учебной задачи;
работать в соответствии с поставленной задачей;
систематизировать и обобщать разные виды информации;
участвовать в совместной деятельности;
работать с текстом параграфа и его компонентами;
узнавать изучаемые объекты на наглядных пособиях, в природе.
Личностные результаты
Осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность человека;
соблюдение правил поведения в природе;
осознание ценности живых организмов и необходимости бережного отношения к окружающей среде;
формирование любви к природе;
развитие эстетического восприятия живой природы;
формирование ответственного отношения к учению, труду;
умение слушать и слышать другое мнение.
Учебно – методическое обеспечение
1.Натуральные объекты: гербарии дикорастущих и культурных растений, коллекция минералов, горных пород, полезных ископаемых.
2. Модели: глобус.
3. Приборы: барометры, термометры.
4. Печатные пособия: карты мира, материков и их частей, зарубежных стран.ачальный курс географии: Учеб. для 6кл. общеобразоват.учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова.-М.: Дрофа, 2010.