kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лесопромышленный комплекс

Нажмите, чтобы узнать подробности

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №22»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №22»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лесопромышленный комплекс»

География –8 класс

Тема: Лесопромышленный комплекс России.

Цель: сформировать у обучающихся представление о лесопромышленном комплексе России; познакомить со спецификой лесной промышленности, отраслевой структурой, закономерностями размещения отраслей.

Задачи урока:

Образовательные: выявить особенности и место лесного комплекса в современном хозяйстве нашей страны.

Развивающие: развитие умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие ИКТ компетенции учащихся; развитие умения работать с литературными источниками.

Воспитательные: воспитание гражданственности и патриотизма учащихсясоздание условий для воспитания активности и самостоятельности; продолжение воспитания географически - грамотной личности.

Оборудование: Социально-экономическая карта России, атласы, учебники, ИКТ.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

Организационный момент.

I. Актуализация опорных знаний: фронтальный опрос (по вариантам).

1-й вариант: Составьте схему отраслевого состава основной химии

2-й вариант: Составьте схему отраслевого состава химии органического синтеза

Задание№2: Установите соответствие.


1-й вариант: 

1.Соликамск А. Фосфатные удобрения 2.Кингисепп Б. Калийные удобрения

3.Ярославль В. Синтетический каучук – шины

4. Невинномысск Г. Азотные удобрения


2-й вариант

1.Березники. А Фосфатные удобрения

2. Егорьевск Б. Калийные удобрения

3.Новомосковск В. Синтетический каучук- шины

4. Нижнекамск Г. Азотные удобрения





II. Тема, цель урока.

Целеполагание –

Привет тебе, приют свободы и покоя,

Родного севера неприхотливый лес.

Ты полон свежести и всё в тебе живое,

И сколько у тебя загадок и чудес.

Ты испокон веков сдружился с человеком.

Берёт он для себя от щедрости твоей,

Грибы и ягоды по солнечным просекам,

И пищу, и жильё и мачты кораблей.

  • О чём мы будем говорить на уроке? Тема?

  • Что должны изучить? Цель?

III. Мотивация учебной деятельности.

Россия обладает крупнейшими запасами древесины – более 1/5 от мировых запасов. Лесные ресурсы располагаются на огромных пространствах Сибири и Дальнего Востока, поэтому значение лесной и деревообрабатывающей промышленности очень важно для страны. В тоже время отрасль производит необходимую хозяйству и населению продукцию, имеет значительный научно-технический потенциал (научно-исследовательские и проектно-конструкторские институты и организации).

IV. Первичное изучение нового материала.

План:

1.Основные функции леса.

2. Понятие «лесистость».

3.Отраслевой состав ЛПК.

4.Лесообеспеченность и основные центры.

5.Экологические проблемы ЛПК.

Лес - наше историческое, материальное и духовное богатство. Для россиян лес исторически был и кормильцем, и лекарем, и защитником

  • ЛПК(лесопромышленный комплекс)-территориальные сочитания всех стадий производства отраслей лесной промышленности





Эвристическая беседа:

  • Какие функции выполняет лес? (ответы обучающихся)

А) Лес – источник топлива, стройматериалов, кислорода.

Б) Лес – среда обитания 70% видов растений и животных.

В) Водоохранная и защитная функция.

Г) Рекреационная функция.


Схема ЛПК (стр 197.рис 102 )

Беседа:

  • Что давал лес человеку? (грибы, ягоды, лекарственные растения, дрова, пушнину, мясо).

  • Как использовал человек древесину? (строил избы, использовал как народные промыслы: хохломские изделия).

  • Используя карту, определите зоны лесообеспеченности России. (рис.103 стр 198 учебника)

  • Какие леса произрастают в России? (хвойные, смешанные, широколиственные, субтропические стр .20 атлас -5,6,7,8,9 ).

Работа с диаграммами учебника.

  • Определите по диаграмме,(стр 196 .рис 100) какое место занимает Россия по площади лесов среди стран мира. (I место – 22,5% к лесной площади мира).

  • Определяем понятие «лесистость» (ответы обучающихся).

  • ЛПК(лесопромышленный комплекс)-территориальные сочитания всех стадий производства отраслей лесной промышленности

Лесистость – это отношение площади территории, занятой лесом к общей площади района.

Спелая древесина пригодная для рубки, составляет 50% всех российских запасов. Вырубка и заготовка древесины более интенсивно ведется в европейской части страны, что привело к катастрофическому сокращению лесов. 40% древесины заготавливают в Сибири и на Дальнем Востоке.

Среди субъектов Российской Федерации по объемам лесозаготовок выделяются Архангельская и Иркутская области, Красноярский и Хабаровский край.

  • Определите по столбчатой диаграмме, какое место занимает Россия по заготовке древесины среди стран мира? (стр.196 рис 101 )

  • Физкультурная минутка:

  • Упражнение « Сосна»: Встали . Выпрямились. Руки сжали в «замок» и потянулись вверх, вставая при этом на носки. Стойте в таком положении 10 секунд.

  • Упражнение «Могучий дуб» Ноги на ширине плеч, Руки в «Замке» за головой. Как можно ближе попытайтесь развести локтями в таком положении, сменяя напряжение и отдых. 5 раз

  • Упражнение «Качающаяся Ива» Ноги на ширине плеч, руки на поясе. Плавные покачивания влево и в право .5 раз

  • Упражнение «Утренний лес». Стойка свободная. Глаза закройте. Ладонями рук закройте лицо. Вслушайтесь в шум утреннего леса. Представьте себе эту картину. Время 10 секунд. Откройте лицо и глаза и посмотрите в окно. Повторите упражнение еще 3 раза.



ЛПК и его размещение.

Рис. 102 учебника стр.197 Определить, какую продукцию выпускают предприятия ЛПК. (ответ обучающихся)

 Как и любой межотраслевой комплекс, лесной комплекс в общем, состоит из нескольких последовательных стадий, и главными из них являются добыча и переработка.

  1. Добыча – лесозаготовка размещается у сырья ,вблизи рек или транспортных магистралей стр. 197, 2-3 абзац .

Четко выделяются 2 региона, это: 1) Европейский Север (Архангельская область и республика Коми) и 2) Восточная Сибирь (Иркутская область и Красноярский край).

переработка – множество процессов, начиная с лесопиления и заканчивая производством мебели, бумаги и прочих необходимых нам вещей.

2.Одна из отраслей ЛПК – целлюлозно-бумажная промышленность. Размещается у воды и энергии

Она отличается высокой материалоемкостью, большой водоёмкостью и энергоемкостью. Продукция целлюлозно-бумажных комбинатов – это искусственное волокно, линолеум, лаки, целлофан и др.

  • Используя текст учебника стр.198 и карту рис.103 определите районы и центры ЦБК. (ответы обучающихся)

  • Архангельская обл –ЦБК Архангельск и Новодвинск

  • Коряжма

  • Иркутская обл: Братск, Усть –Илимск,Байкальск

  • Р.Коми : Сыктывкар

  • Корелия

Производство бумаги в Каралии и в Коми ,в Пермском крае ,Нижегородской области

3.Лесохимическое производство , размещается у сырья.

Производят из отходов там где и ЦБК :скипидар, канефоль, спирт,деготь ,целофан



4.Деревообрабатывающая размещается у потребителя и сырья

Производит мебель: Симферополь,Севастополь,Москва ,Новосибирск,Красноярск, Владивосток ,

фанеру, доски, спички ,шпалы ?самостоятельно из интернета по 2 центра.

Работа в группе/ парах

I гр. – Проблемы ЛПК. Стр.198-199.

А теперь поговорим о проблемах в лесной промышленности. Что это за проблемы и каковы их причины? (стр.198)

1. Истощение запасов древесины в европейской части России.

2. Экологические:

а) молевой сплав леса, когда древесина и кора разлагается и отравляет реку;

б) отходы в районах лесозаготовки;

в) вырубка леса у берегов рек приводит к обмелению рек;

г) сбросы в водоемы жидких отходов целлюлозно-бумажных комбинатов.





II гр. – Что такое молевой сплав леса

Перспективы ЛПК.

1Лесовосстановительные работы (лесопосадки).

2. Очистные сооружения на ЦБК.

3. Сплав леса в плотах, или транспортировка автомобильным и железнодорожным транспортом.

4. Создание дополнительных участков леса 

5. Использование отходов

6.Замена молевого сплава древесины на современный способ транспортировки

V.. Закрепление

  1. Главным источником древесины являются леса:

А) широколиственные

Б) смешанные

В) хвойные

2) Наиболее перспективным районом для развития лесного комплекса является:

А) Западная Сибирь

Б) Восточная Сибирь

В) Дальний Восток

3) К лесоизбыточным территориям в России относятся:

А) Европейский Север и Северный Кавказ

Б) Северный Кавказ и Восточная Сибирь

В) Восточная Сибирь и Европейский Север

4) Из отраслей лесного комплекса на потребителя ориентировано производство:

А) мебели

Б) фанеры

В) картона





VI. Вывод: Россия имеет самые большие запасы древесины. Переработка леса сосредоточена в основном там же, где и его заготовка. Один из факторов размещения – водные ресурсы, поэтому крупные ЦБК находятся на крупных реках. Самая острая проблема ЛПК – неполное использование древесины и истощение лесов. Для дальнейшего развития отрасли необходимо осознать значимость леса для человека и хозяйства страны, не допускать варварской эксплуатации и незаконной вырубки и вывоза за границу.

VII. Рефлексия:

я узнал на уроке…

- я понял, что…

- было трудно…

СИНКВЕЙН

1.Лес

2.Дремучий,непроходимый

3.Освежает,оздоравливает ,привлекает

4.зона для отдыха и сбора ягод

5.Экосистема

Д/з: § 49, ответить на вопросы. Показывать центры производства, самостоятельно из интернета по 2 центра производства фанеры, доски, спички ,шпалы

Ответы :

Задание 1 .стр193 схема

Задание 2.

1вар.: 1-Б ;2-А; 3-В;4-Г

2 вар :1-Б;2-А;3-Г;4-В




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Лесопромышленный комплекс

Автор: Ярославец Юлия Викторовна

Дата: 19.10.2022

Номер свидетельства: 615398

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Лесопромышленный комплекс  Иркутской области "
    ["seo_title"] => string(47) "liesopromyshliennyi-komplieks-irkutskoi-oblasti"
    ["file_id"] => string(6) "143629"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418565134"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "День Леса России 15-17 сентября 2015г. "
    ["seo_title"] => string(42) "dien-liesa-rossii-15-17-sientiabria-2015gh"
    ["file_id"] => string(6) "227849"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440963832"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Тесты Центральная Россия (особенности районов) "
    ["seo_title"] => string(50) "tiesty-tsientral-naia-rossiia-osobiennosti-raionov"
    ["file_id"] => string(6) "138496"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1417542426"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Хозяйство Центральной России "
    ["seo_title"] => string(32) "khoziaistvo-tsientral-noi-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "236088"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1443958148"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства