Просмотр содержимого документа
«Лесопромышленный комплекс»
География –8 класс
Тема: Лесопромышленный комплекс России.
Цель: сформировать у обучающихся представление о лесопромышленном комплексе России; познакомить со спецификой лесной промышленности, отраслевой структурой, закономерностями размещения отраслей.
Задачи урока:
Образовательные:выявить особенности и место лесного комплекса в современном хозяйстве нашей страны.
Развивающие: развитие умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие ИКТ компетенции учащихся; развитие умения работать с литературными источниками.
Воспитательные: воспитание гражданственности и патриотизма учащихся; создание условий для воспитания активности и самостоятельности; продолжение воспитания географически - грамотной личности.
Оборудование: Социально-экономическая карта России, атласы, учебники, ИКТ.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
Организационный момент.
I. Актуализация опорных знаний: фронтальный опрос (по вариантам).
1-й вариант: Составьте схему отраслевого состава основной химии
2-й вариант: Составьте схему отраслевого состава химии органического синтеза
Задание№2: Установите соответствие.
1-й вариант:
1.Соликамск А. Фосфатные удобрения 2.Кингисепп Б. Калийные удобрения
3.Ярославль В. Синтетический каучук – шины
4. Невинномысск Г. Азотные удобрения
2-й вариант
1.Березники. А Фосфатные удобрения
2. Егорьевск Б. Калийные удобрения
3.Новомосковск В. Синтетический каучук- шины
4. Нижнекамск Г. Азотные удобрения
II. Тема, цель урока.
Целеполагание –
Привет тебе, приют свободы и покоя,
Родного севера неприхотливый лес.
Ты полон свежести и всё в тебе живое,
И сколько у тебя загадок и чудес.
Ты испокон веков сдружился с человеком.
Берёт он для себя от щедрости твоей,
Грибы и ягоды по солнечным просекам,
И пищу, и жильё и мачты кораблей.
О чём мы будем говорить на уроке? Тема?
Что должны изучить? Цель?
III. Мотивация учебной деятельности.
Россия обладает крупнейшими запасами древесины – более 1/5 от мировых запасов. Лесные ресурсы располагаются на огромных пространствах Сибири и Дальнего Востока, поэтому значение лесной и деревообрабатывающей промышленности очень важно для страны. В тоже время отрасль производит необходимую хозяйству и населению продукцию, имеет значительный научно-технический потенциал (научно-исследовательские и проектно-конструкторские институты и организации).
IV. Первичное изучение нового материала.
План:
1.Основные функции леса.
2. Понятие «лесистость».
3.Отраслевой состав ЛПК.
4.Лесообеспеченность и основные центры.
5.Экологические проблемы ЛПК.
Лес - наше историческое, материальное и духовное богатство. Для россиян лес исторически был и кормильцем, и лекарем, и защитником
ЛПК(лесопромышленный комплекс)-территориальные сочитания всех стадий производства отраслей лесной промышленности
Эвристическая беседа:
Какие функции выполняет лес? (ответы обучающихся)
А) Лес – источник топлива, стройматериалов, кислорода.
Б) Лес – среда обитания 70% видов растений и животных.
Как использовал человек древесину? (строил избы, использовал как народные промыслы: хохломские изделия).
Используя карту, определите зоны лесообеспеченности России. (рис.103 стр 198 учебника)
Какие леса произрастают в России? (хвойные, смешанные, широколиственные, субтропические стр .20 атлас -5,6,7,8,9 ).
Работа с диаграммами учебника.
Определите по диаграмме,(стр 196 .рис 100) какое место занимает Россия по площади лесов среди стран мира. (I место – 22,5% к лесной площади мира).
Определяем понятие «лесистость» (ответы обучающихся).
ЛПК(лесопромышленный комплекс)-территориальные сочитания всех стадий производства отраслей лесной промышленности
Лесистость – это отношение площади территории, занятой лесом к общей площади района.
Спелая древесина пригодная для рубки, составляет 50% всех российских запасов. Вырубка и заготовка древесины более интенсивно ведется в европейской части страны, что привело к катастрофическому сокращению лесов. 40% древесины заготавливают в Сибири и на Дальнем Востоке.
Среди субъектов Российской Федерации по объемам лесозаготовок выделяются Архангельская и Иркутская области, Красноярский и Хабаровский край.
Определите по столбчатой диаграмме, какое место занимает Россия по заготовке древесины среди стран мира? (стр.196 рис 101 )
Физкультурная минутка:
Упражнение « Сосна»: Встали . Выпрямились. Руки сжали в «замок» и потянулись вверх, вставая при этом на носки. Стойте в таком положении 10 секунд.
Упражнение «Могучий дуб» Ноги на ширине плеч, Руки в «Замке» за головой. Как можно ближе попытайтесь развести локтями в таком положении, сменяя напряжение и отдых. 5 раз
Упражнение «Качающаяся Ива» Ноги на ширине плеч, руки на поясе. Плавные покачивания влево и в право .5 раз
Упражнение «Утренний лес». Стойка свободная. Глаза закройте. Ладонями рук закройте лицо. Вслушайтесь в шум утреннего леса. Представьте себе эту картину. Время 10 секунд. Откройте лицо и глаза и посмотрите в окно. Повторите упражнение еще 3 раза.
Как и любой межотраслевой комплекс, лесной комплекс в общем, состоит из нескольких последовательных стадий, и главными из них являются добыча и переработка.
Добыча – лесозаготовка размещается у сырья ,вблизи рек или транспортных магистралей стр. 197, 2-3 абзац .
Четко выделяются 2 региона, это: 1) Европейский Север (Архангельская область и республика Коми) и 2) Восточная Сибирь (Иркутская область и Красноярский край).
переработка – множество процессов, начиная с лесопиления и заканчивая производством мебели, бумаги и прочих необходимых нам вещей.
2.Одна из отраслей ЛПК – целлюлозно-бумажная промышленность. Размещается у воды и энергии
Она отличается высокой материалоемкостью, большой водоёмкостью и энергоемкостью. Продукция целлюлозно-бумажных комбинатов – это искусственное волокно, линолеум, лаки, целлофан и др.
Используя текст учебника стр.198 и карту рис.103 определите районы и центры ЦБК. (ответы обучающихся)
Архангельская обл –ЦБК Архангельск и Новодвинск
Коряжма
Иркутская обл: Братск, Усть –Илимск,Байкальск
Р.Коми : Сыктывкар
Корелия
Производство бумаги в Каралии и в Коми ,в Пермском крае ,Нижегородской области
3.Лесохимическое производство , размещается у сырья.
Производят из отходов там где и ЦБК :скипидар, канефоль, спирт,деготь ,целофан
4.Деревообрабатывающая размещается у потребителя и сырья
Производит мебель: Симферополь,Севастополь,Москва ,Новосибирск,Красноярск, Владивосток ,
фанеру, доски, спички ,шпалы ?самостоятельно из интернета по 2 центра.
Работа в группе/ парах
I гр. – Проблемы ЛПК. Стр.198-199.
- А теперь поговорим о проблемах в лесной промышленности. Что это за проблемы и каковы их причины? (стр.198)
1. Истощение запасов древесины в европейской части России.
2. Экологические:
а) молевой сплав леса, когда древесина и кора разлагается и отравляет реку;
б) отходы в районах лесозаготовки;
в) вырубка леса у берегов рек приводит к обмелению рек;
г) сбросы в водоемы жидких отходов целлюлозно-бумажных комбинатов.
II гр. – Что такое молевой сплав леса
Перспективы ЛПК.
1Лесовосстановительные работы (лесопосадки).
2. Очистные сооружения на ЦБК.
3. Сплав леса в плотах, или транспортировка автомобильным и железнодорожным транспортом.
4. Создание дополнительных участков леса
5. Использование отходов
6.Замена молевого сплава древесины на современный способ транспортировки
V.. Закрепление
Главным источником древесины являются леса:
А) широколиственные
Б) смешанные
В) хвойные
2) Наиболее перспективным районом для развития лесного комплекса является:
А) Западная Сибирь
Б) Восточная Сибирь
В) Дальний Восток
3) К лесоизбыточным территориям в России относятся:
А) Европейский Север и Северный Кавказ
Б) Северный Кавказ и Восточная Сибирь
В) Восточная Сибирь и Европейский Север
4) Из отраслей лесного комплекса на потребителя ориентировано производство:
А) мебели
Б) фанеры
В) картона
VI. Вывод: Россия имеет самые большие запасы древесины. Переработка леса сосредоточена в основном там же, где и его заготовка. Один из факторов размещения – водные ресурсы, поэтому крупные ЦБК находятся на крупных реках. Самая острая проблема ЛПК – неполное использование древесины и истощение лесов. Для дальнейшего развития отрасли необходимо осознать значимость леса для человека и хозяйства страны, не допускать варварской эксплуатации и незаконной вырубки и вывоза за границу.
VII. Рефлексия:
- я узнал на уроке…
- я понял, что…
- было трудно…
СИНКВЕЙН
1.Лес
2.Дремучий,непроходимый
3.Освежает,оздоравливает ,привлекает
4.зона для отдыха и сбора ягод
5.Экосистема
Д/з: § 49, ответить на вопросы. Показывать центры производства, самостоятельно из интернета по 2 центра производства фанеры, доски, спички ,шпалы