Просмотр содержимого документа
«Курс по выбору Клуб путешественников»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа города Пионерский»
Рассмотрено
на заседании МО
учителей естественно-математического цикла
Протокол № 1
от « »августа 2018 г.
Председатель МО:
_____________
Е.А. Большакова
«Согласовано»
Председатель
Научно-методического совета школы
______________
Л.С.Сидоренко
« » августа 2018 г.
«Утверждаю»
Директор школы
_____________
Т.В.Леткова
« » августа 2018 г.
Рабочая программа
Губеня Людмилы Николаевны,
учителя географии
высшей квалификационной категории
География
Курс по выбору
«Клуб путешественников»
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
В ходе реализации ФГОС структура учебного плана ООО должна содержать обязательную часть (70%) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (30%). Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, организации, осуществляющей образовательную деятельность. Время, отводимое на данную часть учебного плана, может быть использовано на введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательного процесса. Курс «Клуб путешественников» относится к таким учебным курсам. В соответствии с учебным планом на изучение курса «Клуб путешественников» в 7 классе отводится 1 час в неделю за год (35 часов).
Курс «Клуб путешественников» способствуют развитию познавательных интересов, индивидуальных качеств, раскрытию творческого потенциала обучающихся и углублению содержания по предмету география в 7 классе.
Участие школьников в занятиях курса открывает широкие возможности для формирования практических навыков работы с картой, книгой и другими источниками информации, а коллективная работа над творческими проектами и исследованиями является важным моментом этой деятельности, помогает легче освоить и хорошо запомнить научную информацию, формирует коллектив единомышленников, учит детей общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения.
Целькурса:
создать условия для развития познавательных и творческих интересов учащихся, развития кругозора в различных областях знаний, привития навыков самостоятельной работы.
Задачи:
- способствовать самоопределению ученика;
- создавать положительную мотивацию обучения;
- активизировать познавательную деятельность школьников;
- повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся.
Программа включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах. Программа содержит знания, вызывающие познавательный интерес у учащихся.
Формы работы разнообразны – теоретические занятия, беседы, просмотры видеороликов и их обсуждение, самостоятельная работа с различными источниками информации, практические работы, конкурсы, игры. Они предполагают коллективные, групповые, индивидуальные формы работы с детьми.
Прогнозируемый результат обучения:
в результате обучения на занятиях учащиеся приобретут знания:
- о маршрутах путешественников в разные исторические эпохи;
- о многообразии стран мира;
- о понятии «туризм»;
- о туристических ресурсах в разных регионах мира;
- о рекреационных ресурсах России;
- о достопримечательностях разных районов России;
- об особенностях туризма в Калининградской области.
приобретут практические навыки и умения:
- работы с картой, со справочной, научно - популярной литературой, интернет - ресурсами,
- навыки организации работы в группе.
Прогнозируемые результаты.
В результате выполнения программы предусматривается повышение географических знаний, умений и навыков. Программа предполагает повышение интереса учащихся к предмету.
Проверка знаний, умений и навыков проводится посредством общешкольных мероприятий, школьных олимпиад, участия в конкурсах, выставках и конференциях.
Календарно-тематическое планирование курса
«Клуб путешественников» в 7 классе
№
Наименование тем курса
Всего часов
Теорит.
Практ.
Дата проведения
1
Кого считают путешественником?
1
1
2
Путешествия в античное время
1
1
3
Путешествия в средневековье
1
1
4
Великие геграфические открытия
1
1
5
Путешествия в новое время
1
1
6
Кругосветные путешествия.
1
0,5
0,5
7
Путешествия современного времени (20-21 века)
1
0,5
0,5
8
Многообразие стран мира для путешествий
1
1
9
Определение туризма. Виды туристских ресурсов
1
1
10
Туристские ресурсы Европейского региона
1
1
11
Туристские ресурсы стран Средиземноморья
1
1
12
Туристские ресурсы стран Северной Америки
1
1
13
Туристские ресурсы Латино-Американского региона
1
1
14
Туристские ресурсы Австрало- Океанического региона
1
1
15
Туристские ресурсы стран Азии
1
1
16
Туристские ресурсы Африканского региона
1
17
Рекреационные районы России
1
1
18
Золотое кольцо- туристический маршрут
1
1
19
Серебрянное кольцо – туристический маршрут
1
1
20
Достопримечательности Европейского Юга
1
0,5
0,5
21
Достопримечательности Европейского Севера
1
0,5
0,5
22
Достопримечательности Урала
1
0,5
0,5
23
Достопримечательности Сибири
1
0,5
0,5
24
Достопримечательности Дальнего Востока
1
0,5
0,5
25
Всемирное природное и культурное наследие ЮНЕСКО на территории России
1
1
26
Творческий проект «По родным просторам»
1
1
27
Калининградская область: географическое положение и административно- территориальное деление
1
1
28
Основные исторические события на территории Калининградской области
1
1
29
Природные условия и ресурсы
1
1
30
Достопримечательности Калининградской области
1
1
31
Туристические маршруты
1
1
32
Викторина «Знаешь ли ты Калининградскую область?»
1
1
33
Творческий проект «Люби и знай свой край»
1
1
34
Защита проектов
1
1
35
Экскурсия в природу
1
1
Итого
35
9,5
25,5
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение (1 час). Что изучают в курсе. Практическое значение курса. Источники географических знаний.
Раздел 1. История географических путешествий путешествий (6 часов). Современный облик Земли. Материки, части света, океаны на поверхности Земли. Путешествия в античное время( Пифей, Страбон, Птолемей, Александр Македонский, финикийцы). Путешествия в средневековье (Марко Поло, Ибн Баттута). Великие географические открытия(Христофор Колумб, Марко Поло,).Путешествия в новое время (Джеймс Кук, Крузенштерн и Лисянский, Беллинсгаузен и Лазарев).Кругосветные путешествия(Фернан Магеллан, Крузенштерн и Лисянский, Фёдор Конюхов). Путешествия современного времени (20-21 века) (Роберт Пири, Роберт Скотт, Руаль Амундсен) Практическая работа: Обозначение на карте маршрутов путешественников и мореплавателей и географических объектов названных в их честь
Раздел 2.Туристские ресурсы (9 часов). Многообразие стран мира для путешествий. Определение туризма. Виды туристских ресурсов
Туристские ресурсы Европейского региона (краткие справочные данные о странах, историческая справка, природный климат, растительный и животный мир, этнокультурные особенности, национальная кухня, Всемирное историко- культурное наследие).
Туристские ресурсы стран Средиземноморья
Туристские ресурсы стран Северной Америки
Туристские ресурсы Латино-Американского региона
Туристские ресурсы Австрало- Океанического региона
Туристские ресурсы стран Азии
Туристские ресурсы Африканского региона
Практическая работа. «Составление характеристики одной страны».
Раздел 3.Туристские ресурсы России (11 часов).
Рекреационные районы России. Золотое кольцо - туристический маршрут
Серебряное кольцо – туристический маршрут. Достопримечательности Европейского Юга (Сочи. Минеральные воды, Крым). Достопримечательности Европейского Севера(Соловецкий монастырь, Валаам, Кижи, Кивач, Великий Устюг). Достопримечательности Урала (Ильменский заповедник, Капская и Ледяная пещера). Достопримечательности Сибири (озеро Байкал, Ленские столбы)
Достопримечательности Дальнего Востока (вулканы Камчатки, Долина гейзеров, Уссурийская тайга). Всемирное природное и культурное наследие ЮНЕСКО на территории России.
Практическая работа: творческий проект «По родным просторам»
Раздел 4.Туристские ресурсы Калининградской области(9 часов).
Калининградская область: географическое положение и административно- территориальное деление. Основные исторические события на территории Калининградской области (древние пруссы, завоевания Тевтонского Ордена, 30-летняя война, семилетняя война, наполеоновские войны, гражданская война, Восточно-Прусская операция). Природные условия и ресурсы.
Достопримечательности Калининградской области ( малые города).
Туристические маршруты (Замки. Поля русской славы. Куршская коса. Озеро Виштынец. В их честь названы города области.)
Практическая работа: викторина «Знаешь ли ты Калининградскую область?», творческий проект «Люби и знай свой край»
Список литературы.
Для учащихся:
1. Молодцова З.В. Занимательная география. – Новосибирск: НИПКи ПРО, 1997.