МО ЭМС Зам директора по УВР Протокол №_____от________ Директор МБОУ «Гимназия № 6»
Протокол № ____ от________ _________Н.А. Гунько Председатель ЭМС ________________В.А. Корнеенков
Руководитель МО __________ _____________В.А. Корнеенков Приказ №_______ от _____________
к учебнику авторов: Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского.
Учитель географии высшей категории.
г. Брянск
№ ур. п/п | Дата по плану | № ур. в теме | Тема урока | Содержание урока (основные понятия) | Компетенции учащихся (предметные) ЗУН | Дом. зада-ния |
Раздел 1. Планета, на которой мы живем (21 часов) |
Тема 1. Мировая суша (1 час) |
1. | | 1. | Введение. Мировая суша. | Мировой океан, материки, острова. | Знать: материки, части света. | § 1 |
Тема 2. Поверхность Земли (5 часов) |
2. | | 1. | Геологическое время. | Геологическая история Земли. Гипотезы происхождения материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями планеты. Развитие рельефа на материках и в океанах. Тектоническая карта. Размещение крупнейших форм рельефа на материках и в океане. | Называть: отличия Земли от других планет, геологический возраст Земли, отличия материковой коры от океанической; показывать: литосферные плиты, платформы, складчатые области, сейсмические пояса, области вулканизма; знать понятия «платформа», «рельеф»; образование и размещение крупных форм рельефа Земли как результат взаимодействия внутренних и внешних процессов; прогнозировать: изменение очертаний суши в результате движения литосферных плит, размещение материков и океанов в будущем. | § 2 |
3. | | 2. | Строение земной коры. | § 3 |
4. | | 3. | Литосферные плиты и современный рельеф. Пр.р.№1. Составление картосхемы «Литосферные плиты». | |
5. | | 4. | Платформы и равнины. | § 4 |
6. | | 5. | Складчатые пояса и горы. | § 5 |
Тема 3. Атмосфера (4 часа) |
7. | | 1. | Пояса планеты. | Перемещение поясов атмосферного давления и воздушных масс по сезонам. Влияние природных особенностей материков и океанов на климат Земли. Территориальные сочетания климатообразующих факторов. Типы климатов. Климатическая карта. Антропогенное влияние на глобальные и региональные климатические процессы. | Называть и показывать: климатообразующие факторы, климатические пояса, основные типы и свойства воздушных масс, области пассатов, муссонов, западного ветра; определять по климатическим картам распределение на поверхности Земли температур и осадков; описывать: общую циркуляцию атмосферы; знать о влияние климата на жизнь, быт и хоз. деятельность человека; причины возникновения областей высокого и низкого давления воздуха, причины неравномерного распределения осадков на Земле. | § 7 |
8. | | 2. | Воздушные массы и климатические пояса. | § 8 |
9. | | 3. | Климатообразующие факторы. | § 9 |
10. | | 4. | К.р.№1 по теме «Литосфера» и «Атмосфера». | |
Тема 4. Мировой океан (4 часа) |
11. | | 1. | Мировой океан и его части. | Части гидросферы: Мировой океан, ледники, воды суши. Рельеф дна Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Температура и соленость вод. Движение воды в океане. Стихийные явления; правила обеспечения личной безопасности. Обмен теплом и влагой между океаном и сушей. Мировой круговорот воды. Ресурсы океана, их значение и хозяйственное использование. Источники загрязнения вод океана; меры по сохранению качества вод и биоресурсов. | Называть и показывать: океаны, моря, заливы, проливы, течения, ресурсы океана и их использование, меры по охране вод океана; приводить примеры антропогенных изменений природы океана в результате хозяйственной деятельности человека, примеры взаимодействия с атмосферой и сушей; объяснять роль океана в жизни Земли, свойства вод, образование течений, различия свойств водных масс океана, различия в природе отдельных частей Мирового океана. | § 10 |
12. | | 2. | Движение вод Мирового океана. | § 11 |
13. | | 3. | Органический мир океана. | § 12 |
14. | | 4. | Особенности отдельных океанов. Пр.р.№ 2. Комплексная характеристика одного из океанов. | § 13 |
Тема 5. Геосфера (2 часа) |
15. | | 1. | Географическая оболочка. | Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Природно-антропогенное равновесие, пути его сохранения и восстановления. Приспособления живых организмов к среде обитания. | Знать границы распространения биомассы, источники энергии процессов, происходящих на Земле, свойства географической оболочки; описывать по схемам круговороты; знать схему строения природного комплекса; объяснять влияние освещенности на природные ритмы, причины зональной и азональной дифференциации природного комплекса, природной зоны, широтной зональности, высотной поясности; прогнозировать изменения ПК под воздействием природных факторов и человеческой деятельности. | § 14 |
16. | | 2. | Зональность географической оболочки. | § 15 |
Тема 6. Человек (5 часов) |
17. | | 1. | Освоение Земли человеком. | Численность населения планеты, размещение, народы и религии, основные виды хозяйственной деятельности. | Называть и показывать: предполагаемые пути расселения человека по материкам и основные районы повышенной плотности населения на Земле, крупнейшие народы Земли, наиболее распространенные языки, мировые религии и ареалы их распространения, основные виды хозяйственной деятельности людей, крупнейшие страны и их столицы. | § 16 |
18. | | 2. | Охрана природы. | § 17 |
19. | | 3. | Население Земли. | § 18 |
20. | | 4. | Страны мира. | § 19 |
21. | | 5. | К.р.№2. Тестирование по разделу «Планета, на которой мы живем». | |
Раздел 2. Материки планеты Земля (44 часов) |
Тема 1. Африка (10 часов) |
22. | | 1. | Географическое положение и история исследования Африки. Пр.р.№ 3. Определение координат крайних точек материка, его протяженности в градусах и километрах. | Особенности географического положения Африки. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Африки на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы. Численность и размещение населения. Историко-географические этапы заселения Африки. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт. География основных типов хозяйственной деятельности. | Называть имена исследователей континента и результаты их работы; показывать элементы береговой линии; определять географическое положение материка, координаты крайних точек, протяженность материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах; прогнозировать (оценивать) влияние географического положения на особенности природы материка; называть и показывать: крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых, территории с определенным типом климата, важнейшие реки и озера, источники питания рек, характерные типы погод на материке, размещение природных зон, типичных представителей животного и растительного мира природных зон Африки; определять географическое положение природных объектов, температуру и количество осадков по климатической карте; описывать «образ» одной из рек континента (по картам и тексту учебника); объяснять причины формирования типов климата на континенте, размещение месторождений полезных ископаемых, влияние компонентов природы на жизнь, быт, хозяйственную деятельность народов материка, изменение природы континента под влиянием деятельности человека. | § 20 |
23. | | 2. | Геологическое строение и рельеф Африки. | § 21 |
24. | | 3. | Климат Африки. | § 22 |
25. | | 4. | Гидрография Африки. | § 23 |
26. | | 5. | Разнообразие природы Африки (влажные экваториальные и переменно – влажные леса Африки). | § 24 |
27. | | 6. | Разнообразие природы Африки (саванны и редколесья, пустыни Африки) |
28. | | 7. | Население Африки. | § 25 |
29. | | 8. | Регионы Африки: Северная и Западная Африка. | § 26 |
30. | | 9. | Регионы Африки: Центральная, Восточная и Южная Африка. | § 27 |
31. | | 10. | Обобщающий урок. К.р.№3 по теме «Африка». |
Тема 2. Австралия (5 часов) |
32. | | 1. | Географическое положение. История открытия и исследования. | Особенности географического положения Австралии. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Австралии на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы. | Объяснять влияние истории заселения материка, его рельефа и климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения; знать размещение отдельных месторождений полезных ископаемых, различия в климате отдельных территорий материка. | § 28 |
33. | | 2. | Компоненты природы Австралии. | Особенности географического положения Австралии. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Австралии на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы. | Называть и показывать климатообразующие факторы, преобладающие воздушные массы, климатические пояса, характерные типы погод, крупные реки и озера, представителей растительного и животного мира, природные зоны; определять климатические показатели по карте; объяснять особенности питания и режима рек, образование артезианских бассейнов, особенности органического мира, причины опасных природных явлений; прогнозировать тенденции изменения природных объектов под воздействием человеческой деятельности. | § 29 |
34. | | 3. | Особенности природы Австралии. | § 30 |
35. | | 4. | Австралийский Союз. | § 31 |
36. | | 5. | Океания. | Особенности географического положения. Народы и страны Океании. | § 32 |
Тема 3. Антарктида (2 часа) |
37. | | 1. | Географическое положение и история исследования Антарктиды. | Особенности географического положения Антарктиды и Антарктики. Основные черты природы. Особенности открытия и изучения территории. | Называть: имена путешественников и ученых, внесших вклад в открытие и исследование Антарктики; знать особенности ГП, основные геогр. объекты (в том числе крупные полярные станции); координаты полярных станций; климатические показатели по карте и климатограммам, виды природных ресурсов; «образ» одного из природных объектов (береговой части, антарктического оазиса; объяснять особенности природы Антарктики, образование ледникового покрова, стоковых ветров, необходимость изучения Антарктики; прогнозировать изменение природы Земли при таянии ледникового покрова Антарктики. | § 33 |
38. | | 2. | Особенности природы Антарктиды. | § 34 |
Тема 4. Южная Америка (9 часов) |
39. | | 1. | Географическое положение Южной Америки. История открытия и исследования. Пр.р.№ 4. Характеристика ФГП материка. | Особенности географического положения Южной Америки. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Южной Америки на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы. Численность и размещение населения. Историко- географические этапы заселения Южной Америки. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества. Адаптация человека к окружающей природной среде (одежда, жилище, питание). Жизнедеятельность человека и его адаптация к окружающей среде. География основных типов хозяйственной деятельности. | Называть и показывать климатообразующие факторы, преобладающие воздушные массы, климатические пояса, характерные типы погод, крупные реки и озера, представителей растительного и животного мира материка, размещение на материке природных зон, примеры рационального и нерационального использования природных богатств материка; определять климатические показатели по карте; объяснять влияние истории заселения материка, его рельефа и климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения, размещение отдельных месторождений полезных ископаемых, различия в климате отдельных территорий материка, образование артезианских бассейнов, особенности питания и режима рек, особенности органического мира, причины опасных природных явлений (засух, пожаров и т. д.), размещения природных зон; прогнозировать тенденции изменения природных объектов (рек, подземных вод, почв, растительного и животного мира, природных комплексов в целом) под воздействием человеческой деятельности. | § 35 |
40. | | 2. | Геологическое строение и рельеф Южной Америки. | § 36 |
41. | | 3. | Климат Южной Америки. | § 37 |
42. | | 4. | Гидрография Южной Америки. Пр.р.№ 5. Описание по плану одной из рек материка. | § 38 |
43. | | 5. | Разнообразие природы Южной Америки. | § 39 |
44. | | 6. | Население Южной Америки. | § 40 |
45. | | 7. | Регионы Южной Америки. | § 41 |
46. | | 8. | Южная Америка. Урок повторения и обобщения. | |
47. | | 9. | К.р.№4 по теме «Южные материки». Защита творческих проектов. |
Тема 5. Северная Америка (8 часов) |
48. | | 1. | Географическое положение Северной Америки. История открытия и исследования. Пр.р.№ 6. Нанесение на к.к. геогр. номенклатуры. | Особенности географического положения материков. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление материков на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы. Численность и размещение населения. Историко-географические этапы заселения Северной Америки. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества. | Называть и показывать климатообразующие факторы, преобладающие воздушные массы, климатические пояса, характерные типы погод, крупные реки и озера, представителей растительного и животного мира материка, размещение на материке природных зон; приводить примеры рационального и нерационального использования природных богатств материка; определять климатические показатели по карте; объяснять влияние истории заселения материка, его рельефа и климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения, размещение отдельных месторождений полезных ископаемых, различия в климате отдельных территорий материка, образование артезианских бассейнов, особенности питания и режима рек, особенности органического мира, причины опасных природных явлений (засух, пожаров и т. д.), размещения природных зон; прогнозировать тенденции изменения природных объектов (рек, подземных вод, почв, растительного и животного мира, природных комплексов в целом) под воздействием человеческой деятельности. | § 42 |
49. | | 2. | Геологическое строение и рельеф Северной Америки. | § 43 |
50. | | 3. | Климат Северной Америки. Пр.р.№ 7. Сравнение климата отдельных частей материка. | § 44 |
51. | | 4. | Гидрография Северной Америки. | § 45 |
52. | | 5. | Разнообразие природы Северной Америки. | § 46 |
53. | | 6. | Население Северной Америки. | § 47 |
54. | | 7. | Регионы Северной Америки. | § 48 |
55. | | 8. | Урок повторения и обобщения по теме «Северная Америка». К.р.№5. Контрольное тестирование. | |
Тема 6. Евразия (10 часов) |
56. | | 1. | Географическое положение. История исследования Евразии. Пр.р.№ 8. Нанесение на к.к. геогр. номенклатуры. | Особенности географического положения Евразии. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Евразии на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы. Численность и размещение населения. Историко-географические этапы заселения. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества. Адаптация человека к окружающей природной среде (одежда, жилище, питание). Жизнедеятельность человека и его адаптация к окружающей среде. География основных типов хозяйственной деятельности | Называть и показывать климатообразующие факторы, преобладающие воздушные массы, климатические пояса, характерные типы погод, крупные реки и озера, представителей растительного и животного мира материка; примеры рационального и нерационального использования природных богатств материка; определять климатические показатели по карте; объяснять влияние истории заселения материка, его рельефа и климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения; уметь определять размещение отдельных месторождений полезных ископаемых, различия в климате отдельных территорий материка; знать особенности питания и режима рек, причины опасных природных явлений (засух, пожаров и т. д.), размещение на материке природных зон; прогнозировать тенденции изменения природных объектов (рек, подземных вод, почв, растительного и животного мира, природных комплексов в целом) под воздействием человеческой деятельности. | § 49 |
57. | | 2. | Геологическое строение и рельеф Евразии. | § 50 |
58. | | 3. | Климат Евразии. Пр.р.№ 9. Определения типов климата Евразии по климатограммам. | § 51 |
59. | | 4. | Гидрография Евразии. | § 52 |
60. | | 5. | Разнообразие природы Евразии. | § 53 |
61. | | 6. | Население Евразии. | § 54 |
62. | | 7. | Регионы Европы. | § 55 |
63. | | 8. | Регионы Азии: Юго-Западная и Восточная Азия. | § 56 |
64. | | 9. | Регионы Азии: Южная и Юго-Восточная Азия. Пр.р.№ 10. Комплексная характеристика одной из стран Евразии по плану. | § 57 |
65. | | 10. | Обобщающее повторение. К.р.№6 по теме «Евразия». |
Раздел 3. Взаимоотношения природы и человека (2 часа) |
66. | | 1. | Взаимодействие природы и общества | Этапы развития географической оболочки, состав географической оболочки связи между ее компонентами. | Называть состав географической оболочки, источники энергии процессов, в ней происходящих, зональные комплексы ГО, закономерности отдельных геосфер планеты, основные свойства, закономерности и этапы развития ГО; объяснять причины географической зональности, целостности, ритмичности процессов в ГО, причины ее развития, значение природных богатств для человечества, влияние природы на условия жизни людей, причины изменений природы под воздействием хозяйственной деятельности, необходимость международного сотрудничества в использовании природных богатств и в деле охраны природы; прогнозировать тенденции изменения климата, почвенного, растительного и животного мира под воздействием человеческой деятельности. | § 58 |
67. | | 2. | Земля - наш дом |
68. | | | Резервный урок | | |