Из опыта реализации. Модифицированная программа кружка по географии "По странам и континентам"
Из опыта реализации. Модифицированная программа кружка по географии "По странам и континентам"
Программа кружка «По странам и континентам» призвана сформировать у учащихся целостное представление об окружающем мире, показать глубокую связь природы, населения и хозяйства земного шара, научить пространственному мышлению, воспитать уважение и любовь не только к своей Родине, но и к истории и культуре других стран и народов. Это тем более важно, что мир меняется сегодня с невиданной быстротой. Растет население Земли, переплетаются экономические связи, расширяется сеть глобальных коммуникаций, судьбы отдельных народов сливаются в одну всемирную судьбу. В этих условиях данный курс приобретает колоссальное значение. Приоритетное внимание уделяется проблеме взаимодействия общества и природной среды, что связано с реализацией принципа экологизации образования, направленного на воспитание природоохранительного образования у учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Из опыта реализации. Модифицированная программа кружка по географии "По странам и континентам"»
Пояснительная записка
Программа кружка «По странам и континентам» призвана сформировать у учащихся целостное представление об окружающем мире, показать глубокую связь природы, населения и хозяйства земного шара, научить пространственному мышлению, воспитать уважение и любовь не только к своей Родине, но и к истории и культуре других стран и народов. Это тем более важно, что мир меняется сегодня с невиданной быстротой. Растет население Земли, переплетаются экономические связи, расширяется сеть глобальных коммуникаций, судьбы отдельных народов сливаются в одну всемирную судьбу. В этих условиях данный курс приобретает колоссальное значение. Приоритетное внимание уделяется проблеме взаимодействия общества и природной среды, что связано с реализацией принципа экологизации образования, направленного на воспитание природоохранительного образования у учащихся.
Нет ничего более увлекательного, как отправиться в неведомую страну и узнать, как там живут люди, каковы обычаи, обряды, памятники культуры и искусства других народов. При этом стержень описания отдельного региона (или страны) составляют не только материально-производственные черты, но и культурно-цивилизованные, позволяющие глубже уяснить его своеобразие и неповторимость. Программа является дополнением к учебному материалу, призвана расширить и углубить представления учащихся, помочь в подготовке к учебным занятиям, дает возможность выступить на уроке с интересным сообщением, написать реферат и т.д.
Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развивать познавательный интерес к другим народам и странам. Отсюда вытекает формулировка главных задач программы:
-дать систематические сведения о природе, населении, хозяйстве мира, о глобальных проблемах человечества, особенностях стран разного типа и разного уровня экономического развития;
-показать особенности взаимодействия человека и природы на современном этапе развития общества с учетом исторических и других факторов;
-вскрыть специфику жизни, работы и отдыха людей в различной природной, геополитической, демографической, социальной и межрегиональных территориальных связях;
-научить учащихся разбираться в материалах периодической печати: текстовых, картографических, статистических и иллюстративных;
-помочь учащимся овладеть основами географической культуры и мировоззрения;
-подготовить будущих граждан России к быстрой ориентации в разнообразных природных и социальных явлениях, их пространственной дифференциации.
Программа кружка «По странам и континентам» рассчитана на 16 часов. Теоретическое обучение проводится с использованием различных педагогических технологий, форм и методов. Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение универсальными способами деятельности:
- умение работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;
- определение сущностных характеристик изучаемых объектов; поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе геоинформационных системах;
- обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;
- владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Результаты обучения занимают особое место, для чего учащимся по окончании изучения курса предлагается выполнение различного вида работ, связанных с применением приобретенных знаний (сравнивать, оценивать, объяснять). Это выполнение практических работ, презентаций, тестовых, творческих и др. Назначение заданий – сделать проверку усвоения знаний и умений более эффективной и объективной, а также способствовать развитию творческих способностей учащихся.
Программа
работы кружка «По странам и континентам».
Введение.
Первые государства на Земле. Влияние разных исторических эпох на формирование политической карты мира. Изменения на политической карте мира. Типология стран при существующем многообразии: страны с весьма обширной территорией, микрогосударства, многонациональные и однонациональные, богатые природными ресурсами и обделенные ими, страны внутриконтинентальные, приморские, островные и т.д. Этнический и религиозный состав. Уровень социально- экономического развития.
География социально- экономического развития стран мира. Ознакомление с первым изданием малой энциклопедии газеты «География» от 2007года. Показатели: страна, площадь, население, глава государства, столица или административный центр, крупнейшие города, официальные языки, преобладающие религии, важнейшие природные объекты, ВВП, ВВП на душу населения, структура ВВП, главные продукты экспорта, денежная единица, понятия, выражающие образ страны.
Заочная экскурсия по странам мира.
Географическое положение, природные ресурсы, население, религия, хозяйство (промышленность, сельское хозяйство), внутренние различия, сфера услуг, достопримечательности, культурные традиции и обычаи.
Вопросы и задания по географии на основе литературных сюжетов.
Екатеринбург: У- Фактория, 2003- 384с.
7. Ю.Н. Гладкий, С.Н. Лавров
Экономическая и социальная география мира.
Учебник для 10 класса, М.: Просвещение, 2007г.- 272с.
8. Н.Н.Петрова
Новый образовательный стандарт. Оценка качества подготовки выпускников средней школы по географии: 11 класс, - М.: Издательство «Экзамен», 2006.-61. ( Серия «Учебно-методический комплект»)
9. А.П.Кузнецов
Экономическая и социальная география мира. Книга для учащихся из серии «За страницами учебника», 10кл., М.: Просвещение, 2000-191с., ил.
10. О.Н.Богданович, Ю.А.Дрозд
Энциклопедический справочник «Страны мира»
Смоленск, Русич, 2001-624с.
11. Р.А.Знаменская
Все предметы школьной программы в схемах и таблицах. География. М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ – ЛТД», 1997.- 240с.
12. А.Э.Фромберг
Практические и проверочные работы по географии.
10кл. : Книга для учителя, - М.: Просвещение, 2003.- 127с. : ил.
13. В.И.Сиротин
Сборник заданий и упражнений по географии. 6-10кл. – М. : Дрофа, 2003. - 256 с.: ил.
14. Электронная энциклопедия «Страны мира». 2009г.
15. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г. Современная электронная энциклопедия.
16. Видеоприложение к журналу «География». Серия экспедиций по следам великих российских путешественников. Автор и режиссер – Леонид Круглов.