Просмотр содержимого документа
«Использование картографических знаний при изучении эколого - экономического потенциала района шал – акына.»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАРТОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭКОЛОГО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РАЙОНА ШАЛ – АКЫНА.
Капинос Лариса Григорьевна
Крещенская средняя школа
Учебное пособие «География района Шал акына Северо-Казахстанской области» дало возможность ведения прикладного курса. Район Шал акына расположен на границе лесостепной и степной зон , а простор такой, что дух захватывает. От того наверное и люди здесь добрые, приветливые, гостеприимные. Поэт, наш земляк, В.Дюжий как-то сказал: «Где еще на земле есть такая красота, как у нас?». Человек живет среди, природы и нет, наверное, на земле человека, который не любил бы природу, не любовался бы ее голубым, ясным небом, цветущими лугами, розовым рассветом и багровыми закатами. Природа всегда манит нас своей неповторимой красотой и каждый раз предстает перед нашим взором, то ласковая, то суровая или грозная, но всегда как настоящее чудо. Красота природы проникает в душу, наполняя ее любовью к родной земле. Только любящий свой край, свою землю, человек способен стать настоящим ее хозяином. А ведь нынешние ученики – это будущие фермеры, агрономы, то есть люди, которые будут работать на этой земле, любить ее, беречь ее. Прививая нашим детям любовь к своей земле, к своему краю мы воспитываем в них чувство патриотизма, которое будет способствовать становлению их как личности, гражданина с активной жизненной позицией.
Важнейшей составной частью прикладного курса является профессиональное воспитание. Первый раздел курса включает в себя часы, которые будут способствовать любви к избранной профессии, формированию профессионально – трудовых качеств, поможет ребятам при выборе профессии.
В процессе изучения родного края учащиеся самостоятельно усваивают учебный материал, расширяют общеобразовательные знания и приобретают навыки, необходимые в практической деятельности. Это способствует развитию у школьников важнейшего качества человека – самостоятельности, умения пополнять свои знания через самообразование и применять их на практике.
Изучение родного края приближает ребят к эколого – экономическим проблемам района. Учащиеся ставят вопросы экологической направленности и пытаются найти на них ответ. Как изменились природные условия в долине реки Есиль в результате создания Сергеевского водохранилища? Как повлиял человек на природу, вырубив леса? Особенно интересно проходят ролевые игры, где ребята выступают в роле взрослых, образованных людей, способных самостоятельно решать хозяйственные и экологические вопросы. От их сегодняшних знаний зависит будущее района, всей страны.
Изучение истории, природных условий родного края, полезных ископаемых, даст возможность комплексно осваивать недра региона, улучшать экономическую и социальную обстановку. Это позволит району в будущем превратиться в процветающий регион – гордость Казахстана.
Пояснительная записка
к программе прикладного курса
«Использование картографические знания при изучении
эколого – экономического потенциала района Шал акына»
Программа прикладного курса «Картографические знания при изучении эколого-экономического потенциала района Шал акына» нацелена на формирование у учащихся знаний своей местности, умение применять на практике знания географической карты. Географическая карта является орудием труда не только для учителей школы. Она широко используется и будет использоваться выпускниками школы при проектировании и строительстве водных, дорожных и других сооружений, при самолетовождении, мореплавании, разведке полезных ископаемых, для учета и оценки сельскохозяйственных земель.
В первом разделе курса «История географических карт» даются основные сведения об общих свойствах картографических проекций и относящихся к ним понятиям, а практические занятия вырабатывают навыки построения картосхем района. Во втором разделе «Эколого – экономический потенциал района Шал акына» подробно изучается география района, в котором особое место отводится построению диаграмм, розы ветров, графиков, работе на контурной карте.
Цель курса: ознакомление учащихся с историей, природой, хозяйством своего района, сформировать у них картографические знания и умения, выработать умение быть бережливыми, являться настоящим хозяином своей земли.
Курс «Использование картографических знаний при изучении эколого-экономического потенциала района Шал акына» ставит перед собой следующие задачи:
- формирование основ историко-географических знаний путем изучения этапов заселения района;
- формирование географо - экологической культуры посредством изучения возможностей использования природных ресурсов района;
- формирование знаний у учащихся о населении района, о его национальном составе, особенностях размещения;
- познакомить учеников с хозяйством района;
- развитие географических знаний об экономическом сотрудничестве района с другими районами, областями страны;
- научить учащихся работать с различными дополнительными источниками информации и самостоятельно делать выводы;
- научить учеников навыкам самостоятельной обработки статистических, картографических сведений и данных.
Использование картографических знаний
при изучении эколого – экономического потенциала района Шал акына»
Естественно-математическое направление.
10 класс
Всего 34 часа, 1 час в неделю.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся 10 класса должны называть и показывать:
- содержание и виды географических карт;
- административное деление района;
- поверхностные воды района, название рек и озер;
- представителей флоры и фауны региона;
- виды местных ландшафтов;
- основные виды природных ресурсов;
- население, естественный прирост, особенности расселения по территории района;
- промышленность и ее отрасли, сельское хозяйство и его основные отрасли;
Определять или измерять:
- положение, расстояние, направление по географической карте;
- виды искажений на географической карте, их степень;
- набор карт и пособий, необходимых для получения нужной информации;
- условия формирования территории района, относительный возраст слагающих ее горных пород;
Объяснять:
- уровень экономического развития района;
- особенности естественного прироста населения;
- особенности залегания полезных ископаемых.
Прогнозировать:
- особенности использования природных ресурсов района в будущем;
- изменение природных комплексов под влиянием хозяйственной деятельности человека;
- размещение рекреационных зон в пределах района.
Прикладной курс
«Использование картографических знаний при изучении
эколого – экономического потенциала района Шал акына »
10 класс (34 ч)
№
Тема уроков
кол-во
часов
Сроки
Примечание
1
Введение
1
Раздел I «История географических карт»
11
2
История географических карт.
1
3
Путешественник – древняя профессия.
1
4
Виды картографических проекций.
1
5
Искажения на картах.
1
6-7
Построение профилей.
2
8
Полярная съемка местности.
1
9
Час занимательной картографии.
1
10
Чтение карт. Общие правила чтения карт и составления по картам описаний. Использование общегеографических и тематических карт для составления описаний и измерений.
1
11
Практическая работа. Составление по картам школьных атласов географических описаний. Измерение на картах длин линий, площадей, углов. Определение по картам высот точек.
1
12
Игра "Виртуальное путешествие по топографической карте".
1
Раздел II
22
13
Район Шал акына на карте Казахстана.
1
14-15
История развития района.
2
16
Полезные ископаемые.
1
17
Климат.
1
18
Внутренние воды.
1
19
Флора и фауна.
1
20-21
Красная Книга района.
2
22-24
Экологический потенциал района .
(защита мини-проектов)
3
25-26
Хозяйство района.
2
27
Будущее хозяйства района.
1
28-29
Эколого-экономическая игра «Город».
2
30
Взаимодействие общества и природы.
1
31-32
Моя малая Родина. Летопись села (работа по интересам)
2
33
Защита проектной работы.
1
34
Зачетное занятие
1
Литература:
Андреев Н.В. Методическое пособие по факультативному курсу. М. Просвещение 1985
Гедымин А.В. Картографические проекции советских школьных карт М.Просвещение1984
Капинос Л.Г., Фаст С.А. География района Шал акына Северо-Казахстанской области. Петропавловск 2008
Малахов Н.В. Межпредметные связи в формировании картографических знаний. М. Просвещение 1982