kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интерактивные методы преподавания географии при обучении учащихся на дому

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель интерактивного обучения – создание комфортных условий обучения, при которых обучающийся чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, что делает процесс обучения более продуктивным, качественным, что особо актуально в такой образовательной среде – как школа надомного обучения, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья.

Место учителя при интерактивном обучении – направление деятельности учащихся на достижение целей урока. Учебный процесс при интерактивном обучении организуется с учетом включенности в процесс познания всех без исключения учеников класса. Совместная деятельность проявляется в том, что каждый вносит свой вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интерактивные методы преподавания географии при обучении учащихся на дому»

Интерактивные методы преподавания географии при обучении учащихся на дому.

Учитель географии МБОУ «СОШ №6»

г. Кольчугино, Владимирская обл.

Фирсова Вера Петровна

Во все времена образованность общества - главный и важнейший фактор и условие развития государства, развития человеческого потенциала. Образование – это особый стратегический ресурс общества, обеспечивающий его прогресс во всех сферах, поэтому система образования должна работать на опережение, готовить человека к жизни в постоянно меняющихся условиях, способствовать решению наиболее значимых и острых социальных проблем. В настоящее время педагогической общественностью активно обсуждаются вопросы стандартизации, сущности и содержания образовательного процесса, условий и среды, в которой происходит процесс обучения и развития, современных технологий, способных обеспечить новое качество образования. В конечном итоге, качество образования сегодня обязательно предполагает выход на сформированность ключевых, базовых, специальных и других компетенций, а одним из таких механизмов, который способствует развитию и формированию компетенций личности является реализация интерактивных методов обучения.

Метод обучения (от др.-греч. μέθοδος — путь) – процесс взаимодействия между преподавателями и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.

Методы обучения можно классифицировать по различным признакам, в том числе по степени осознанности восприятия учебного материала выделяют интерактивные методы.

Слово «интерактивный» происходит от слов «Inter» - взаимный и «act» - действовать. В данном случае речь идет об особом способе взаимодействия между учителем и учеником.

Сама идея интерактивного обучения возникла в середине 1990-х годов с появлением первого веб-браузера и началом развития сети Интернет. Поэтому одна из трактовок понятия «интерактивное обучение» – это обучение с использованием компьютерных сетей и ресурсов Интернета. Однако в настоящее время используется более широкое толкование интерактивного обучения – как способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).

Следует заметить, что интерактивные методы обучения ориентированы на широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом, на доминирование активности учащихся в процессе обучения.

Цель интерактивного обучения – создание комфортных условий обучения, при которых обучающийся чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, что делает процесс обучения более продуктивным, качественным, что особо актуально в такой образовательной среде – как школа надомного обучения, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья.

Занятия в школах надомного обучения могут организовываться в учреждении, на дому и комбинированно, при этом формы проведения занятий традиционные – индивидуальная, групповая, комбинированная.

Достаточно часто дети с ограниченными возможностями здоровья не могут получать учебную нагрузку в том объеме учебных часов, которая предусмотрена базовым учебным планом и учебной программой. Поэтому отдельные учебные курсы, прежде всего, так называемые устные предметы (история, биология, география) сокращаются – от 0,5 до 1 ч в неделю.

Кроме того, дети с ограниченными возможностями здоровья не всегда в состоянии работать в течение 45 минут, поэтому возникает проблема: как сократить учебный материал без потери нужного качества, а так же выбрать адекватные и оптимальные формы, методы и приемы обучения.

Совершенно очевидно, в данной ситуации, особый упор следует делать на такие методы и формы обучения, которые способствовали бы формированию мотивации, желания учащихся к активному участию в получении знаний и практической реализации данной потребности в деятельности.

В этом отношении школьное географическое образование, со спецификой своего содержания, раскрывающим перед учениками пространственное разнообразие жизни и деятельности людей, роль человека и человечества в географической среде, вклад людей в развитие мировой цивилизации, взаимосвязи и взаимозависимости компонентов окружающей среды, целостность мира, позволяющим видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей между людьми, территорией и окружающей обстановкой вкупе с интерактивными методами обучения имеют трудно переоценимые возможности в решении вышепоставленных задач.

Место учителя при интерактивном обучении – направление деятельности учащихся на достижение целей урока. Учебный процесс при интерактивном обучении организуется с учетом включенности в процесс познания всех без исключения учеников класса. Совместная деятельность проявляется в том, что каждый вносит свой вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

На уроках при интерактивном обучении организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, осуществляется работа с документами и различными источниками информации и др. Среди интерактивных форм занятий хотелось бы отметить такие, как: эвристическая беседа, тренинги, «мозговой штурм», интерактивная лекция, учебная дискуссия, кейс-метод - анализ конкретных практических ситуаций, деловые и ролевые игры и др.

Ролевые игры - пример одной из продуктивных форм реализации интерактивных методов на уроке география. При этом, учителю следует помнить, что ролевая игра – это такая игра, в ходе которой складывается и совершенствуется управление поведением, но, если, подросток не видит жизненного значения игры, то у него исчезает к ней интерес, а значит мотивация, и наконец, ценность знания или навыка, которые он мог бы получить. Конечным результатом такой игры обязательно должен какой-либо общий продукт – фотостенд, видеосюжет, картина, модель, схема, призыв, обращение и пр. Учитель здесь выступает как «скрытый координатор», роль которого весьма велика – планирование, анализ деятельности, обобщение, корректировка, организация рефлексии, оценка. Тематика таких игр на уроках географии весьма обширна и зависит только от творчества учителя и его владения интерактивными формами обучения и развития, например - «Как создать новые рабочие места на Севере России?», «Как спасти село?», «Чрезвычайные ситуации в повседневной жизни» и пр.

Таким образом, реализация в школах надомного обучения интерактивных методов – это насущная потребность, поскольку очевидно, что успешнее будет развивается тот молодой человек, который открыт для сотрудничества, быстрее реагирует на общественные изменения, ищет новые ресурсы для движения вперед, что возможно лишь в интерактивном формате организации процесса обучения.

 

Литература:

  1. Алексюк А.Н. Общие методы обучения в школе. — К.: Радянська школа, 1983. — 244с.

  2. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. — М.: ИНТОР, 1996. — 544 с.

  3. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное пособие для вузов. 3-е изд., испр. — М.: Академия, 2006. — 192 с.

  4. Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения: Дидактика и методика. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 352 с.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Интерактивные методы преподавания географии при обучении учащихся на дому

Автор: Фирсова Вера Петровна

Дата: 10.11.2015

Номер свидетельства: 250973


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
2220 руб.
3170 руб.
1710 руб.
2440 руб.
1550 руб.
2220 руб.
1490 руб.
2130 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства