kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

География.Землеведение. 5 класс Рабочая программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа содержит полную пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели с основного общего образования с учётом специфики учебного предмета. Планируемые личностные,метапредметные и предметные результаты освоения данного учебного предмета, система оценивания.Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся. Описание учебно-методического обеспечения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«География.Землеведение. 5 класс Рабочая программа»

УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО:

Директор МОУ ИРМО Зам.директора по УВР На заседании МО

«Ширяевская СОШ» ________ (Н.В.Сизова) Протокол № 1 от_______2015г.

_________(С.А. Шуткин) «____» _______ 2015г. _______ Ковалёва В.Г.

Приказ №_____от________ «______»_________2015г.

«____» _______ 20 _____

МОУ ИРМО «Ширяевская СОШ» Иркутского района



Рабочая программа

по землеведению

для 5 класса

(уровень6базовый, общеобразовательный)



Учитель Шестакова Елена Васильевна

первая квалификационная категория,

стаж работы 32 года

Рабочая программа составлена на основе

«Программы основного общего образования по географии 5-9 классы».

Авторы И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, Л.Е. Савельева// Рабочие программы. География 5-9 класс; учебно-методическое пособие /сост. С.В. Курчина. М.: Дрофа, 2015.

Учебник «География. Землеведение» 5-6 класс. В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015. – 283с.



2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

    1. Данная рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:

1. Федеральный закон Российской Федерации « Об образовании в Российской Федерации от 21.12.2012;

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897;

3. Приказ Министерства образования РФ «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», от 1 февраля 2012 г. № 74

4. Примерные программы по учебным предметам;

5. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (Письмо «О Примерной ООП ООО № 03-776от 01.11.2011);

6. Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МОУ ИРМО «Ширяевская СОШ».


Программа разработана на основе ФГОС ООО (второго поколения) по Программе основного общего образования по географии.5-9 классы. Авторы И.И.Баринова, В.П.Дронов, И.В. Душина. Л.Е Савельева. // Рабочие программы. География.5-9 класс: учебно-методическое пособие/сост. С.В. Курчина.- М.: Дрофа,2015. Данная программа ориентирована на УМК «География. Землеведение. 5—6 классы»,УМК Дронов В.П., Савельева Л.Е. / Под ред. В.П. Дронова. География. 5-6 класс. – М.: Дрофа.

Данная программа отличается от Программы основного общего образования по географии.5-9 классы. Авторы И.И.Баринова, В.П.Дронов, И.В. Душина. Л.Е Савельева. количеством оценочных практических работ, так как на каждом уроке географии осуществляется практическая направленность, предложенные авторами практические работы будут выполнены полностью, но количество оценочных работ в 5 классе из 6- 5, в 6 классе без изменений 5 из 5, в 7 классе из 29- 15.


Класс - 5 Количество часов – 34 ( 1 час в неделю)

Плановых к/р : 4 Административных к/р: 3 Лабораторно-практических работ: 5



    1. Общие цели и задачи

В основной школе целями образования являются воспитание всесторонне развитой и коммуникативной личности. География – это классическая учебная дисциплина, активно участвующая в формировании научной картины мира. Современная школьная география – это уникальная школьная дисциплина. Уникальность ее места и роли заключается в том, что она представляет одновременно и естественные (физическая география), и общественные (социальная и экономическая география) ветви знания. Более того, картографическая составляющая школьной географии сближает ее с группой информационно-технических наук. Объясняется это уникальной особенностью самой современной географии как науки.



Реализация рабочей программы направлена на достижение следующих целей:


  • развитию географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально ценностного отношения к миру,

  • раскрытию закономерностей землеведческого характера, особенностей разнообразия природы, населения и его хозяйственной деятельности,

  • воспитанию бережного отношения к природе, понимание необходимости международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды;

  • созданию у учащихся целостного представления о Земле как планете людей;

  • раскрытию разнообразия природы и населения Земли, знакомство со странами и народами;

  • формированию необходимого минимума базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.

Задачи:

  • формировать представления о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;

  • формировать представления о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;

  • развивать специфические географические и общеучебные умения;

  • познавать сущность и динамику основных природных, экологических, социально-экономических и других процессов, происходящих в географической среде;

  • создавать образные представления о крупных регионах материков и странах с выделением особенностей их природы, природных богатств, использовании их населением в хозяйственной деятельности

  • развивать понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими факторами;

  • развивать понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования;

  • воспитывать в духе уважения к другим народам, чтобы «научиться жить вместе, развивая знания о других, их истории, традициях и образе мышления», понимать людей другой культуры;

  • раскрывать на основе историко-географического подхода изменения политической карты, практики природопользования, процесса нарастания экологических проблем в пределах материков, океанов и отдельных стран;

  • развивать картографическую грамотность посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов),

  • изучать способы изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;

  • развивать практические географические умения извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории;

  • вырабатывать понимание общественной потребности в географических знаниях, а также формирование отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.


    1. Общая характеристика учебного предмета

География в основной школе - учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле, как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве.

Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Поэтому содержание программы структурировано в виде двух основных блоков: «География Земли» и «География России», в каждом из которых выделяются тематические разделы.

В блоке «География Земли» у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях. Блок «География Земли» состоит из курсов «География. Землеведение.5-6 классы» и «География. Страноведение.7 класс».

География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. В учебном плане школы на изучение географии отводится в 5 и 6 классах по 34 ч (1 ч в неделю), в 7, 8 и 9 классах по 68 ч (2 ч в неделю). В соответствии с базисным учебным планом курса географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.

В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного

географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.



    1. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Рабочая программа линии УМК «Сферы. География» разработана в соответствии с учебным планом для ступени основного общего образования .География в основной школе изучается с 5 класса по 9 класс. Общее число учебных часов за 5 лет обучения-280, из них по 34ч (1ч в неделю) в 5 и 6 классах и по 70ч (2ч в неделю) в 7 и 8 классах.

1.5 Результаты обучения:

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и учитывающего многообразие современного мира;

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

  • формирование основ экологической культуры;

  • уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России.


Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения,

ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и

познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;

  • умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе;

  • умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;

  • формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;

  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике.


Предметные результаты

  • формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях. Как компоненте научной картине мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

  • формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

  • формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

  • овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

  • овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения;

  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

  • формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф

  • формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде;




  1. Учебно-тематический план

Разделы, темы

Рабочая программа

5 класс

1

Введение

1

2

Раздел 1. Накопление знаний о Земле

5

3

Раздел 2. Земля во вселенной

7

4

Раздел 3. Географические модели Земли

10

5

Раздел 4. Земная кора

11

6

Резерв

-


Итого

34


3. Содержание учебного предмета

3.1 Наименование тем

ГЕОГРАФИЯ. ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ.

5 КЛАСС (1 ч в неделю, всего 34 ч)

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

Что изучает география(1ч). География как наука. Многообразие географических объектов. Природные и антропогенные объекты, процессы и явления.


Раздел I. Накопление знаний о Земле (5 ч)

Познание Земли в древности(1ч). Древняя география и географы. География в Средние века.

Великие географические открытия(1ч). Что такое Великие географические открытия. Экспедиции Христофора Колумба. Открытие южного морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание.

Открытие Австралии и Антарктиды(1ч). Открытие и исследования Австралии и Океании. Первооткрыватели Антарктиды. Русское кругосветное плавание.

Современная география(1ч). Развитие физической географии. Современные географические исследования. География на мониторе компьютера. Географические информационные системы. Виртуальное познание мира.

Итоговый урок по разделу «Накопление знаний о Земле»(1ч)

Раздел II. Земля во Вселенной (7 ч)

Земля и космос.(1ч) Земля— часть Вселенной. Как ориентироваться по звездам.

Земля— часть Солнечной системы.(1ч) Что такое Солнечная система. Похожа ли Земля на другие планеты. Земля— уникальная планета.

Влияние космоса на Землю и жизнь людей(1ч). Земля и космос. Земля и Луна.

Осевое вращение Земли(1ч). Вращение Земли вокруг своей оси. Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси.

Обращение Земли вокруг Солнца(1ч). Движение Земли по орбите вокруг Солнца. Времена года на Земле.

Форма и размеры Земли(1ч). Как люди определили форму Земли. Размеры Земли. Как форма и размеры Земли влияют на жизнь планеты.

Практическая работа 1. Характеристика видов движений Земли, их географических следствий.

Итоговый урок по разделу «Земля во Вселенной»(1ч)

Раздел III. Географические модели Земли (10 ч)

Ориентирование на земной поверхности(1ч) Как люди ориентируются. Определение направлений по компасу. Азимут.

Изображение земной поверхности(1ч). Глобус. Чем глобус похож на Землю. Зачем нужны плоские изображения Земли.

Аэрофотоснимки и космические снимки. Что такое план и карта.

Масштаб и его виды(1ч). Масштаб. Виды записи масштаба.

Измерение расстояний по планам, картам и глобусу.

Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах(1ч). Абсолютная и относительная высота. Изображение неровностей горизонталями.

Планы местности и их чтение(1ч). План местности— крупномасштабное изображение земной поверхности. Определение направлений.

Составление плана местности(1ч). Практическая работа 2. Составление плана местности способом глазомерной полярной съемки.

Параллели и меридианы(1ч). Параллели и меридианы на картах.

Градусная сеть. Географические координаты(1ч). Градусная сеть. Географическая широта. Географическая долгота. Определение географических координат. Определение расстояний по градусной сетке.

Географические карты(1ч). Географическая карта как изображение поверхности Земли. Условные знаки карт. Разнообразие карт. Использование планов и карт.

3. Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки.

Итоговый урок по разделу «Географические модели Земли»(1ч)

Раздел IV. Земная кора (11 ч)

Внутреннее строение земной коры(1ч). Состав земной коры. Строение Земли. Из чего состоит земная кора.

Разнообразие горных пород(1ч). Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.

Земная кора и литосфера— каменные оболочки Земли(1ч).

Земная кора и ее устройство. Литосфера.

Разнообразие форм рельефа Земли(1ч). Что такое рельеф. Формы рельефа. Причины разнообразия рельефа. Движение земной коры. Медленные движения земной коры.

Движения земной коры и залегание горных пород(1ч).

Землетрясения. Вулканизм(1ч). Что такое землетрясения. Где происходят землетрясения. Как и зачем изучают землетрясения. Что такое вулканизм и вулканы. Где наблюдается вулканизм.

Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Работа текучих вод, ледников и ветра(1ч). Как внешние силы воздействуют на рельеф. Выветривание. Работа текучих вод. Работа ледников. Работа ветра. Деятельность человека.

Главные формы рельефа суши(1ч). Что такое горы и равнины. Горы суши. Равнины суши.

Рельеф дна океанов(1ч). Неровности океанического дна.

Человек и земная кора(1ч). Как земная кора воздействует на человека. Как человек вмешивается в жизнь земной коры.

Практические работы 4. Определение горных пород и описание их свойств.

5. Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт.

Итоговый урок по разделу«Земная кора»(1ч)


3.2. Перечень практических работ и экскурсий.

5 класс

Практическая работа 1. Характеристика видов движений Земли, их географических следствий

Практическая работа 2. Составление плана местности способом глазомерной съемки.

Практическая работа 3. Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки.

Практическая работа 4. Определение горных пород и описание их свойств.

Практическая работа 5. Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт.


4.Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся при устном опросе

«отлично»

  1. Полно и последовательно раскрыто содержание материала в объеме про­граммы.

  2. Четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, точно использованы научные термины.

  3. Для доказательства использованы выводы и обобщения опытов.

  4. Ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания, самостоятельно составленные примеры.

  5. Материал изложен правильно с точки зрения норм литературного языка.

  6. Возможны 1-2 неточности в вопросах второстепенного материала, которые исправляются с помощью учителя.

«хорошо»

  1. Раскрыто основное содержание материала.

  2. Правильно даны определения понятий и точно использованы научные термины.

  3. Возможны ошибки в изложении выводов и обобщений из наблюдений и опытов.

  4. Ответ самостоятельный.

  5. Возможны неточности в вопросах второстепенного материала.

  6. Допускаются 1-2 неточности в определении понятий, незначительное на-
    рушение последовательности изложения и единичные неточности в языке изложения.

«удовлетворительно»

  1. Содержание учебного материала изложено фрагментарно, недостаточно полно, не всегда последовательно.

  2. Не дано определение понятий.

  3. Не используются в качестве доказательства выводы и обобщения из на­блюдений и опытов.

  1. Недостаточно глубоко и доказательно обосновываются свои суждения, не приводятся свои примеры.

  2. Допускаются ошибки и неточности в использовании научной терминоло­гии и определении понятий.

  3. Допускаются ошибки в языковом оформлении изложения. 

«неудовлетворительно»

  1. Основное содержание учебного материала не раскрыто.

  2. Не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя.

  3. Допускаются грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в языковом оформлении изложения.


Критерии и нормы оценки знаний обучающихся при тестовых работах

За правильный ответ на задания: части А – 1 балл; части В – 1 или 2 балла (в зависимости от трудности вопроса и при наличии полного ответа); части С – 2 балла (при наличии полного ответа).

Если ученик правильно отвечает на 50-70% вопросов - «3»;

70-90% правильных ответов – «4»; 90-100% правильных ответов –«5».


Критерии и нормы оценки знаний обучающихся при защите проекта

Объект оце-

нивания

5 баллов

4 балла

3 балла

2 балла

1

Владение по-

пятийным ап-паратом

Свободно

Без затруд-

нений

Испытывает

затруднения

Не владеет

2

Умение от-

стаивать свою точку зрения

Творчески,

аргументи-рованно

Убедительно

Не достаточ-

но убеди-тельно

Не убеди-

тельно

3

Логичность суждений

Логически

четко по-

строенное суждение

Нет четкости

в суждениях

Не достаточ-

но логичное

суждение


Нет логи-

ки сужде-

ния

4

Коммуника-тивность

Обладает

навыком ра-

боты в груп-

пах и парах

Работает в

группах с

желанием

Затрудняется

в выполне-

ниигруп-повых работ

Не умеет работать в группах и парах

5

Речь

Речь свобод-ная, грамот-ная, большой

словарный запас

Речь грамот-ная, но сжа- тая

Бедный словарный запас

Труднопо-нимаемая речь

6

Творческий

подход

Высокий

Средний

Ниже сред-него

Низкий

7

Оформление

работ

В соответ-ствии с нор-

мамиофор-

мления, эсте-

тично

Допущены неточности в оформлении, но эстетично

Допущены ошибки в оформлении, недостаточно эстетично

Не соот-ветствуют

нормати-вам, нет

эстетично-сти

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся при выполнении практических работ

«отлично»

Практическая работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

«хорошо»

Практическая работа выполнена обучающимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

«удовлетворительно»

Практическая работа выполнена и оформлена обучающимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу обучающихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Обучающиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

«неудовлетворительно»

Выставляется в том случае, когда обучающиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных обучающихся неэффективны из-за плохой подготовки обучающегося.


5. Календарно-тематическое планирование


Тема

раздела/урока

Дата

Корректировка даты

Планируемые результаты

Домашнее задание


Предметные

Метапредметные результаты (регулятивные, познавательные, коммуникативные)

Личностные

§

Введение. Что изучает география

1 неделя

сентября


Смогут:

Формировать определение понятия «география». Находить дополнительную информацию (в Интернете и других источниках)

П. Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги классифицировать, устанавливать причинно-следст-венные связи. Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

К. Высказывать суждение и подтверждать их фактами.

Будут сформированы: ответственное отношение к учёбе; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку; основы экологической культуры; гражданский патриотизм; любовь к Родине; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

§1

Раздел I. Накопление знаний о Земле







Познание Земли в древности

2 неделя


Смогут:

Формулировать новые понятия, термины, выражения, объяснять их значение своими словами; называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий; изучать по картам маршруты разного времени.

П. Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги классифицировать, устанавливать причинно-следст-венные связи. Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

К. Оценивать работу одноклассников

Будут сформированы: ответственное отношение к учёбе; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку; основы экологической культуры; гражданский патриотизм; любовь к Родине; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

§2

Великие географические открытия

3 неделя


Смогут:

объяснять: результаты выдающихся географических открытий и путешествий; влияние путешествий на развитие географических знаний;

определять: причины и следствия географических путешествий и открытий; маршруты путешествий.


П. Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги классифицировать, устанавливать причинно-следст-венные связи. Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Р. Составлять план ответа, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Будут сформированы: ответственное отношение к учёбе; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку; основы экологической культуры; гражданский патриотизм; любовь к Родине; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

§3

Открытие Австралии и Антарктиды

4 неделя


Смогут:

объяснять: результаты выдающихся географических открытий и путешествий; влияние путешествий на развитие географических знаний;

определять: причины и следствия географических путешествий и открытий; маршруты путешествий;

высказывать: предположение, что такое Южная Земля;

объяснять: почему Австралия долгое время оставалась неизвестной землёй.



П. Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги классифицировать, устанавливать причинно-следст-венные связи. Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

К. Организовывать взаимодействие в группе.

Будут сформированы: ответственное отношение к учёбе; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку; основы экологической культуры; гражданский патриотизм; любовь к Родине; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

§4

Современная география

1 неделя октября


Смогут:

объяснять: результаты выдающихся географических открытий и путешествий; влияние путешествий на развитие географических знаний;

определять: причины и следствия географических путешествий и открытий; маршруты путешествий.


П. Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги классифицировать, устанавливать причинно-следст-венные связи. Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Л. Определять роль результатов своей деятельности.


Будут сформированы: ответственное отношение к учёбе; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку; основы экологической культуры; гражданский патриотизм; любовь к Родине; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

§5

Итоговый урок по разделу «Накопление знаний о Земле»

2 неделя


Смогут:

объяснять: результаты выдающихся географических открытий и путешествий; влияние путешествий на развитие географических знаний;

определять: причины и следствия географических путешествий и открытий; маршруты путешествий;


П. Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги классифицировать, устанавливать причинно-следст-венные связи. Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Р. Самостоятельно исправлять свои ошибки

Будут сформированы: ответственное отношение к учёбе; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку; основы экологической культуры; гражданский патриотизм; любовь к Родине; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

Повтор.

§1-5

Раздел II. Земля во Вселенной







Земля и космос

3 неделя


Смогут:

Находить на картах звездного неба важнейшие навигационные звезды и созвездия. Определять стороны горизонта по Полярной звезде.

П. Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги классифицировать, устанавливать причинно-следст-венные связи. Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Р. Ставить учебную задачу под руководством учителя. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.

Будут сформированы: ответственное отношение к учёбе; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку; основы экологической культуры; гражданский патриотизм; любовь к Родине; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

§6

Земля— часть Солнечной системы

4 неделя


Смогут:

Анализировать иллюстративно-справочные материалы и сравнивать планеты Солнечной системы по разным параметрам. Составлять «космический адрес» планеты Земля. Вычислять площади материков и океанов. Описывать уникальные особенности Земли как планеты.


П. Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги классифицировать, устанавливать причинно-следст-венные связи. Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Л. Беречь и любить свою планету.

Будут сформированы: ответственное отношение к учёбе; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку; основы экологической культуры; гражданский патриотизм; любовь к Родине; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

§7

Влияние космоса на Землю и жизнь людей

5неделя


Смогут:

Искать дополнительные сведения в различных источниках информации.


П. Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги классифицировать, устанавливать причинно-следст-венные связи. Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

К. Уметь общаться в группе.

Будут сформированы: ответственное отношение к учёбе; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку; основы экологической культуры; гражданский патриотизм; любовь к Родине; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

§8

Осевое вращение Земли

2 неделя ноября


Смогут:

Составлять описание очевидных проявлений воздействия на Землю Солнца и ближайшего космоса в целом. Описывать воздействие на Землю её естественного спутника – Луны. Искать дополнительные сведения в различных источниках информации.


П. Выявлять причинно-следственные связи.

Р. Выдвигать версии решения проблем.

Будут сформированы: ответственное отношение к учёбе; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку; основы экологической культуры; гражданский патриотизм; любовь к Родине; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

§9

Обращение Земли вокруг Солнца

3 неделя


Смогут:

Составлять описание очевидных проявлений воздействия на Землю Солнца и ближайшего космоса в целом. Описывать воздействие на Землю её естественного спутника – Луны. Искать дополнительные сведения в различных источниках информации. Анализировать положение Земли

и объяснять причину смены времен года.



П. . Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги классифицировать, устанавливать причинно-следст-венные связи. Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

К. Работать по плану. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами.

Будут сформированы: ответственное отношение к учёбе; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку; основы экологической культуры; гражданский патриотизм; любовь к Родине; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

§10

Форма и размеры Земли

4 неделя


Смогут:

Находить дополнительную информацию (в Интернете и других источниках) и подготавливать сообщения на тему «Представление о форме и размерах Земли в древности».

П. Уметь выделять главное, существенные признаки понятия.

Р. Составлять опорный конспект.

Будут сформированы: ответственное отношение к учёбе; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку; основы экологической культуры; гражданский патриотизм; любовь к Родине; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

§11

Итоговый урок по разделу «Земля во Вселенной»

1 неделя декабря


Смогут:

Обобщать знания по разделу «Земля во Вселенной». Находить дополнительную информацию (в Интернете и других источниках). Обсуждать проблемы современных космических исследований.



П. . Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги классифицировать, устанавливать причинно-следст-венные связи. Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Л. Любить и беречь свою планету.

Будут сформированы: ответственное отношение к учёбе; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку; основы экологической культуры; гражданский патриотизм; любовь к Родине; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

Повтор.

§6-11

Раздел III. Географические модели Земли







Ориентирование на земной поверхности

2 неделя


Смогут:

Определять направления по компасу. Работать с измерительными приборами. Находить дополнительную информацию (в Интернете и других источниках).


П. Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги классифицировать, устанавливать причинно-следст-венные связи. Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

К. Организовывать учебные взаимодействия

Будут сформированы: ответственное отношение к учёбе; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку; основы экологической культуры; гражданский патриотизм; любовь к Родине; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

§12

Изображение земной поверхности

3 неделя


Смогут:

Изучать различные виды изображения земной поверхности. Сравнивать план и карты. Уметь использовать знания в практической деятельности.




П. Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги классифицировать, устанавливать причинно-следст-венные связи. Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Р. Выдвигать версии решения проблем. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Будут сформированы: ответственное отношение к учёбе; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку; основы экологической культуры; гражданский патриотизм; любовь к Родине; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

§13

Масштаб и его виды

4 неделя


Смогут:

Измерять расстояния по планам, картам и глобусу. Уметь использовать знания в практической деятельности. Работать с различными источниками информации. Читать и анализировать планы местности и карты.



П. Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги классифицировать, устанавливать причинно-следст-венные связи. Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность

Р. Вырабатывать критерии классификации.

Будут сформированы: ответственное отношение к учёбе; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку; основы экологической культуры; гражданский патриотизм; любовь к Родине; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

§14

Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах

5 неделя


Смогут:

Определять абсолютную и относительную высоту. Изображать неровности горизонталями.

Уметь использовать знания в практической деятельности. Работать с различными источниками информации.


П. Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги классифицировать, устанавливать причинно-следст-венные связи. Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Р. Выдвигать версии решения проблемы.

Будут сформированы: ответственное отношение к учёбе; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку; основы экологической культуры; гражданский патриотизм; любовь к Родине; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

§15

Планы местности и их чтение



Смогут:

Изучать различные виды изображения земной поверхности. Сравнивать план и карты. Уметь использовать знания в практической деятельности. Составлять план местности.

Определение направлений

Определять азимут. Изучать условные знаки, решать практические задачи.


П. Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги классифицировать, устанавливать причинно-следст-венные связи. Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.


Л. Уметь использовать полученные знания в жизни.

Будут сформированы: ответственное отношение к учёбе; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку; основы экологической культуры; гражданский патриотизм; любовь к Родине; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

§16

Составление плана местности.



Смогут:

Изучать различные виды изображения земной поверхности. Сравнивать план и карты. Уметь использовать знания в практической деятельности. Составлять план местности.

Определение направлений

Определять азимут. Изучать условные знаки, решать практические задачи. Составлять план местности.


П. Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги классифицировать, устанавливать причинно-следст-венные связи. Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

К. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Будут сформированы: ответственное отношение к учёбе; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку; основы экологической культуры; гражданский патриотизм; любовь к Родине; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

§16

Параллели и меридианы



Смогут:

Работать с картой: анализировать выпуклые и вогнутые формы рельефа, способы их изображения.

Знать особенности изображения параллелей и меридианов на глобусе и картах.


П. Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги классифицировать, устанавливать причинно-следст-венные связи. Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Р. Работать по составленному плану.

Будут сформированы: ответственное отношение к учёбе; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку; основы экологической культуры; гражданский патриотизм; любовь к Родине; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

§17

Градусная сеть. Географические координаты



Смогут:

Работать с картой. Определять географические координаты объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки.

Находить объекты на карте и глобусе.

П. Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги классифицировать, устанавливать причинно-следст-венные связи. Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

К. Уметь общаться в группах

Будут сформированы: ответственное отношение к учёбе; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку; основы экологической культуры; гражданский патриотизм; любовь к Родине; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

§18

Географические карты



Смогут:

Уметь читать карты различных видов, находить черты сходства и различия. Работать с различными источниками информации.


П. Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги классифицировать, устанавливать причинно-следст-венные связи. Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Л. Адаптировать знания к условиям окружающей среды.

Будут сформированы: ответственное отношение к учёбе; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку; основы экологической культуры; гражданский патриотизм; любовь к Родине; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

§19

Итоговый урок по разделу «Географические модели Земли»



Смогут:

Демонстрировать полученные знания.


П. Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги классифицировать, устанавливать причинно-следст-венные связи. Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Р. Работать по плану, самостоятельно исправлять ошибки.

Будут сформированы: ответственное отношение к учёбе; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку; основы экологической культуры; гражданский патриотизм; любовь к Родине; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.


Раздел IV. Земная кора







Внутреннее строение земной коры. Состав земной коры



Смогут:

Выявлять особенности внутренних оболочек Земли, анализировать иллюстрации. Сравнивать типы земной коры. Анализировать схемы (модели) строения земной коры и литосферы. Выявлять процессы, сопровождающие взаимодействие литосферных плит.


П. Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги классифицировать, устанавливать причинно-следст-венные связи. Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Р. Создание объемной модели.

Будут сформированы: ответственное отношение к учёбе; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку; основы экологической культуры; гражданский патриотизм; любовь к Родине; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

§20

Разнообразие горных пород.



Смогут:

Классифицировать и описывать горные породы.

Определять горные породы и описывать их свойства.

П. Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги классифицировать, устанавливать причинно-следст-венные связи. Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

К. Работать в группах.

Будут сформированы: ответственное отношение к учёбе; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку; основы экологической культуры; гражданский патриотизм; любовь к Родине; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

§21

Земная кора и

литосфера— каменные оболочки Земли



Смогут:

Анализировать модели строения земной коры и литосферы. Анализировать иллюстрации. Сравнивать типы земной коры.


П. Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги классифицировать, устанавливать причинно-следст-венные связи. Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

К. Работать в группах.

Будут сформированы: ответственное отношение к учёбе; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку; основы экологической культуры; гражданский патриотизм; любовь к Родине; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

§22

Разнообразие форм рельефа Земли



Смогут:

Составлять по картам характеристики различных форм рельефа. Устанавливать зависимость распространения крупнейших форм рельефа Земли - материков и впадин океанов – от строения земной коры.


П. Определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следст-венные связи. Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Л. Приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды.

Будут сформированы: ответственное отношение к учёбе; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку; основы экологической культуры; гражданский патриотизм; любовь к Родине; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

§23

Движение земной коры



Смогут:

Составлять по картам характеристики различных форм рельефа. Устанавливать зависимость распространения крупнейших форм рельефа Земли - материков и впадин океанов – от строения земной коры.


П. Определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следст-венные связи. Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Р. Составлять проект изменения внешнего облика Земли во времени.

Будут сформированы: ответственное отношение к учёбе; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку; основы экологической культуры; гражданский патриотизм; любовь к Родине; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

§24

Землетрясения. Вулканизм



Смогут:

Составлять по картам характеристики различных форм рельефа. Устанавливать зависимость распространения крупнейших форм рельефа Земли - материков и впадин океанов – от строения земной коры.

Выявлять закономерности распространения землетрясений и вулканизма.



П. Определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следст-венные связи. Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Л. Использовать знания в случае возникновения стихийного явления.

Будут сформированы: ответственное отношение к учёбе; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку; основы экологической культуры; гражданский патриотизм; любовь к Родине; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

§25-26

Внешние силы, изменяющие рельеф.



Смогут:

Анализировать воздействие внешних сил на формирование рельефа:

выветривание, работа текучих вод, работа ледников, деятельность человека.


П. Определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следст-венные связи. Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Л. Использовать знания для осуществления мер по сохранению форм рельефа.

Будут сформированы: ответственное отношение к учёбе; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку; основы экологической культуры; гражданский патриотизм; любовь к Родине; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

§27-28

Главные формы рельефа суши.



Смогут:

Делать характеристики и сравнивать крупные формы рельефа на основе анализа карт. Сравнивать способы изображения различных форм рельефа на картах.


П. Определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следст-венные связи. Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

К. Уметь работать в группах.

Будут сформированы: ответственное отношение к учёбе; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку; основы экологической культуры; гражданский патриотизм; любовь к Родине; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

§29

Рельеф дна океанов



Смогут:

Выявлять особенности изображения на картах крупных форм рельефа дна океанов, неровности океанического дна.


П. Определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следст-венные связи. Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Р. Составлять план ответа.

Будут сформированы: ответственное отношение к учёбе; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку; основы экологической культуры; гражданский патриотизм; любовь к Родине; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

§30

Человек и земная кора



Смогут:

Находить информацию в дополнительных источниках. Выявлять, как земная кора воздействует на человека. Как человек вмешивается в жизнь земной коры.


П. Определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следст-венные связи. Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Л. Приводить примеры охраны земных ресурсов

Будут сформированы: ответственное отношение к учёбе; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку; основы экологической культуры; гражданский патриотизм; любовь к Родине; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

§31

Итоговый урок по разделу

«Земная кора»



Смогут:

Работать с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Земная кора» в учебнике и дополнительными источниками информации (в том числе сайтов Интернета)


П. . Определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следст-венные связи. Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

К. Развивать навыки выступления перед классом.

Будут сформированы: ответственное отношение к учёбе; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку; основы экологической культуры; гражданский патриотизм; любовь к Родине; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

Обобщающий повтор.




6. Описание материально-технического обеспечения

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

количество

1

Библиотечный фонд(книгопечатная продукция)



География. Землеведение.5—6 классы. :учеб. для общеобразоват. учреждений / В. П. Дронов, Л. Е. Савельева. – М.: Дрофа, 2015.-283с.

38

2

Печатные пособия



География. Землеведение. 5—6 классы. методическое пособие / Л. Е. Савельева, В. П. Дронов.-М.: Дрофа, 2012.-127с

1



Комплект учебных карт по географии

20


Рабочая тетрадь География. Землеведение. 5 класс

20


География. Итоговая аттестация. Типовые тестовые задания. 5 класс/И.И.Баринова, Т.А.Карташова. – М.: Издательство «Экзамен», 2013. -46

1

3

Технические средства обучения



Персональный компьютер

1

4

Экранно-звуковые пособия



Видеокассеты


5

Цифровые образовательные ресурсы



География. Землеведение. 5—6 классы. Электронное приложение.

1

6

Учебно-практическое оборудование



Глобус Земли (физический)

1

7

Демонстрационные пособия



Коллекция полезных ископаемых

2


Коллекция минеральных пород

1



















21




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
География.Землеведение. 5 класс Рабочая программа

Автор: Шестакова Елена Васильевна

Дата: 21.11.2015

Номер свидетельства: 256151


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства