Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Менеджмент детского туризма"»
Министерство образования и науки Российской Федерации
Российский государственный педагогический университет
им. А.И. Герцена
Кафедра методики преподавания географии и краеведения
Элективный курс по географии для 8-9 классов в рамках предпрофильной подготовки
название: «Основы менеджмента детского туризма»
Автор:
Спичак Екатерина Олеговна
Аспирант 2 курс
учитель географии ОУ №617
Санкт-Петербург
2006 год
Пояснительная записка
Туристический бизнес является перспективным направлением современной экономики и активно развивается в настоящее время. Это особенно важно для Петербургского региона, обладающего огромным рекреационно-туристическим потенциалом. Предлагаемый курс может служить целям профориентации и выбора образовательного маршрута.
Данный элективный курс разработан для учащихся 8-9 классов и рассчитан на 16 часов.
Основные цели и задачи данного курса:
Пропаганда туристско-краеведческой деятельности среди учащихся.
Популяризация здорового образа жизни и активных видов отдыха.
Профориентация учащихся: знакомство с профессиями связанными с туристической сферой деятельности и экскурсионным делом.
Привлечение учащихся к занятию туризмом как видом спорта.
Расширить, углубить и закрепить специальные географические и краеведческие знания, учащихся полученные на уроках географии.
Содержание элективного курса предполагает ознакомление учащихся с основами туризма как части рекреационной деятельности, экономической составляющей туризма, туристическими ресурсами и организацией индустрии туризма. Курс представляется актуальным, так как знакомит учащихся с деятельностью рекреационного хозяйства, туристскими ресурсами России и своего края.
Содержание курса нацеливает на работу с различными источниками информации и предполагает разнообразные виды учебно-познавательной деятельности учащихся, в том числе:
анализ географических и политических карт;
анализ статистических материалов;
составление карт и комментариев к ним;
составление типологических таблиц и классификаций;
подготовка устных сообщений с использованием различных источников информации, в том числе географических карт, литературных источников материалов периодической печати, информационных ресурсов ИНТЕРНЕТ.
Содержание каждой темы курса включает в себя самостоятельную (индивидуальную или коллективную) работу учащихся. При организации и проведении занятий возможно создание творческих групп и выполнение индивидуальных заданий, использование проектных методик, разработка учащимися маршрутов для различных категорий потребителей. Содержание элективного также предлагает учащимся следующие возможности самоопределения, как например, выбор:
объекты изучения;
форм и видов текущих и итоговой работы;
тему и форму представления итоговой работы.
Условия реализации целей данного элективного курса:
Материально-технические условия
Учебный класс для проведения теоретических занятий, спортивный зал для проведения практикумов, туристское снаряжение (палатки, туристические коврики, верёвки, карабины, обвязки, котлы, топоры, лопата, компасы)
Методические условия (учебно-методический комплекс)
Организация тренировочных туристских выездов и экскурсий.
Учебно-методический комплекс
видеомагнитофон и телевизор
видео-пособия по краеведению, туризму, страноведению
Карты: туристские карты Лен. области, контурные карты Лен. области, политическая карта мира
справочная литература по туризму и краеведению;
статистические материалы
Учебно-тематический план
№
Содержание
Всего часов
В том числе
Формы контроля
практика
теория
1
Знакомство с краеведением и туризмом.
1
1
2
Подготовка к походу/ туристической поездке.
2
0.5
1.5
Практическая работа
3
Виды туризма
2
1
1
Практическая работа
4
Правила установки бивака.
2
2
Тестирование
5
Питание в походеитуристической поездке.
2
1
1
Практическая работа
6
Индустрия туризма. Основы экскурсионного дела.
1
1
Тестирование
7
Профессии, связанные с туриндустрией и экскурсионным делом.
1
1
Зачет
8
Особенности работы с туристической группой
1
1
Семинар
9
Туристские ресурсы России
2
1
1
Творческая работа
10
Туристские ресурсы Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
2
1
1
Семинар Практическая работа
Итого
16
5
11
Содержание программы
Знакомство с краеведением и туризмом (1 час)
Лекция: Понятие краеведение. Значение, цели и задачи краеведения. Что такое туризм? История развития туризма в России и мире. Туризм как часть непроизводственной сферы хозяйства страны. Походы и туристские поездки (отличие туризма от путешествий). Всемирная туристская организация. Международный день туриста.
Подготовка к походу/ туристической поездке (2часа)
Лекция: Оформление документации для похода или турпоездки. Распределение обязанностей в походе. Правила безопасного поведения в турпоездке. Страхование. Оказание первой доврачебной помощи в путешествиях. Определений целей, прав и свобод туриста (1 час)
Лекция: Как собираться в поход? Личное и групповое снаряжение. Особенности снаряжения для различных видов походов и туристических поездок. Рюкзаки. Виды укладки рюкзаков (0,5 часа)
Практическая работа: Укладка рюкзака (0,5часа)
Виды туризма (2 часа)
Лекция: Организационные формы и категории туризма. Самодеятельный и социальный туризм. Отличительные особенности пешеходного туризма. Техника пешего туризма. Виды переправ. Верёвочные узлы. Правила поведения на маршруте. Отличительные особенности водного похода. Лыжные походы. Альпинизм. Спелеотуризм. Скалолазание. Вело- и автомобильные походы (1 час)
Практическая работа: Техника завязывания верёвочных узлов (0,5 часа)
Практическая работа: Разработка различных видов маршрутов по территории России или Ленинградской области – на выбор (0,5 часа)
4. Правила установки бивака (1 час)
Лекция: Основные правила выбора места для ночлега. Виды палаток и правила их установки. Виды костров и их назначения.
5. Питание в походе и туристической поездке (2 часа)
Лекция: Система общественного питания в разных городах и странах и особенности национальных кухонь. Правила составления раскладки продуктов для похода. Приготовление пищи в походе (1 час)
Практическая работа: Составление меню и раскладки на трёхдневный поход (1 час)
Индустрия туризма. Основы экскурсионного дела (1 час)
Лекция: Туризм как бизнес. Организаторы туризма. Инфраструктура туризма. Туристические услуги и товары. Гостиничный бизнес. Развлечения. Финансовые и информационные услуги. Популярные экскурсионные маршруты по миру. Бытовые и культурные особенности различных стран мира. Правила подготовки экскурсии.
Профессии связанные с туриндустрией и экскурсионным делом (1 час)
Лекция: Туристические фирмы, турагенства и направления их деятельности. Работа туроператора, экскурсовода, гида-переводчика. Значение языковой подготовки для экскурсовода Спортивно-туристическое направление. Организация турслётов, походов, туристских экспедиций и т.д. Работа тур-инструктора и его подготовка. Образовательные учреждения СПб, подготавливающие кадры для индустрии туризма. Выбор образовательного маршрута.
Особенности работы с туристической группой (1 час)
Семинарское занятие: Требования к руководителю группы. Психологические особенности взрослых и детей. Игры в походах, на туристских слетах, и во время проведения экскурсий.
Туристские ресурсы России (2 часа)
Лекция: Понятия рекреационные и туристские ресурсы. Туристский интерес и туристское впечатление. Национальные парки, культовые объекты, заказники, чудеса света, дворцово-парковые ансамбли. Изучение туристского потенциала России по различным источникам информации. Традиции и национальные особенности различных регионов нашей страны(1 час)
Творческое задание: Составление тура по России в соответствии с определенными целями и для определенной группы потребителей. Работа в группах, проектная деятельность, презентация проекта (1 час)
Туристские ресурсы Санкт-Петербурга и Ленинградской области (3 часа)
Семинарское занятие: Рекреационный потенциал Ленинградской области и Санкт-Петербурга. Архитектурно-исторические, геологические, природные памятники и заповедные места Лен. области. (1 час) Экскурсия (во внеурочное время): Знакомство с одним из таких памятников.
Итоговая практическая работа: разработка и подготовка экскурсии в пределах Ленинградской области или Санкт-Петербурга (2 часа).
Итоговая работа может быть представлена учащимися в форме устного сообщения или презентации (PowerPoint).
Назаключительном занятииподводятся итоги изучения элективного курса «Основы менеджмента детского туризма». Учащиеся получают итоговые результаты индивидуального рейтинга по итогам работы, которые может быть включены в школьный портфолио. На заключительном занятии также целесообразно провести обсуждение содержания данного элективного курса, и форм его проведения, выяснить предложения и пожелания учащихся или провести итоговое анкетирование.
Список литературы используемой в работе учителя:
Антимонов Н.А.Школьные походы по изучению рек, озёр, болот родного края - М.: «Просвещение», 1963.
Александрова А.Ю. Международный туризм: учебник/М.: «Аспект Пресс», 2004.
Баринова Л.И. Елховская В.В., Внеурочная работа по географии - М.: «Просвещение», 1988.
Балабин М.А. Туристская секция коллектива физкультуры - М.: «Профиздат», 1988.
Биржаков М.Б. Введение в туризм: Учебник/ СПб.: «Издательский дом Герда», 2004.
Биржаков М.Б. и др. Туристический путеводитель по Ленинградской области – СПб.: «Издательский дом Герда», 2003.
Даринский А.В. Школьное краеведение - М.: «Просвещение», 1987.
Даринский А.В. География Ленинградской области, СПб. «Специальная Литература», 1995
Калинин Ф.П. Школьная краеведческая работа учителя географии; М. «Просвещение», 1952
Коденская А.А. Геологические экскурсии в окрестностях Ленинграда; Л. «Недра»,1963
Куприн А.М. Занимательная картография; М., 1989
Магидович И.П., Магидович В.И. Очерки по истории географических открытий. – М.: «Просвещение», 1982.
Методы обучения географии под ред. Коринской В.А. Панчешниковой Л.М.; М. «Просвещение», 1968.
Неотложные состояния и экстремальная медицинская помощь. Под. Ред. Чазова Е.И. – М.: «Медицина», 1990.
Никонова М.А. Система учебных экскурсий по физической географии//География в школе, 1971 №3.
Развитие познавательной самостоятельной деятельности у учащихся при изучении физической географии; М. «Просвещение», 1983.
Слуцкая Р.Д. Мой опыт проведения экскурсий в природу//География в школе 1971 №3.
Чернихова Е.Я. Учебные экскурсии по географии; М. «Просвещение», 1980.
Энциклопедия Туриста - М.: «Большая Российская энциклопедия», 1993.
Юньев И.С. Краеведение и туризм - М.: «Знание», 1971.
//Вокруг света
//ГЕО.
Адреса в сети Интернет:
Всемирная туристская организация http//www.world-tourism.org
Балтийский международный институт туризма http//www.bmit.spb.ru
Список литературы для учащихся:
1. Даринский А.В. География Ленинградской области, СПб. «Специальная Литература», 1995
2. Коденская А.А. Геологические экскурсии в окрестностях Ленинграда - Л.: «Недра»,1963.
3. Куприн А.М. Занимательная картография - М.: 1989.
4. Плисецкий Е.Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок. 10 класс. – М.: «АСТ-ПРЕСС», 2001.