kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Элективный курс "Менеджмент детского туризма"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена авторская программа по овладению учащимися навыков организации туристических поездок.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Менеджмент детского туризма"»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Российский государственный педагогический университет

им. А.И. Герцена

Кафедра методики преподавания географии и краеведения







Элективный курс по географии для 8-9 классов в рамках предпрофильной подготовки


название: «Основы менеджмента детского туризма»





Автор:

Спичак Екатерина Олеговна

Аспирант 2 курс

учитель географии ОУ №617









Санкт-Петербург

2006 год


Пояснительная записка

Туристический бизнес является перспективным направлением современной экономики и активно развивается в настоящее время. Это особенно важно для Петербургского региона, обладающего огромным рекреационно-туристическим потенциалом. Предлагаемый курс может служить целям профориентации и выбора образовательного маршрута.

Данный элективный курс разработан для учащихся 8-9 классов и рассчитан на 16 часов.

Основные цели и задачи данного курса:

  1. Пропаганда туристско-краеведческой деятельности среди учащихся.

  2. Популяризация здорового образа жизни и активных видов отдыха.

  3. Профориентация учащихся: знакомство с профессиями связанными с туристической сферой деятельности и экскурсионным делом.

  4. Привлечение учащихся к занятию туризмом как видом спорта.

  5. Расширить, углубить и закрепить специальные географические и краеведческие знания, учащихся полученные на уроках географии.

Содержание элективного курса предполагает ознакомление учащихся с основами туризма как части рекреационной деятельности, экономической составляющей туризма, туристическими ресурсами и организацией индустрии туризма. Курс представляется актуальным, так как знакомит учащихся с деятельностью рекреационного хозяйства, туристскими ресурсами России и своего края.

Содержание курса нацеливает на работу с различными источниками информации и предполагает разнообразные виды учебно-познавательной деятельности учащихся, в том числе:

  • анализ географических и политических карт;

  • анализ статистических материалов;

  • составление карт и комментариев к ним;

  • составление типологических таблиц и классификаций;

  • подготовка устных сообщений с использованием различных источников информации, в том числе географических карт, литературных источников материалов периодической печати, информационных ресурсов ИНТЕРНЕТ.

Содержание каждой темы курса включает в себя самостоятельную (индивидуальную или коллективную) работу учащихся. При организации и проведении занятий возможно создание творческих групп и выполнение индивидуальных заданий, использование проектных методик, разработка учащимися маршрутов для различных категорий потребителей. Содержание элективного также предлагает учащимся следующие возможности самоопределения, как например, выбор:

  • объекты изучения;

  • форм и видов текущих и итоговой работы;

  • тему и форму представления итоговой работы.

Условия реализации целей данного элективного курса:

  • Материально-технические условия

Учебный класс для проведения теоретических занятий, спортивный зал для проведения практикумов, туристское снаряжение (палатки, туристические коврики, верёвки, карабины, обвязки, котлы, топоры, лопата, компасы)

  • Методические условия (учебно-методический комплекс)

  • Организация тренировочных туристских выездов и экскурсий.

Учебно-методический комплекс

  • видеомагнитофон и телевизор

  • видео-пособия по краеведению, туризму, страноведению

  • диапроектор (диапозитивы)

  • наглядные пособия (схемы, учебные картины, иллюстрации, фотографии пейзажей края, геологическая коллекция, гербарий)

  • Карты: туристские карты Лен. области, контурные карты Лен. области, политическая карта мира

  • справочная литература по туризму и краеведению;

  • статистические материалы



Учебно-тематический план

Содержание

Всего часов

В том числе

Формы контроля

практика

теория

1

Знакомство с краеведением и туризмом.

1


1


2

Подготовка к походу/ туристической поездке.

2

0.5

1.5

Практическая работа

3

Виды туризма

2

1

1

Практическая работа

4

Правила установки бивака.

2


2

Тестирование

5

Питание в походе и туристической поездке.

2

1

1

Практическая работа

6

Индустрия туризма. Основы экскурсионного дела.

1


1

Тестирование

7

Профессии, связанные с туриндустрией и экскурсионным делом.

1


1

Зачет

8

Особенности работы с туристической группой

1


1

Семинар

9

Туристские ресурсы России

2

1

1

Творческая работа

10

Туристские ресурсы Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

2

1


1

Семинар Практическая работа


Итого

16

5

11



Содержание программы
  1. Знакомство с краеведением и туризмом (1 час)

Лекция: Понятие краеведение. Значение, цели и задачи краеведения. Что такое туризм? История развития туризма в России и мире. Туризм как часть непроизводственной сферы хозяйства страны. Походы и туристские поездки (отличие туризма от путешествий). Всемирная туристская организация. Международный день туриста.

  1. Подготовка к походу/ туристической поездке (2часа)

Лекция: Оформление документации для похода или турпоездки. Распределение обязанностей в походе. Правила безопасного поведения в турпоездке. Страхование. Оказание первой доврачебной помощи в путешествиях. Определений целей, прав и свобод туриста (1 час)

Лекция: Как собираться в поход? Личное и групповое снаряжение. Особенности снаряжения для различных видов походов и туристических поездок. Рюкзаки. Виды укладки рюкзаков (0,5 часа)

Практическая работа: Укладка рюкзака (0,5часа)


  1. Виды туризма (2 часа)

Лекция: Организационные формы и категории туризма. Самодеятельный и социальный туризм. Отличительные особенности пешеходного туризма. Техника пешего туризма. Виды переправ. Верёвочные узлы. Правила поведения на маршруте. Отличительные особенности водного похода. Лыжные походы. Альпинизм. Спелеотуризм. Скалолазание. Вело- и автомобильные походы (1 час)

Практическая работа: Техника завязывания верёвочных узлов (0,5 часа)

Практическая работа: Разработка различных видов маршрутов по территории России или Ленинградской области – на выбор (0,5 часа)

4. Правила установки бивака (1 час)

Лекция: Основные правила выбора места для ночлега. Виды палаток и правила их установки. Виды костров и их назначения.

5. Питание в походе и туристической поездке (2 часа)

Лекция: Система общественного питания в разных городах и странах и особенности национальных кухонь. Правила составления раскладки продуктов для похода. Приготовление пищи в походе (1 час)

Практическая работа: Составление меню и раскладки на трёхдневный поход (1 час)

  1. Индустрия туризма. Основы экскурсионного дела (1 час)

Лекция: Туризм как бизнес. Организаторы туризма. Инфраструктура туризма. Туристические услуги и товары. Гостиничный бизнес. Развлечения. Финансовые и информационные услуги. Популярные экскурсионные маршруты по миру. Бытовые и культурные особенности различных стран мира. Правила подготовки экскурсии.

  1. Профессии связанные с туриндустрией и экскурсионным делом (1 час)

Лекция: Туристические фирмы, турагенства и направления их деятельности. Работа туроператора, экскурсовода, гида-переводчика. Значение языковой подготовки для экскурсовода Спортивно-туристическое направление. Организация турслётов, походов, туристских экспедиций и т.д. Работа тур-инструктора и его подготовка. Образовательные учреждения СПб, подготавливающие кадры для индустрии туризма. Выбор образовательного маршрута.
  1. Особенности работы с туристической группой (1 час)

Семинарское занятие: Требования к руководителю группы. Психологические особенности взрослых и детей. Игры в походах, на туристских слетах, и во время проведения экскурсий.

  1. Туристские ресурсы России (2 часа)

Лекция: Понятия рекреационные и туристские ресурсы. Туристский интерес и туристское впечатление. Национальные парки, культовые объекты, заказники, чудеса света, дворцово-парковые ансамбли. Изучение туристского потенциала России по различным источникам информации. Традиции и национальные особенности различных регионов нашей страны (1 час)

Творческое задание: Составление тура по России в соответствии с определенными целями и для определенной группы потребителей. Работа в группах, проектная деятельность, презентация проекта (1 час)

  1. Туристские ресурсы Санкт-Петербурга и Ленинградской области (3 часа)

Семинарское занятие: Рекреационный потенциал Ленинградской области и Санкт-Петербурга. Архитектурно-исторические, геологические, природные памятники и заповедные места Лен. области. (1 час) Экскурсия (во внеурочное время): Знакомство с одним из таких памятников.

Итоговая практическая работа: разработка и подготовка экскурсии в пределах Ленинградской области или Санкт-Петербурга (2 часа).


Итоговая работа может быть представлена учащимися в форме устного сообщения или презентации (PowerPoint).

На заключительном занятии подводятся итоги изучения элективного курса «Основы менеджмента детского туризма». Учащиеся получают итоговые результаты индивидуального рейтинга по итогам работы, которые может быть включены в школьный портфолио. На заключительном занятии также целесообразно провести обсуждение содержания данного элективного курса, и форм его проведения, выяснить предложения и пожелания учащихся или провести итоговое анкетирование.


Список литературы используемой в работе учителя:

  1. Антимонов Н.А. Школьные походы по изучению рек, озёр, болот родного края - М.: «Просвещение», 1963.

  2. Александрова А.Ю. Международный туризм: учебник/М.: «Аспект Пресс», 2004.

  3. Баринова Л.И. Елховская В.В., Внеурочная работа по географии - М.: «Просвещение», 1988.

  4. Балабин М.А. Туристская секция коллектива физкультуры - М.: «Профиздат», 1988.

  5. Биржаков М.Б. Введение в туризм: Учебник/ СПб.: «Издательский дом Герда», 2004.

  6. Биржаков М.Б. и др. Туристический путеводитель по Ленинградской области – СПб.: «Издательский дом Герда», 2003.

  7. Даринский А.В. Школьное краеведение - М.: «Просвещение», 1987.

  8. Даринский А.В. География Ленинградской области, СПб. «Специальная Литература», 1995

  9. Калинин Ф.П. Школьная краеведческая работа учителя географии; М. «Просвещение», 1952

  10. Коденская А.А. Геологические экскурсии в окрестностях Ленинграда; Л. «Недра»,1963

  11. Куприн А.М. Занимательная картография; М., 1989

  12. Магидович И.П., Магидович В.И. Очерки по истории географических открытий. – М.: «Просвещение», 1982.

  13. Методы обучения географии под ред. Коринской В.А. Панчешниковой Л.М.; М. «Просвещение», 1968.

  14. Неотложные состояния и экстремальная медицинская помощь. Под. Ред. Чазова Е.И. – М.: «Медицина», 1990.

  15. Никонова М.А. Система учебных экскурсий по физической географии//География в школе, 1971 №3.

  16. Развитие познавательной самостоятельной деятельности у учащихся при изучении физической географии; М. «Просвещение», 1983.

  17. Слуцкая Р.Д. Мой опыт проведения экскурсий в природу//География в школе 1971 №3.

  18. Чернихова Е.Я. Учебные экскурсии по географии; М. «Просвещение», 1980.

  19. Энциклопедия Туриста - М.: «Большая Российская энциклопедия», 1993.

  20. Юньев И.С. Краеведение и туризм - М.: «Знание», 1971.

  21. //Вокруг света

  22. //ГЕО.

  23. Адреса в сети Интернет:

Всемирная туристская организация http//www.world-tourism.org

Балтийский международный институт туризма http//www.bmit.spb.ru


Список литературы для учащихся:

1. Даринский А.В. География Ленинградской области, СПб. «Специальная Литература», 1995

2. Коденская А.А. Геологические экскурсии в окрестностях Ленинграда - Л.: «Недра»,1963.

3. Куприн А.М. Занимательная картография - М.: 1989.

4. Плисецкий Е.Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок. 10 класс. – М.: «АСТ-ПРЕСС», 2001.

5. Современное всемирное наследие. Под ред. Черниховой Е.Я. - СПб.: РГПУ, 2001.

  1. Страны и народы. Популярная энциклопедия. – СПб.: 1997.

  2. Томилин А. Открыватели Земли – М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2000.

  3. Энциклопедия «Хочу все знать» – СПб.: «Издательский дом Нева», 2000.

  4. Энциклопедия Туриста - М.: «Большая Российская энциклопедия», 1993.

  5. //Вокруг света

  6. //ГЕО.

  7. Адреса в сети Интернет:

Всемирная туристская организация http//www.world-tourism.org

Балтийский международный институт туризма http//www.bmit.spb.ru


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Элективный курс "Менеджмент детского туризма"

Автор: Миндеева Екатерина Олеговна

Дата: 02.10.2016

Номер свидетельства: 347037


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства