kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Элективный курс «Глобальное изменение климата и мой край»,

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемая  программа предназначена для преподавания курса "Глобальное изменение климата и мой край", рассчитанного на школьников 5-11 классов, занимающихся в группах дополнительного образования. Программа рассчитана на один год обучения и предусматривает знакомство с одной из составных частей географии - климатологии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс «Глобальное изменение климата и мой край», »

Пояснительная записка


Предлагаемая программа предназначена для преподавания курса «Глобальное изменение климата и мой край», рассчитанного на школьников 5-11 классов, занимающихся в группах дополнительного образования. Программа рассчитана на один год обучения и предусматривает знакомство с одной из составных частей географии - климатологии.

Элективный курс носит межпредметный характер. Для понимания и положительной реализации курса используются знания по математике (статистическая обработка климатических данных), физике (изучение физических процессов, происходящих в атмосфере), географии (типы климатов, пространственное распределение климатических показателей по территории земли), палеонтологии (изучение палеоклиматов и их влияния на развитие жизни на земле).

Проведение данного курса определяется тем, что в последнее время проблема глобального изменения климата вызывает как огромный научный интерес, так и затрагивает практическую деятельность человека.

Цель данного курса – изучение закономерностей изменения климата в истории развития Земли и в настоящее время.

Задачи данного курса:

  1. Формирование и развитие интереса к изучению географических наук и, в частности, климатологии.

  2. Изучение причин, влияющих на изменение климата исторического прошлого и настоящего.

  3. Изучение роли человека в изменении климата на планете.

  4. Прогноз изменения климата в ближайшем будущем.

  5. Формирование умений и навыков самостоятельной исследовательской работы с целью их реализации в разных областях будущей профессиональной деятельности.

Учебные занятия предусматривают разные формы обучения: теоретические - лекции, семинары, и практические - работа с литературными источниками, справочниками. В процессе изучения курса школьники с помощью преподавателя готовят научно-исследовательские проекты по выбранным темам, которые будут защищаться по мере прохождения материала. Конечным результатом работы будет проведение межпредметного урока в виде сюжетно - ролевой игры в виде дискуссии.

Учебная программа «Глобальное изменение климата и мой край» разработана с целью систематизации и углубления имеющихся экологических знаний у учащихся 5-11 классов.

Основными принципами отбора и структурирования материала являются:

  • развитие мотивационной сферы - от случайного интереса к устойчивым потребностям интеллектуального развития личности;

  • дифференцированный подход (учитывать различную подготовку учащихся, предусматривать индивидуальный подход к каждому ребёнку, использовать различный набор методов, приёмов и форм работы - принцип гибкости);

  • принципы научности и в то же время доступности материала;

  • принцип межпредметности (связь с историей, географией, экономикой, экологией, культурологией);

  • принцип коллективообразования (активное привлечение учащихся к совместной деятельности, участию в совместных мероприятиях).

Программа курса направлена на получение первичных научных и профессиональных знаний, призвана способствовать формированию научного мировоззрения, развивать логическое мышление. Исследовательская работа позволяет развить у обучающихся умение вычленять и решать наиболее важные проблемы с учётом социальных, экологических и экономических условий, ставить цель, обучает навыкам самостоятельной работы с различными источниками информации (научная и специальная литература, архивные материалы, периодическая печать). Налаживание контактов с людьми, составление и проведение анкет и опросов развивает не только научные, но и коммуникативные качества.

Методы работы:

  1. Словесные методы: объяснение, рассказ, указания.

  2. Наглядные методы.

  3. Практические методы.

  4. Социологические: опрос, анкетирование.

  5. Метод научных проектов.

 Формы работы:

1. Индивидуальная.

2. Фронтальная.

2. Групповая.

В результате изучения теоретического курса и практических занятий кружковцы должны:

знать:

  • Природные предпосылки изменения климата своего края;

  • методику сбора информации из разных источников;

  • правила оформления собранных материалов;

  • способы первичной отработки краеведческого материала;

уметь:

- давать характеристику климата области;

- вести работу по сбору новой информации;

- работать с краеведческой литературой, архивными источниками, материалами периодической печати;

- представлять результаты работы в виде небольших выступлений по вопросу или в виде исследовательской работы на школьных конференциях.

Преимущества данного курса состоят в том, что занятия можно проводить на базе музеев, архива, библиотеки, располагающих краеведческим материалом.

Программа рассчитана на реализацию в учреждениях дополнительного образования или во внешкольной работе общеобразовательных школ. Обширность программы позволяет использование отдельных тем в качестве самостоятельных курсов.

Объем учебной нагрузки по факультативному курсу «Глобальное изменение климата и мой край» составляет 1 час в неделю, весго 34 часа в учебном году.

Оценка результативности обучения может производиться следующими методами:

- отслеживание текущих показателей путем анкетирования, тестирования, наблюдения (рост познавательного интереса, активность учащихся в ходе бесед, дискуссий, степень самостоятельности в работе);

- учет итоговых показателей (участие в конкурсах и конференциях, подготовка докладов, рефератов, разработка и выполнение исследовательских проектов).



Тематический план


Содержание работы и темы занятий

Кол-во часов

Из них

теор.

прак.

экскурсия

I

Введение

1

1



II

Погода и ее характеристики

3

1

1

1

III

Процессы и факторы формирования климата

4

2

2


IV

Изучение характеристик климата по статистическим материалам

6

2

3


V

Причины изменения климата и его последствия

6

2

4


VI

Парниковый эффект и его влияние на климат

3

1

2


VII

Влияние человека на природу и изменение климата

6

1

5

1

VIII

Гипотезы и прогнозы изменения климата. Киотский протокол

5

2

3



Всего

34

12

20

2


Тема 1. Введение (1 час).

Знакомство учащихся с целями и задами курса. Географического положение павлодарской области. Особенности погоды и климата Павлодарской области. Знакомства с понятием изменения климата.


Тема 2. Погода и ее характеристики (3 часа).

Периодические и непериодические изменения погоды. Погодные явления. Воздушные массы. Циклональная и антициклональная погода. Методы изучения погоды. Организация метеорологических наблюдений. Фенологические наблюдения для Павлодарской области. Прогноз погоды.

Учащиеся должны знать: причины формирования погоды, методы изучения погоды.

Учащиеся должны уметь: вести дневник наблюдения за погодой, вести наблюдения за сезонными изменениями фенологии.

Практическая работа № 1. Дневник наблюдения за погодой.

Экскурсия № 1. Организация фенологических наблюдений в пойме реки Иртыш.


Тема 3. Процессы и факторы формирования климата (4 часа)

Теплооборот, влагооборот, циркуляция атмосферы, географическое положение, солнечная радиация, влияние морей и океанов, удаленность суши от моря, характер подстилающей поверхности (рельеф, снеговой покров, ледники, растительность и другое).

Учащиеся должны знать: основные понятия климатологии.

Учащиеся должны уметь: объяснять и оценивать роль климатообразующих факторов.

Практическая работа № 2. Климатообразующие факторы Павлодарской области.


Тема 4. Изучение характеристик климата по статистическим материалам (6 часов)

Построение графиков распределения температур, осадков, розы ветров по статистическим материалам.

Учащиеся должны знать: климатические статистические и справочные материалы.

Учащиеся должны уметь: работать со справочными материалами, строить графики распределения температур, строить диаграммы распределения осадков, розы ветров.

Практическая работа № 3. Составление графиков распределения температур за последние 10 лет в Павлодарской области.

Практическая работа № 4. Роза ветров Павлодарской области.


Тема 5. Причины изменения климата и его последствия (6 часов)

Ритмичное изменение климата. Эпохи потепления и оледенения Земли. Изменение климата в послеледниковую эпоху. Потепление климата и изменение растительного и животного мира. Изменение климата в последнее тысячелетие. Вырубка лесов. Осушение болот. Изменение направления течения рек. Опустынивание территорий. Зависимость органического мира от изменений климата.

Учащиеся должны знать: изменение природных объектов и его влияние на изменение климата.

Практическая работа № 5. Изменение климатических особенностей и биомассы на суше в различных географических поясах.


Тема 6. Парниковый эффект и его влияние на климат (3 часа)

Причины возникновения парникового эффекта. Парниковый эффект как результат природный процессов. Влияние парникового эффекта на природу Земли. Деятельность человека и парниковый эффект.

Учащиеся должны знать: роль природных процессов в формировании парникового эффекта, роль деятельности человека в образовании парникового эффекта.

Учащиеся должны уметь: определять причины образования парникового эффекта и его влияние на изменение климата

Практическая работа № 6. Формирование парникового эффекта


Тема 7. Влияние человека на природу и изменение климата (6 часов)

Последствия глобального изменения климата для жизнедеятельности человека. Повышение уровня моря, усиление ветров, увеличение количества ураганов, засуха для одних районов и сильное увлажнение для других районов.

Учащиеся должны знать: изменения в окружающей среде, которые может принести глобальное потепление климата.

Учащиеся должны уметь: прогнозировать изменения условий проживания людей за счет потепления климата.

Практическая работа № 7. Методы энергосбережения


Тема 8. Гипотезы и прогнозы изменения климата. Киотский протокол (5 часов)

Гипотезы и прогнозы изменения климата на основе новейших исследований. Использование достижений науки и техники для прогноза изменения климата. Вероятность прогнозов. Киотский протокол. Причины его возникновения. Сторонники и противники его подписания. Роль протокола в сдерживании развития парникового эффекта.

Учащиеся должны знать: основные гипотезы и прогнозы изменения климата, значение Киотского протокола для предотвращения глобальных изменений климата.

Практическая работа № 8. Прогнозы влияния изменения климата для степной зоны Павлодарской области




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Элективный курс «Глобальное изменение климата и мой край»,

Автор: Амиркаирова Заина Азаматовна

Дата: 20.10.2015

Номер свидетельства: 241764


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства