Составитель: Гудименко Д.С., учитель географии Иглинской средней школы № 2 Иглинского р-на
Пояснительная записка
Одна из важнейших задач современной школы заключается в том, чтобы вооружить учащихся глубокими экологическими знаниями, привить им навыки осознанной экологической культуры поведения.
Изучением экологических проблем занимаются специалисты разных наук, в том числе географии и биологии. В настоящее время познание различных аспектов взаимосвязей между природой и обществом, поиски путей оптимизации отношений между ними - важнейшее направление географических исследований. Глобальные и региональные проблемы экологии целиком находятся в центре внимания географии. Основная задача предлагаемого курса - познакомить учащихся с этими проблемами.
Программа рассчитана на 16 часов и содержит 8 практических работ социологической направленности; работы состоят из ряда заданий, дифференцированных по уровням сложности и познавательной самостоятельности учащихся.
Новое направление экологии - экологическое краеведение. Оно имеет большое значение для образования и воспитания учащихся. Экологическое краеведение - это познание природы, выявление взаимосвязей с нею населения в прошлом и настоящем, определение местных экологических проблем, поиск и практическая реализация доступных для ребят путей их решения, т.е. данное направление краеведения - это две взаимосвязанные стороны - познание и преобразование родного края. И оно, конечно, не может осуществляться в рамках лишь одной географии или биологии, это междисциплинарное направление.
Актуальность курса заключается в том что, концепция модернизации российского образования предусматривает переход на старшей ступени общего образования к профильному обучению. Согласно концепции профильного обучения значительную роль в развитии учащихся играют элективные курсы, выбираемые самими учащимися, проявляется в непрерывной связи изучения основ науки с практикой, жизнью, окружающей действительностью.
Новизна - в приближении содержания географического образования к окружающей действительности.
Курсы по выбору могут поддерживать и углублять базовые и профильные дисциплины и \или открывать возможности учащимся в достижении смежных областей знаний в дополнение к профильным предметам. Один из важных методов изучения курса является картографический и статистический. Особое значение здесь приобретают задания, направленные на обучение учащихся чтению карт, статистических таблиц и т.д., используя их для получения новой информации, решения проблемных вопросов и заданий.
Семинарские занятия позволяют развивать у учащихся мышление, умение высказывать и отстаивать свою точку зрения, способствуют проявлению интеллектуальных и творчески» способностей
В процессе выполнения практических работ, школьники приобретают умения и навыки анализировать. сравнивать, сопоставлять факты, события, явления, делать нужные выводы.
Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации. Каждая тема курса включает в себя самостоятельную (индивидуальную или коллективную) работу учащихся.
В конце каждого занятия целесообразно давать учащимся проблемные задания для изучения следующей темы, что, несомненно, активизирует познавательную деятельность и повышает интерес учащихся к изучаемому курсу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Экологическое краеведение Иглинского района »
Программа
курса по выбору по географии для 9 класса в рамках
предпрофильной подготовки
«Экологическое краеведение Иглинского района»
Составитель: Гудименко Д.С., учитель географии Иглинской средней школы № 2 Иглинского р-на
Пояснительная записка
Одна из важнейших задач современной школы заключается в том, чтобы вооружить учащихся глубокими экологическими знаниями, привить им навыки осознанной экологической культуры поведения.
Изучением экологических проблем занимаются специалисты разных наук, в том числе географии и биологии. В настоящее время познание различных аспектов взаимосвязей между природой и обществом, поиски путей оптимизации отношений между ними - важнейшее направление географических исследований. Глобальные и региональные проблемы экологии целиком находятся в центре внимания географии. Основная задача предлагаемого курса - познакомить учащихся с этими проблемами.
Программа рассчитана на 16 часов и содержит 8 практических работ социологической направленности; работы состоят из ряда заданий, дифференцированных по уровням сложности и познавательной самостоятельности учащихся.
Новое направление экологии - экологическое краеведение. Оно имеет большое значение для образования и воспитания учащихся. Экологическое краеведение - это познание природы, выявление взаимосвязей с нею населения в прошлом и настоящем, определение местных экологических проблем, поиск и практическая реализация доступных для ребят путей их решения, т.е. данное направление краеведения - это две взаимосвязанные стороны - познание и преобразование родного края. И оно, конечно, не может осуществляться в рамках лишь одной географии или биологии, это междисциплинарное направление.
Актуальность курса заключается в том что, концепция модернизации российского образования предусматривает переход на старшей ступени общего образования к профильному обучению. Согласно концепции профильного обучения значительную роль в развитии учащихся играют элективные курсы, выбираемые самими учащимися, проявляется в непрерывной связи изучения основ науки с практикой, жизнью, окружающей действительностью.
Новизна- в приближении содержания географического образования к окружающей действительности.
Курсы по выбору могут поддерживать и углублять базовые и профильные дисциплины и \или открывать возможности учащимся в достижении смежных областей знаний в дополнение к профильным предметам.Одиниз важных методов изучения курса является картографический и статистический. Особое значение здесь приобретают задания, направленные на обучение учащихся чтению карт, статистических таблиц и т.д., используя их для получения новой информации, решения проблемных вопросов и заданий.
Семинарские занятия позволяют развивать у учащихся мышление, умение высказывать и отстаивать свою точку зрения, способствуют проявлению интеллектуальных и творчески» способностей
В процессе выполнения практических работ, школьники приобретают умения и навыки анализировать. сравнивать, сопоставлять факты, события, явления, делать нужные выводы.
Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации. Каждая тема курса включает в себя самостоятельную (индивидуальную или коллективную) работу учащихся.
В конце каждого занятия целесообразно давать учащимся проблемные задания для изучения следующей темы, что, несомненно, активизирует познавательную деятельность и повышает интерес учащихся к изучаемому курсу.
При организации занятий необходимо создать такую ситуацию,в которой каждый ученик мог бы выполнять индивидуальную работу ипринять участие в работе группы, которые могут проявиться:
1. В подборе описаний, интересных фактов из книг, журналов и газет, иллюстрирующих то или иное явление.
2. В подготовке небольшого сообщения об этих фактах на занятиях.
3. В изготовлении некоторых несложных наглядных пособий, альбомов, схем, моделей.
4. В проведении простейших наблюдений в природе.
5. В сборе экспонатов для коллекции.
Цели курса:
1. Изучение экологических проблем района и выявление их взаимосвязей с региональными и глобальными проблемами.
2. Создание объективной основы патриотизма и любви к родной местности.
4. Вовлечение учащихся в активную практическую деятельность по изучению своего района и охране его природы.
5. Расширение и обобщение знаний по географии своего района.
Задачи:
1. Усвоение учащимися знаний о причинах возникновения и путях решения экологических проблем.
2. Воспитание у ребят любви, бережного отношения к природе и ресурсам района.
3. Овладение школьниками умениями применять приобретенные знания в практической деятельности, включая правила поведения в природе, умение пользоваться различными источниками информации, картами, оценивать природу и хозяйственную обстановку своей местности.
Ведущими принципами программы являются:
• краеведческий - обеспечивает связь курса со знаниями и навыками, приобретёнными в результате исследования родного края. Это дает возможность преподавать на богатом конкретном материале, позволяет увязывать общенаучные закономерности с особенностями развития родного края;
• принцип межпредметности - интеграция знаний в курсе осуществляется на основе межпредметных понятий, законов, закономерностей. Осуществляется межпредметность не только с интегрируемыми предметами, а также с математикой, химией, экономикой;
• принцип проблемности и плюрализма - предполагает рассмотрение содержания курса на примере проблем современности. Это предусматривает овладение системой знаний о причинах, проявлении, путях, формах и методах, определяющих решением имеющихся проблем. Плюрализм обеспечивает анализ проблем с разных точек зрения.
Личностно-ориентированное обучение как основа курса направлено на развитие общение учащихся, предполагает использование лекций, семинаров, дискуссий, игр, конференций, консультаций и собеседований с учащимися по конкретным проблемам. Оно предполагает создание ситуаций, связанных с саморазвитием личности. Может быть предусмотрена и такая форма работы, как самостоятельное исследование учащимися выбранной проблемы, связанной с родным краем. Изучение данного курса будет также способствовать подготовке учащихся к выбору профессии.
Предполагаемые результаты
I. Когнитивные умения.
1. Самостоятельно усваивать несложные учебные темы; выполнять задания творческого характера; осваивать решение отдельных видов поисковых задач, выполнять проблемные задания сравнительного типа на несложном учебном материале; обнаруживать межпредметные связи в отдельных учебных заданиях в процессе подготовки домашних заданий; пользоваться сформированным приёмом выделения главного; передавать содержание учебного материала в графической форме и других формах свёртывания информации; самостоятельно составлять логические схемы типовых ответов; уметь обобщать, систематизировать учебный материал в пределах учебной темы.
2. Слушать лекцию учителя, доклад ученика с опорой на план или без него; соединять восприятие содержания лекции, доклада с записями основных положений в виде плана, тезисов или конспекта, воспроизводить основные мысли прослушанного в виде рецензии, аналитически воспринимать содержание и литературную форму своей речи; регулярно обращаться к радиопередачам, грамм- и аудиозаписям, телевизионным лекциям, используя их содержание в учебном процессе.
3. Учиться работать с критической литературой, составлять план, конспекты, тезисы, выписки, делать вырезки из газет и журналов, правильно оформлять, систематизировать и хранить их. Находить критическую литературу в каталогах, картотеке, использовать списки литературы внутри книг. Систематически использовать научно-популярную литературу в процессе подготовки к уроку, обращаться к справочной научно-технической литературе. Совершенствовать методы работы с периодическими изданиями.
II. Коммуникативные умения.
1. Отвечать на вопросы в соответствии с их характером и назначением; самостоятельно ставить отдельные и взаимосвязанные вопросы к тексту, лекции учителя, ответу, сообщению ученика; вести диалог в целях получения, уточнения, систематизации информации; формулировать гипотезы на основе наблюдений, сопоставления информации; связно излагать межпредметный материал из нескольких источников по самостоятельно составленному плану; пользоваться свёрнутыми формами ответа( план, тезисы, таблицы, графики); строить рассуждения по плану или по аналогии; составлять развёрнутую характеристику на основе нескольких источников знаний.
2. Практически использовать следующие основные виды письменных работ: выписывание цитат, изложение, сочинение, план, тезисы, конспект, рецензия на ответ, заметка, вести записи по ходу объяснения учителя.
Учебно – тематический план
№ п/п
Наименование темы
Всего часов
Лек.
Прак.
Форма контроля
1.
Введение. Моя малая Родина – Иглинский район
2
1
1
Оформление материала экскурсии
2.
Особенности форм рельефа Иглинского района
2
1
1
Оформление материала экскурсии
3.
Характеристика погоды и климата Иглинского района
2
1
1
Участие в семинаре
4.
Воды Иглинского района
2
1
1
Оформление материала экскурсии. Участие в семинаре.
5.
Почвы и земельные ресурсы.
2
1
1
Практическая работа «Знакомство с почвенной картой с.Иглино, строением почвенного разреза»
6.
Растительный мир нашего района.
3
1
1
Оформление материала экскурсии, практическая работа «Составление школьной «Красной тетради» Практическая работа
7.
Животный мир нашего района.
2
1
1
«Изготовление и развешивание искусственных гнездовий и кормушек, заготовка кормов и подкормка птиц»
8.
Заключение.
2
1
1
Практическая работа «Открытие экологической тропы»
16
8
8
Содержание:
Введение. Моя малая родина – Иглинский район.(2 ч.)
Знакомство с содержанием курса «Экологическое краеведение» и его задачами. Знакомство с литературой об Иглинском районе. Значение природы в жизни населения района. Взаимодействие общества и природы. Общая характеристика природы своего района.
Экскурсия №1. Посещение краеведческого музея с. Иглино. Знакомство с историей с. Иглино, с экспонатами представленными в музее.
Основные формы рельефа Иглинского района. Особенности залегания горных пород в Иглинском районе и своей местности. Полезные ископаемые района, расположение основных месторождений. Место полезных ископаемых среди других природных ресурсов. Их прошлое, настоящее и будущее. Охрана недр.
Практическая работа №1.
а)Описание особенностей рельефа горных пород своей местности; б) Сбор коллекций горных пород, характерных для своей местности, разделение их по типам в колекции.
Экскурсия № 2. Берег реки Белекес. Сбор образцов местных полезных ископаемых в районе геологических обнажений.
Практическая работа № 2. Оформление материала экскурсии для краеведческой экспозиции в кабинете и остановок на экологической тропе: «Геологическое обнажение», «Почвы».
Учащиеся должны знать: основные формы рельефа Иглинского района и своей местности; своеобразие горных пород своей местности.
Учащиеся должны уметь: различать и описывать горные породы своей местности по их происхождению и внешним признакам, составлять геологические коллекции;
показывать на физической карте Иглинского района основные формы рельефа и определять их абсолютную высоту;
обозначать на контурной карте Иглинского района географические объекты.
Тема 2. (1 ч.) Характеристика погоды и климата Иглинского района.
Погода и причины ее изменений в Иглинском районе. Преобладающие типы пород. Климатические показатели Иглинского района (направление январских и июльских изотерм, примерное годовое количество осадков, направление преобладающих зимой и летом ветров (роза ветров), диаграммы годового хода температуры и осадков по среднемесячным данным, фенологические наблюдения). Атмосферный воздух. Его состояние в городах района. Вред, наносимый загрязнением воздуха человеку и окружающей среде. Меры предотвращения загрязнения воздушного бассейна. Влияние автомобильного транспорта на атмосферу.
Практическая работа. №3. а) Анализ климатических карт Иглинкого района и оставление диаграммы типов погод.
б) Наблюдения за погодой и изменением климата своей местности. в) Построение розы ветров, графиков хода температуры.
Учащиеся должны знать:климатические показатели района;преобладающие типы погод в Иглинском районе; характеристику климата
своей местности.
Учащиеся должны уметь: проводить наблюдения за погодой; пользоваться оборудованием географической площадки для наблюдения за погодой своей местности; анализировать климатические карты Иглинского района и составлять диаграммы типов погод.
Тема № 3. (2 ч.) Воды Иглинского района.
Воды суши. Территории бассейнов рек Белой, Уфы и её притоков, Сима и её притоков. Режим реки или озера на своей территории. Меры по охране поверхностных вод, использование в хозяйстве воды местной реки, озера или пруда. Подземные воды Иглинского района и их хозяйственное использование. Водные ресурсы района: реки, озера, болота, подземные воды, их использование человеком. Проблема пресной воды, охрана водных источников.
Экскурсия № 3. Иглинский весовой завод. Знакомство с очистными сооружениями и методом очистки воды.
Практическая работа № 4. а) Оформление материалов для экологической тропы на остановках «Водоем», «Родники» б) Описание водных объектов Иглинского района и своей местности (пруд, река, озеро).
Учащиеся должны знать:крупные и малые реки, озера Иглинского района;
режим рек и хозяйственное использование вод в Иглинском районе;
систему мер по охране вод.
Учащиеся должны уметь: показывать на карте основные водные артерии Иглинского района; описывать воды своей местности.
Тема № 4. (2 ч.) Почвы и земельные ресурсы.
Типы почв нашего района, закономерности распространения, строения, свойства. Виды эрозийных процессов. Земельные ресурсы нашей местности и борьба с разрушением и загрязнением почв. Знакомство с почвенной картой Иглинского района Преобладающие типы почв Иглинского района и своей местности.
Практическая работа № 5. а) Ознакомление учащихся с почвенной картой села Иглино, строением почвенного разреза. б) Описание почв, участка территории Иглинского района. в) Выявление источников загрязнения почв исследуемой территории.
Учащиеся должны знать: разнообразие почв Иглинского района; влияние на них человека.
Учащиеся должны уметь: анализировать карты и устанавливать связи между компонентами природы; описывать взаимосвязи между компонентами природных комплексов.
Тема№ 5. (3 ч.) Растительный мир нашего района. Растительность, растительные комплексы и флористические особенности нашего района. Охрана растений и растительных комплексов. Растения, занесенные в «Красную книгу» и в список сокращающих свой ареал растений на территории Башкортостана.
Экскурсия №4. В лес с целью изучения полезных свойств местных растений. Выявление очагов повреждения леса вредителями и болезнями.
Практическая работа № 6. а) Оформление материалов для остановки на экологической тропе. б) Оформление школьной «Красной тетради».
Учащиеся должны знать: разнообразие и распространение растений на территории Иглинского района; своеобразие компонентов природы Иглинского района; влияние на них человека. называть исчезающих редких представителей флоры.
Учащиеся должны уметь: анализировать карты и устанавливать связи между компонентами природы; описывать взаимосвязи между компонентами природных комплексов
Тема № 6. (2 ч.) Животный мир нашего района. Видовой состав. Исчезнувшие виды и виды, находящиеся под угрозой исчезновения. Видовой состав животного мира района. Значение животных в природе и хозяйстве человека. Промысловые виды животных, их использование, охрана, восстановление численности.
Практическая работа № 7. Изготовление и развешивание искусственных гнездовий и кормушек. Заготовка кормов и подкормка животных и птиц.
Учащиеся должны знать: разнообразие и распространение животных на территории Иглинского района; своеобразие компонентов природы Иглинского района; влияние на них человека; называть исчезающих редких представителей фауны.
Учащиеся должны уметь: определять виды животных; вести экологическое наблюдение и участвовать в природоохранной деятельности;
Заключение
Особо охраняемые природные объекты Иглинского района. Ознакомление с документами по охране природы района. Открытие экологической тропы.
Практическая работа №8
Защита мини-проектов.
Методические рекомендации.
Введение.
Введение (2 ч.) Вводное (организационное) занятие необходимо для знакомства учащихся общей структурой курса, его примерным содержанием, с формами, видами планируемых самостоятельных и творческих работ, которые им предстоит выполнить за данное время.
Необходимо довести до учащихся критерии оценивания учебных работ, а также учет их участия в семинарских занятиях (своеобразный рейтинг).
1) на первом занятии целесообразно обсудить с учащимися возможные темы выступлений, рефератов, мини-проектов на итоговой конференции (форму и объем представления материалов и критерии их оценивания).
В процессе лекции учащиеся получают знания о характере и размещении основные форм рельефа на территории района. Активизируются понятия о рельефообразующих процессах, внутренних и внешних.
Работа с картами атласа и контурными картами: учащиеся обозначает самую высокую и самую низкую точку в рельефе, делают вывод о преобладающих высотах.
Повышенный интерес вызывает проблема семинарского обсуждения: «Чем объясняется происхождение карстовых форм рельефа у западных границ нашего районы». Группы учащихся представляют результаты исследований, проведенных на основе карт атласа и других источников информации. Во время обсуждения данной проблемы выясняется, что одних только знаний по рельефу недостаточно, надо знать геологическое строение территории В содержании лекции раскрывается последовательность геологических событий. происходивших на территории района миллионы лет назад. Состав и возраст горных город слагающих разные формы рельефа. Продолжить формирование умений анализировать геохронологическую таблицу и тематические карты.
Учащиеся записывают в тетради ведущие понятия и схемы: архей — протерозой — палеозой – мезозой - кайнозой.
Выполняя практическую работу, школьники анализируют геологический профиль, карт схем учебного пособия, определяют состав и возраст горных пород: какая из них является одной из самых древних в районе; делают главный вывод: о взаимосвязи между геологическим строением, рельефом и полезными ископаемыми. Здесь уместно поставить проблемный вопрос: «Где и какие полезные ископаемые следует искать на территории района» для обсуждения его на следующем занятии.
Образовательнаязадача лекции — активизировать знания учащихся о закономерностях размещения магматических. осадочных и метаморфических полезных ископаемых. разведанных на территории района. Учащиеся с помощью условных знаков наносят их на контурную карту. В семинарской части занятия разные группы ребят предлагают свои варианты решения проблемы — поиска полезных ископаемых, стараются доказать: «Верно ли утверждение, что существует взаимосвязь между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми?». В конце занятия учитель может предложить данную тему для разработки мини-проектов по использованию небольших месторождений.
Тема 2. (1 ч.) Характеристика погоды и климата Иглинского района.
Лекция учителя направлена на формирование знаний о климатообразующих факторах, влияющих на территорию района: о распределении температуры воздуха и осадках, о воздушных массах и их циркуляции
Одновременно учащиеся работают с атласом, методическим пособием, тетрадью, анализируя климатическую карту, климатические диаграммы.
Активизируются опорные знания, полученные на уроках географии о типах климата о циклонах антициклонах, коэффициенте увлажнения.
Затем учащиеся выполняю практическую работу «Описание климата района (по плану)и получают проблемные задания по новой теме.
Тема № 3. (2 ч.) Воды Иглинского района.
В содержании лекции расширяются и углубляются знания учащихся о реках, озерах и подземных водахсвоего района. Продолжается формирование таких понятий как характер течения, тип питания, режим реки, годовой сток.
На семинаре учащиеся по группам анализирует и оценивают: одна группа — водные ресурсы района. другая - влияние поверхностных вод на природу и жизньчеловека. третья проблему их рационального использования. Заслушиваются устные сообщения (поопережающим заданиям) по характеристике отдельных гидрологических объектов района.
Практическая работа по картам атласа и учебноо пособия: оформляют материал для экологической тропы на остановках «Водоем», «Родники»; Описывают водные объекты Иглинского района и своей местности (пруд, река, озеро).
Тема № 4. (2 ч.) Почвы и земельные ресурсы.
Лекционная часть занятия позволяет учащимся углубить знания о почвообразующих факторах, основных свойствах и типах почв района.
Практическая работа в группах, по картам атласа и учебного пособия, другим источникам информации позволяет определить: распространение основных видов почв и условия их образования в районе; меры повышения плодородия почв; провести анализ структуры земельного фонда территории; изучают основные иточники загрязнения почв.
Тема№ 5. (3 ч.) Растительный мир нашего района.
В процессе лекции учащиеся знакомятся с основными типами растительности, опираясь на ранее полученные знания по биологии и географии и закономерностям и их распространения по территории района.
Семинарская часть предполагает рассказы учащихся о результатах проведенных исследований и выступления с индивидуально и коллективно подготовленными сообщениями о приспособленности растений к разным условиям существования, а также о растениях района, занесенных в «Красную книгу Башкоротостана»
Затем учащимся даются опережающие задания на следующее занятие.
Тема № 6. (2 ч.) Животный мир нашего района. Видовой состав.
Задача лекции познакомить учащихся с основными видами животных и закономерностями их распространения по территории района.
На семинаре, во второй половине занятия. заслушиваются сообщения учащихсяоприспособленности животных к различным условиям обитания, а также о видах животных,занесенных в «Красную книгу Башкортостана»
На итоговое занятие (конференцию) можно предложить учащимся разработать и выполнить индивидуальный или групповой проект: «Красная тетрадь Иглинского района».
Практическая работа заключается в изготовлении и развешивании искусственных гнездовий и кормушек, заготовке кормов и подкормке животных и птиц.
Заключение.
На заключительном занятии подводятся итоги изучения курса по выбору «Экологическое краеведение».Учащиеся проводят защиту своих итоговых работ (рефератов и мини-проектов) по выбраниьгм темам. Получают результаты индивидуального рейтинга по итогам защиты. Обсуждают содержание курса формы его проведения. высказывают свои предложения и пожелания.