Дополнительная образовательная программа "Казак - это звучит гордо!"
Дополнительная образовательная программа "Казак - это звучит гордо!"
Программа дополнительного образования раскрывает сущность такого феномена, как казачество в Оренбургской области. Определяет содержание и основные пути развития гражданско-патриотического воспитания подрастающего поклонения в школе и направлена на воспитание патриотизма юных граждан Российской Федерации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
МБОУ ДОд "Районный Дом пионеров и школьников" Бугурусланского района, Адрес образовательного учреждения: 461637, Оренбургская обл., Бугурусланский район, с. Баймаково, ул. Советская, дом 22, Контактный (сотовый) телефон: 89228898550 Тел. учреждения: 8(3532) 52-1-32 E-mail: baymakovo@yandex.ru с. Баймаково (год создания – 2015)
Аннотация к программе
История казачества в Оренбургском крае насчитывает не менее четырёх столетий. Феномен – российское казачество – удивлял многие народы Европы и Азии, сталкивающиеся с ним в мирной и, особенно, в боевой обстановке. И тем интереснее изучение этого сословия в нашем многонациональном Оренбургском крае.
Программа дополнительного образования «Казак – это звучит гордо!» заняла I место в районном конкурсе «Родное Оренбуржье» в номинации «Краеведение» и является единственной программой в районе, которая раскрывает сущность такого феномена, как «Казачество». К программе прилагается поисковая работа учащихся 6 класса по теме: «Оренбургские казаки – Георгиевские кавалеры».
Пояснительная записка
В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения.
Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания, сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы любого общеобразовательного учреждения. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта.
Представленная образовательная программа разработана в соответствии с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», предназначена для учащихся 5-6 классов муниципальных общеобразовательных учреждений Оренбургской области. Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в школе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Программа опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Программа изучает социально-этнографическую и культурную жизнь народов Оренбуржья.
Оренбуржье - полиэтнический регион, поэтому изучение вопросов взаимоотношения национальных культур, межэтнического сотрудничества национальных групп, проживающих в крае, является проблемой в современном обществе, особенно для воспитания молодого поколения.
Программа ставит ЦЕЛЬ:
формирование чувства толерантности, патриотизма и национального самосознания на основе исторических судеб народов Оренбуржья на примере Оренбургского казачества, интегрированных в единую евразийскую общность россиян
При изучении этого курса решаются следующие ЗАДАЧИ:
научить учащихся ориентироваться в теоретической, фактоэтнографической литературе;
сформировать навыки составления комплексной историко-этнографической характеристики народов Оренбуржья на примере казачества;
способствовать социализации молодого человека, осознанию им своей принадлежности к определенной этнонациональной общности и пониманию того, что сотрудничество и мирное сосуществование различных национальных групп способствует процветанию, как целого региона, так и каждого человека в отдельности;
воспитание личности гражданина - патриота своей малой Родины, способного встать на защиту её интересов.
Межпредметная интеграция: изучение материала ведется на основе связей с этнологией, краеведением, социологией, археологией, литературой, географией, историей, обществознанием.
Сроки реализации: изучение курса рассчитано на 18 часов, проводится два раза в месяц в течение учебного года в рамках изучения краеведения.
Обязательный минимум:
учащиеся должны знать:
культурное развитие этнокультурных общностей Оренбуржья, на основе сохранения традиций, самобытности, взаимообогащения и приумножения национальных ценностей;
основные понятия, источники и методы изучения предмета истории;
имена и достижения историков Оренбургского казачества в исследовательской работе по данной теме;
достижения материальной и духовной культуры народностей Оренбуржья;
основные этапы развития казачества Оренбургского региона;
учащиеся должны уметь:
использовать в полном объеме исторические источники (письменные, устные, вещественные) для изучения феноменального сословия - казачество Оренбуржья;
проводить поиск информации, вести исследовательскую работу, работать с источниками для написания рефератов и выполнения творческих работ;
на основании текстов, иллюстраций, дополнительной литературы составлять письменное или устное описание традиций, быта, уклада жизни казаков Оренбургского края;
определять и аргументированно объяснять свое отношение и давать оценку своей работе, ее полезности для положительного развития межнациональных отношений в регионе.
Векторы деятельности:
Формирование единой воспитательной позиции всех субъектов образовательной деятельности по патриотическому воспитанию.
Формирование любви к своей «малой» Родине, родному краю, её замечательным людям.
Формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий.
Формирование патриотического сознания и гражданского поведения.
Формирование правовой культуры и гражданского сознания.
Формирование коммуникативной культуры.
Формирование опыта творческой, учебно-исследовательской деятельности.
Формирование опыта социально-значимой деятельности.
Ожидаемые результаты от реализации программы
Реализация Программы призвана способствовать:
развитию целостной системы патриотического воспитания, позволяющей формировать у учащихся высокой общей культуры, патриотических чувств и сознания на основе исторических ценностей России, родного села и района;
воспитанию у учащихся любви к своей «малой» Родине, её замечательным людям;
формированию ответственного понимания учащихся своего гражданского долга.
Возможные формы работы и подведения итогов: рефераты, сообщения, исследовательская, поисковая и практическая работы, театрализованное представление, приглашение гостей и сотрудничество с работниками музеев.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Название темы
Теория
Практика
Форма контроля
1.
Возникновение Оренбургского и Яицкого казачества.
1
1
Исследование,
практ. работа
2.
Театрализованное представление:
«Приём в казаки».
2
Представление
3.
Решение проблемы:
«А русские ли они, казаки?»
3
Презентация
4.
Семинар:
«Губернаторы – атаманы»
1
1
Выставка
5.
Открытое мероприятие для учащихся начального звена: «Девять юных казачат:
за Веру, Царя и Отечество!».
1
1
Устный журнал
6.
Оформление альбома-презентации:
«Оренбургские казаки – Георгиевские кавалеры».
2
1
Альбом-презентация
7.
Знак Оренбургского казака.
Казачьи символы и знаки.
0,5
0,5
Тестирование
8.
«Добрый, строевой
казачий конь».
1
Сообщения
9.
Судьба казака:
Иван Васильевич Пашнин.
1
Исследование
10.
Итоговое занятие:
«Казак – это звучит гордо!»
1
Представление
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ БЛОК
Тема 1 Возникновение Оренбургского и Яицкого казачества.
Выполнение исследовательской работы по истории возникновения Оренбургского и Яицкого казачества. Первые упоминания о казаках в летописях. Изучение дополнительной информации из литературных источников и ресурсов Интернета. Подбор документов и статистического материала.
Первый войсковой атаман оренбургских казаков Василий Могутов, яицких казаков – А. Бородин. Предвестники Крестьянской войны 1773 – 1775 гг. Приглашение учителя истории с целью выяснения отличий Яицкого и Оренбургского казачьих войск.
Основополагающий вопрос: какова роль Яицкого и Оренбургского казачества в защите рубежей на юго-востоке страны и хозяйственном освоении края?
Тема 2 Театрализованное представление: «Приём в казаки».
Под руководством учителя музыки организуется театрализованное представление «Приём в казаки» на основе архивных документов «Оренбургского казачьего вестника».
Тема 3 Решение проблемы: «А русские ли они, казаки?»
Казачье сословие – это монолит из людского смешения с коротким, звучным и загадочным названием – «казаки». Оренбургское казачество самое интернациональное.
Оренбургский казачий историк А.И. Кривощёков, его фольклорные и исторические очерки. Первосоздатель истории оренбургского казачества Ф.М. Стариков.
Итог работы: создание собранного материала в форме презентации, доказывающей, что казаки – это поистине русские люди, которые сохранили своё русский быт, культуру, традиции, христианскую веру и безграничную
любовь к Родине.
Тема 4 Семинар: «Губернаторы – атаманы».
Оформление передвижной выставки совместно с сельским и школьным библиотекарями о губернаторах – атаманах: М.И. Астафьев (1881 – 1884), Н.А. Маслаковец (1884 – 1892), В.И. Ершов (1892 – 1899), Я.Ф. Барабаш (1899 – 1906), Ф.Ф. фон Таубе (1906), В.Ф. Ожаровский (1906 – 1911), Н.А. Сухомлинов (1911 – 1915), М.С. Тюлин (1915 – 1917).
Тема 5 Открытое мероприятие для учащихся начального звена:
«Девять юных казачат: за Веру, Царя и Отечество!».
Освещение подвига юных героев – казачат во время I Мировой войны. Мероприятие подготовлено для учащихся начального звена и группы детского сада в форме устного журнала.
Основополагающая идея занятия: «…не мог вынести чувства совести, читая в газетах о страданиях наших братьев на поле брани, не мог жить в спокойствии…».
Основополагающая идея занятия: «Казаки… При этих словах в памяти встают образы бравых удальцов: обруч околышка над чубом, лампасный блеск на диагонали шаровар и Георгиевские кресты, мягко отсвечивающие золотом и серебром на груди».
Подвиги казаков I-ой Оренбургской казачьей дивизии (11-ый казачий полк полковника Серова), казаков 4-ой сотни Михаила Черномырдина.
Полный Георгиевский кавалер подхорунжий В.В. Перетыкин.
Пример храбрости казаков Травниковской станицы Н.И. Пашкова, А.П. Рохмистрова, Д.В. Золотухина и др.
В заключение занятия оформляется альбом: «Оренбургские казаки – Георгиевские кавалеры». (приложение 1)
Тема 7 Знак Оренбургского казака. Казачьи символы и знаки.
Используя ресурсы Интернета и дополнительную литературу, рассматриваются знак оренбургского казака и печать Оренбургского казачьего войска.
К данному занятию учащиеся подготавливают материал о казачьих символах и знаках: знамя, бунчук, пернач, насека, атаманская сабля, кафтан и шапка, шашка, погоны, лампас, башлык, посох, серьги, кольцо, нагайка и др.
Ребята представляют обмундирование пеших батальонов Оренбургского войска: офицеры, урядники, казаки, трубачи и др.
В заключение – тестирование.
Тема 8 «Добрый, строевой казачий конь».
Казачий конь – священное животное, друг, незаменимый помощник человека, его хранитель и спаситель.
Требования к строевому коню казака: телосложение, стать, рост, вес, окрас, возраст. Приказ военного министра 1881г. «О качестве армейской (казачьей) лошади и о браковании оной». Физические недостатки лошадей, по которым они бракуются.
История из журнала «Вестник казачьих войск» (1901г): перипетии казака с лошадью, купленной для строевой службы.
Древнейший казачий обычай: «Схватился за гриву – будешь жить!».
Тема 9 Судьба казака: Иван Васильевич Пашнин.
Исследовательская, поисковая работа о судьбе есаула Ивана Васильевича Пашнина.
Основополагающая идея: «Эх, казаки – оренбуржцы, в каких небесах вы теперь? Отбиты застёжки на ваших сундуках, зарыты в земле, перепроданы барыгами кресты и медали, растеряны по всему свету шашки и папахи, но не забыты в станицах ваши славные и гордые имена!»
Тема 10 «Казак – это звучит гордо!». Итоговое представление.
«Кодекс чести казака»: «…быть верным присяге и вере православной; выполнять обычаи и традиции казачьи; служить честно, не щадя живота своего; почитать родителей и старших; готовность всегда прийти на помощь; воспитывать детей в духе казачества…».
Народное рыцарство, соединившее в себе высокое искусство воинов-профессионалов и умелый труд вольных земледельцев.
Основополагающая идея: «К казакам можно относиться по-разному. Можно не верить в их промыслы, считая, что это детские игры с переодеванием и пустым бряцканьем оружия. Не год и не два понадобиться казакам, чтобы зарекомендовать себя настоящей, а не мнимой силой. И все-таки надо объединяться, надо возрождать традиции. Сейчас, когда Россия вновь переживает смуту и её спасение зависит только от самих россиян, мобилизация всех духовных и физических сил наших соотечественников, в том числе и казаков, есть веление совести каждого, веление самой истории».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ДЛЯ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Бородин Н. А. Уральское казачье войско: Статистическое описание в 2-х томах. - Уральск, 1891.
Казаки России (Прошлое. Настоящее. Будущее). - М., 1992. - Кн. 1.
Карпов А. Б. Памятник казачьей старины: Краткие очерки из истории
Уральского войска. - Уральск: Фирма "Тор", 1992.
Любовь и Восток (сер. «Вся Россия»): Сборник. Эссе, документы, справочная информация, воспоминания, рассказы, стихи. – М.: «Московский писатель», 1994.
Соболева Н. А., Артамонов В. А. Символы России. - М.: Панорама, 1993;
Шепелев Л. Е. Титулы, мундиры, ордена. - Л.: Наука, 1991.
Футорянский Л.И. Гражданская война. История Оренбуржья., 1996.