kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная образовательная программа "Казак - это звучит гордо!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа дополнительного образования раскрывает сущность такого феномена, как казачество в Оренбургской области. Определяет содержание и основные пути развития гражданско-патриотического воспитания подрастающего поклонения в школе и направлена на воспитание патриотизма юных граждан Российской Федерации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная программа "Казак - это звучит гордо!"»

Областной конкурс методических разработок

«Любовью к Родине наполним детские сердца и души»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Баймаковская средняя общеобразовательная школа»

Бугурусланского района Оренбургской области




Направление: «Краеведение»

Номинация «Дополнительная образовательная программа»

«КАЗАК – ЭТО ЗВУЧИТ ГОРДО!»




Автор:

Гришина Лариса Николаевна

педагог дополнительного образования

МБОУ ДОд "Районный Дом пионеров и школьников" Бугурусланского района, Адрес образовательного учреждения: 461637, Оренбургская обл., Бугурусланский район, с. Баймаково, ул. Советская, дом 22, Контактный (сотовый) телефон: 89228898550 Тел. учреждения: 8(3532) 52-1-32 E-mail: baymakovo@yandex.ru с. Баймаково (год создания – 2015)





Аннотация к программе

История казачества в Оренбургском крае насчитывает не менее четырёх столетий. Феномен – российское казачество – удивлял многие народы Европы и Азии, сталкивающиеся с ним в мирной и, особенно, в боевой обстановке. И тем интереснее изучение этого сословия в нашем многонациональном Оренбургском крае.

Программа дополнительного образования «Казак – это звучит гордо!» заняла I место в районном конкурсе «Родное Оренбуржье» в номинации «Краеведение» и является единственной программой в районе, которая раскрывает сущность такого феномена, как «Казачество». К программе прилагается поисковая работа учащихся 6 класса по теме: «Оренбургские казаки – Георгиевские кавалеры».



















Пояснительная записка

В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения.

Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания, сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы любого общеобразовательного учреждения. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта.

Представленная образовательная программа  разработана в соответствии с Государственной программой  «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», предназначена для учащихся 5-6 классов муниципальных общеобразовательных учреждений Оренбургской области.  Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в школе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.

Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Программа опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

Программа изучает социально-этнографическую и культурную жизнь народов Оренбуржья.

Оренбуржье - полиэтнический регион, поэтому изучение вопросов взаимоотношения национальных культур, межэтнического сотрудничества национальных групп, проживающих в крае, является проблемой в современном обществе, особенно для воспитания молодого поколения.

Программа ставит ЦЕЛЬ:

формирование чувства толерантности, патриотизма и национального самосознания на основе исторических судеб народов Оренбуржья на примере Оренбургского казачества, интегрированных в единую евразийскую общность россиян

При изучении этого курса решаются следующие ЗАДАЧИ:

  • научить учащихся ориентироваться в теоретической, фактоэтнографической литературе;

  • сформировать навыки составления комплексной историко-этнографической характеристики народов Оренбуржья на примере казачества;

  • способствовать социализации молодого человека, осознанию им своей принадлежности к определенной этнонациональной общности и пониманию того, что сотрудничество и мирное сосуществование различных национальных групп способствует процветанию, как целого региона, так и каждого человека в отдельности;

  • воспитание личности гражданина - патриота своей малой Родины, способного встать на защиту её интересов.

Межпредметная интеграция: изучение материала ведется на основе связей с этнологией, краеведением, социологией, археологией, литературой, географией, историей, обществознанием.

Сроки реализации: изучение курса рассчитано на 18 часов, проводится два раза в месяц в течение учебного года в рамках изучения краеведения.

Обязательный минимум:

учащиеся должны знать:

  • культурное развитие этнокультурных общностей Оренбуржья, на основе сохранения традиций, самобытности, взаимообогащения и приумножения национальных ценностей;

  • основные понятия, источники и методы изучения предмета истории;

  • имена и достижения историков Оренбургского казачества в исследовательской работе по данной теме;

  • достижения материальной и духовной культуры народностей Оренбуржья;

  • основные этапы развития казачества Оренбургского региона;

учащиеся должны уметь:

  • использовать в полном объеме исторические источники (письменные, устные, вещественные) для изучения феноменального сословия - казачество Оренбуржья;

  • проводить поиск информации, вести исследовательскую работу, работать с источниками для написания рефератов и выполнения творческих работ;

  • на основании текстов, иллюстраций, дополнительной литературы составлять письменное или устное описание традиций, быта, уклада жизни казаков Оренбургского края;

  • определять и аргументированно объяснять свое отношение и давать оценку своей работе, ее полезности для положительного развития межнациональных отношений в регионе.

Векторы деятельности:

  • Формирование единой воспитательной позиции всех субъектов образовательной деятельности по патриотическому воспитанию.

  • Формирование любви к своей «малой» Родине, родному краю, её замечательным людям.

  • Формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий.

  • Формирование патриотического сознания и гражданского поведения.

  • Формирование правовой культуры и гражданского сознания.

  • Формирование коммуникативной культуры.

  • Формирование опыта творческой, учебно-исследовательской деятельности.

  • Формирование опыта социально-значимой деятельности.

Ожидаемые результаты от реализации программы

Реализация Программы призвана способствовать:

  • развитию целостной системы патриотического воспитания, позволяющей формировать у учащихся высокой общей культуры, патриотических чувств и сознания на основе исторических ценностей России, родного села и района;

  • воспитанию у учащихся любви к своей «малой» Родине, её замечательным людям;

  • формированию ответственного понимания учащихся своего гражданского долга.

 Возможные формы работы и подведения итогов: рефераты, сообщения, исследовательская, поисковая и практическая работы, театрализованное представление, приглашение гостей и сотрудничество с работниками музеев.












УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Название темы

Теория

Практика

Форма контроля

1.

Возникновение Оренбургского и Яицкого казачества.

1

1

Исследование,

практ. работа

2.

Театрализованное представление:

«Приём в казаки».


2

Представление

3.

Решение проблемы:

«А русские ли они, казаки?»


3

Презентация

4.

Семинар:

«Губернаторы – атаманы»

1

1

Выставка

5.

Открытое мероприятие для учащихся начального звена: «Девять юных казачат:

за Веру, Царя и Отечество!».

1

1

Устный журнал

6.

Оформление альбома-презентации:

«Оренбургские казаки – Георгиевские кавалеры».

2

1

Альбом-презентация

7.

Знак Оренбургского казака.

Казачьи символы и знаки.

0,5

0,5

Тестирование

8.

«Добрый, строевой

казачий конь».

1


Сообщения

9.

Судьба казака:

Иван Васильевич Пашнин.


1

Исследование

10.

Итоговое занятие:

«Казак – это звучит гордо!»


1

Представление



СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ БЛОК

Тема 1 Возникновение Оренбургского и Яицкого казачества.

Выполнение исследовательской работы по истории возникновения Оренбургского и Яицкого казачества. Первые упоминания о казаках в летописях. Изучение дополнительной информации из литературных источников и ресурсов Интернета. Подбор документов и статистического материала.

Первый войсковой атаман оренбургских казаков Василий Могутов, яицких казаков – А. Бородин. Предвестники Крестьянской войны 1773 – 1775 гг. Приглашение учителя истории с целью выяснения отличий Яицкого и Оренбургского казачьих войск.

Основополагающий вопрос: какова роль Яицкого и Оренбургского казачества в защите рубежей на юго-востоке страны и хозяйственном освоении края?

Тема 2 Театрализованное представление: «Приём в казаки».

Под руководством учителя музыки организуется театрализованное представление «Приём в казаки» на основе архивных документов «Оренбургского казачьего вестника».

Тема 3 Решение проблемы: «А русские ли они, казаки?»

Казачье сословие – это монолит из людского смешения с коротким, звучным и загадочным названием – «казаки». Оренбургское казачество самое интернациональное.

Оренбургский казачий историк А.И. Кривощёков, его фольклорные и исторические очерки. Первосоздатель истории оренбургского казачества Ф.М. Стариков.

Итог работы: создание собранного материала в форме презентации, доказывающей, что казаки – это поистине русские люди, которые сохранили своё русский быт, культуру, традиции, христианскую веру и безграничную

любовь к Родине.

Тема 4 Семинар: «Губернаторы – атаманы».

Оформление передвижной выставки совместно с сельским и школьным библиотекарями о губернаторах – атаманах: М.И. Астафьев (1881 – 1884), Н.А. Маслаковец (1884 – 1892), В.И. Ершов (1892 – 1899), Я.Ф. Барабаш (1899 – 1906), Ф.Ф. фон Таубе (1906), В.Ф. Ожаровский (1906 – 1911), Н.А. Сухомлинов (1911 – 1915), М.С. Тюлин (1915 – 1917).

Тема 5 Открытое мероприятие для учащихся начального звена:

«Девять юных казачат: за Веру, Царя и Отечество!».

Освещение подвига юных героев – казачат во время I Мировой войны. Мероприятие подготовлено для учащихся начального звена и группы детского сада в форме устного журнала.

Основополагающая идея занятия: «…не мог вынести чувства совести, читая в газетах о страданиях наших братьев на поле брани, не мог жить в спокойствии…».

Тема 6 «Оренбургские казаки – Георгиевские кавалеры».

Основополагающая идея занятия: «Казаки… При этих словах в памяти встают образы бравых удальцов: обруч околышка над чубом, лампасный блеск на диагонали шаровар и Георгиевские кресты, мягко отсвечивающие золотом и серебром на груди».

Подвиги казаков I-ой Оренбургской казачьей дивизии (11-ый казачий полк полковника Серова), казаков 4-ой сотни Михаила Черномырдина.

Полный Георгиевский кавалер подхорунжий В.В. Перетыкин.

Пример храбрости казаков Травниковской станицы Н.И. Пашкова, А.П. Рохмистрова, Д.В. Золотухина и др.

В заключение занятия оформляется альбом: «Оренбургские казаки – Георгиевские кавалеры». (приложение 1)

Тема 7 Знак Оренбургского казака. Казачьи символы и знаки.

Используя ресурсы Интернета и дополнительную литературу, рассматриваются знак оренбургского казака и печать Оренбургского казачьего войска.

К данному занятию учащиеся подготавливают материал о казачьих символах и знаках: знамя, бунчук, пернач, насека, атаманская сабля, кафтан и шапка, шашка, погоны, лампас, башлык, посох, серьги, кольцо, нагайка и др.

Ребята представляют обмундирование пеших батальонов Оренбургского войска: офицеры, урядники, казаки, трубачи и др.

В заключение – тестирование.

Тема 8 «Добрый, строевой казачий конь».

Казачий конь – священное животное, друг, незаменимый помощник человека, его хранитель и спаситель.

Требования к строевому коню казака: телосложение, стать, рост, вес, окрас, возраст. Приказ военного министра 1881г. «О качестве армейской (казачьей) лошади и о браковании оной». Физические недостатки лошадей, по которым они бракуются.

История из журнала «Вестник казачьих войск» (1901г): перипетии казака с лошадью, купленной для строевой службы.

Древнейший казачий обычай: «Схватился за гриву – будешь жить!».

Тема 9 Судьба казака: Иван Васильевич Пашнин.

Исследовательская, поисковая работа о судьбе есаула Ивана Васильевича Пашнина.

Основополагающая идея: «Эх, казаки – оренбуржцы, в каких небесах вы теперь? Отбиты застёжки на ваших сундуках, зарыты в земле, перепроданы барыгами кресты и медали, растеряны по всему свету шашки и папахи, но не забыты в станицах ваши славные и гордые имена!»

Тема 10 «Казак – это звучит гордо!». Итоговое представление.

«Кодекс чести казака»: «…быть верным присяге и вере православной; выполнять обычаи и традиции казачьи; служить честно, не щадя живота своего; почитать родителей и старших; готовность всегда прийти на помощь; воспитывать детей в духе казачества…».

Народное рыцарство, соединившее в себе высокое искусство воинов-профессионалов и умелый труд вольных земледельцев.

А.Чернышёв: «Оренбургское казачество вчера, сегодня, завтра».

Основополагающая идея: «К казакам можно относиться по-разному. Можно не верить в их промыслы, считая, что это детские игры с переодеванием и пустым бряцканьем оружия. Не год и не два понадобиться казакам, чтобы зарекомендовать себя настоящей, а не мнимой силой. И все-таки надо объединяться, надо возрождать традиции. Сейчас, когда Россия вновь переживает смуту и её спасение зависит только от самих россиян, мобилизация всех духовных и физических сил наших соотечественников, в том числе и казаков, есть веление совести каждого, веление самой истории».






































СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ДЛЯ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


  1. Бородин Н. А. Уральское казачье войско: Статистическое описание в 2-х томах. - Уральск, 1891.

  2. Зобов Ю.С. Возникновение оренбургского и яицкого казачества. Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 1996.

  3. История казачества Урала. Учебное пособие для казачьих воскресных школ. Оренбург – Челябинск. 1992.

  4. История Оренбуржья. – Учебное пособие. – Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 1996.

  5. Казачий словарь-справочник / Изд. А. И. Скрылов, Г. В. Губарев. - М.: ТОО "Созидание", 1992. - Т. 1-3

  6. Кобзов В.С. Военно-административная структура оренбургского казачества в XVIII –первой половине XIX века. Челябинск, 1996.

  7. Мамонов В.Ф., Кобзов В.С. Пограничная линия. Челябинск, 1992. Оренбургское казачье войско. Исторические очерки. Челябинск, 1994.

  8. Многонациональный мир Оренбуржья. Оренбург, 1994.

  9. Машин м.Д. Оренбургское и Уральское казачество в гражданской войне. Саратов, 1984.

  10. Таболина Т. В. Казачество: Историка, хроника, перспектива: 1989-1994. - М., 1994.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ


  1. Зобов Ю.С. Возникновение оренбургского и яицкого казачества. Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 1996.

  2. История казачества Урала. Учебное пособие для казачьих воскресных школ. Оренбург – Челябинск. 1992.

  3. История Оренбуржья. – Учебное пособие. – Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 1996.

  4. Казаки России (Прошлое. Настоящее. Будущее). - М., 1992. - Кн. 1.

  5. Карпов А. Б. Памятник казачьей старины: Краткие очерки из истории

  6. Уральского войска. - Уральск: Фирма "Тор", 1992.

  7. Любовь и Восток (сер. «Вся Россия»): Сборник. Эссе, документы, справочная информация, воспоминания, рассказы, стихи. – М.: «Московский писатель», 1994.

  8. Соболева Н. А., Артамонов В. А. Символы России. - М.: Панорама, 1993;

  9. Шепелев Л. Е. Титулы, мундиры, ордена. - Л.: Наука, 1991.

  10. Футорянский Л.И. Гражданская война. История Оренбуржья., 1996.






12




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Дополнительная образовательная программа "Казак - это звучит гордо!"

Автор: Гришина Лариса Николаевна

Дата: 05.08.2015

Номер свидетельства: 224381


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства