kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Авторская программа по краеведческому курсу для 8 класса "Краеведение Прикамья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторская программа по краеведческому курсу "Краеведение Прикамья" для 8 класса может быть использована на уроках краеведения и во внеурочной деятельности школьников.  В программе также представлено тематическое планирование на 35ч, разработана оценочная система.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Авторская программа по краеведческому курсу для 8 класса "Краеведение Прикамья"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия»

г. Александровска Пермского края

 

 

Рассмотрено

       Руководитель

методического

объединения учителей _______________________

 

________/______________/

                            ФИО

Протокол №_______

от «___» __________2020 г

Согласовано

   Заместитель

директора по УР

 

_________/____________/

                            ФИО

 

 «___» ___________2020 г

Утверждаю

     Директор МБОУ

« Гимназия»

 

__________/_____________/

                            ФИО

 

Приказ №______

от «___» ___________2020 г

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по географии «Краеведение Прикамья.

Географические экспедиции» 

ДЛЯ   8 КЛАССА

 

НА 2020/2021 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

 

                                                                                                                                     Составитель программы Баханова Антонина Андреевна

учитель географии

высшей квалификационной категории

педагогический стаж 31 лет











2020 г.



Пояснительная записка

Программа предназначена для изучения основ краеведения.

Идеи регионализации в последнее время приобретают особое звучание в связи с новой концепцией устойчивого развития России, в которой специально выделяется региональный аспект экономических и социальных проблем. Современная ситуация обнаруживает острую потребность в регионализации образования, которая предполагает становление развитого регионального образовательного пространства. Краеведческий материал изучается на уроках разных учебных дисциплин, но существенным элементом образовательного пространства должно выступить географическое краеведческое образование.

Современная идеология образования ориентируется на развитие личности учащихся, обладающей высоким уровнем развития коммуникативных компетенций. Введение понятия “компетенций” в нормативную и практическую составляющую образования обозначило проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в реальной жизни, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. В данном контексте задача формирования у учащихся необходимых компетенций, обеспечивающих им гибкость и способность к адаптации в социуме, становится наиболее актуальной для образования. Лучшим средством для решения этих образовательных задач является данная программа краеведения. В ней предлагается вариант изучения родного края, основанной на основных принципах преподавания предмета: демократизации, гуманизации, экологизации, комплектности, интеграции. Используются методологические принципы конструирования национально-регионального компонента краеведческого образования: структурность, системность, динамичность.

Комплексный подход в изучении родного края позволяет сформировать глубокие знания и умения краеведческого содержания, так как программа включает характеристику основных объектов природы, населения, проблем родного края. Сильной стороной программы является её прикладная направленность. Реализация регионального компонента ориентирует учащихся на организацию личностного познания родного края от непосредственного восприятия, изучения, ощущения к осмыслению.

Ученики самостоятельно изучают особенности краеведения с помощью специально организованных наблюдений, зарисовок, сравнений, проведения практических работ, высказывая собственные гипотезы, развивая собственное творчество.

Основные цели курса:

1. Расширять и углублять знания по краеведению Пермского края.

2. Совершенствовать картографические умения, навыки ведения наблюдений, обработки и анализа результатов, использования источников краеведческого содержания.



Общеобразовательные задачи:

  • Обеспечивать формирование коммуникативной компетентности учащихся.

  • Способствовать самоопределению личности в системе социальных, межличностных отношений к природной, экономической, социокультурной среде, по отношению к другим народам, этносам и их ценностям.

  • Способствовать развитию творческих исследовательских способностей учащихся, целенаправленно удовлетворять и развивать их образовательные потребности в исследовании и преобразовании.

  • Развивать гибкость мышления и поведения, объективно-необходимых в условиях становления рыночной экономики и наукоёмких производств.

  • Способствовать воспитанию экологического сознания.

Предметные задачи:

  • Интересно и доступно способствовать получению знаний об особенностях заселения Пермского края, о многообразии ее природных, хозяйственных, социальных особенностей.

  • Развивать картографические, практические, экологические умения и навыки.

  • Развивать умения пользоваться материалами СМИ, специальной литературой краеведческого содержания.

  • Сформировать системное представление о крае как целостном регионе и одновременно как о субъекте Российской Федерации, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления.

  • Развивать представление о регионе как о пространстве, в котором осуществляется жизненное и профессиональное самоопределение и саморазвитие личности.

  • Показать большое практическое значение взаимосвязи природных, экономических, социокультурных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений в природе.

  • Формировать культуру учащихся через приобщение к конкретным знаниям о крае.

Концептуальные положения: ориентация учащихся на географическое, гуманитарное, естественно научное изучение природы и хозяйственной деятельности Малой Родины, формирование личности средствами школьного краеведения, а не только собственно предметными знаниями, составляющими основу краеведения.

Подходы и принципы:

Принцип научности позволяет сформировать четкую систему знаний по географии родного края;

Принцип регионализации способствует детальному изучению области с позиций принадлежности к процессам глобализации и уникальности;

Краеведческий подход основан на народных и научных знаниях и применяется как форма познания;

Принцип гуманизации рассматривает центральное положение человека, как главного действующего лица цивилизации, от действий которого зависит будущее родного края;

Индуктивный подход благоприятствует организации самостоятельных исследований учащихся по географии родного края, соответствует возрастным особенностям психической деятельности подростков;

Картографический предполагает к изучению курса привлекать карты Пермского края – главный источник географических знаний.

Ведущие теоретические идеи:

Научить учащихся видеть перспективы и преимущества будущей взрослой жизни в родном крае.

Мобилизовать учащихся на самоопределение и саморазвитие, на поиски путей решения местных проблем экономического и экологического характера.

Научить видению перспектив и возможных последствий хозяйственной деятельности людей.

Расширить коммуникативные компетенции учащихся.

Актуальность избранной проблемы проявляется в непрерывной связи изучения основ науки с практикой, жизнью, окружающей действительностью.

Новизна - в приближении содержания географического образования к окружающей действительности.

Трудоемкость: учитель должен владеть полным объемом информации о родном крае по своему предмету, знать дополнительные источники информации, свободно владеть информацией, владеть способами выявления индивидуальных особенностей и потребностей учащихся.

Роль и место географического краеведения в ориентации учащихся на отечество как ценность


В современном школьном географическом образовании одно из ведущих мест принадлежит изучению географии родного края. Программа по географии Пермского края рассчитана на 34 часа. Данная программа дополняется дидактическим комплектом, включающим учебное пособие, учебные практические материалы.

Особенности программы:

- расширение перечня практических работ, ориентирующих на активное и самостоятельное познание явлений и процессов развивающих практические и творческие умения учащихся;

- усиление внимания к изучению родного края, бережного отношения к природе. Содержание курса играет большую роль в формировании научного мировоззрения, способствует развитию мышления у учащихся, обеспечивает достижение необходимого уровня географических знаний, понимание высокой значимости жизни, а также ценности знаний о родном крае, их месте в научной картине мира и в практической деятельности. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных географических понятий и способствует формированию эволюционного мышления. Значительное место в программе отведено экскурсиям, практической работе и проведению наблюдений. Это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: развивать память, наблюдательность обучать приемам самостоятельной работы, способствовать развитию любознательности, интереса к предмету, чувство любви к родному краю. Учащиеся разных классов несколько лет собирают, систематизируют, исследуют материалы по географии города, района, области. Работа на уроках строится как исследовательская: учащиеся находят дополнительную литературу, систематизируют материал, знакомятся с памятниками природы.

Вариативность изучения. В условиях различной подготовленности учащихся программа рассчитана на значительную вариативность за счет различного объема и уровня сложности, выполняемых учащимися практических и творческих заданий.

Усиление практической направленности знаний. Приобретаемые учащимися знания не должны быть сугубо теоретическими, а должны помочь правильно выбрать свой жизненный путь, осознанно и ответственно относиться к себе и окружающим, прожить полноценную и счастливую жизнь.

Активное овладение знаниями. В современном мире крайне важно умение не просто пассивно усваивать знания, но и уметь обрабатывать информацию, уметь правильно воспользоваться ею. В связи с этим предусмотрено существенное увеличение проблемных вопросов, творческих и практических заданий.

Географическое краеведение позволяет:

  • всесторонне изучать природу и экономику своей области, города, района;

  • формировать у учащихся правильные представления о природных объектах, процессах, явлениях;

  • привить учащимся умения самостоятельно приобретать знания,

  • сформировать навыки исследовательского характера;

  • научить делать правильные мировоззренческие выводы;

  • развивать творчески способности у детей;

  • прививать познавательный интерес к предмету;

  • активизировать географическое краеведение;

  • формировать у детей понимания взаимосвязи с природой и места человека в окружающей его природной среде;

  • овладение навыками поведения в окружающей предметной среде и приемами постижения природных закономерностей.

Для успешного изучения географического краеведения необходимо:

  • подготовленность учителя;

  • продуманная методика изучения родного края;

  • систематичность использования местного материала,

  • необходимость пересмотра перспективного планирования;

  • научная основа изучения края.

Этапы работы:

1. Учитель дает начальную информацию о родном крае.

2. Учитель совместно с учащимися дает оценку собранному материалу.

3. Учитель руководит исследовательской работой.

Учащиеся должны знать:

  • суть понятия “краеведение”;

  • источники комплексного изучения Пермского края;

  • терминологию, предусмотренную курсом на понятийном уровне;

  • особенности освоения территории;

  • особенности природы и ресурсно-природный потенциал края;

  • правила поведения на природе;

  • правила проведения практических работ особенности экономико-географического положения края;

  • особенности национального состава и населения края;

  • виды хозяйственной деятельности населения;

  • структуру экономики;

  • отрасли специализации;

  • социально-экономические проблемы населения и пути их решения.


Учащиеся должны уметь:

вести наблюдение, поиск, сбор нужного материала;

определять взаимосвязь условий жизни и деятельности людей с особенностями природных условий и ресурсов;

давать описание природных и хозяйственных объектов;

вести исследовательскую деятельность в сфере личных интересов;

определять взаимосвязи условий окружающей жизни людей и природы;

владеть приемами моделирования в решении имеющихся проблем.


Результаты программы:

Приобщение подростков к изучению родного края.

Привлечение учащихся к научной деятельности: написанию отчетов, докладов, проектов, рефератов и их выступления;

Повышение географических и коммуникативных компетенций выпускников школ;

Воспитание настоящих хозяев своей земли.

Отслеживание результатов должно происходить через тестирование;

качество выполнения практических и творческих работ учащихся;

выступления учащихся с докладами, рефератами на уроках-конференциях;

развитие интереса к науке и желание её глубоко изучать.



Календарно-тематическое планирование курса «Мой пермский край. географические экспедиции» (8 класс)

(35 часов, 1 час в неделю)

Курс состоит из 8 разделов в виде туристических маршрутов.


урока

Раздел и тема урока

часы

Практические и творческие задания

Д\З

1

Введение

1

Формула места: горы, реки, соль

стр.

4- 5

2

Маршрут 1 «Пермский север- страна горных хребтов»

1

Составить список вещей, предметов и продуктов, которые понадобятся для похода в горы на несколько дней

стр.

7-17

3

Маршрут 2

«Река Вишера – древний путь»

1

Вишерский заповедник, его красоты и уникальность

стр.18-25

4

Маршрут 3

«Соликамск, Березники, Усолье- братья по соли»

1

Практическая работа «Сходства и различия 3 городов Верхнекамья»

стр.26-36


5

Маршрут 4

«Древняя парма – коми – пермяки»

1

Культурные ценности коренных народов Прикамья

стр.39-44

6

Маршрут 5

«Ландшафтная мозайка Северной пармы»

1

Презентации и сообщения об охраняемых растениях, занесенных в Красную книгу Пермского края и России

стр. 45-54

7

Маршрут 6 «Заветные деревья и природная аптека пармы»

1

Видеофильмы, презентации и сообщения об охраняемых растениях, занесенных в Красную книгу Пермского края и России

стр.56-62

8

Маршрут 7

«Южная парма- встреча природы и культуры»


Проектное задание «Будущее Коми- Пермяцкого округа глазами современного специалиста»

стр.63-73

Горнозаводское Прикамье

9

Маршрут 8

«Древняя тектоника и современное богатство края»

1

Окаменевшие ископаемые, горные породы и минералы Пермского края

стр.75-79

10

Маршрут 9

«Горнозаводский край – прошлое и настоящее»

1

Практическая работа «Города – заводы, чем они отличаются от современных городов»

стр.80-86

11

Маршрут 9

«Города – заводы Чусовой и Лысьва»

1

Каковы основные пути решения городов, где основой является одно градообразующее предприятие?

стр.87-94

12

Маршрут 10

«Кизел-Губаха векторы развития»

1

Социальные последствия ликвидации угольных шахт.

стр.95-104

Формула пути

13

Маршрут 11

«Любопытный ребенок и научные открытия»

1

Проект «Моя родословная на Прикамской земле»

стр.

107-117

14


Маршрут 12

«Оханский перекресток»

1

Практическая работа «Сходства и различия г Оханска и г. Перми» почему Оханск не стал крупным городом.

стр.

118-127

15

Маршрут 13

«Ворота Прикамья»

1

В.В. Верещагин и город – станция на Пермской земле

стр.

128-137

16

Маршрут 14

«Нижнекамье – имена и люди»

1

Наблюдаем, изучаем, исследуем- практическая работа стр 149 «Сравнительная характеристика народов Прикамья по различным признакам»

стр.

139-149

17

Маршрут 15

«Плодородный юг»

1

Рисунки гербов Куединского, Осинского, Чернушинского и Чайковского районов их сходства и различия стр. 151

стр.

150-157

18

Маршрут 16

«Чайковский – город труда и романтиков»

1

Почему сельские населенные пункты стали городами

стр.

159-167

19-20

Маршрут 17

«Природные феномены Урала»

2

Какие уникальные природные объекты могут быть использованы в сфере туризма?

стр.

169-175

21-22

Маршрут 18

«Предпринимательство и территория»

2

Кунгурские мастера их опыт в керамическом производстве

стр.

176-187

23-24

Маршрут 19

«Туристическая визитная карточка пермского края»

2

Индивидуальный проект «Моя визитная карточка Пермского края»

стр.

188-199

Формула движения

25-26

Маршрут 20

«Судьба города – география и время»

2

История Перми в лицах и событиях

стр.201-214

27

Маршрут 21

«Современная Пермь – город инноваций

1

Традиционные фестивали в г Перми

стр.215-221

28-29

Маршрут 22

«Пермская агломерация и маршруты выходного дня»

2

Один день выходного дня в Перми

стр.222-230


30

Маршрут 23

«Пространство креативной Перми»

1


стр.231-241


География Александровска (3 часа)


Туристический маршрут в

Александровск и его окрестности

Отличительные особенности нашего города.

Определять роль Александровска в масштабе края и страны.

21. Экскурсия в краеведческий музей.



Итого 33 часа 2 часа резервного времени


9



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Авторская программа по краеведческому курсу для 8 класса "Краеведение Прикамья"

Автор: Баханова Антонина Андреевна

Дата: 26.03.2021

Номер свидетельства: 576836


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства