Выступление на педагогическом совете "Развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предмету Краеведения"
Выступление на педагогическом совете "Развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предмету Краеведения"
Принцип взаимосвязи классной и внеклассной работы. Успешности взаимодействия классного и внеклассного образования способствуют следующие условия: количественное соотношение основного и внеклассного образования должно быть таким, чтобы одно не являлось помехой для другого. Содержание внеклассной работы должно быть современно, структурировано, значимо для учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Выступление на педагогическом совете "Развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предмету Краеведения" »
Доклад на педагогическом совете, тема педагогического совета:
«Формирование системы качеств знаний учащихся в учебной деятельности»
Учитель географии, краеведения Ахметова А.Н
МКОУ СОШ №9 города Аша Челябинской области (с профессиональным обучением)
Тема доклада:
«Развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предмету Краеведения»
Принцип взаимосвязи классной и внеклассной работы. Успешности взаимодействия классного и внеклассного образования способствуют следующие условия:
1.Количественное соотношение основного и внеклассного образования должно быть таким, чтобы одно не являлось помехой для другого;
2.Использование на уроках опыта школьников, приобретенного ими во внеурочное время;
3. Использование знаний, приобретенных детьми на уроках в их внеклассной деятельности;
4.Содержание внеклассной работы должно быть современно, структурировано, значимо для учащихся.
Для создания такой развивающей среды очень большую роль может и должна сыграть внеклассная работа. При участии во внеклассных мероприятиях учащиеся не ограничены жесткими рамками правил. Наоборот, они чувствуют поощрение и поддержку при проявлении своих лучших качеств. Внеклассная работа побуждает школьников участвовать в принятии решений, повышает их инициативу, которая при этом является не принудительной, а внутренне мотивированной. В результате возрастает качество решений и обеспечивается распределение ответственности за выполнение заданий. Это дает возможность учащимся достичь более высокого уровня образованности и приобрести необходимые знания.
Одним из уровней образованности является компетентность, которая содержит в себе следующие компоненты:
мобильность знаний; постоянное обновление знаний для успешного решения задач в данное время и в данных условиях.
гибкость метода; применение того или иного метода в зависимости от условий.
Однако проведение внеклассных мероприятий для многих преподавателей является не только хлопотным, но и трудным делом. Ведь для этого учитель должен не только обладать высокими теоретическими знаниями, но и уметь проектировать, конструировать и правильно организовывать свою деятельность, а также деятельность школьников.
Современное понимание принципа сознательного применения теоретических знаний на практике заключается не просто в рассказе учителя о значимости знаний, а в формировании у учащихся умений активно пользоваться этими знаниями.
Средства формирования умения применять знания
Урок
Внеклассная работа
Содержание учебного материала
Деятельность
учащихся
Как видно из схемы, формирование умений применять знания должно осуществляться не только во время урока, но и на внеклассных мероприятиях.
В педагогике установлено пять критериев интересности содержания учебного материала:
Новизна учебного материала, неожиданность многих выводов и законов. Поиск научного объяснения нового факта рождает не просто удивление, а живейший интерес.
Изучение известного школьникам материала под новым углом зрения.
Использование сведений из истории предмета.
Жизненная значимость, важность.
Приобщение учащихся к современным научным достижениям.
Музеи представляют собой образовательную и воспитательную среду, отличную и от школьных заведений, и от производственных площадок и часто имеющие большие возможности для демонстрации.
Музейное пространство – это развивающая среда, дающая возможность самостоятельной жизни ребенку. Это очень важно для воспитания самоопределяющейся личности
Экскурсии в природу имеют большое значение для развития наблюдательности у учащихся, формированию у них научного мировоззрения, установление взаимосвязи между физическими процессами. Эти экскурсии способствуют решению целого ряда важнейших учебно-воспитательных задач: формированию понятий, практических умений и навыков, развитию познавательных интересов и активизации познавательной деятельности, охраны природы.
Индивидуальные формы внеклассной работы.
К индивидуальной внеклассной работе можно отнести работу, которая проводится с отдельными учениками: подготовка сообщения или доклада, чтение книг, разучивание стихов, песен, отрывков из литературных произведений на иностранном языке, изготовление наглядных пособий, оформление стенгазет, издание буклетов, составление кроссвордов, ребусов и т.п.
Работа с учащимися по развитию интереса в изучении предмета. По систематичности можно выделить регулярную и эпизодическую внеклассную работу.
Регулярная
Эпизодическая
кружки
работа с научно-популярной литературой и первоисточниками
факультативные занятия
олимпиады
тематические конференции и вечера по предмету
стенная печать
На основании всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:
Процесс повышения компетентности учащихся и его включение во внеклассную работу являются взаимообусловленными.
Обучение в рамках внеклассной работы может быть эффективным только тогда, когда внешнее влияние на обучаемых совпадает с их внутренними потребностями.
Большинство учителей приводят в систему отбор материала для внеклассных занятий интуитивно и стихийно, то же справедливо (отчасти) и для выбора форм проведения занятий.
При проектировании методики организации внеклассных занятий следует:
Проектировать возможности использования результатов внеклассной работы в учебной деятельности школьников и наоборот.
Уделять особое внимание методике работы с историко-научным содержанием предмета.
Предусмотреть при организации деятельности учащихся использование разнообразных активных форм работы, а также расширение межпредметных связей.