kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеурочное занятие по географии "Как помочь девочке найти братца?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект внеурочного занятия по географии в 5 классе с применением ЦОР

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие по географии "Как помочь девочке найти братца?"»

Учитель географии МБОУ СОШ №6

Петухова Ю.Н.


Конспект внеурочного занятия №6

в 5 классе по теме «Как помочь девочке найти братца?» с применением технологии проблемного обучения, технологии продуктивного чтения, технологии сотрудничества, технология оценивания учебных успехов, ИКТ технологии.

Дата проведения: 4 сентября 2015 года.


Цели занятия:

1) Совершенствовать умения составлять план местности с заранее заданными условиями.

2) Продолжить формирование личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД.

Задачи занятия: 

  • Совершенствовать навык практического применения ранее полученных знаний и умений при построении плана местности;

  • развить у учащихся творческие способности.

Оборудование. Опорный лист занятия с заданиями и планом работы, линейки, простые и цветные карандаши, листы бумаги и смайлики.

Планируемые результаты обучения:

Предметные.

  1. Распознавать и отбирать условные знаки, необходимые для составления плана местности.

  2. Овладение практическими умениями составлять план местности.

  3. Овладение основами топографической грамотности и применения топографических знаний в практической деятельности.

Метапредметные.

1.Развивать познавательный интерес к предмету и творческие способности учащихся.

2.Развивать способности к самостоятельному анализу информации и ее преобразованию.

Формируемые УУД.

Личностные.

1.Развитие мотивации к изучению географии.

2.Умение определять границы собственного знания и «незнания».

3.Ориентация на выполнение морально-нравственных норм.

4.Формирование способности к самооценке и коррекции своей деятельности.

Познавательные

1. Уметь работать с текстом, выделять в нем необходимую информацию.

2. Анализировать и оценивать информацию и делать обобщающие выводы.

3.Уметь использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.

Коммуникативные.

1.Формировать умение строить продуктивное сотрудничество в группе в общении и совместной деятельности.

2.Развивать коммуникативные способности: умение слушать, участвовать в обсуждении проблемы и принятии решений.

3.Оформлять свои мысли и идеи в письменной и устной форме.

Регулятивные

1. Выявление проблемы и определение способов ее решения.

2. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя.

2. Составлять план действий при выполнении работы.

3.Осуществлять контроль, коррекцию и самооценку своей деятельности.

СОТ, используемые на занятии.

  • Технология проблемного обучения.

  • Технология продуктивного чтения.

  • Технология сотрудничества.

  • Технология оценивания учебных успехов.

  • ИКТ технологии.

Аннотация.

    Условные знаки – это своего рода азбука карты, без которой нельзя прочитать и понять изображение местности на плане, как без знания букв нельзя прочитать книгу.

   Обычно с удовольствием рисующим пятиклассникам нравится изображать объекты условными знаками, но, изображая их реальное сочетание, обучающиеся часто не могут взаимно расположить знаки  в пространстве.

    Возрастающая потребность в правильной ориентации школьников в окружающем мире вынуждает учителя задумываться об организации разнообразных форм проведения уроков, позволяющих донести эти умения до обучающихся как можно интереснее, доступнее, разнообразнее. Одним из них является составление плана местности, на которой происходит действие сказки «Гуси - лебеди».

     Обучающиеся, несмотря на кажущуюся шутливость задания, в процессе работы формируют свое пространственное представление.   

Этапы работы.

I этап. Мобилизующий. 2 минуты

Цель: определение темы и цели занятия.

Ход работы.

  • Учитель.

«Жили были дед да баба. У них была дочка, да сыночек маленький…» (на экране иллюстрация к сказке «Гуси – лебеди»).

- Иллюстрация, к какой сказке представлена на экране?

- Какова основная сюжетная линия сказки? Расскажите кратко.

-С какой проблемой столкнулась девочка? (Она не знала, куда лебеди унесли брата, только увидела, как они скрылись за лесом).

- Вы хотели бы помочь девочке в поисках братца?

-Как можно сформулировать тему нашего занятия?

-Как можно девочке помочь и что для этого мы можем сделать? Выскажите свои предложения.

- Предположите, чем нам предстоит заниматься сегодня.

- Попробуйте сформулировать цель нашей работы на занятии.

(Если учащиеся затрудняются, то вводится дополнительный вопрос: «Подумайте, в каком случае на занятиях географии мы можем обратиться к содержанию сказок?»)

- При изучении какой темы курса географии нам доводилось работать с текстами сказок? Какую работу вы выполняли?

(После обсуждения, цель и тема работы над планом показывается в презентации на экране).

Цель: составить план местности, на которой происходит действие сказки  «Гуси - лебеди». 

- Верно, мы будем составлять план местности, на которой происходит действие сказки  «Гуси - лебеди». Используя условные знаки, составим план маршрута поиска сестрицей братца. А работать вам предстоит в творческих группах и девизом этой работы будет пословица «Вместе трудиться – все может получиться».

-Как вы понимаете этот девиз?


II этап. Актуализация знаний. 2 минуты.

Цель:

- Внимательно прослушайте следующий отрывок сказки:

«Вернулась девочка, глядь — братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда — нету!

Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, — братец не откликнулся».

-Почему девочка так себя повела - кинулась туда-сюда, кликала братца, слезами заливалась, причитывала? (Напугалась, что ее накажут родители, за то, что она их ослушалась).

-В сказке говорится, что «Долго она бегала по полям, по лесам. День близится к вечеру».

- Поставьте себя на место девочки. С чего бы вы, современные школьники, начали поиски братца на неизвестной вам местности?

(Изучили карту или план данной местности, не пришлось бы целый день безрезультатно бегать в поисках братца).

- Что такое план местности?

(Это чертеж, на котором условными знаками показано сверху уменьшенное изображение небольшого участка земной поверхности).

-Чем план отличается от карты?

1) масштабом –1 см на плане соответствует меньшее расстояние на местности;

2) условными знаками – на плане они специальные и подробные;

3) охватом территории – на плане подробно показывается меньшая, чем на карте территория.

- Так что вы возьмете собой на поиски – план или карту?


III этап. Постановка и совместное исследование проблемы. 2 минуты.

Цель: уяснение и формулировка проблемы.

- Но плана сказочной местности не существует. Как нам быть? Как помочь девочке найти братца? Обсудите в группе.

- Верно, мы сами составим план местности, на которой происходит действие сказки «Гуси – лебеди».


IV этап. Моделирование. 3 минуты.

Цель: планирование деятельности, составление памятки.

-Подумайте, как вы будете работать над планом?

-Что вам необходимо вспомнить, повторить, чтобы составить этот план местности? Обсудите в группе.

- Спланируйте вашу работу.

(После обсуждения, план работы над проектом показывается в презентации на экране).

- Все ли правильно я поняла, верно ли указала путь решения нашей проблемы в «Памятке действий»?

Памятка действий при работе над планом местности:

        • составить план местности, на которой происходит действие сказки;

  • отобрать топографические знаки необходимые для составления плана;

        • проанализировать текст сказки.

- Посоветуйтесь в группе и исправьте мои ошибки.

(Обратить внимание детей, что после каждого этапа нужно проанализировать результаты и провести коррекцию своих действий).


V этап. Конструирование нового способа действия. 3 минуты.

- В «Памятке действий» на опорном листе пронумеруйте этапы нашей работы в нужной последовательности.

- Что у вас получилось?

Памятка действий при работе над планом:

        • проанализировать текст сказки;

  • отобрать топографические знаки необходимые для составления плана;

  • составить план местности, на которой происходит действие сказки.

-Перед вами файлы с заданиями, да вот беда, я и тут поторопилась, не успела разложить их по - порядку.

- Разложите файл - пакеты с заданиями строго по «Памятке действий при работе над планом», пронумеруйте пакеты, подготовьте к работе.

(Дети в файл-пакет кладут заготовленный №1, 2, 3, и т.д. по плану работы).

Приложение 1


VI этап. Переход к этапу решения частных задач. 13 минут.


1.Анализ текста сказки.

Цель:  Определить в тексте отрывков сказки источники топографической информации.

Ход работы.

Прочтите краткое изложение сказки «Гуси - лебеди» по отдельным его частям и ответьте на вопросы.

Отрывок для группы № 1.

«Жили были дед да баба. У них была дочка да сынок маленький… Отец с матерью ушла, а дочка посадила братца на траву под окошко дома, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась…»

  1. Где жила семья? Как вы догадались?

  2. Где стоял дом? Что было под окнами дома?

  3. Куда побежала девочка? Как вы думаете, где в селе стоял этот дом? Ответы обсудите в группе.

Отрывок для группы № 2.

«Налетели гуси – лебеди, подхватили братца и унесли на крыльях. Вернулась девочка, глядь – братца нету! Выбежала она в чисто поле и только видела: метнулись вдалеке гуси – лебеди и пропали за темным лесом…»

1. Как вы думаете, где в селе стоял этот дом? Рассуждайте.

2. Как девочка попала в «чисто поле»?

3. Где она увидела гусей – лебедей?

4. Какой лес мы можем назвать «темным»?

5. Как на плане вы расположите «дом, поле, лес» относительно друг друга. Ответы обсудите в группе.

Отрывок для группы № 3.

«Бросилась девочка догонять их. Бежала – бежала, видит - стоит печь… Побежала девочка дальше – стоит яблоня… Побежала дальше – течет молочная река в кисельных берегах.»

1


.Что встретила на пути девочка?

2.Какой из этих объектов невозможно обозначить на плане? Почему?

3.Придумайте собственный условный знак «ПЕЧЬ».

4.Как на плане обозначить сказочную реку? Какими были ее берега? Как ее назовете? Почему? Предложения обсудите в группе.

5. Девочка переплывала или переходила реку по мосту? Тогда как относительно реки будет расположен лес? Подумайте.

Отрывок для группы № 4.

« Долго она бегала по полям, по лесам. День клонится к вечеру, делать нечего, надо идти домой. Вдруг видит – стоит избушка на курьих ножках, об одном окошке, вокруг себя поворачивается… Вошла девочка в избушку: «Здравствуй, бабушка!» - «Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?» - «Я по мхам, по болотам ходила, пришла погреться…» …Взяла девочка братца и побежала…»

1. Где стояла избушка бабы Яги? Почему вы так думаете?

2. Из какого материала по вашему мнению эта избушка сделана? Объясните свой выбор.

3. Чем необычен был лес, в котором девочка наткнулась на избушку бабы Яги?

Приложение №2


2.Выбор топографических знаков плана.

Цель: распознавать и отбирать условные знаки, необходимые для составления плана местности.

  • Учитель.

- Внимательно перечитав отрывок сказки, выберите из таблицы необходимые вам при составлении плана условные знаки. Обсудите ваш выбор.

- Выполните задание:

1.Вычеркните знаки, которые к плану местности, на которой происходит действие сказки, не имеют ни какого отношения. Обсудите в группе, почему вы их вычеркнули.

2.В каких сферах жизни мы используем эти знаки.

3.Какие из оставшихся знаков понадобятся вам при составлении плана вашего отрывка сказки? Отметьте их.

3.Каких необходимых вам знаков нет в таблице. Вспомните или придумайте их сами.

Приложение №3.

Рефлексия представитель от каждой группы объясняет свой выбор знаков и отвечает на поставленные вопросы.

Результат работы.

Знаки, необходимые для составления плана местности:

1 группа – село, улица – грунтовая дорога, луг, деревянный дом,

2 группа - деревянный дом, поле, хвойный лес.

3 группа – полевая дорога, тропинка, печь, яблоня – отдельно стоящее дерево, река Молочная.

4 группа – поле, полевая дорога, тропа, избушка в лесу, болото, хвойный лес.

Знаки, отсутствующие в таблице: печь (следует придумать самим).

Знаки, не имеющие к плану местности ни какого отношения: скрипичный ключ (используют для написания музыки), дорожный знак «Внимание, пешеходный переход», знак на белье – «эту вещь гладить нельзя».


3.Заполнение информационной таблицы:

- По своему отрывку сказки составьте фрагменты плана местности. Заполните информационную таблицу. Приложение №4.

- Подумайте, как правильно сориентировать объекты во фрагменте плана относительно друг друга. При необходимости перечитайте отрывок сказки.

- Обсудите результат работы с информационной таблицей в группе.

- Начертите свою часть плана, подготовьтесь его объяснить.


VII этап. Итоги и презентация.   15 минут.

Цель:  презентация и коллективный анализ результатов проделанной работы.

1.Корректировка  плана местности.

- С чего начинается построение плана? Верно, требуется сориенировать план по сторонам горизонта.

- Что на плане указывает направление «север – юг»?

- Позвольте и мне участвовать в «поисках братца» и помочь девочке. Я сориентирую ваш план по сторонам горизонта. (Учитель прикрепляет магнитом к доске лист со стрелкой «север – юг»).

- Продолжите работу.

-Расположив  взаимно в пространстве полученные фрагменты плана из информационной таблицы, постройте план местности действия сказки.

(К доске выходят представители каждой группы поочередно и прикрепляют свои фрагменты плана, комментируют их).

- Внимательно рассмотрите план на доске. Найдите ошибки и недочеты, если они имеются. Обсудите их в группах.

- Слушаем ваши рекомендации. ( План анализируется и корректируется).


2.Обсуждение достигнутого результата.

- Почему вы решили помочь девочке найти братца?

- Как вы считаете, поможет ли наш план девочке? Чем?

- Используя смайлики, оцените ваше участие в работе на занятии. На опорном листе познакомьтесь с критериями самооценки. Если вы сомневаетесь, посоветуйтесь с товарищами в группе. Приложение № 5.

- А теперь нам предстоит выбрать лучшую группу, ребята которой были активны, давали верные ответы и толковые предложения. Для них у меня подарок.

(Дети обсуждают и выбирают лучшую группу; учитель дарит им веселые смайлики).


По результатам деятельности учащихся учитель  заполняет «Карту сформированности УУД».



























ПРИЛОЖЕНИЯ.


Приложение №1.


Памятка действий.


        • Составить план местности, на которой происходит действие сказки;

  • отобрать топографические знаки необходимые для составления плана;

        • проанализировать текст сказки.






1







2






3











4







Приложение №2.


Отрывок для группы № 1.

«Жили были дед да баба. У них была дочка да сынок маленький… Отец с матерью ушла, а дочка посадила братца на траву под окошко дома, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась…»

  1. Где жила семья? Как вы догадались?

  2. Где стоял дом? Что было под окнами дома?

  3. Куда побежала девочка? Как вы думаете, где в селе стоял этот дом? Ответы обсудите в группе.


Приложение №1.

Отрывок для группы № 2.

«Налетели гуси – лебеди, подхватили братца и унесли на крыльях. Вернулась девочка, глядь – братца нету! Выбежала она в чисто поле и только видела: метнулись вдалеке гуси – лебеди и пропали за темным лесом…»

1. Как вы думаете, где в селе стоял этот дом? Рассуждайте.

2. Как девочка попала в «чисто поле»?

3. Где она увидела гусей – лебедей?

4. Какой лес мы можем назвать «темным»?

5. Как на плане вы расположите «дом, поле, лес» относительно друг друга. Ответы обсудите в группе.



Приложение №1.

Отрывок для группы № 3.

«Бросилась девочка догонять их. Бежала – бежала, видит - стоит печь… Побежала девочка дальше – стоит яблоня… Побежала дальше – течет молочная река в кисельных берегах.»

1.Что встретила на пути девочка?

2


.Какой из этих объектов невозможно обозначить на плане? Почему?

3.Придумайте собственный условный знак «ПЕЧЬ».

4.Как на плане обозначить сказочную реку? Какими были ее берега? Как ее назовете? Почему? Предложения обсудите в группе.

5. Девочка переплывала или переходила реку по мосту? Тогда как относительно реки будет расположен лес? Подумайте.


Приложение №1.

Отрывок для группы № 4.

« Долго она бегала по полям, по лесам. День клонится к вечеру, делать нечего, надо идти домой. Вдруг видит – стоит избушка на курьих ножках, об одном окошке, вокруг себя поворачивается… Вошла девочка в избушку: «Здравствуй, бабушка!» - «Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?» - «Я по мхам, по болотам ходила, пришла погреться…» …Взяла девочка братца и побежала…»

1. Где стояла избушка бабы Яги? Почему вы так думаете?

2. Из какого материала, по вашему мнению, эта избушка сделана? Объясните свой выбор.

3. Чем необычен был лес, в котором девочка наткнулась на избушку бабы Яги?







Приложение №3.


Таблица условных знаков плана.


- Внимательно перечитав отрывок сказки, выберите из таблицы необходимые вам при составлении плана условные знаки. Обсудите ваш выбор.

- Выполните задание:

1.Вычеркните знаки, которые к плану местности, на которой происходит действие сказки, не имеют ни какого отношения. Обсудите в группе, почему вы их вычеркнули.

2.В каких сферах жизни мы используем эти знаки.

3.Какие из оставшихся знаков понадобятся вам при составлении плана вашего отрывка сказки? Отметьте их.

3.Каких необходимых вам знаков нет в таблице. Вспомните или придумайте их сами.














































Приложение №4.


Информационная таблица для 1-ой группы.

фрагмента сказки.

Информационные топографические знаки.

Фрагмент плана.

Отрывок № 1.







Информационная таблица для 2-ой группы.

фрагмента сказки.

Информационные топографические знаки.

Фрагмент плана.

Отрывок № 2.







Информационная таблица для 3-ей группы.

фрагмента сказки.

Информационные топографические знаки.

Фрагмент плана.

Отрывок № 3.







Информационная таблица для 4-ой группы.

фрагмента сказки.

Информационные топографические знаки.

Фрагмент плана.

Отрывок № 4.








Приложение № 5.

Самооценка деятельности.

Используя смайлик, оцените свою работу на занятии:

    1. Активный участник, дающий правильные ответы и толковые предложения.

    1. Активный участник, однако, допускающий неточности при выполнении задания.





    1. Участник, показавший не достаточную активность, допускающий в работе ошибки и неточности.

Таблица самооценки.

Активный участник, дающий правильные ответы и толковые предложения.


Активный участник, однако, допускающий неточности при выполнении задания.


Участник, показавший не достаточную активность, допускающий в работе ошибки и неточности.
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Внеурочное занятие по географии "Как помочь девочке найти братца?"

Автор: Петухова Юлия Николаевна

Дата: 10.11.2016

Номер свидетельства: 357299


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства