Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по географии "Юные знатоки географии."»
Внеклассное мероприятие
по географии
«Юные знатоки географии»
5 класс
Подготовила: учитель географии
Капусто Н.И.
Пояснительная записка:
Школьная география занимает особое положение среди учебных предметов. Она дает
школьникам знания о природе Земли, населяющих её народах, хозяйстве, т.е. формирует
представления об окружающем мире и является одновременно и естественным и
гуманитарным предметом. Отсюда вытекает огромное воспитательное значение предмета,
его вклад в формирование мировоззрения учащихся.
Физическая география в 5 классе закладывает основы знаний по предмету.
Наглядность на уроках географии и интересно организованные внеклассные мероприятия
обеспечивают высокий уровень восприятия материала. Содержание материала
мероприятия предполагает работу с разными источниками информации:
картографическими, текстовыми, рисунками,
Содержание мероприятия построено таким образом, что во время игры происходит
закрепление пройденного материала. Игра реалистична с точки зрения использования
учебно-методических, материально-технических средств и возможностей школы.
Одной из целей мероприятия является создание условий для формирования и
развития у учащихся интереса к изучению предмета. Содержание мероприятия способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, предполагает широкое использование методов активного обучения.
Цели игры:
Развитие познавательных и творческих способностей учащихся.
Формирование умения работать в группе.
Расширение и углубление знаний учащихся по основным темам географии.
В классах выбираются команды, дают название своим командам, рисуют эмблемы,
выбирают капитанов.
Ход игры
I.Начало: Организационный момент. Коллектив учащихся делится на 2 команды.
1-я команда « Мозг»- молодёжное общество знатоков географии,
2- я команда « Фортуна»
Из старшеклассников организуется команда судий.
Дорогие пятиклашки, в этом году Вы познакомились впервые с таким замечательным предметом, как география! Ребята, мы сегодня с вами совершим небольшую прогулку по загадочной и необычайно интересной стране География и закрепим те знания, которые Вы получали в течение года! Так как мы практически завершили изучение курса географии 5 класса, то мы вспомним абсолютно все разделы, которые изучали.
А все началось с понятия о науке ГЕОГРАФИЯ и с раздела Земля как планета солнечной системы. Поэтому первый этап посвящен именно этим разделам и называется он «Начало всех начал…». В ходе этого этапа Вам будет необходимо разгадать кроссворд, поработать с иллюстрацией и заполнить таблицу.
А) Кроссворд слайд №2
Слово «земля» в переводе на греческий язык (гео).
Способ исследования, приемы и операции познания (метод).
Древний астрономический инструмент, который использовали для определения высоты Солнца над горизонтом (гномон).
Глагол «писать», «описывать» в переводе на греческий язык (графо).
Общее название основных оболочек Земли (сфера).
Слово «география» в переводе с греческого языка (землеописание).
Кого называют «отцом географии» (Эратосфен)?
Самый древний способ познания географических объектов (наблюдение).
Название планеты, на которой мы живем (Земля).
Б) Рассмотрите следующий рисунок и скажите мне, что на нем изображено? (Солнечная система) Слайд №3
Помогите мне подписать названия планет на этом рисунке.
Какие планеты относят к планетам земной группы, а какие к вешним планетам?
Что между ними располагается?
В) Заполните таблицу, для помощи я представляю Вашему вниманию рисунок «Вращение Земли вокруг Солнца» слайд№4,5
Показатели для сравнения
23 сентября
22 декабря
21 марта
22 июня
Время года
(для нашего полушария)
Солнце находится в зените
Освещенность северного и южного полушарий
Освещенность территорий за Северным и за Южным полярным кругом
Второй этап нашей игры называется «Мы - геологи!» Как Вы думаете, почему этот этап так называется? О какой оболочке Земли пойдет речь? Нам надо будет восстановить следующие рисунки, которые были испорчены вирусом. Слайды №6-10
Третий этап нашей игры будет называться «Мы – метеорологи!» Что за профессия такая метеорологи? Слайд№11
Сначала я представлю Вашему вниманию геотест . Вы должны будете решить его как можно быстрее и правильно.
ГЕОТЕСТ
Воздушная оболочка Земли – это
А) тропосфера В) атмосфера
Б) гидросфера Г) стратосфера
Нижний слой атмосферы, где складываются условия, от которых зависит погода на Земле.
А) тропосфера В) термосфера
Б) мезосфера Г) стратосфера
Прибор для определения влажности воздуха
А) термометр В) барометр
Б) гигрометр Г) флюгер
Прибор для измерения температуры воздуха
А) термометр В) барометр
Б) гигрометр Г) флюгер
Прибор для измерения атмосферного давления
А) термометр В) барометр
Б) гигрометр Г) флюгер
В каком слое атмосферы формируется озоновый слой
А) тропосфера В) атмосфера
Б) гидросфера Г) стратосфера
В каком слое атмосферы образуется полярное сияние?
А) тропосфера В) атмосфера
Б) термосфера Г) стратосфера
Какие атмосферные явления относятся к опасным?
А) радуга В) гроза
Б) град Г) мираж
Атмосфера Земли состоит в основном из двух газов, какие это газы?
А сейчас давайте отдохнем и проведем не большую разминку в стиле настоящих метеорологов. - Встали. Потянулись дружно к верхним слоям атмосферы (дети тянутся вверх), посмотрели на солнышко (поднимают голову). Теперь давайте посмотрим на матушку Землю(опускают голову) и опустимся к нижним слоям атмосферы (присаживаются). А теперь представьте себя деревьями. Давайте покачаемся на ветру (наклоны). Наступили заморозки, нам холодно, нас пробирает дрожь (напрягают мышцы), и вдруг оттепель: нам хорошо, тепло, комфортно (расслабляемся).
Продолжаем расслабляться и поиграем в игру «Музыкальная география».
Вспомните песни о погоде, различных атмосферных явлениях ( о ветре, дожде, снеге, граде, тумане, метели, грозе и т.д.) исполните всю песню или фрагмент.
Я думаю, ребята, Вы хорошо отдохнули и с новыми силами приметесь за прохождение новых этапов нашей географической игры. Следующий, четвертый этап называется «Мы – гидрологи!» . Он будет состоять также из двух частей. Слайд №12. 1 часть - литературная география. Командам поочередно будут, зачитываются литературные загадки.
Много лет в горах подряд
Снег идет и сыплет град.
Слой осадков тех велик,
И зовут его ……..
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик в роднике,
А широкий- в море.
Все обходят это место:
Здесь земля, как будто тесто,
Здесь осоки, кочки, мхи…
Нет опоры для ноги.
Он студеною водой
Прожурчал в траве густой.
Приняла его река –
Беглеца из родника.
Он без рук, он без ног
Из земли пробиться смог
Нас он летом в самый зной,
Ледяной поит водой.
Есть у речки; у пруда
Не бывает никогда,
Потому что в нем вода –
Ни туда и ни сюда.
Море, озеро и пруд
Словом как одним зовут?
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу.
Наткнувшись на камни горных преград,
Река превратилась в лихой….
Кругом вода, а с питьем беда
Кто знает, где это бывает?
В сто морей тот великан
Он зовется….
Рядом, рядом острова,
Не один и не два,
А десятки, сотни сотен.
Жить в соседстве им охотней.
Все родные, как-никак.
Значит, здесь…….
У тебя, краса-река,
Женское обличье,
Даже имя у тебя
Женское, девичье.
Не приметен ничем, не широк –
По просторам Валдайского края
Еле слышно течет ручеек,
К морю Каспию убегая.
«Номенклатурная география» - это часть будет также посвящена гидросфере. Я раздам командам контурные карты мира. На них необходимо будет отметить все части Мирового океана, а также те объекты гидросферы, которые Вы знаете. Побеждает та команда, которая правильно и больше нанесет объектов гидросферы.
И наконец, мы переходим к последнему, пятому этапу нашей географической викторины, которая будет называться «Мы - путешественники!» Слайды №13-17
В ходе этого этапа будет два тура 1 тур будет называться – «Где мы?». По представленным фотографиям вы должны будете сказать в какой природной зоне мы оказались и назвать типичных представителей флоры и фауны этой природной зоны.
Второй тур посвящен нашим капитанам! Этот тур будет называться «Дальше, дальше…» Слайд №18. Каждому капитану будет необходимо ответить на большое количество вопросов за 2 минуты. Итак, капитаны готовы? Приступаем!
Животное, которое отличается вялостью и неповоротливостью и почти всю жизнь проводит, вися на веках деревьев (ленивец).
Хищное животное семейства кошачьих, имеющие пятнистую окраску (леопард).
Растение с высоким стеблем и травянистыми листьями, образующее четвертый ярус влажного экваториального леса (бамбук).
Ящерица, способная менять окраску тела (хамелеон).
Копытное животное, распространенное в нижнем ярусе экваториального леса – лесная (антилопа)
Крупнейшая в мире змея (анаконда)
Растение с большими листьями, образующее четвертый ярус влажного экваториального леса (папоротник).
Крупная обезьяна, ведущая преимущественно наземный образ жизни и обитающая в нижнем ярусе экваториального леса (горилла).
Травоядное животное, обладающая коротким, приспособленным для хватания хоботом ( тапир).
Лазящие или вьющиеся внеярусные растения (лиана).
Самое крупное наземное животное (слон).
Дерево, с перистыми листьями, высотой 10-20 метров, образующее третий ярус экваториального леса (пальма).
Крупная обезьяна, которая проводит всю жизнь на деревьях (орангутанг).
Птица небольшого размера, питающаяся насекомыми, которых добывает с помощью клюва из-под коры стволов деревьев (дятел).
Хищное животное, напоминающее медведя или барсука, распространенное в тайге (росомаха).
Хвойное дерево, сбрасывающее хвою зимой (лиственница).
Ну что ж дорогие ребята, вот и заканчивается наше мероприятие . Пока наше многоуважаемое жюри подводит итоги, я хотела бы узнать какое впечатление оставила у Вас наша игра! Я раздам Вам кружочки белой бумаги и Вы, пожалуйста, нарисуйте мне смайлики (грустные, равнодушные или улыбающиеся). Так я узнаю, с каким настроением Вы пойдете домой после нашей игры. Мне было очень приятно сегодня с Вами работать! Как учитель географии я знаю, что белых пятен на карте практически нет, но все же считаю что Вы, мои юные географы еще можете совершить свои открытия! Так что счастливого пути Вам! Слайд №19-20.Разрешите мне прочесть свои пожелания для Вас: