kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное мероприятие по географии для 6-го класса « Утолим ли мы жажду?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель мероприятия: Ознакомить учащихся с процессом добычи и очистки воды и влиянием на него экологических факторов. Способствовать формированию отношения к воде как наиболее ценному ресурсу. 

Данное мероприятие направлено на популяризацию предмета географии и дальнейшую профориентацию учащихся по направлению география. Мероприятие интегрировано с такими предметами,как физика, биология, химия. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по географии для 6-го класса « Утолим ли мы жажду?» »

Внеклассное мероприятие по географии

для 6-го класса « Утолим ли мы жажду?»



Разработала учитель географии Акбастауской средней школы Абайского района Карагандинской области.



Цель мероприятия: Ознакомить учащихся с процессом добычи и очистки воды и влиянием на него экологических факторов. Способствовать формированию отношения к воде как наиболее ценному ресурсу.

Оборудование: Видеоролик о воде; слайды; плакаты о воде; бумага; карандаши.

1.Психологический настрой. Ролик «Волшебная композиция»

2.Вступительное слово учителя:


«Утолим ли мы жажду?» Некоторым из вас

это название может показаться странным. Почему речь зашла о жажде? Разве человечеству не хватает воды? Как известно, 2/3 поверхности Земли покрыты водой. Верно, воды на земном шаре очень много. Нетрудно подсчитать, что если бы всю ее можно было распределить равномерные слоем, то планета наша окуталась бы четырехкилометровым водным покрывалом.

И все же человечество начинает испытывать жажду. Ведь 98% этих гигантских запасов приходится на соленую морскую воду, 2%-на пресную. Пресная вода распределена по земному шару неравномерна. Например, в восточных районах нашей страны, там, где протекают такие реки, как Обь, Енисей, Лена, Амур, где находится глубочайшее озера мира Байкал, воды более чем достаточна, а вот в центральных и южных районах, а также в Средней Азии ее не хватает.

Более половины нашей планеты находится сегодня на жестком водном пайке. Воды недостает Нью-Йорку, Токио, Парижу, Гонконгу и многим другим городам.Слайд№1

Так что вопрос: утолим ли мы жажду? –как видите, не случаен.

«Вода!.. У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не возможна описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такой! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлит высокие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете, но и самое прихотливые, ты самая чистая в чреве Земли».

Эти слова принадлежат известному французскому летчику и писателю Антуану де Сент-Экзюпери, самолет которого потерпел аварию в Сахаре. Взяты они из его книги «Земля людей».

Воду можно назвать самым ценным минералам нашей планеты. В самом деле, что может быть ценнее?

Скажете-алмаз?

Разумеется, по денежной стоимости вода алмазу-не соперник. Алмаз-минерал редкий. Маленькая его крупинка ценится в тысячи рублей. А вода копейка за кубометр.Слайд№2

Но есть и другая мера ценности. Ученые нашли алмазу замену. Теперь промышленность может обойтись и без природных алмазов. А вот без воды не обойтись никому и никогда и заменить ее нечем. Неудивительно, что люди всегда олицетворяли воду. Нет ни одного народа, у которого вода не считалась бы матерью всегда живого, целебную и очистительной силой плодородия.

А почему, например, 100 лет назад воды хватало, а в наше время мы начинаем говорит об угрозе водного голода, о жажде? Ведь воду никто ни уничтожает.


2.Задание учащимся «Для чего мы используем воду?» Разделиться на группы и составить кластер « Вода –жизнь»


3.Выступление учащегося:


И сколько было его на Земле миллионы лет назад, столько есть и сейчас. Правда, с ростом населения, строительством новых городов, фабрик и заводов, с увеличением посевных и орошаемых участков мы берем все больше, но тем не менее она никуда ни исчезает с нашей планеты: сколько воды берут, столько и отдают.

Только берем-то мы чистую воду, а отдаем грязную. Неудержимым потокам реки и озера сбрасываются промышленные и канализационные отходы, несутся смытые с полей ядохимикаты, которые используют для борьбы с вредителями. Дело уже дошло до того, что в наиболее освоенных, высоко развитых промышленных районах земного шара сложно найти озеро или реку чистой водой. Только в одно озеро Эри, как писал американский ученый Г. Стилл, река Детройт приносит каждый день 80 000 килограммов отбросов из 12 городов Америки и Канады. Миллионы рыб гибнут в отвратительных жиже из мазута, грязи, отбросов из сточных вод. Положения в районах, для которые Великие озера являются источником пресной воды, приближается к грани катастрофы.

4.Учитель:

Где взять чистую воду? Как утолить жажду?

Ученые всего мира сошлись на одном: надо запретить сбрасывать сточные воды в реки и озера. Слайд №3

А куда же их тогда девать?

На этот вопрос ответ один: все сточные воды, прежде чем их направлять в реки и озера, надо тщательно очищать. И у вас в стране по очистке сточных вод уже проводится большая работа. Но до ее завершения еще далеко. Многие реки и озера продолжают в себя отходы производство.

И все-таки очистка сточных вод не решит целиком водные проблемы. Ведь полностью удалить вредные примеси из воды не удается. Накапливаясь в реках и озерах из года в год, они снова будет губить все живое. Видимо, в недалеком будущем придется отказаться от сброса сточных вод в реки и озера. Но им нужно найти другое применение. Например, для охлаждения домен и генераторов на тепловых электростанциях воду можно использовать многократно. Часть технической воды пригодны для орошения полей. А ту воду, которая ни для чего ни годится, надо отвадить в специальные резервуары, чтобы она испарялась.

Некоторые ученые предлагает построить в каждой стране особый водопровод, для того чтобы отводить сточные воды в море или океан. Но ведь моря и океаны тоже следует оберегать от загрязнения.

Известный норвежский ученый, путешественник и писатель Тур Хейердал, переплывший в 1947 году на бальсовом плоту значительную часть Тихого океана, вспоминает, что он и его товарищи по плаванию на «Кон-Тики» были «глубоко взволнованы красотой и поразительной чистотой океана». А вот после своего путешествия на папирусной лодке от берегов Африки к Центральной Америке он не смог повторить эти слова.

«Загрязнения океана продуктами деятельности человека,- заявил ученый,-заметно не только вблизи берегов, но и на обширных пространствах его центральной части».

Мореплаватели были изумлены и подавлены количеством всевозможного хлама, плавающие в сотнях миль от земли. Почти каждый день около их лодки можно видеть пластиковые сосуды, выдавленные в тюбики т другие предметы «технической цивилизаций». Но что их особенно огорчило, так это слой каких-то частиц размеров примерно в горошину, покрывающий значительные участки поверхности океана. Запах их напоминают запах гниющий рыбы с сточных вод. Частицы покрывали воду таким густым слоем, что в нее не приятно было окунать зубные щетки.

«Современный человек,-заявил Хейердал,-видимо, не понимает, что все вокруг нас-это продукты земли и моря и что он должен оберегать эти источники. Если загрязнения природы будут продолжаться, то мы срубим ветвь, на которой сидим».

5.Видеоролик « Суфийская притча о воде»


Учитель:

Многие ученые считают, что морская вода в будущем станет неиссякаемым источником пресной питьевой воды. Уже сегодня в мире работают мощные установки по опреснению морской воды. В нашей стране ряд таких установок опресняет воду Каспия. Они построены в городе, выросшем на пустынном берегу полуострова Мангышлак.

Архитекторам и строителям города много пришлось потрудиться, что бы город был пригодным для жилья, был красивым. Большинство зданий города сооружена из ракушечника, которые добываются неподалеку. Все здания имеют глубокие лоджии, поэтому там всегда тень. Во всех квартирах сквозное проветривание. Конечно, жилищное строительство здесь обходиться на много дороже, чем, например, в центральных областях России. В каждой квартире установлена не два, как обычно, а три крана. В двух кранах вода для умывания , мытья посуды-в одном горячая, в другом холодная, в третьем же кране-вода для питья.

Немало пришлось потрудиться в этом городе медикам. Ведь снабжения города опресненной водой-дело новое. Как повлияет длительное употребление такой воды на организм человека? Не возникнут ли от этого какие-нибудь болезни? Поэтому долгие время велись медицинские исследования, прежде чем опресненная вода стало поступать в водопровод. И по сей день ведутся непрерывные медицинские наблюдения над жителями, хотя уже доказано, что опресненная морская вода ничем не отличается от обычный природной пресной воды. Более того, опресненной воде может быть легко придан солевой состав, обеспечивающий наилучшие ее вкусовые и санитарные качества.

В городе обилие зелени. За рядами деревьев и кустарников, за стройными домами совершенно не ощущается дыхание раскаленной пустыни. Кругом газоны, клумбы, цветники, много фонтанов, плавательных бассейнов. Жители берегут каждый зеленый побег. Здесь никто никогда не сломает зеленую ветку, не наступит на зеленый газон. Ведь все можно привести из-за моря, но тень зеленой листвы не привезешь.

Решая водную проблему, ученые не забывают и о ледниках. Ведь в них сосредоточена столько воды, сколько дают все реки земного шара за 650-700 лет. Слайд№4

Как же заставить ледники служить людям?

Ученик:

Очевидно, нужно усилить их таяние. Еще во времена походов Александра Македонского его войны слышали о том, что земля дельцы в горах Памира, чтобы ускорить весной таяние снега на полях, посыпали их золой или темной землей

Учитель:

Подобные опыты успешно проводились и в нашей стране: отдельные участки ледников Тянь-Шаня посыпали каменноугольной пылью. Но если широко применять этот метод, то сразу возникают много трудностей. Ну как, например, высоко горы поднимать многие тонны зачерняющего вещества? Как равномерна разбрасывать его на поверхности ледников? Как избавиться от внезапных снегопадов, засыпающем темный слой свежим снегом и сводящих на нет все усилия людей? Эти вопросы еще ждут ответа. Не исключена возможность, что в будущем для получения пресной воды люди научатся использовать льды Антарктиды.

Как известно, под действием своего громадного веса ледяной щит Антарктиды медленно сползает в океан, образуя айсберги. Эти плавающие горы достигают в длину иногда несколько десятков километров. Над поверхности океана плавающая ледяная глыба выступает только метров на пятьсот, а под воду она уходит порой на глубину до 3 километров.

Два-три таких айсберга содержат столько пресной воды, сколько Волга выносит ее в Каспийское море за целый год. И вода это прекрасная, идеально чистая.

Были предложения использовать айсберги для орошения пустынных участков Африки, Австралий и других материков. Как? Прибуксировать такой айсберг к засушливому берегу и, растопив его там, образовать огромное озеро из пресной воды. По расчетам, шесть-семь буксиров могут успешно транспортировать ледяную гору массой 10 миллиардов тонн.

Конечно, пока еще нельзя с точностью сказать, какие из подобных гигантских проектов будут осуществлены. Ведь ученые должны взвесить последствия, которые могут повлиять на природу в этих случаях.

Ученые думают и о той воде, которая находится в атмосфере. Ведь ее там очень много. Если только научиться извлекать эту воду из воздуха, то в степной, скажем, зоне даже из суховея можно было бы собрать за час больше воды, чем ее выпадает на поле за год.

К сожалению, нам это пока не под силу, но какую-то часть влаги из воздуха извлечь все-таки можно. Как это сделать? Пример подает сама природа. Все мы видели, как в ясную погоду-утром и вечерам-выпадает роса. Отчего это происходит? Да оттого, что, когда температура понижается, в воздухе может оказаться слишком много водяного пара и часть его выпадает в виде капелек воды-росы. А ведь росу можно заставить выпадать не только по утрам и вечерам, но и днем. Причем для этой цели может служит много щебня. За ночь щебенка охлаждается, а днем воздух нагревается быстрее, чем щебенка, и, проходя через ее поры и щели, он охлаждается сам. Избыточная влага оседает на камне и стекает вниз.

С помощью каменных пирамид воду из воздуха люди получали уже очень давно. Об этом рассказывают раскопки. Так, при раскопках в Феодосии обнаружили необычную сеть водопроводных труб, продолженных много веков назад. Трубы это подавали воду к 114 фонтанам города, но свое начало они брали не из рек и озер, а в кучах щебенки, сложенных на самом возвышенных, а значит, и самых ветреных местах. И вот ветер, проходя через щебенку, оставлял на камнях миллиардов капелек воды. Ученые подсчитали, что в каменных пирамидах ежедневно оседала до 700 тысяч литров воды.

Может быть, в далеком будущем и мы с вами увидим в засушливых районах современные сооружения из камня, которые будут конденсировать, то есть собирать, атмосферную влагу.

Вывод: Что зависит от нас? Видеоролик « Одна смерть спасла миллионы жизней»


Как видите, многое делятся до того, чтобы на Земле не наступил водный голод. Но еще больше предстоит сделать.

Ученик:

В нашей стране много сделано для того, чтобы и население, и промышленные предприятия, и сельское хозяйство были в достатке обеспечены пресной водой. Горько сознавать, что при этом часто забывали о природе. Но человеческая мысль неутомима! Мы обязательно должны найти возможность сохранить воду чистой и для себя, и для природы.

Учитель:

Наша планета-наш дом, и каждый из нас в ответе за ее будущее.

Если найдешь в лесу родник-сохрани его. Может быть, это начало большой полноводной реки.

Вглядись пристальней в чудный мир природы, вслушайся в журчание реки. Может быть, она просит помощи от тебя, и ей нужны твои заботливые руки.

Вот как вспоминал свою реку детства известный кинорежиссер Александр Довженко:

«Река моя, жизнь моя, люблю я воду твою ласковую, животворящую и берега твой чистые, и всех людей, что трудятся на твоих берегах.

Кланяюсь тебя за ласку, за богатство, что дала ты моему сердцу, за то, что могу любить тебя всю жизнь. Река моя- душа моего народа». Слайд № 5

Урок окончен. Спасибо за внимание.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Внеклассное мероприятие по географии для 6-го класса « Утолим ли мы жажду?»

Автор: Дюсекенова Салтанат Канатовна

Дата: 19.02.2015

Номер свидетельства: 176051


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства