kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное мероприятие Жизнь, быт и культура коренных народов Севера Приамурья, религиозная жизнь в Приамурье.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Численность некоторый народов Приамурья очень мала. Россия -это многонациональное государство, для нее каждый народ важен. Изучая жизнь и быт малоых народов мы изучаем Россию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие Жизнь, быт и культура коренных народов Севера Приамурья, религиозная жизнь в Приамурье.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательной учреждение-
средняя общеобразовательная школа с. Успеновка(Албазинского филиала)



Внеклассное мероприятие (урок)
Тема урока: Жизнь,
быт и культура коренных народов Севера Приамурья, религиозная жизнь в Приамурье.

Классы: 8-9

Учитель –Желтоножко И.В.

Цели урока:

Образовательные:

  • Рассказать об особенностях жизни коренных народов Севера Приамурья;

  • Познакомить с системой традиционных верований, представлений о мире и обрядов в том виде, в котором они сложились к концу XIX- началу XX в.

Развивающие:

  • Развивать умения логически мыслить, делать выводы, работать с картой, анализировать текст.

Воспитательные:

  • Способствовать толерантному отношению к жизни и быту народов Севера Приамурья;

  • Воспитывать такие качества, как сострадание, уважение к малой Родине.

























Тема урока: Жизнь, быт и культура коренных народов Севера Приамурья, религиозная жизнь в Приамурье.

Тип урока: объяснение нового материала.

Актуальность темы:

численность населения некоторых коренных народов очень мала, поэтому их называют малыми и есть угроза их исчезновения, а наша страна Россия многонациональная и каждый народ для неё важен. Изучая культуру коренных народов, мы изучаем культуру России, историческое прошлое малых народов.

План урока:

1.Объяснение нового материала «Жизнь, быт и культура коренных народов Севера Приамурья» (20 минут);
2.Работа с картой, с текстом, размышление над прочитанным (10 минут)
3.Работа с терминами (10 мин)
4.Закрепление пройденного материала (5 минут).

Оборудование: Карты Севера Приамурья, атлас России, Амурской области, иллюстрации к теме.

Проблемный вопрос: Зачем нужно изучать традиционные верования и представления малых народов Севера Приамурья.

Ход урока

1. Объяснение нового материала

Приамурье – огромный регион Восточной Азии, территория которого расположена в бассейне великой реки Амур. Исследование традиционных верований, быта и представлений малых народов Севера Приамурья, еще недавно находившихся на стадии первобытнообщинного строя, представляет задачу огромной важности. В настоящее время архаичные, традиционные представления о мире довольно быстро сменяются современными, истоки старины забываются.. Успехи в хозяйственном развитии малых народов Сибири, в том числе эвенков, достижения в области культуры, просвещения, здравоохранения ведут к вытеснению традиционного уклада жизни и религиозных верований. Таким образом, изучение религиозных систем, выявление архаических корней, еще бытующих ныне традиционных верований, показывает особенности развития форм общественного сознания на разных этапах. А также пути исторического развития этих народов.

Мы обратимся к историческим этапам формирования этнокультурной истории края.

Многие этнические группы надолго, порой навсегда, оседали на просторах Приамурья, испытывали влияние местных народов и культур, менялись или, напротив, сами

ассимилировали автохтонное население. На протяжении тысячелетий формирование расовой, этнической структуры населения региона определяли процессы миграций и укоренения групп, имевших разное происхождение.

На территории региона происходила метисация групп, которая существенно влияла на антропологические характеристики населения. Конвергенция этногрупп и контакты между соседними этносами приводили к взаимодействию разных традиций и формированию своеобразных этнических культур, о существовании которых свидетельствуют особенности местных археологических комплексов.

Благоприятные по сравнению с некоторыми соседними регионами природно-климатические условия давали возможность для развития эффективных для своего времени форм присваивающей и производящей хозяйственной деятельности. Богатые биоресурсы позволяли населению на всех исторических этапах развития обеспечивать жизнь охотой, рыболовством, сбором дикоросов или

сочетать эти виды занятий с земледелием и скотоводством.

На территории Севера Приамурья проживали- Эвенки-орочоны(эвенки), Зейские эвенки, Нюкжинские эвенки

--ОБРАТИМСЯ К КАРТЕ



Эвенки-орочоны малоизученная группа эвенков, имели специфические особенности в языке, хозяйстве, социальном строе, материальной и духовной культуре, в том числе в религиозных воззрениях. Эвенки являются коренным этносом Забайкалья. Русские называли эвенков “тунгусами”. Впервые в русских документах этноним “тунгус” встречается в записке, поданной в 1577 г. Г. Штаденом. По данным В.А. Туголукова и М.Г. Левина предком эвенков был народ увань. Ранние сведения о нем относятся к V- VII.в.в. н.э. Этноним “увань” является прототипом самоназвания тунгусов (эвен – увань). Увани были небольшой племенной группой народа Хи. Место обитания народа Хи, и в частности уваней, Большой Хинганский хребет Первоначально эвенки (увани) появились в горно-таежном Забайкалье и Приамурье. Затем, расселившись по Сибири, ассимилировали многие племена ее ранних насельников, а также “переплавили” в себе отдельные тюркские и монгольские группы.

В результате присутствия в этническом комплексе эвенков тюркских и монгольских компонентов, а также благодаря обширному расселению эвенков, у них образовались различные хозяйственно – культурные типы. Им соответствовали и различные группы населения. Наряду с так называемыми бродячими эвенками, которые занимались охотой и рыболовством, существовали и эвенки-скотоводы. Среди них выделялись коневоды и оленеводы. Эвенки – коневоды именовались хамниганами, солонами. Они занимались разведением лошадей и овец и испытали значительное влияние монгольских племен. Эвенки – оленеводы, или орочоны (от орон – олень), расселялись в северной таежной зоне. Олени в основном служили в качестве транспортного средства. К концу XIX - началу XX в. Эвенки-орочоны расселялись по левобережным притокам среднего течения р. Витим, в верховьях Олекмы и Алдана, среднем течении Маи (правый приток Алдана) и по левобережным притокам верхнего Амура.

Как отмечается рядом исследователей, у народов Сибири и Севера в конце XIX – начале XX в. религиозные представления и верования находились под контролем шаманства. Сами шаманы являлись наиболее ярыми их блюстителями порядка в клане. Шаманские ритуалы, заклинания, песнопения также известны сегодня очень небольшому кругу людей. Охотничьи и оленеводческие обряды и праздники знают не многие. Некоторые охотники и оленеводы пожилого возраста чтят обычаи своих предков и совершают их и в настоящее время.
Шаманской космологии эвенков свойственно трехчленное деление мироздания, (иерархия), а каждый мир был многоярусен: верхний (угу буга), средний (дулин буга), нижний (хэргу буга). Верхний мир располагался там, где восходит солнце, нижний – где заходит солнце. Считалось, что верхний и нижний миры простым людям недоступны – в них могли попасть только шаманы от природы (рода), причем наиболее сильные, которые и формировали у простых эвенков представления об этих мирах. Вход в верхний мир был через Полярную звезду (Санарин), в нижний мир можно было попасть через расщелины и пещеры на земной поверхности. В теплое время года из расщелин и пещер веет прохладой, зимой – теплом; эвенки считали, что это выходит воздух из нижнего мира, и, чтобы не накликать на себя беды, обходили эти места. Верхний и нижний миры делились на три яруса каждый. Определенное представление о вселенной передает ритуальный шаманский столбик – сэргэ, метровой длины, отесанный из лиственницы с тремя выступами. Куполообразный верхний выступ изображает верхний мир, дисковидный средний – землю и округлый, с небольшим уплощением, - нижний мир .
Работа с текстом:

По представлениям эвенков-орочонов(людей-оленя), в верхнем(первом) ярусе верхнего мира располагалось солнце, луна, звезды. Солнце (сигун) имело образ женщины, и называли его энекан сигун (бабушка-солнце). От солнца зависела смена времен года. Считалось, что зимой оно сидит в своей юрте и копит тепло. А весной отпускает это тепло на волю, от этого начинает таять снег, вскрываются реки, наступают теплые дни. Смена дня и ночи интересно объясняется в легенде, рассказанной в 1976 г. Н.И. Антоновым из рода Чакагир, 1902 г. (место рождения - р. Амуткачи, левый приток Амура).

“Это было давным-давно, когда земля еще не разрослась и была совсем маленькой, но на ней уже появилась растительность, жили животные и люди. В то время не было ночи, солнце светило круглые сутки. Однажды в осенний день лось- буга (лось-самец во время гона) схватил солнце и побежал в сторону неба. Лосиха- матка (эннын), ходившая с лосем побежала за ним. На земле наступила ночь. Люди пришли в замешательство. Они не знали, что делать. В то время среди эвенков жил знаменитый охотник и силач Мани. Он единственный из эвенков не растерялся. Взял лук, позвал двух охотничьих собак и побежал вдогонку за лосями. В это время лоси удалились и бежали по небу. Собаки Мани быстро нагнали и остановили их. Лось, видя, что от собак вдвоем не уйти, передал солнце лосихе, а сам побежал отвлекать собак. Самка, улучив момент, резко повернулась и побежала в сторону севера к небесной дыре, чтобы скрыться от преследователей. Подоспевший Мани застрелил лося, но солнца у него не оказалось, Догадавшись, что лось передал солнце лосихе, он стал искать ее глазами по небу и увидел, что она уже близко от небесной дыры и может скрыться. Тогда он стал стрелять в нее из своего богатырского лука. Первая стрела легла в двух промерах ее туловища спереди, вторая – в одном, третья точно угодила в цель. Как только Мани отобрал солнце и вернул его людям, все участники космической охоты превратились в звезды. С тех пор происходит смена дня и ночи и космическая охота повторяется. Каждый вечер лоси выкрадывают солнце, в свою очередь, Мани гонится за ними и к утру возвращает людям солнце”.

Подобная легенда есть и у эвенков Подкаменной Тунгуски. Персонажи этой легенды встречены и на наскальных рисунках по р. Мая. На них нарисованы два лося, самец и самка, преследуемые человеком с луком. У самки под брюхом – антропоморфное изображение солнца





РИСУНОК-легенда


Во втором ярусе верхнего мира, по представлениям эвенков, жизнь такая же, как на земле. Он разделен на родовые территории – стойбища, поселки и временные стоянки (эвенки-орочоны называют их таборами). Есть в этом ярусе болота, реки и тайга. Только живут здесь не реальные звери, птицы, растительность, а живые души умерших или погибших предков. Вместо настоящих людей здесь обитают души умерших предков. Душа живого человека называется хэян, после его смерти в теле поселяется новая душа – мугды, а душа хэян вылетает из тела и делится на две души: оми, которая улетает на родовую территорию умерших душ, и хэян, которая поселяется на родовой территории живых душ. Живут эти души такой же жизнью, как и на земле, охотятся, занимаются рыбной ловлей, оленеводством.

На третьем ярусе верхнего мира, или первом от земли, живет Энеке- Буга. Эвенки представляют ее как очень старую сгорбленную женщину с добрым лицом, в длинном платье из ровдуги. Волосы зачесаны назад (возможно, на голове капюшон). В левой руке она держит чемпули, полный шерстинок – душ разных животных, в правой – шерстинку, чтобы подарить ее кому-нибудь из людей.

---ЗАЧЕМ (давайте поразмышляем) РИСУНОК
Ответ-добрым людям с чистыми помыслами



По рассказам, Энеке- Буга постоянно обходит свои владения и наблюдает за охраной устоев Вселенной.

Первоначальное представление об Энекан - Буга было связано с лосем и оленем, так как еще до настоящего времени лося и оленя во время гона называют буга – божественный. Наиболее почитаемая помощница Энекан -Буга – энекан того (бабушка-огонь). По верованиям эвенков, огонь обладал сверхъестественной силой изгонять злых духов. При помощи огня они очищали от злых духов юрты или чума, при длительной неудаче в охоте – охотничье снаряжение окуривал шаман. Во время эпидемий в очаге меняли огонь, добывая его путем сверления. Невеста приобщалась к роду мужа после того, как “угощала” огонь жиром. Эвенки часто обращались к огню с мелкими просьбами: послать зверя, благополучие, здоровье в семье, здоровье оленьему стаду и т. д. При этом они приносили ему жертвы, бросали первый лакомый кусочек еды.

Постоянным местом обитания энекан того был очаг. В связи с этим у эвенков сложилось доброжелательное отношение к огню, появились всевозможные запреты: Не руби дров около огня, ударишь бабушку и в дороге не будет гореть огонь. Не плюй в огонь, если плюнешь – вымажешь бабушку, она накажет: появятся на губах и языке язвы. Нельзя класть в огонь одно или два полена, можно только три, иначе бабушка обидится и покинет очаг. Не сжигай смолистые шишки и березовые наплывы. Если сожжешь, то ты сам или твой олень, будучи раненными, сгорите от жара.



РИСУНОК-очаг


Гром и молнию эвенки называли одним словом агды (гроза). О внешнем облике агды были разноречивые представления.
2.Зейские эвенки считали, что «гроза» -это железная птица, похожая на орла, с огненными глазами. При ее полете происходит гром, а от сверкания глаз – молния.
3.Нюкжинские и амурские эвенки представляли агды в образе пляшущего существа с медвежьей головой, человеческим телом и крыльями орла. Трехпалость его рук, как считают верхнеамурские эвенки, свидетельствует о его принадлежности и властвовании в трех мирах: верхнем, среднем и нижнем. В правой руке он держит огненный шар – шаровую молнию. На крыльях у него каменные кинжалы, из головы торчат огненные кинжалы.

О происхождении гор, рек, озер говорят, что когда появилась земля, то Энекан - Буга поселила там мамонта сэли. Змее это не понравилось, и она начала сгонять мамонта с земли. Они дрались до тех пор, пока не провалились под землю. После этого они помирились и стали духами охранителями в нижнем мире. Кучи земли, которые они наворотили во время драки, превратились в горы, а углубления – в реки и озера. Подобные легенды рассказали В.Н. Абрамов из рода Гэкыгыр (1950 г. рожд., пос. Усть-Нюкжа и М.А. Боярковская из рода Хэбгимнгу (1920 г. рожд.).

Многие эвенки считают, что землю сотворила гагара. Произошло это так. Вначале была вода. Жили тогда два брата – Харги и Сэвэки. Сэвэки был добрый и жил вверху, а злой Харги – внизу. Помощниками у Сэвэки были гоголь и гагара. Гагара нырнула и достала землю. Постепенно земля разрослась и приняла современный облик. Относительно сотворения гор, озер и рек эвенки-орочоны единодушно полагают, что это - деятельность мамонта и змеи.

Предания о сотворении земли лягушкой или гагарой, мамонтом или змеей отмечены этнографами и у других групп эвенков.

О происхождении женщины есть своя легенда.

Раньше люди хорошо и правильно жили на небесах. Однажды девушку-сиротку решили выдать замуж за старого человека, она отказалась, потому что любила другого человека. Ее посадили на оленя и отправили на Землю. Их тела оленя возникла - суша, из шерсти -лес, из дыхания –ветер, а сама девушка стала первым человеком на Земле.
РИСУНОК-легенда


Очень значимое место в системе традиционных верований эвенков-орочонов занимали верования и обряды, связанные с промысловой деятельностью, цель которых – обеспечить успех в охоте и рыболовстве. Это объясняется тем, что промысловая деятельность являлась основным источником существования, но успех в ней в большей степени, чем в любой другой отрасли хозяйства, казался человеку независящим от его воли.

Промысловые верования выражались в многочисленных правилах, приметах и обрядах. Многие из них у эвенков-орочонов, как и у других народов, обнаруживают чисто практические, материальные корни. В их основе лежат наблюдения над жизнью животных, природой, своеобразная промысловая этика и т. д. Многие промысловые верования связаны с уподоблением животных человеку в силу их “родства”. Отсюда признание за животными понимания человеческого языка, сходного образа жизни и восприятия окружающего мира. Другие обрядовые действия связаны с представлением о возрождении добытых промысловых животных, в основе которого лежало стремление человека обеспечить себя пищей. Это древнее представление сохранилось в отношении к крупным животным, мясо которых шло в пищу (лось, олень, медведь), а также к наиболее ценным пушным зверям.

Культовые отношения к лосю и оленю у народов Сибири и Дальнего Востока формировались тысячелетиями. Это было обусловлено не только могучей силой этих животных, но и тем, что они играли важную роль в повседневной жизни северных охотников: давали людям мясо, теплую шкуру для одежды, кость. Поэтому эти животные издавна стали предметом культа, закономерно ставшего одной из наиболее ярких и выразительных форм древнейшего культа зверя.

Начиная с раннего неолита и кончая средневековьем, древние художники с мастерством отражали культ лося и оленя на скальных плоскостях.

Мясо убитых животных, как правило, съедалось семьями, кочевавшими совместно. Часть мяса, кроме того, дарили родственникам, жившим неподалеку, а все остальное шло на хозяйственные нужды:
-шкуры шли на изготовление постелей, дох, одеял, а в выделанном виде (ровдуга);

– для покрышек для чумов, а также на одежду – платья, штаны, унты и т. д.; шкурки с ног и головы использовались на унты, вьючные сумки, коврики, лыжи;
- подшейный волос шел на подкладку швов и для вышивки, шерсть – для набивки подушек, седел;
- рога – на ручки ножей, слесарный инструмент, луки для седел;

-спинные сухожилия шли на нитки.

Разделка туши убитого лося или оленя проходила в определенном порядке и соблюдением особого ритуала. Тушу разделывали только ножом и старались ни в коем случае не повредить кости и не пролить кровь. Перед уходом место, где обрабатывали зверя, закладывали ветками, чтобы враждебные духи не попали на это место и не могли поживиться чем-либо или надругаться над животным, вокруг оставили четыре охранника( ментая)

Голову лося или дикого оленя обязательно привозили домой, и клали на почетное место место, на специально расшитый кумалан (коврик), обратив ее мордой к огню. Рядом с ней ставили небольшой столик с идолом сэвэкичан и надетым на него амулетом синкен. Напротив столика вешали наму. В это время обязательно у входа в юрту или палатку ставили идола-охранника ментая. Только после этого начинали сам обряд. Охотник ставил на печь или костер сковороду, раскаливал ее и бросал в нее жир (жир непременно бросали и в огонь). Когда жир начинал гореть, охотник брал в руки сковороду и дымом окуривал голову лося, наму, сэвэкичан и синкен. При этом он приговаривал, обращаясь к сэвэки или энекан буга: “Пошли еще такого”. На этом обряд заканчивался, приступали к разделке и варке мяса.

После того как эвенк добывал лося или оленя, в первую очередь он вынимал глаза и съедал их сырыми, удалив хрусталик. Охотник полагал, что при этом как бы ослепляются и становятся легкой добычей другие звери.

Части тела лося или оленя – подшейный клок, нижнюю челюсть, кончики ушей, маленькие копытца – охотники вешали на ритуальную связку как амулет. Считалось, что эти амулеты синкен принесут охотнику удачу. Охотники их почитали и оберегали.
Верхнеамурские эвенки с почитанием относятся к медведю, волку,..
Легенды и предания о волке не зафиксированы, но о том, что это животное было тотемом, свидетельствуют его многочисленные названия – иргичи (дальний родственник, кормилец), эркали (всемогущий), кутурук (носитель счастья). Многие верхнезейские эвенки утверждают, что волки, если к ним хорошо относиться, при первой возможности гонят на охотника зверя, а сами незамеченными скрываются. Если волки и давят оленей, то они трогают только больных, заражающих стадо, и делают это для того, чтобы на их останках прикармливался пушной зверь для охотников. У верхнеамурских охотников – эвенков по отношению к волку существуют правила: они не берут дичь, зарезанную волком, и не убивают на охоте волка, попавшегося им первым.

В гостях у эвенков
Юрта(чум) стоял(а) на ровной поверхности и была обтянута 10-12 шкурами оленя , в зимнее время. Если в юрте ютилось 2 семьи, то и входа было 2, один напротив другого. Не всем по карману иметь отдельную юрту. Гость принадлежал той семье, на чью половину он присядет. В центре юрты очаг или котел, он общий, женщины по очереди следили за огнем и берегли его как зеницу око, чтобы не погас. Пол выстелен ветками лиственницы и прикрыт сверху шкурами оленя, лисы,... У каждого члена семьи имелось свое место: женщины в хозяйственном углу, мужчины в передней части юрты. Гостей усаживали рядом со спальным местом хозяина. Угощали горячей похлебкой, олениной, мясом диких животных, рыбой, дикоросами. Суровые климатические условия заставляли эвенков делать запасы на зиму.Основное занятие- рыболовство, охота, собирательство, оленеводство. Главным другом, транспортным средством, мясом, шкурой, одеждой и другом был олень.








ЭВЕНСКАЯ ЮРТА(чум)



Обряды, связанные с “добыванием” охотничьей удачи, были характерны для всех групп эвенков, но во второй половине XIX- начале XX в. они сохранились только у амуро – алданских эвенков. У всех остальных групп эвенков эти обряды проводились под руководством шаманов.

К частным обрядам добывания охотничьей удачи у верхнеамурских эвенков можно отнести постоянные просьбы послать на охотника зверя. Обращаясь с такой просьбой, бросали в огонь кусочек мяса, вешали на дерево шкурку зверя.

Традиционной религией эвенков является шаманизм. Слово “шаман” имеет эвенкийское происхождение. Главное и характерное в шаманизме – обожествление сил природы и умерших предков, вера в то, что в мире существует множество богов , духов и с помощью шаманов можно влиять на них для обеспечения счастья, здоровья, благополучия, отвращения беды.

Шаманизм в Забайкалье и Сибири восходит к первобытнообщинному строю, когда охота, рыболовство и собирательство были основными средствами добывания пищи. В последующие периоды шаманизм развивается, усложняется, становится особой системой религиозных представлений и обрядов, охватывает все сферы жизни, оказывает влияние на формирование культуры и образа жизни людей.

В общей картине шаманизма народов Центральной Азии, Сибири и Дальнего Востока эвенкийский шаманизм отличается высоко развитым политеизмом (многобожием или язычеством) и сложностью обрядового комплекса. Как любое общественное явление он имеет свою структуру и выполняет целый ряд социальных функций.

Сущность шаманистского мировоззрения заключается в следующих положениях:
-Мир, в том числе человек, создан высшими существами или же по их велению; Вселенная делится на три мира – небесный, земной и подземный, каждый из них наполнен определенными божествами и духами; Каждая местность, гора, озеро, река, лес имеют своего духа – хозяина, животное и человек – душу. Душа человека после смерти становится духом; В мире множество богов и духов с конкретными назначениями и функциями, они определяют ход жизни – рождение, болезни, смерть, удачу, беды, войны, урожай и т. д.; Человек может воздействовать на богов и духов путем жертвоприношений, молитв, соблюдения определенных правил, вызывать милость или гнев, симпатию или неприязнь; Шаманы в мире множество богов и духов с конкретными назначениями и функциями, они определяют ход жизни – рождение, болезни, смерть, удачу, беды, войны, урожай и т. д.; Человек может воздействовать на богов и духов путем жертвоприношений, молитв, соблюдения определенных правил, вызывать милость или гнев, симпатию или неприязнь; Шаманы – посредники между сверхъестественными существами и людьми, они обладают особыми качествами и правами, дарованными свыше. При всех обрядах и камланиях у эвенков-орочонов присутствовали по два помощника шамана. Шаманским помощником мог быть любой член рода, независимо от возраста. Чаще всего это были молодые шаманы(мужчины) или люди, хорошо знавшие все обряды и готовящие себя в шаманы. В функции помощников входило разогревать на костре бубен, очищать и раздевать шамана до и после камлания(церемонии), поддерживать его, чтобы он не упал (часто бывали случаи, когда шаман входил в экстаз, не мог удержаться на ногах и падал). Перед началом обряда помощники доставали шаманские атрибуты из специально изготовленных шкатулок и мешков, а после обряда укладывали их. Во время обряда шаманские помощники помогали шаману советами и успокаивали его, когда он входил в экстаз.

Все участники обряда во время камлания помогали шаману вести обряд пением. Вначале шаман пел небольшой отрывок песни в одиночку, затем повторял со всеми и участниками обряда.

“Очищение” шаманских атрибутов производилось перед обрядом. Для этой цели в костер подбрасывали багульник или лишайник и над дымом трясли шаманские атрибуты. После того, как шаманские атрибуты были окурены, помощники начинали одевать шамана. Во время одевания шаман сидел на коврике. Вначале надевали кафтан, затем нагрудник и головной убор.

Бубен “разогревали” на костре путем плавного перемещения над огнем и легкого постукивания колотушкой. Разогретый бубен хозяин юрты вместе с раскуренной трубкой передавал шаману. Шаман затягивался трубкой, и это означало, что он запасался “кормом” для духа-покровителя и духов- помощников, который будет давать им на шаманских остановках тагу во время камланий. Предполагалось, что шаманские духи вселяются в шамана и будут питаться дымом.

эвенский- шаман бубен, колотушка

“Традиционные верования и обряды эвенков-орочонов”, выпущенной в 1984 г.

Размышление. Прослушайте церемонию шамана и ответьте на вопрос: Что этой церемонией шаман хотел показать или сказать?

Вначале шаман вошел в юрту у которого стояла стража и декорация и легким постукиванием колотушки по бубну создавал мелодичные удары которые постепенно усиливались, ритм их ускорялся и перешел в сплошной бой. Шаман, вздрагивая, трясется и издает длинный протяжный вой, подражая реву самца лося во время гона. Постепенно ритм бубна ослабевает, затем становится более спокойным и начинается пение. Пением шаман призывает старых предков, которые жили несколько сот лет назад, постоянно помогали своим сородичам и делали для них добро. Шаман “собирает” всех духов в бубен и уговаривает духов и ментая хорошо охранять его во время “путешествия”.“Распускают” духов по окончании обряда. Шаман постепенно успокаивается и под мелодичный ритм бубна пением уговаривает духов покинуть его и уйти на свои места, после этого помощники помогают ему сесть на коврик и подают кружку с водой или кровью. В это время глаза у исполнителя обряда мутные, он как бы находится в потустороннем мире, не замечая присутствия сородичей. Но вот он окунает мизинец правой руки в воду, трижды протирает им правый глаз, а затем левый. Глаза мгновенно светлеют, и он с облегчением вздыхает, шаман дает знать участникам обряда, что духи покинули его. (Ответ-Церемония “сбора” шаманских духов эвенков во время обряда синкелаун наблюдал и подробно описал А.И. Мазин в своей монографии “Традиционные верования и обряды эвенков-орочонов”, выпущенной в 1984 г.)

шаман беседует с душами




РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА:
Зачем
нужно изучать традиционные верования и представления малых народов Севера Приамурья, их уклад жизни.
ВЫВОД: Анализ традиционных представлений об окружающем мире эвенков показывает, что они составляли сложную систему, включавшую различные по своим историческим и социальным корням, генезису элементы, принадлежащие к различным временным пластам. Все они были трансформированы шаманством, в них можно лишь вычленить дошаманские элементы. При этом надо иметь в виду, что традиционные верования дошли до нас сильно изменившимися. Очень часто можно с привлечением данных фольклора, этнографии, археологии под позднейшими напластованиями обнаружить элементы древнейших верований. Изменение традиционного образа жизни, более продолжительное знакомство с русскими привели к тому, что восстановить всю систему их прежних верований и обрядов в настоящее время очень сложно.



РАБОТА С ТЕРМИНАМИ:

1.

амулет

А.исторически сложившаяся общность людей, объединенная определенными признаками

2.

дух

Б. предмет, которому предписываются магические силы

3.

обряд

В.система традиционных символических действий

4.

ритуал

Г.человек, способный в состоянии транса общаться с духами и душами умерших

5.

тотем

Д. сверхъестественное существо, наделенное способностями

6.

церемония

Е.вера в разных богов(многобожие)

7.

шаман

Ж.религиозно-социальная система в основе которой лежит культ человека

8.

этнос

З.символические действия праздника, прощания,..

9.

язычество

И.последовательность действий в соответствии с установленными правилами

1-Б, 2-Д, 3-В, 4-И, 5-Ж, 6-З, 7-Г, 8-А, 9-Е.

Рефлексия:


1. Какой народ в конце XIX- началу XX в проживал на Севере Приамурья ?
2.Как этот народ выживал в суровых северных условиях, чем занимался?
3. Религиозные представления и верования находились под контролем человека, который мог, умел разговаривать с духами. Что это за человек?
4. По представлениям эвенков-орочонов, в верхнем(первом) ярусе верхнего мира располагалось солнце, …..?
5. Поселки и временные стоянки эвенков называются..?
6.Как называется дом эвенков?
7. Хозяйка юрты часто обращалась с молитвами к(кому?)……. , при этом приносила ему жертвы, бросала самый лакомый кусочек еды, он оберегал обитателей от злых духов. Это…?
8. Дымом, каких растений окуривали юрты от злых духов, хвори,..?;
9. Назовите атрибуты работы шамана?
10. С тех самых времен прижилась поговорка «выкурим трубку мира», что это значит?



Литература:

  1. Василевич Г.М. Некоторые данные по охотничьим обрядам тунгусов //

Этнография. – 1930. - № 3. – С. 57-67.

  1. Мазин А.И. Таежные писаницы Приамурья / Отв. ред. Е.И. Деревянко. -

Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1986. – 260 с.

  1. Мазин А.И. Традиционные верования и обряды эвенков-орочонов (Конец XIX - начало XX вв.) / Отв. ред. А.П. Деревянко. – Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1984. – 201 с.
    4.Яндекс-картинки











ЛИСТ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
1. Работа по карте



2. Работа с текстом

По представлениям эвенков-орочонов, в верхнем(первом) ярусе верхнего мира располагалось солнце, луна, звезды Солнце (сигун) имело образ женщины, и называли его энекан сигун (бабушка-солнце). От солнца зависела смена времен года. Считалось, что зимой оно сидит в своей юрте и копит тепло. А весной отпускает это тепло на волю, от этого начинает таять снег, вскрываются реки, наступают теплые дни. Смена дня и ночи интересно объясняется в легенде, рассказанной в 1976 г. Н.И. Антоновым из рода Чакагир, 1902 г. рожд. (место рождения - р. Амуткачи, левый приток Амура).

“Это было давным-давно, когда земля еще не разрослась и была совсем маленькой, но на ней уже появилась растительность, жили животные и люди. В то время не было ночи, солнце светило круглые сутки. Однажды в осенний день лось- буга (лось-самец во время гона) схватил солнце и побежал в сторону неба. Лосиха- матка (эннын), ходившая с лосем побежала за ним. На земле наступила ночь. Люди пришли в замешательство. Они не знали, что делать. В то время среди эвенков жил знаменитый охотник и силач Мани. Он единственный из эвенков не растерялся. Взял лук, позвал двух охотничьих собак и побежал вдогонку за лосями. В это время лоси удалились и бежали по небу. Собаки Мани быстро нагнали и остановили их. Лось, видя, что от собак вдвоем не уйти, передал солнце лосихе, а сам побежал отвлекать собак. Самка, улучив момент, резко повернулась и побежала в сторону севера к небесной дыре, чтобы скрыться от преследователей. Подоспевший Мани застрелил лося, но солнца у него не оказалось, Догадавшись, что лось передал солнце лосихе, он стал искать ее глазами по небу и увидел, что она уже близко от небесной дыры и может скрыться. Тогда он стал стрелять в нее из своего богатырского лука. Первая стрела легла в двух промерах ее туловища спереди, вторая – в одном, третья точно угодила в цель. Как только Мани отобрал солнце и вернул его людям, все участники космической охоты превратились в звезды. С тех пор происходит смена дня и ночи и космическая охота повторяется. Каждый вечер лоси выкрадывают солнце, в свою очередь, Мани гонится за ними и к утру возвращает людям солнце”.

Подобная легенда есть и у эвенков Подкаменной Тунгуски. Персонажи этой легенды встречены и на наскальных рисунках по р. Мая. На них нарисованы два лося, самец и самка, преследуемые человеком с луком. У самки под брюхом – антропоморфное изображение солнца

Во втором ярусе верхнего мира, по представлениям эвенков, жизнь такая же, как на земле. Он разделен на родовые территории – стойбища, поселки и временные стоянки (эвенки-орочоны называют их таборами). Есть в этом ярусе болота, реки и тайга. Только живут здесь не реальные звери, птицы, растительность, а живые души умерших или погибших предков

РИСУНОК-легенда

3.На третьем ярусе верхнего мира, или первом от земли, живет энекан буга. Эвенки представляют ее как очень старую сгорбленную женщину с добрым лицом, в длинном платье из ровдуги. Волосы зачесаны назад (возможно, на голове капюшон). В левой руке она держит чемпули, полный шерстинок – душ разных животных, в правой – шерстинку, чтобы подарить ее кому-нибудь из людей. -------ЗАЧЕМ (давайте поразмышляем)

  1. РАБОТА С ТЕРМИНАМИ:

Собери термину его формулировку


1.

амулет

А.исторически сложившаяся общность людей, объединенная определенными признаками

2.

дух

Б. предмет, которому предписываются магические силы

3.

обряд

В.система традиционных символических действий

4.

ритуал

Г.человек, способный в состоянии транса общаться с духами и душами умерших

5.

тотем

Д. сверхъестественное существо, наделенное способностями

6.

церемония

Е.вера в разных богов(многобожие)

7.

шаман

Ж.религиозно-социальная система в основе которой лежит культ человека

8.

этнос

З.символические действия праздника, прощания,..

9.

язычество

И.последовательность действий в соответствии с установленными правилами


Рефлексия:
1. Какой народ в конце XIX- началу XX в проживал на Севере Приамурья ?
2.Как этот народ выживал в суровых северных условиях, чем занимался?
3. Религиозные представления и верования находились под контролем человека, который мог, умел разговаривать с духами. Что это за человек?
4. По представлениям эвенков-орочонов, в верхнем(первом) ярусе верхнего мира располагалось солнце, …..?
5. Поселки и временные стоянки эвенков называются..?
6.Как называется дом эвенков?
7. Хозяйка юрты часто обращалась с молитвами к……. , при этом приносила ему жертвы, бросала самый лакомый кусочек еды.
8. Дымом, какого дерева окуривали юрты от злых духов, хвори,..;
9. Назовите атрибуты работы шамана?
10. С тех самых времен прижилась поговорка «выкурим трубку мира», что это значит?

ВЫВОД:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока 
3. Жизнь, быт и культура коренных народов Севера Приамурья, религиозная жизнь   

Тип урока 
Урок первичного усвоения новых знаний


  

Дата урока 

  

Образовательные ресурсы 
1.атлас (России, Амурской области); печатный раз. материал для уч-ся
2.электронные ресурсы
3.демонстрац. картинки

  

План урока 
 1.Объяснение нового материала «Жизнь, быт и культура коренных народов Севера Приамурья» (20 минут);
2.Работа с картой, с текстом, размышление над прочитанным(10 минут)
3.Работа с терминами(10мин)
4.Закрепление пройденного материала (5 минут).

 

Цели урока 

Образовательные:

  • Рассказать о особенностях жизни коренных народов Севера Приамурья;

  • Познакомить с системой традиционных верований, представлений о мире и обрядов в том виде, в котором они сложились к концу XIX- началу XX в.

Развивающие:

  • Развивать умения логически мыслить, делать выводы, работать с картой, анализировать текст;

Воспитательные:

  • Способствовать толерантному отношению к жизни и быту народов Севера Приамурья,

  • Воспитывать такие качества, как сострадание, уважение к малой Родине

  

Формы и методы обучения
-круглый стол  (групповая, индивидуальная работа)

Основные термины и понятия 

Обряд, церемония, обряд, традиции, амулет, язычество, шаман  

Планируемые образовательные результаты: 

Научатся: размышлять, высказывать свою точку зрения; работать по карте

Получат возможность научиться: делать выводы, анализировать текст







Организационная структура урока  

 

Этап урока 

Деятельность учителя 

Деятельность учащихся 

Формы организации совзаимодействия на уроке 

 

Организационный момент   

Приветствие учителя. Подготовка к уроку.  
Создание благоприятной атмосферы для урока.

Приветствие учащихся. Подготовка к уроку.  
  

 Групповая работа

Актуализация знаний   

Показать актуальность изучаемого материала

Ответы детей:
работа с картой ;

Работа в парах  

  

Изучение нового материала   

 Объяснение материала. Способствовать развитию способностей учащихся работать индивидуально, и в парах. Работа с текстом(смысловое чтение), работа с картами, анализ текста 

Участие учащихся в изучении материала; выполнение творческих заданий ;
заполнение таблицы;
работа с документом(текстом);

Индивидуальная работа

(творческие задания)  

  

Закрепление  
материала 

Подвести учащихся к осмыслению материала, закреплению информации,

озвучиванию вывода по теме при ответе на проблемный вопрос  

Учащиеся делают вывод  

Фронтальный опрос  

  

Итоги урока. 

Рефлексия   

Включение новых знаний в систему знаний;
организация самостоятельного выполнения задания;

создание ситуации успеха  

Оценка своей работы на уроке;
проверка заполнения таблицы;
осознания значимости урока  

Индивидуальная работа  

  

Сообщение учащимся, где можно найти подобный материал для расширения кругозора 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Желтоножко Инна Викторовна

Дата: 03.03.2024

Номер свидетельства: 646668


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства