Цель: формирование элементов экологической культуры, гражданской ответственности за экологическое состояние окружающей среды у подрастающего поколения, поддержки творческих самодеятельных коллективов, пропагандирующих идею сохранения водных ресурсов России.
Задачи:
1. воспитание бережного отношения к водным объектам;
2. развитие творческих способностей обучающихся;
Требуется предварительная подготовка, примерно за месяц до мероприятия: провести беседы с учащимися о значении воды, показать фильмы на эту тематику, объявить конкурс плакатов в защиту водных ресурсов, провести конкурс экологических агитбригад, лучшие из которых могут выступить перед школьной аудиторией. Можно подготовить одну агитбригаду для выступления на празднике. Сделать эмблему праздника в форме капли воды.
Действующие лица:
Для ведения праздника: взрослый ведущий, четыре ведущих учащихся, для инсценировки сказки «Сделал дело – гуляй смело» (чтец, Иван-дурак, рыбки, чудище, капелька воды)
Ход мероприятия:
Звучит песня «Взгляни на эту Землю с высоты» слова и музыка А. Укупника в исполнении О. Кормухиной
Взрослый ведущий (выходя из-за кулис): - Что для тебя планета Земля?
1 ведущий (с другой стороны кулис): - Земля – это чистое синее небо…
2 ведущий: - Земля – это яркое солнце…
1 ведущий: - Зелёный лес.
2ведущий: - Земля – это хрустальная вода в реке, которую так и хочется зачерпнуть, чтобы напиться…
1 ведущий: - Ты что?
2 ведущий: - А что?
1 ведущий: - С каждым новым днём всё темнее небо – это дымят заводы.
2 ведущий: Всё тусклее солнце – смог не даёт пробиться его лучам.
1 ведущий: - Стареют и умирают леса - заражены почвы.
2 ведущий: - И давно прошли времена, когда из реки можно было пить - радужные разводы нефти раскрасили её в новые цвета. Кучи мусора меняют очертания её берегов.
Все (хором): Внимание люди! Опасность грозит планете! Экологическая опасность!
Звучит тревожная музыка.
Ведущий: - За последние 100 лет человек достиг потрясающих результатов: сделано много открытий, прогресс движется семимильными шагами, развивается промышленность. Человек безумно увлечён своей деятельностью и совершенно забыл о том, что происходит вокруг него. А вокруг…
Все (хором): - Внимание люди! Опасность грозит планете! Экологическая опасность!
Звучит тревожная музыка.
Ведущий: - Многие не хотят замечать этого – легче жить, не обращая внимания на неприятности. Но если ничего не менять в нашей жизни – что станет с нашим домом – планетой Земля – ещё через 100 лет? Те, кому не безразлично будущее планеты, решили обратить внимание всего человечества на опасность, которая грозит нам. И в календаре появились даты:
- 22 марта – Всемирный День воды
- 22 апреля – Всемирный День Земли
-22 мая - Международный день биологического разнообразия
1 ведущий: - Сегодня мы с Вами поговорим о воде.
2 ведущий: Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты самое большое богатство на свете». 22 марта отмечается праздник Всемирного Дня воды.
-Как вы думаете, ребята, для чего был создан этот праздник, с какой целью?
1ведущий:Представьте, ребята, вода нашей планеты умещается в трёхлитровой банке. Но пресная вода при этом займёт всего лишь полстакана. А знаете ли вы, что:
Вода - самый большой по объему потребления "продукт питания" в рационе человека.
Вода-это универсальное вещество, без которого невозможна жизнь.
Вода – непременная составляющая часть всего живого. В растениях содержится до 90% воды, а в теле взрослого человека – около 70%
2 ведущий: Легко запомнить, примерно:
без еды человек может прожить 3 недели,
без воды 3 дня,
без тепла 3 часа,
без воздуха 3 минуты.
1ведущий Всем живым организмам, пусть то животные, растения или люди нужна вода. Посмотрите видеоролик: Значение воды для живых организмов
Если руки наши в ваксе, Если на нос сели кляксы, Кто тогда нам первый друг, Снимет грязь с лица и рук? Без чего не может мама, Ни готовить, ни стирать, Без чего, мы скажем прямо, Человеку умирать? Чтобы лился дождик с неба, Чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли - Жить нельзя нам без ... (Воды.)
1 ведущий: Действительно, роль воды на Земле очень огромна.
2 ведущий: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Без воды – ни туда, ни сюда».
Ведущий зачитывает четверостишие, не договаривая последнее слово. Зал «подхватывает» его хором.
1 ведущий: Неохота просыпаться утром рано - как всегда.
Бодрым, свежим и весёлым стать поможет нам …(вода)
2 ведущий: В летний день пылает солнце, невозможная жара.
Где найти спасенье телу? Что поможет нам …(вода)
1 ведущий: Грязны руки и рубашка. Чем помочь такой беде?
И опять бежим мы к крану, к чистой, ласковой …(воде)
2 ведущий: Пароходик, пароход - важный груз нам везёт.
Груши, сливы, апельсины, виноград и мандарины
Нам доставят без труда, если в море есть …(вода)
1 ведущий: Рыбу надо кушать нам? Так полезно для ума!
Но рыба, известно, живёт не везде,
А только в прозрачной и чистой …(воде)
2 ведущий: Чай согреть, и суп сварить, и растения полить
Можно сделать хоть когда, если в кране есть …(вода)
Звучит песня «Без воды ни туды, ни сюды»
Музыка
1 ведущий: Встречайте нашу волшебницу.
Волшебница-вода: Здравствуйте, ребята! Ну, наконец – то я добралась до Вас. Боялась, что не успею, столько работы у меня каждый день.
2 ведущий: Вы слыхали о воде?
Говорят она везде.
1 капелька: В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает.
В дом туманом к нам вползает.
2 капелька: Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся.
Средь высоких стройных елей,
Рушится потоком селей.
1капелька: На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае…
1ведущий: Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода -
Наша спутница всегда!
Вода: Без меня вам не умыться,
Не наесться, не напиться.
2 ведущий: Смею я вам доложить:
Без воды нам не прожить.
Вода: В озере меня найдёте
И в сыром лесном болоте.
Все вместе: Путешествует всегда
Наша спутница вода.
Вода: А сейчас, ребята, давайте вспомним, во, что я превращаюсь.
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда,
То в снег превратится, то в лёд,
Растает и снова в поход
По горным вершинам,
Широким равнинам,
Вдруг в небо взовьется,
Дождями вернется.
Вокруг оглянитесь,
В природу вглядитесь,
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница, чудо – вода!
Загадки о воде
Что за звёздочки сквозные На пальто и на платке? Все сквозные, вырезные, А возьмёшь – вода в руке? (Снежинки)
Приказало солнце: стой, Семицветный мост крутой! Тучка скрыла солнце свет – Рухнул мост, и щепок нет. (Радуга)
Бел, да не сахар, Не колючий, светло-синий (Иней)
Ног нет, а идёт? По кустам развешан …(Cнег)
Прозрачен, как стекло, А не вставишь в окно … (Лёд)
Детки сели на карниз, И растут всё время вниз. (Сосульки)
Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе. Узкий кончик – в роднике, А широкий – в море. (Река)
В тихую погоду, Нет нас нигде, А ветер подует – Бежим по воде. (Волны)
День и ночь кричит, А голос не устаёт? (Водопад)
Кругом вода, А с питьём беда. (Море)
Бегу я, как по лесенке, По камушкам звеня, Издалека по песенке, Узнаете меня. (Ручеёк)
Утром бусы засверкали, Всю траву собой заткали И пошли искать их днём, Ищем, ищем не найдём. (Роса)
Шумит он в поле и в саду, А в дом не попадёт. И никуда я не иду, Покуда он идёт. (Дождь)
В новой стене, В круглом окне Днём стекло разбито, За ночь вставлено. (Прорубь)
Дождь прошёл, а я остался На дорожке во дворе. Воробьи во мне купались На потеху детворе. Но до завтрашнего дня Солнце высушит меня. (Лужа)
Не вода и не суша – На лодке не уплывёшь, И ногами не пройдёшь. (Болото)
Пушистая вата, Плывёт куда-то Чем вата ниже, Тем дождик ближе. (Облака)
По небесам оравою, Бредут мешки дырявые. И бывает – иногда, Из мешков течёт вода. Спрячемся получше, От дырявой … (тучи)
Если не хочешь чихать и сморкаться, Лекарство глотать и микстуру, Ты должен холодной водой обливаться. Да здравствуют водные процедуры. Если желаешь быть грязным, чумазым, немытым, Чтобы причёска была как на грядке рассада, То ванна, баня, бассейн и душ должны быть забыты, А процедуры – особенно водных, – не надо. Если ты хочешь быть сильным, здоровым и смелым, Бодрым, красивым, весёлым, умелым. Должен ты подружиться с водою, Ну и, конечно, со мною! Потому что без воды и ни туды, и ни сюды
Вода: Я – Царица, Я – Водица!
Я на свете всех важней,
Я прелестней всех на свете,
Я на свете всех милей!
Я даю всем людям жизнь,
Я энергию даю.
Изо дня в день, каждый день
Каждый день я их пою!
Помогаю им во всем
И в уборке и в еде.
Нет со мной у них проблем
Я повсюду, я везде.
1ведущий: Люди давно заметили, что воды на планете Земля намного больше чем суши. Было бы справедливым называть нашу планету – планета Вода! Какой только воды не бывает на свете!
Жила-была девочка Маша. Летом поехала она к бабушке в дальнюю деревню на каникулы. Как-то раз решила Маша пойти на рыбалку с соседом Витей. Пошли они к лесному озеру. И вот дошли, весь берег был завален пластиковыми бутылками и посудой, везде упаковки от продуктов и ржавые мангалы. Дети подошли ближе к воде и остолбенели: в камышах, на камне сидела Русалка и расчесывала свои длинные волосы. «Ззздравствуйте!» - хором сказали они. «И вам того же, коль не шутите! Что, тоже загрязнять наше озеро пришли? Покоя от вас, людей, нет! После выходных невозможно в озере жить, везде мусор! Вот, сижу и лузгу от семечек да скорлупки от фисташек из волос вычесываю!» Тут из воды показался старый Водяной, он был очень зол. И было от чего! К волосам приклеились обрывки салфеток. На голове, как белая панамка, была пластиковая тарелка; на талии пестрой юбкой болтался сдувшийся детский круг. В зеленой бороде запутались пластиковая вилка и фантик от Сникерса. «Да что же это такое?!» - возмущался он, – «Когда же это прекратиться?!». Он увидел детей и замолчал. Зато тут же раздалось: «Да что же это делается, рыбы добрые!». И на берег выползла застрявшая в сосисочной обертке пиявка. Маша освободила пиявку, и та вернулась в озеро, крича: «У, хулиганы! Все плохо, плохо, плохо, плохо!». Русалка тем временем жаловалась Водяному: «Вчера опять машины мыли, коврики стирали! А у меня на порошок аллергия! Всё, надо бежать отсюда!». Водяной ей в ответ: «А куда? В море-океане дела ещё хуже. Царь Морской мне говорил, что у них ещё и нефтью воду загрязняют!». Тут Вите очень захотелось пить, он зачерпнул ладошкой воды и поднес ко рту. «Не пей водицы, а то…» - начал Водяной. «...Козлёночком стану?» - спросил Витя. «Да нет – можешь попасть в больницу!» - закончил Водяной. «Неужели вы, люди, не понимаете, что без чистой воды исчезнут не только сказочные создания, но и вас самих тоже не станет». Маше и Вите стало очень стыдно за всех людей. Домой они вернулись полные решимости охранять чистоту озера и всей воды.
1 ведущий: Давайте мы будем природу беречь
Для очень приятных у озера встреч,
Для встреч на поляне, купаний в реке,
Для отдыха дома, а не вдалеке.
2 ведущий: Чтоб было природу кому охранять, Нам нужно все четко и верно понять- Природы король человек и венец, Но все ж без нее человеку – конец!
1 ведущий: А сейчас вашему вниманию предлагаем результаты необычного эксперимента, проведённого в одной из научных лабораторий, где изучались кристаллы воды.
Для получения фотографий микрокристаллов капельки воды помещают в 100 чашек Петри и резко охлаждают в морозильнике в течение 2 часов. Затем они помещаются в специальный прибор, который состоит из холодильной камеры и микроскопа с подключенным к нему фотоаппаратом. При температуре -5 градусов в темном поле микроскопа под увеличением 200-500 раз рассматриваются образцы и делаются снимки наиболее характерных кристаллов. 2 ведущий: В лаборатории были исследованы образцы воды из различных водных источников всего мира. Вода подвергалась различным видам воздействия такие как музыка, изображения, электромагнитное излучение от телевизора, мысли одного человека и групп людей, молитвы, напечатанные и произнесенные слова. 1 ведущий: Перед вами на экране фотографии кристаллов:
Кристалл ключевой воды
Кристалл антарктического льда
Кристалл воды, прослушавший «Пастораль» Бетховена.
Вода, прослушавшая тяжёлый рок
Кристалл после воздействия слов «Ты - дурак» очень похож на кристалл после действия тяжелого рока.
После слов «Ты надоел мне, я убью тебя»
Вода получала электромагнитные излучения любви и благодарности от телевизора.
2 ведущий: На основании этих данных можно сделать некоторые выводы:
Добро влияет на структуру воды созидательно, зло разрушает ее.
Слова могут непосредственно влиять на биологические структуры.
Процесс совершенствования основан на любви (милосердии и сострадании) и благодарности.
Видимо, тяжелая металлическая музыка и негативные слова схожи по действию на живые организмы.
Основываясь на том, что из недр Земли выходит идеально структурированная вода (кристалл родниковой воды), и кристаллы древнего антарктического льда также имеют правильную форму, можно констатировать, что Земля обладает стремлением к самоупорядочиванию. Этим свойством обладают только живые биологические объекты.
Следовательно, можно предположить, что Земля - живой организм. И мы призываем вас бережно относиться к воде, друг другу. От нас с вами очень многое зависит.
Песня на мотив из передачи «В мире животных»
1 ведущий: О воде сложено много пословиц и поговорок. Давайте их сейчас вспомним. Мы начинаем пословицу, а вы продолжаете.
«Пословицы и поговорки о воде»
Не плюй в колодец- пригодится воды напиться.
Тот, кто ищет воду, благое дело творит
Тот, кто тратит воду, грех творит.
Хлеб вскормит- вода вспоит.
Вода прошла и беда пришла.
Заработала вода- загудели провода.
Лучше хлеб с водою, чем пирог с бедою.
Масло с водой не смешаешь.
Мокрый дождя не боится.
От жару и вода кипит.
По которой воде плыть, ту воду и пить.
У реки колодец не копают.
Утопающий пить не просит.
Для муравья и капля – озеро.
1 ведущий: - Мы слишком равнодушно иногда
Глядим, как льётся, плещется вода.
Не потому ли, что вода – река
И озеро, и даже облака!
2 ведущий: - И мы сполна лишь в чёрный час беды
Осознаём величие воды.
1 ведущий: Вода!...Вы только вдумайтесь: во – да…
Она поит поля, несёт суда.
Она ж по трубам, как по проводам,
2 ведущий: - И нет страшней беды: прийти
И не узнать своей реки, своей воды.
Черна в реке трава, река не та,
Мертва в реке вода.
1 ведущий: - На цвет покойницкий бела,
А синей от рождения была.
На вкус никто не скажет, какова?
Вода мертва. Ужасные слова.
2 ведущий: - Страшные, ужасные слова, но это правда: уже сегодня многие реки гибнут. Очередь, какой из них наступит завтра?
Сказ о жизни Ивана - дурака или «Сделал дело – гуляй смело»
Жил на свете Иван – дурак. За что бы не брался, делал всё кое – как.
Жил он одним днём: - А! О будущем подумаем потом!
Захотел Иван мусор в доме прибрать. - А куда же всё «добро» это девать?
А рядом с домом было озерко – идти до него недалеко.
Было оно хрустально-чистое, вода - просто серебристая.
Да и то правда - концы в воду (В воде ничего не видно),
В доме грязи нет, и никому не обидно.
Взялся Иван стирать. – Ох, белья накопилось опять!
Белизной отбелил, порошком намылил.
- А чтобы много воды не таскать, буду я бельё на озере полоскать.
И плывёт по озёрной поверхности пена мыльная разноцветная…
Намаялся Иван – прилёг на диван.
Доволен собой ужасно: - Гору дел переделал, самому страшно!!
Слышит, вода на кухне журчит.
- Видно кран забыл закрыть.
Да и то ладно, не беда – вода в кране была и будет всегда.
И видит Иван во сне: пошёл он погулять, искупаться,
На природу полюбоваться
Глядь, - а озера то и нет, а на месте него болотце - не болотце, а может просто лужа
Грязная. И кто-то в ней копошится- шевелится: страшный, грязный…
Выходят рыбки.
- Что ж ты жизнь нашу изменил, воду загрязнил, замутил,
В нашем доме набезобразил, детей наших в грязи играть заставил.
Сил наших нет, этот мусор убрать - остаётся только молча погибать…
Выходит чудище
А за ними чудище ужасное:
Косматое, волосатое – видно страшно опасное!
- спасибо тебе, Иван – дурак,
За то, что ты делал всё наперекосяк!
- Откуда ты такое взялось?
Из озера твоего родилось!
Потому что из грязной воды и отходов
Появляются вот такие уроды!
Бросился Иван со всех ног домой, запер дверь клюкой.
И бегом воды попить, горло смочить.
Кран открывается – беда! Не идёт из него вода.
Только одна капля печальная головой ему с укором качает:
- Всё, Иван, нет больше воды. Думай впредь, чтоб не случилось беды.
Проснулся Иван в поту.
Думает: что же, я творю! Я ведь и сам здесь живу, воду пью, воздухом дышу…
Не бывать безобразию такому! Буду отныне всё делать по-другому!»
1ведущий: Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остается в них на веки
Студеная и вкусная вода
Экологические частушки
2 ведущий: -22 марта объявлен на всей планете Днем воды. Наверное, правильнее было бы сделать каждый свой день днем воды, леса, всей Земли…
3 ведущий: - Все мы понимаем, как важно сохранить чистоту воды, её качество. И ведь не очень трудно выполнять элементарные вещи - не захламлять реки и озёра, не сливать в них грязь и нечистоты.
4 ведущий: - Существует большая проблема – проблема чистой воды. И мы считаем очень важным информировать вас об этом и вместе с вами решать, как жить дальше. От нас с вами зависит, в каком мире мы будем жить: среди мусорных развалов или на зелёно – голубой счастливой планете Земля.
Взрослый ведущий: В нашей школе прошел конкурс плакатов в защиту чистоты воды. Те, кто не равнодушен к будущему Земли, украсили сегодня наш зал своими потрясающими работами.
Награждение победителей конкурса.
1ведущий: -Все видят, как жизнь на планете меняется. Многие ребята обеспокоены надвигающимися проблемами и не хотят оставаться в стороне.
2 ведущий: Во времена Петра 1 тех, кто решался сбрасывать в воды Невы – реки мусор, ссылали на каторгу. Не пора ли и нам вводить подобные законы?
1 ведущий: - Зачем? Ещё не всё потеряно. Мы поколение, которое изменит всё к лучшему. Мы позаботимся о природе, о чистоте воды и воздуха, о лесах, о полях, реках – о том богатстве, которое ещё есть у нас с вами! Мы сохраним всё для себя и для наших потомков!
2 ведущий: - Как это страшно – умирание рода,
Всех поголовно, всех до одного.
Когда опустошённая природа
Уже не в силах сделать ничего.
3 ведущий: - И поползёт проказа запустенья,
И пересохнут ниточки воды,
И птицы вымрут, и падут растения,
И зверь не обойдёт своей беды.
4 ведущий: - И сколько тут корысти не ищи ты,
Какой ты отговоркой не владей-
Земля защиты требует. Защиты.
Она спасенья просит у людей.
1 ведущий: Хорошо бы, чтобы каждый из нас жил под девизом: «Проснулся - приведи планету в порядок!» Начнём с сегодняшнего дня.