Эколого-краеведческая тропа - это разновидность организационного маршрута на местности. Она предназначена для проведения учебной и пропагандистской работы по вопросам охраны природы, создания условий для воспитания экологически грамотной культуры поведения человека в окружающей среде.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Остановка 2 «Удивительное под ногами»………………………..7.
Остановка 3 «Отпечатки прошлого»……………………………..8.
Остановка 4 «Ставок»……………………………………………...9.
Остановка 5 «Сосновый Лес»……………………………………..10-11.
Вступление
Эколого-краеведческая тропа – это разновидность организационного маршрута на местности. Она предназначена для проведения учебной и пропагандистской работы по вопросам охраны природы, создания условий для воспитания экологически грамотной культуры поведения человека в окружающей среде.
Основные цели проведения данной работы:
активизировать внимание учащихся к экологическому состоянию окружающей среды;
углубить знания о природе своего края;
сформировать умения и навыки, необходимые для изучения и оценки экологического состояния окружающей среды;
продолжить воспитание соответствующего отношения к природе.
Основные задачи экологической тропы:
практическое закрепление знаний, полученных на уроках по изучению геологического строения, рельефа, полезных ископаемых, водных и почвенных ресурсов, растительного и животного мира своего края;
способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека, как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом и отношению человека к природе.
Одним из главных направлений действий является экологическое воспитание подрастающего поколения. Бережное отношение к природе необходимо воспитывать в человеке с раннего детства, как и правила хорошего тона. Использование предложенной тропы может быть полным методическим примером в этом.
Паспорт на эколого-краеведческую тропу
Местонахождение: находится в юго-западном направлении от ГБОУ «КГ№1», города Красный Луч.
Проезд: автобус №146.
Краткое описание маршрута: От остановки нужно пройти минут 5 до балки. Спустившись в саму балку уже можно начинать экскурсию. Она лучше всего поможет познать природу своей местности.
Исторические сведения про местность: Экологическая тропа находится в юго-западном направлении от школы, имеет 5 станций, общей протяженностью 2 км. Тропа имеет вид ломаной линии. На протяжении всей тропы можно наблюдать разные природные комплексы: источник, почву, угольные породы, ставок, лес.
Схема эколого-географической тропы
Описание экскурсионных объектов на маршруте:
Остановка 1. «Верочкин родник».
Перед нами открывается панорама источника питьевой воды. Экскурсовод дает характеристику источника питьевой воды, рассказывает про влияние хозяйственной деятельности человека на его экологическое состояние. Учащиеся знакомятся с растительностью, растущей вблизи источника. Растительный мир представлен разнотравьем. Основными представителями животного мира вблизи источника являются ежи, ужи, ящерицы, полевые мыши, летучие мыши, черепахи, разнообразные виды птиц и насекомых.
Остановка 2. «Удивительное под ногами».
Открывается панорама участка местности, где наиболее четко прослеживается почва. Для этой местности характерны черноземы на не лесовых породах. Экскурсовод рассказывает о роли почв в создании жизни на Земле, о скорости их образования, цвете и кислотность. Распространена луговая растительность (разнотравье). Основные представители животного мира: червяки, кроты, полевые мыши и др.
Задание. Назвать факторы, которые способствовали образованию данного типа почв именно на этой территории.
Остановка 3. «Отпечатки прошлого».
На этом месте открывается панорама угольных пород, которые имеют выход на поверхность. Ученики рассматривают угольные породы и слушают рассказ экскурсовода о геологическом прошлом пород. Свидетельством геологического прошлого пород являются отпечатки растений на породах. Характерные представители отпечатавшихся растений: разновидности папоротника, археоптерис, невроптерис, мариоптерис, сфеноптерис, лепидодендрон, сигиллярия и др.
Остановка 4. «Ставок».
На следующем этапе путешествия открывается панорама ставка, расположенного около возвышенных участков. Около ставка распространена луговая растительность (разнотравье). Представителями животного мира являются жабы, раки, разнообразные виды рыб, таких как окунь, карась и др.
Экскурсовод дает общую характеристику ставка, рассказывает про влияние хозяйственной деятельности человека на экологическое состояние, в особенности про выбросы шахтных вод.
Задание. Выяснить общее состояние загрязнения и основные причины, способствующие этому.
Остановка 5. Сосновый Лес.
На завершающей остановки экскурсии открывается панорама соснового леса. Лес искусственно высажен людьми, с целью улучшения и очищения воздуха. Главные представители: сосна обыкновенная и сосна крымская.
Сосна Обыкновенная
Сосна Крымская
После прохождения последней остановки тропы, экскурсионная группа выходит из леса на автобусную остановку и возвращается в школу для подведения итогов экскурсии.