Актуализация знаний | Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: – определять степень успешности выполнения работы Познавательные УУД: –формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; –умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств. Коммуникативные УУД: – слушать и понимать речь других; – уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; – формулирование и аргументация своего мнения и позиции; – публично защищать свою позицию ЛичностныеУУД: –осознание ценности географичесrих знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. Предметные результаты: – актуализация знаний по теме занятия. | Объявляет тему и цель виртуальной экскурсии. Актуализирует знания учащихся о внутреннем строении Земли, литосферных плитах, движении земной коры. Задает наводящие вопросы: «Что вы знаете о вулканах?», «Где можно увидеть вулканы?», «Какие процессы происходят в недрах Земли?». Делит класс на группы (по 3-4 человека) для более эффективной работы с ресурсами. Раздает (или предоставляет доступ) к рабочим листам с заданиями для каждой группы (см. пример ниже). Ознакомление с критериями оценки работы в группах. Дает инструкции по выполнению задания. Проверяет готовность оборудования (компьютеров, проектора, интерактивной доски). Пример рабочего листа (для группы): Общее: Название вулкана (который вы изучаете); Местоположение (континент, страна, координаты): Высота; Тип вулкана (действующий, спящий, потухший; щитовой, стратовулкан): Строение: Опишите строение вулкана (кратер, жерло, лавовые потоки, пепловый конус). Используйте схематический рисунок. Извержение: как часто извергается вулкан? Опишите характер извержений (тип: эксплозивное, эффузивное). Какие опасности представляет извержение? Влияние: Какое влияние вулкан оказывает на окружающую среду (положительное и отрицательное)? (например, образование плодородных почв, термальные источники, загрязнение атмосферы и т.д.). Живут ли люди рядом с вулканом? Почему? Вывод: Какую роль играют вулканы в формировании земной поверхности? | Записывают тему урока в тетрадь. Вспоминают и делятся своими знаниями о вулканах. Формируют группы. Получают рабочие листы и знакомятся с заданиями. Получают инструкции по работе с рабочим листом. Проверяют готовность своих рабочих мест. |
Виртуальное путешествие | Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: – самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале, – проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции; – осуществлять самоконтроль; Познавательные УУД: – анализ объектов с целью выделения признаков, – определение основной и второстепенной информации – проводить синтез (восстановление целого из частей) – анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: – учет разных мнений, – планирование работы учебного сотрудничества, – управление поведение партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. ЛичностныеУУД: – учебно-познавательный интерес, – самоопределение, самосознание. | Координирует работу групп. Проведение виртуальной экскурсии Наблюдает за работой групп, стимулирует обсуждение и сотрудничество. Фудзияма (Fuji, Fujisan), Япония: Местоположение: Остров Хонсю, Япония. Высота: 3776 метров. Тип вулкана: стратовулкан (конический, сложенный из лавы и пепла), действующий (последнее извержение в 1707 году). Строение: Классический конус, правильная форма, глубокий кратер. Извержение: в прошлом происходили взрывные извержения с выбросом пепла и лапилли. Влияние на формирование рельефа: формирование живописного конуса, популярного туристического объекта. Живут ли рядом люди: да, он окружен городами и является культурным символом Японии. Виртуальное посещение: Google Earth, сайты японских туристических агентств (фото, видео). Почему выбран: Знаменитый вулкан, легко узнаваемая форма, демонстрирует влияние вулканов на культуру. Мауна-Лоа (Mauna Loa), Гавайи, США: Местоположение: остров Гавайи, Гавайские острова, США. Высота: 4169 метров (но от основания на дне океана — около 9000 метров!). Тип вулкана: Щитовой (пологий, образован вытекающей лавой), действующий (частые извержения). Строение: Пологий щит, кальдера (большая впадина) на вершине. Извержения: эффузивные, с выбросом больших объёмов лавы (лавовые реки). Влияние на формирование рельефа: формирование огромного пологого щита, расширение площади острова. Живут ли поблизости люди: да, на склонах и у подножия развито сельское хозяйство (выращивание кофе). Виртуальное посещение: Google Earth, сайты Гавайской вулканологической обсерватории (USGS), видео с извержениями на YouTube. Почему выбран: демонстрирует щитовой вулкан, показывает спокойные извержения и влияние лавы на рельеф. Везувий (Vesuvius), Италия: Местоположение: Неаполитанский залив, Италия, недалеко от Неаполя. Высота: 1281 метр. Тип вулкана: Стратовулкан, действующий (считается опасным). Строение: сложный вулкан с большим кратером, образовавшимся в результате извержения в 79 году н.э. Извержения: взрывные, с выбросом пепла, газов и пирокластических потоков (раскалённых лавин). Влияние на формирование рельефа: разрушение древних городов (Помпеи, Геркуланум) и изменение ландшафта. Живут ли поблизости люди: да, это густонаселённый регион, несмотря на опасность. Виртуальное посещение: Google Earth, виртуальные туры по Помпеям и Геркулануму, сайты музеев, посвященных Везувию. Почему выбран: историческое значение, трагические последствия извержения, показывает опасность вулканов. Ключевская Сопка (Klyuchevskaya Sopka), Камчатка, Россия: Местоположение: Камчатка, Россия. Высота: 4750 метров (самый высокий действующий вулкан в Евразии). Тип вулкана: Стратовулкан, действующий (почти непрерывно извергающийся). Строение: правильный конус, покрытый снегом и льдом, активный кратер. Извержения: разнообразные: взрывные с выбросом пепла и лавовые потоки. Влияние на формирование рельефа: формирование высокого конуса, изменение ледникового покрова. Живут ли поблизости люди: относительно немного, ближайшие населенные пункты находятся на значительном расстоянии. Виртуальное посещение: Google Earth, фотографии и видео извержений на сайтах Камчатской вулканологической станции, панорамы с вершин соседних вулканов. Почему выбран: демонстрирует российский вулкан, его активность и влияние на суровый климат. | Используют предоставленные виртуальные ресурсы для «посещения» вулканов. Работают в группах, распределяют обязанности. Анализируют полученную информацию. Заполняют рабочие листы. Обсуждают полученные результаты в группе. |
Рефлексия (осмысление) | Метапредметные результаты: Познавательные УУД: – контроль и оценка процесса и результатов деятельности, – выстраивание логической цепочки рассуждения; – рефлексия способов и условий действий. Коммуникативные УУД: – уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи. ЛичностныеУУД: – устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом – адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. | Организует презентацию результатов работы каждой группы. Следит за соблюдением регламента. Задает вопросы, стимулирующие обсуждение. Подводит итоги виртуальной экскурсии, обобщает полученные знания. Оценивает работу групп. Предлагает учащимся оценить свою работу на уроке. Задаёт вопросы: «Что нового вы узнали?», «Что было самым интересным?», «Что было самым сложным?». Даёт домашнее задание (например, написать эссе «Вулканы: друзья или враги человечества?», составить кроссворд на тему «Вулканы», создать презентацию об одном из вулканов мира). | Представляют результаты своей работы (рассказывают о выбранном вулкане, показывают фотографии или скриншоты). Отвечают на вопросы учителя и других учащихся. Участвуют в обсуждении, высказывают свое мнение. Записывают основные выводы в тетрадь. Оценивают свою работу на уроке. Отвечают на вопросы учителя. Записывают домашнее задание. |