"Туристом быть - здорово жить!" - разработка внеклассного мероприятия по географии
"Туристом быть - здорово жить!" - разработка внеклассного мероприятия по географии
Данная разработка авторская, составлена для проведения внеклассного мероприятия по географии или туризму. Включает в себя пояснительную записку, целевую установку мероприятия, методические рекомендации по проведению данного мероприятия, текст сказки о нерадивых туристах, список использованной литературы. Рекомендована для проведение внеклассных мероприятий по географии, естествознанию, внеклассной и внеурочной деятельности. Может быть использована при проведении занятий дополнительного образования, во время работы профильных пришкольных лагерей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Туристом быть - здорово жить!" - разработка внеклассного мероприятия по географии »
«Туристом быть – здорово жить!» (Сказка о нерадивых туристах)
ко Дню Туриста
в школе
Пояснительная записка
Школьный туризм является мощнейшим фактором оздоровления детей школьного возраста, так как характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребенку при отсутствии у него серьезных патологий.
Уникальность туризма заключается в том, что он всесезонен. Следовательно, можно добиться стойкой динамики снижения заболеваемости детей ОРЗ, ОРВИ и повышения уровня их физической и двигательной подготовленности, а так же решить ряд проблем психологического здоровья школьников.
Туризм способствует профилактике таких вредных привычек, как курение, алкоголизм, сквернословие, наркомания.
Учебно-воспитательный процесс требует от ребёнка в основном умственного напряжения, в то время как биологическая сущность ребёнка направлена на активную физическую деятельность.
Данное мероприятие как средство познания своего края, физического и духовного развития, оздоровления, воспитания самостоятельности, приобщения к трудовым и прикладным навыкам в то же время умело сочетает в себе игру, спортивные упражнения, элементарные эксперименты, оздоровительную гимнастику, включает в себя несколько компонентов:
физкультурно-оздоровительный
социально-коммуникативный
эмоционально-психологический
эстетический и познавательный
Туристско – краеведческая деятельность способствует развитию детского самоуправления, позволяет ребятам выбирать различные направления деятельности , проявлять организаторские способности, найти свое место в коллективе сверстников или в разновозрастном коллективе; углублять и расширять свои знания по различным предметам, развивать преемственность , передавать накопленный опыт от старших учеников к младшим.
Данное мероприятие даст возможность каждому из ребят почувствовать себя настоящим туристом, получить заряд положительных эмоций от общения с природой, а романтика туризма никого не оставит равнодушным
Актуальность и новизна данного мероприятия заключается в том, что туристско-краеведческая работа - это важный способ передачи новому поколению накопленного человечеством жизненного опыта и материально- культурного наследия, нравственного оздоровления и культурного развития нации. Принимая во внимание, что будущее поколение страны в современных экономических условиях не должно терять нравственные ориентиры, скатываться в криминальную среду, алкоголизм и наркоманию, необходимо развивать туризм во всех его видах и формах. Новизна заключается в том, что объединила в себе теоретические сведения из области физиологии, гигиены, ОБЖ, учитывает природно-климатические условия нашего региона. Данная интеграция помогает сформировать у детей осознанный выбор здорового образа жизни, научить бережному отношению к себе и своему здоровью, способствует развитию памяти, мышления, речи, воображения, учит приемам самопознания и саморегуляции, что является одним из требований ФГОС.
Так как мероприятие проводится в условиях основной общеобразо-вательной школы (малокомплектной), то к участию в нём, что весьма важно, привлекаются практически все учащиеся, начиная с первого класса. При подготовке и проведении используются инновационные технологии: использования здоровьесберегающих технологий , такие ТСО, как ком-пьютер, проектор, с их помощью были составлены, скорректированы и скопированы карты, маршрутные листы, буклеты, презентации на само мероприятие и отчёт о нём, продемонстрирован во время мероприятия видеофильм о туристах школы.
Воспитательные цели мероприятия:
Оздоровление детей на занятиях в условиях природной среды, формирование навыков гигиены, охраны труда и окружающей среды.
Развитие творческой, исполнительской активности в процессе освоения местного краеведческого материала, мотивации к познанию через занятия туризмом.
Воспитание у учащихся навыков здорового образа жизни, гордости за свой край.
Формирование культуры поведения в природе.
Развитие межличностных отношений школьников в процессе игровой туристической деятельности.
Совершенствовать навыки выживания в экстремальных ситуациях.
7. Воспитание дисциплинированности, организованности, ответственности 8. Создание ситуаций, для проявления дружбы, отзывчивости, щедрости, и др.
9. Поощрение стремлений детей приходить на помощь, проявление заботы, уважения и др.
Образовательные задачи:
1.Формирование первоначальных туристических навыков у младших школьников и совершенствование их у старших
2. Закрепление навыков страховки и самостраховки, соблюдение приёмов безопасного поведения.
3. Знакомство с тактикой действия в современной ситуации.
Девиз мероприятия:
«Туризм – ступенька к ведению здорового образа жизни!»
Оздоровительные задачи:
Закаливание организма в естественных природных условиях
Психоэмоциональное оздоровление
Закрепление знаний детей о гигиене, приобщение к ЗОЖ
Проведение утренних разминок с туристической направленностью
Основные методические приёмы:
Словесные (сказка, рассказ турорга, участников туркружка,
беседа,
Наглядные (демонстрация видеофильмов, слайдов, рассматривание предметов туристического снаряжения, картинок, фотоснимков,)
Поисковые (ориентирование по «легенде», сбор экологической информации местонахождения, о флоре и фауне местности, нахождение и рассматривание лекарственных растений, съедобных и ядовитых грибов и др.).
Практические (подготовка костровища, места для отдыха, укладка рюкзака; применение навыков по технике пешеходного туризма, оказание первой помощи, ориентирование по капте и т. д.
Самостоятельные (работа с дидактическим материалом, создание макетов костров, рисование топографических знаков, простейшие туристические крепежные узлы).
Ожидаемые результаты ( овладение компетенциями): 1. Приобщение к здоровому образу жизни.
2. Ожидается выработка у детей положительной мотивации на здоровый образ жизни и развитие у них чувства любви к своему краю, а также улучшение их физического и духовного состояния.
3. Рост познавательной активности детей и взрослых.
4. Овладение навыками туристических и краеведческих должностей.
5. Высокий уровень коммуникативности учащихся.
6. Повышение результатов на районных туристических слетах.
7. Положительные отзывы о воспитании детей со стороны педагогов,
родителей.
Методические рекомендации по подготовке и проведению.
К мероприятию следует заранее тщательно готовиться, создать инициативную группу, назначить ответственных за сценарий, теоретическую часть, физическую подготовку команд, учащиеся заранее разбиваются на команды, им даются задания заранее подготовить блюдо и газету, название и девиз команды, выбрать капитана. Редакторы готовят печатные задания, номера КП, ЗМЛ, призмы, надписи, знаки, символы, составляют для демонстрации на празднике презентацию, монтируют видеофильм.
К судейству привлекаются педагоги, родители, старшие школьники – участники туристического кружка со стажем.
Оборудование: тренога для костра, котелок, палатка, туристическое снаряжение, верёвки для ТПТ, ноутбук, проектор, маршрутные листы, карты, комплекты заданий на этапы КТМ, призмы с номерами, таблички с номерами КП, столы на этапы в школьном дворе, велосипед, кегли, шесты для носилок, «болота».
План проведения мероприятия:
1. Вступительное слово турорга.
2.Торжественная часть. Линейка. Сказка о нерадивых туристах.
3. Посвящение в туристы учащихся 5 класса.
4. Ужин у костра.
День туриста
Вступительное слово турорга.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный вечерний костёт, он посвящён Дню туризма. Ежегодно 27 сентября отмечается Всемирный день туризма. День туризма – это праздник для тех, кто хоть раз в жизни путешествовал по родному краю: на самолете, в поезде, в автомобиле или пешком. Туризм — это один из самых распространенных видов активного здорового отдыха. Праздник отмечается в большинстве стран мира вот уже более 20 лет. В этот день проходят слеты туристов, праздничные мероприятия и фестивали, посвященные туризму и туристическому бизнесу, практически везде этот праздник отмечают шумно и весело. Потому что туризм – это песни у костра, это общение с природой, это заряд бодрости, энергии, здоровья, хорошего настроения. И даже не турист может сегодня стать туристом и отправиться в путешествие, отведать вкусной, ароматной туристической каши. А девизом будут слова: «Туризм – ступенька к ведению здорового образа жизни!»
Сказка о нерадивых туристах « Туристом быть – здоровым слыть!».
(Линейка и действие сказки проходят в школьном дворе, перед крыльцом школы)
Ведущий.
Утро. Солнышко сияет,
Освещая школьный двор.
Вдруг из парка, что напротив,
Я услышал разговор.
(Раздается песня):
Мы – весёлые туристы,
Мы – туристы – альпинисты.
Так зовут нас, только зря,
Ведь, по правде говоря:
Мы узлы вязать не можем,
Карту мы не знаем тоже,
Так намусорим в пути-
Ни проехать, ни пройти!
(На площадку выходят с рюкзаками горе-туристы: Леший, Баба Яга, Водяной)
Леший: Всё, ребята, я устал,
Голосую за привал!
Почитай, часов с шести
Мы без отдыха, в пути!
Водяной:
Что ты. Леший, не финти,
Полчаса всего в пути.
У пруда ведь был привал,
Целый час ты отдыхал!
Леший: Вы идёте быстро слишком,
У меня от вас одышка!
Ноженьки гудят, хоть плачь,
Запретил нагрузки врач.
Водяной: А был хвастаться здоров,
Что живёшь без докторов?!
Баба Яга: Вот твердишь вам., а что толку-
Не идут в поход без подготовки.
Вы ж не слушали меня,
Не готовились ни дня!
Я слыхала, что туристы
Отжимаются раз триста,
В беге и прыжках сильны,
Также с компасом дружны.
Туристы, как в поход идут,
Прежде выберут маршрут,
Изучают так и сяк,
Ведь поход – то не пустяк!
А мы собрались сразу, вдруг,
Эвон, режем пятый круг!
Ты как, Леший, не крути -
Мы всё же сбилися с пути!
Леший:
Ладно ныть, Яга, гляди, строенье,
Поднялось вмиг настроенье,
Водяной, тебе заданье,
Сбегай, прочитай-ка, что за зданье?
(Водяной подбегает к крыльцу, читает вывеску по слогам: МКОУ Шрамовская оош)
Баба Яга:
Ох, груз такой тащить нет больше мочи.
Озябла чтой-т, и есть хочу я очень!
Леший:
Ладно, бабка, хватит ныть,
Покажу сейчас я прыть,
Притащу охапку дров –
Костёр выйдет – будь здоров!
Водяной, ты ставь палатку,
В ней мы отдохнём с устатку.
Бери, Ягуша, котелок,
Водицы набери с колодца впрок.
(Улаляется в кусты за дровами)
Вот наломаю быстро дров-
Глядишь – и супчик вмиг готов!
(Из кустов слышен треск и крик Лешего)
Леший: Ой, спаси меня, Яга,
Знать, застряла тут нога,
Стал слезать с дровами вниз-
На берёзе я завис!
(Б.Яга бежит , вытаскивает Лешего, ведёт на площадку)
Б.Яга:
Леший, ты у нас балбес,
Н а берёзу что полез?!
Ведь упасть не мудрено,
Внизу ж валежника полно!
Леший: Ой-ёй-ёй. Я инвалид,
Ох, как ноженька болит!
Поцарапал тут и вот,
Нужен бинт и нужен йод!
Водяной: Ну-к, Яга, тащи аптечку,
От стресса выпрыгнет сердечко.
Шевелись скорей. Яга!
Б.Яга:
Ох, уже бегу, ага!
(Роется в рюкзаке. Всё разбрасывает вокруг)
И практичная ж я дама!
Всё взяла я: три панамы,
Восемь платьев, бигуди,
Я ж красавица, поди!
Дюжину кусочков мыла,
Ой, аптечку – то забыла!
Леший: Ладно, потерплю я боль,
Но без еды никак – уволь!
Я нагрузок не боюсь.
Вот достанем перекус,
Чуть калорий бросим в рот,
Так любой осилим брод!
Доставай припас, Яга!
Б. Яга:
Я запаслива, ага!
Тортиков взяла штук пять,
Что ж ещё в поход – то брать?
Колбаса – варёнка есть,
Будет что сегодня съесть!
Майонез и молоко,
Дотащить всё нелегко!
Но зато такую рать
Не заставлю голодать.
Подзаправимся в пути
Водяной: Что-то запах- не ахти!
Фу, Яга, ясно даже детворе-
Вон жарища на дворе,
Не прошло ещё и часа,
А пропали все припасы!
Леший: Теперь понятно: без меня
Вы б не выжили и дня!
Накрывай, Ягуша, стол,
Супчик мой уже готов.
Угодить друзьям я рад,
На всю деревню аромат!
(Яга роется в рюкзаке, всё разбрасывает пластиковые бутылки, бумажки)
Б.Яга:
Вроде всё брала по списку,
Надо же, забыла миски!
Водяной: Коли так, то мы пока
Едим прямо с котелка.
(Начинают есть)
Б.Яга:
Супчик твой хотя б кипел?
Леший:
Не было других мне дел!
Б. Яга: (в сторону)
И признаться, так вода
Взята прямо из пруда…
Леший:
Сей навар не лезет в рот.
Ой, скрутило вмиг живот!
Б.Яга: Да, попали в переплёт:
Аптечки нет, болит живот,
Знала точно наперёд-
Боком выйдет сей поход!
Водяной: Потемнело и гроза-
Быть на улице нельзя.
Вот опять ударил гром-
Ну - к, в палатку все, бегом!
(Прячутся в палатку, оттуда голоса)
Леший:
Кто-то хвастался у нас,
Что палатки ставить ас,
Дождевик не взят был впрок,
Я до ниточки промок!
Водяной:
Нос не дышит, гайморит,
Горло у меня болит!
Б. Яга:
В голове моей пожар,
У меня, ребята, жар!
А думали: пойдём в поход-
Здоровы будем целый год!
Водяной:
Ну - к, Яга, взгляни на двор,
Слышу чей – то разговор.
Б. Яга:
Помутился разум твой,
Кто тут будет в выходной?
(Выходит группа туристов с песней « Там, где змея не проползёт»)
1-й турист:
Засорён как школьный двор,
Может, к нам пробрался вор?
2-й турист:
Кажется, прошёл Мамай,
МЧС хоть вызывай!
3- турист:
Безобразий тут не счесть,
Кто живой в палатке есть?
4- турист:
Может, лезть туда нельзя?
Из палатки:
Помогите нам, друзья!
(Горе - туристы выползают из палатки)
Водяной:
Видно, мы туристы – горе,
Ведь проблем-то у нас - море,
Прошли хоть километра два –
На ногах стоим едва.
Б. Яга:
Искусали комары.
Водяной:
Изнываем от жары.
Леший:
Подвернул я нынче ногу,
Б. Яга:
Потеряли мы дорогу,
Водяной:
Отравилися едой,
Б.Яга:
А намокли – Боже мой!
Леший:
Так знобит - не мил мне свет,
А аптечки даже нет!
1-турист:
Если б были вы туристы-
Без аптечки б обошлись,
Вам помог бы подорожник,
Мать – и – мачехи вон лист.
2- й турист:
Знали б, что из водоёма
Воду пить нельзя никак.
3- й турист:
И с маршрутом и палаткой
Не попали бы впросак.
4- турист:
Коль собрался ты в поход –
Знать ты должен наперёд:
Турист деревьев не ломает.
Зверушек, птиц не обижает.
5-й турист:
И бумажки, банки, склянки
Не бросает на полянке.
6-й турист:
Коль шрамовский в лесу турист-
То ясно всем – лес будет чист!
1-й Турист:
Убедились вы теперь:
Идёшь в поход – рюкзак проверь.
2 – й турист:
Идёшь в поход – нужна сноровка,
Плюс к тому – физподготовка.
3-й турист:
Настоящему туристу
Любое горе не беда.
Всегда подтянуты, здоровы,
В поход готовы мы всегда.
4- й турист:
Палатку вмиг поставим, с ходу,
И сварим на костре обед.
Любого не боимся брода,
Для нас нигде препятствий нет!
5-й турист:
А что касается здоровья,
Так ясно тут, как дважды два:
Для нас «туризм», «поход», «здоровье»
Теперь синонимы – слова!
6-й турист:
Кто туркружок наш посещает,
Дорогу позабыл к врачам.
Всерьёз туризмом заниматься
Теперь советуем и вам!
Б.Яга:
Мы это поняли, ребята,
Ошибки наши на виду.
Вы как хотите, я на запись
Сейчас же в туркружок иду!
Водяной:
И нас в команду вы возьмите,
Мы в грязь лицом не упадём.
Леший:
На дне туриста с вами вместе
Мы все этапы обойдём!
Все вместе: Мы поняли : туристом быть –
Здоровым, крепким, сильным слыть!
Туризм – это шаг к здоровью!
(Демонстрируется на экране видеофильм о праздниках и буднях шрамовских туристов)
III . Посвящение в туристы учащихся 5 класса
Турорг: Ребята, сегодня по уже сложившейся традиции мы принимаем в наши ряды учащихся 5 класса. Я хочу обратиться к пятиклассникам. Во –первых, перечислите ошибки горе –туристов.
Пятиклассники перечисляют
Вам известны основные заповеди туристов?
Турист 1: - Да, да!
Турист 2: - Выучили наизусть!
Турист 3: - Знаем, знаем!
Турорг, обращаясь к первому: - Назови мне закон туриста №1.
Турист 1: - Турист всегда в поход готов!
Турорг: Закон туристов №2?
Турист 2: - Турист всегда поесть готов!
Турорг: - Закон туристов № 3?
Турист 3: - Турист всегда поспать готов!
Турорг: - Молодцы, новички!
И обращаясь к залу: - Достойная смена на подходе!
Взявшись за руки, произносят клятву.
«Мы, добровольно согласившиеся стать туристами, перед бывалыми туристами и нашим бессменным туроргом Евгенией Ивановной, перед всеми здесь присутствующими торжественно клянемся:
не расставаться до старости с рюкзаком, палаткой, ложкой, миской и сгущенкой;
стоя, лежа и ползком проводить различные наблюдения в походе и преодолевать все возникающие на пути препятствия;
до последнего бороться с консервными банками и другим мусором в лесу;
создавать себе трудности каждый день и мужественно их преодолевать;
лес любить, по воде бродить, горы преодолевать!
Никогда не унывать и не вешать нос!
(Целуют закопчённый котелок)
Турорг: Ну, что же, ребята, мы вас поздравляем, надеемся, вы станете настоящими туристами!
IV. Ужин у костра.
Список использованной литературы:
1. Волович, В. Г. Академия выживания / В. Г. Волович. - М.:Толк, 1995.
2. Гостюшин, А. В. Энциклопедия экстремальных ситуаций / А. В. Гостюшин. - М.: Зеркало, 1994.
3. Лифлянский, В. Г. и др. Лечебные свойства пищевых продуктов / В. Г. 4. Лифлянский, В. В. Закревский, М. Н. Андронова.- М.: Терра, 1996.
5. Поляков, В. В. Безопасность человека в экстремальных ситуациях / В. В. Поляков, Е. А. Сербаринов. - М, 1992.
6.Чрезвычайные ситуации и защита от них / сост. А. Бондаренко. - М., 1998.