Россию.
- развитие умения самостоятельно добывать знания и применять их.
- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать результаты исследований.
- продолжить формирование навыков коммуникативного общения через работу в группах.
- углубить, расширить знания о населении Центральной России и их занятиях.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты УУД |
1.Организационный – мотивация к учебной деятельности Цель этапа: психологический настрой учащихся; обеспечение нормальной обстановки на уроке | | | Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим Познавательные: выделение существенной информации из слов учителя Коммуникативные: слушание учителя Регулятивные: управление поведением и деятельностью, умение настраиваться на занятие |
2. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | - Активизирует знания учащихся - беседует по вопросам рубрики «Давайте вспомним» Давайте вспомним - Какой экономический район России мы проходим -В чем особенность рельефа данного района? -В чём особенность климата Центральной России? А вот какие субъекты РФ входят в Центральный район, мы сейчас вспомним (учащиеся в таблице располагают данные субъекты по пройденным комплексно экономическим районам) Сейчас прослушаем группу учащихся подготовивших рассказ о природных ресурсах данного района. Спасибо. -Кто же пользуется данными природными ресурсами? Сколько населения проживают в Центральном районе? - О чем новом мы сегодня узнаем на уроке? Тема «Размещение населения на территории Центральной России» | - Слушают учителя, отвечают на вопросы Заполняют таблицу. Проверяют в парах по эталону, оценивают. Группа учащихся рассказывают о природных ресурсах данного экономического района | Личностные: осознание своих возможностей Познавательные: первичные компетенции обучающихся в области географии Коммуникативные: слушание учителя и сверстников, умение выражать свои мысли. Развитие монологической речи Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что подлежит усвоению |
3. Целеполагание Цель этапа: включение учащихся в деятельность, обеспечение восприятия, осмысление новой темы, раскрытие сущности новых понятий | - Вводит в тему урока и создает условия для осознанного восприятия нового материала -На территории около миллиона квадратных километров проживают 44 миллиона человек Какой вопрос в связи с этим у вас возникает? - Подводит обучающихся проблемному вопросу и плана нахождения ответа на поставленный вопрос - Расчет плотности населения Центральной России - Закономерности размещения населения по территории района -Какие народы проживают в данном районе -Какова занятость населения района | - Слушают учителя - отвечают: Почему на данной территории проживает 1/3 населения России Составляют план работы | Личностные: самоопределение Познавательные: выделение существенной информации из слов учителя, формулирование умозаключения Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные: принятие и сохранение учебной цели и задачи |
4. Усвоение новых знаний Цель этапа: восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний | -Как вы уже знаете, в Центральной России на площади 915100 кв.км проживает 145 млн. человек. Таким образом, в среднем на 1 кв. км приходится 44,6 мил. чел. -Какой географический показатель мы можем узнать из этих данных -Плотность населения, предлагаю найти данный показатель в тетрадях -Плотность населения характеризует уровень заселённости территории. По плотности населения Центральная Россия занимает одно из первых мест в России, но этот показатель неравномерен . Обратите внимание на гипотетическую схему. Учитель рисует на доске схему района, обозначает город Москву. И схематично, интенсивностью штриховки обозначает, параллельно рассказывая о плотности населения Центрального района РФ Анализ схемы плотности населения -Где самая большая плотность населения? -Рассказ о городе Москве (доклад подготовленный учащимся) -Спасибо -Центральная Россия колыбель русского народа(рассказ учителя с демонстрацией слайдов) --Какова же занятость населения центрального района? На этот вопрос вы ответите с помощью учебника стр.123, и анализа данной вам гипотетической карты занятости населения района - Возвращается к проблемному вопросу: Почему на данной территории проживает 1/3 населения России | - Слушают учителя -отвечают на вопрос - Находят плотность населения, записывают в тетрадь - Слушают учителя -делают анализ карты -Записывают в тетради -отвечают -слушают -слушают -Работают в группах с текстом учебника, -Анализируют гипотетическую карту занятости населения района сравнивают. Делают вывод. Отвечают Отвечают | Познавательные: извлечение необходимой информации из текстов, структурирование знаний, формирование умения анализировать Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнение других Регулятивные: планирование своих действий, оценка объективных трудностей, самостоятельное исправление ошибок |
5. Закрепление Цель этапа: обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания | - Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение и предлагает задания для закрепления ТЕСТ Выберете правильный ответ Плотность населения ЦР А)ок.19 чел.на кВ.км. Б)ок.49 чел.на кВ.км В)ок.39 чел. На кВ. км Выберете группу городов миллионеров ЦР А) Москва, Санкт Петербург, Севастополь Б) Москва, Воронеж, Новосибирск В) Москва, Н.Новгород, Воронеж Определите народы заселяющие ЦР А) русские, ненцы, чуваши Б) русские, ижорцы, чуваши В) русские, марийцы, цуваши Доля экономически активного населения ЦР А) 53% Б) 52% В) 51% - Учитель предлагает подвести итоги -Почему Центральная Россия самый густонаселённый район? Как изменяются показатели урбанизации на территории Ц.Р | - В тетрадях отвечают Самопроверка п помощью учебника, самооценка усвоенного материала - Отвечают на поставленные вопросы | Личностные: самоопределение. Познавательные: построение речевых высказываний в устной форме Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью Регулятивные: оценка объективных трудностей, самостоятельное исправление ошибок уточнение и дополнение высказываний обучающихся |
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Цель этапа: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | -Задает и комментирует дифференцированное задание &35 Индивидуально. Приготовить сообщения по темам: Изменение территории ЦР в 20 и 21 веке | - Записывают домашнее задание. - Выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей | Познавательные: выделение существенной информации Коммуникативные: слушание учителя Регулятивные: регуляция учебной деятельности - умение выбрать задание по силам |
8. Рефлексия (подведение итогов занятия) Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | - Организует рефлексию учебной деятельности на уроке Какова была ваша учебная задача? Чему вы научились на уроке? Где можно применить полученные знания? - - Выставляет оценки за работу на уроке | - Анализируют свою деятельность на уроке. - Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Личностные: самооценка на основе успешности, адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности Познавательные: рефлексия способов и условий действия контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные: умение выражать свои мысли вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его |