Здравствуйте, уважаемые присутствующие! Думаю все понимают, что география в современном образовании является именно тем предметом, который синтезирует знания из естественных и общественных наук. Основной задачей учителя географии является формирование у учащихся основ географического мышления и географической культуры для осознания ими своего места в многообразном и быстро изменяющемся современном мире. Правильный выбор средств, форм и методов обучения способствует всестороннему развитию личности ребёнка, формированию информационной компетентности, готовности использовать географические знания и умения в практической деятельности. Л.Н. Толстой писал: «Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно; для того, чтобы он учился охотно, нужно, чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно, чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях». Мой педагогический опыт показывает, что для повышения познавательного интереса и мотивации у учащихся, весьма эффективно использование таких форм урока как путешествия, экскурсии с использованием различных источников информации и географической карты. Одно из таких занятий я хочу сегодня продемонстрировать, а мои коллеги, надеюсь, помогут воссоздать ту атмосферу, которая обычно царит на уроках с детьми. (слайд 1) В начале занятия я хочу загадать вам загадку: Здесь горы великаны – Тибет, Алтай, Памир, Карпаты и Балканы. Их знает целый мир. Здесь реки Обь и Ангара, Дон, Лена, Волга и Кура. Лесов многообразие, В родной для нас (Евразии)
- Почему она для нас родная? Потому что Россия расположена на этом материке (слайд- карта).
Мы все любим свою страну, а как говорил Белинский «Любить Родину – значит знать её». А хорошо ли мы знаем свою Родину с географической точки зрения?
Я предлагаю вам совершить экскурсию по нашей стране, ведь она очень богата уникальными географическими объектами. Вам понадобятся карты, иллюстрации, информация на листочках и желание путешествовать, можно в парах (слайд - мультик) Давайте пойдём вслед за солнцем и наша первая остановка - На самом востоке есть гора, У той немаленькой горы Характер тихий до поры, Но может так случиться – Она взорвётся, задымится! (Вулкан)
А как называется самый крупный действующий вулкан России? (Ключевская Сопка). А полуостров, на котором он находится, называется также как и последние парты в классе.
Кто из вас стрелкой покажет на карте? (Стикер-стрелку прикрепить на карту) Слайд
Вот суши маленький кусочек, Но бывает иногда Он большим и даже очень, А вокруг всегда вода (остров) А как называется самый большой остров России? (Сахалин) слайд прикрепить стрелку на карту!
Знаете ли вы, что на территории нашей страны находится полюс холода всего Северного полушария? Здесь бывает – 71 градусов! Оймякон! (найдите на карте, стрелку) слайд
А здесь найдём мы гордость нашу. Больше моря чудо-чаша, В окруженье диких скал, Это – озеро (Байкал) слайд, стикер на карту
Эта лента голубая, Неспокойная такая. Меж лесами вьётся, И о берег бьётся. Манит лента рыбака. Что за лента? То (река) Рек в нашей стране много. А вот самая длинная женским именем зовётся (Лена). А вот самая полноводная - это могучий (Енисей) слайд, стикер
На самом севере расположился самый крупный полуостров страны (Таймыр) В переводе с языка местного народа «плешивый, лысый» из-за редкой низкорослой растительности,тундры слайд, стикер
Самые протяжённые горы страны в старину называли Каменным поясом Руси, а в Западной Европе – поясом мира ( Уральские горы, слайд, стикер!)
Мы добрались до огромного озера - моря? (Каспий, слайд, стикер) А почему озеро? Почему тогда – море?
Ну а теперь мы там, где Лермонтов бывал и так писал: Тебе, (Кавказ), суровый царь земли, Я снова посвящаю стих небрежный. Как сына ты его благослови, И осени вершиной белоснежной (Кавказские горы, самая высокая вершина России 5642 м. г. Эльбрус) слайд, стикер
А вот теперь перед нами раскинулась самая большая равнина Европы. Кто назовёт её? Другое название? (Восточно-Европейская, Русская)Слайд, стикер на карту.
На этой равнине находятся города, в которых мы побываем на втором этапе нашего путешествия. Города, города… Вас в России не счесть. Вы – опора страны, её доблесть и честь.
А свою экскурсию по ним начнём с самого главного из них. Ну конечно же это Москва - город № 1 в ваших маршрутных листах (приложение1) Как известно от Кремля начинается Земля! Вам предстоит пройтись по городам, пользуясь информацией в маршрутных листах. Как только вы определите следующий город, поднимите руку и назовите его. (Пара подходит к карте стрелочками указывает направление и крепит магнитик на точку города) Возможна в паузах беседа со зрителями (приложение 2) Итак, мы с вами вернулись в родные края, преодолев огромные расстояния. Второй этап нашего путешествия проходил по городам. А как бы вы назвали этот свой маршрут? Что, по-вашему, объединяет эти города? Действительно, все эти города носят почётное звание Город – Герой или Город Воинской славы. Одним из всероссийских проектов, посвящённых 70летию Победы, является проект «Карта памяти», сегодня мы с вами создали свою карту памяти ( слайд) В заключении, хочу обратиться с просьбой ко всем, помнить о славном прошлом нашей необъятной страны. А вам на память о нашем сотрудничестве, хочу подарить компасы с пожеланиями никогда не сбиваться с пути. Самоанализ. Подобный урок может быть проведён в 8ом классе в курсе изучения географии России, а уроки – путешествия применимы при изучении материков и стран. На таких уроках закрепляются теоретические знания учащихся, умение работать с картой, с различными источниками информации, навыки нахождения и использования необходимой информации путём сравнения, анализа и обобщения. Работа в группах или парах направлена на развитие коммуникативной компетентности, умения высказывать, аргументировать, отстаивать своё мнение и приходить к общему решению. Элементы игры, используемые при проведении уроков-путешествий, создают положительный эмоциональный настрой. Использование исторических и литературных и других сведений способствует расширению кругозора.