kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Способы формирования читательской грамотности на уроках географии

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации обобщается опыт работы на уроках  географии по формированию читательской грамотности обучабщихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Способы формирования читательской грамотности на уроках географии»

Способы формирования читательской грамотности на уроках географии МБОУ «Ордена «Знак Почета» гимназия №2 имени И.П.Павлова Учитель географии Щелконогова Евгения Владимировна 31.03.22

Способы формирования читательской грамотности на уроках географии

МБОУ «Ордена «Знак Почета»

гимназия №2 имени И.П.Павлова

Учитель географии

Щелконогова Евгения Владимировна

31.03.22

Читать и не понимать — то же, что совсем не читать.   Ян Амос Коменский .

Читать и не понимать — то же, что совсем не читать.

 

Ян Амос Коменский .

  • Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
  • Сформировать читательскую грамотность на конкретном уроке ( предмете), это значит активно, целенаправленно и конструктивно использовать чтение в разных ситуациях и для разных целей .
Формирование читательской грамотности - это основной ресурс в формировании успешного человека, умеющего добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности.
  • Формирование читательской грамотности - это основной ресурс в формировании успешного человека, умеющего добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности.

При изучении географии читательская грамотность совершенствуется. На уроках географии учащиеся закрепляют умение работать с информацией, представленной в словесном и в графическом виде.

Для формирования читательской грамотности на уроках географии используются: технология продуктивного чтения, технология развития критического мышления, технология смыслового чтения. Смысловое чтение определено федеральным государственным стандартом основного общего образования и утверждено приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 за № 1897 как один из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
  • Для формирования читательской грамотности на уроках географии используются: технология продуктивного чтения, технология развития критического мышления, технология смыслового чтения.
  • Смысловое чтение определено федеральным государственным стандартом основного общего образования и утверждено приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 за № 1897 как один из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Смысловое чтение  – вид чтения, который нацелен на понимание читающим смыслового содержания текста. Под смысловым чтением понимается осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от этой цели, извлечение необходимой информации.
  • Смысловое чтение  – вид чтения, который нацелен на понимание читающим смыслового содержания текста. Под смысловым чтением понимается осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от этой цели, извлечение необходимой информации.
Работа с текстом на уроках географии Читательская грамотность на уроках географии формируется не только через тексты  сплошные   (без визуальных изображений) . Особое место занимают несплошные  (с визуальными изображениями) тексты.

Работа с текстом на уроках географии

Читательская грамотность на уроках географии формируется не только через тексты  сплошные   (без визуальных изображений) . Особое место занимают несплошные  (с визуальными изображениями) тексты.

Читательские умения на уроках географии с текстом Первое читательское умение: найти и извлечь информацию из текста ( н ахождение в тексте ответов на вопросы словами автора учебника ) Например, география ,9 класс тема «Животноводство. Зональная специализация сельского хозяйства. Вопрос после параграфа: От чего зависит себестоимость продукции животноводства?

Читательские умения на уроках географии с текстом

  • Первое читательское умение: найти и извлечь информацию из текста ( н ахождение в тексте ответов на вопросы словами автора учебника )
  • Например, география ,9 класс тема «Животноводство. Зональная специализация сельского хозяйства. Вопрос после параграфа: От чего зависит себестоимость продукции животноводства?

Второе читательское умение: интегрировать и интерпретировать сообщения текста Устанавливать причинно-следственные связи между единицами информации текста, отличать главное от второстепенного. География, 7 класс тема «Природа Тихого и Индийского океанов. Виды хозяйственной деятельности в океанах»

Второе читательское умение:

интегрировать и интерпретировать сообщения текста

Устанавливать причинно-следственные связи между единицами информации текста, отличать главное от второстепенного.

География, 7 класс тема «Природа Тихого и Индийского океанов. Виды хозяйственной деятельности в океанах»

Третье читательское умение:
  • Третье читательское умение:

осмыслить и оценить сообщения текста. Размышление об информации, сообщенной в тексте, предполагает диалог читателя с автором текста. Поняв авторскую позицию, читатель может с ней согласиться или не согласиться, основываясь на своем личном опыте или на знаниях, не содержащихся в тексте .

География, 9 класс тема « Лесной комплекс Российской Федерации»

Задания с использованием несплошных текстов на уроках географии

Задания с использованием несплошных текстов на уроках географии

  • Изучение географии во многом основано на работе с несплошными текстами. Чтение несплошных текстов требует определенных навыков у учащихся, так как тексты организованы по особому, содержат свои формальные указания на связи внутри текста (например, осей графика). В основе работы с текстами такого типа лежит аналитико-синтетическая деятельность. Важнейшим текстом при изучении географии является географическая карта
ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА КЛИМАТОГРАММЫ УКАЖИТЕ КЛИМАТООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ     МАКСИМАЛЬНАЯ ТЕМПЕРАТУРА , С МИНИМАЛЬНАЯ ТЕМПЕРАТУР, С° АМПЛИТУДА ТЕМПЕРАТУР, С° САМЫЙ ЖАРКИЙ МЕСЯЦ, С°С САМЫЙ ХОЛОДНЫЙ МЕСЯЦ, С° САМЫЙ ВЛАЖНЫЙ МЕСЯЦ , мм САМЫЙ СУХОЙ МЕСЯЦ, мм СРЕДНЕГОДОВОЕ КОЛИЧЕСТВО ОСАДКОВ, мм КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕЗОНОВ КЛИМАТООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ

ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА КЛИМАТОГРАММЫ

УКАЖИТЕ КЛИМАТООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ

МАКСИМАЛЬНАЯ ТЕМПЕРАТУРА , С

МИНИМАЛЬНАЯ ТЕМПЕРАТУР, С°

АМПЛИТУДА ТЕМПЕРАТУР, С°

САМЫЙ ЖАРКИЙ МЕСЯЦ, С°С

САМЫЙ ХОЛОДНЫЙ МЕСЯЦ, С°

САМЫЙ ВЛАЖНЫЙ МЕСЯЦ , мм

САМЫЙ СУХОЙ МЕСЯЦ, мм

СРЕДНЕГОДОВОЕ КОЛИЧЕСТВО ОСАДКОВ, мм

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕЗОНОВ

КЛИМАТООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ

Для формирования читательской грамотности по географии, целесообразно применять виды учебной деятельности, связанные с формированием у детей умений:  различать сплошные и несплошные тексты; читать несплошной текст;  переводить информацию в другие кодовые формы;  самостоятельно создавать и оформлять текст;  оценивать предлагаемые и созданные тексты.
  • Для формирования читательской грамотности по географии, целесообразно применять виды учебной деятельности, связанные с формированием у детей умений:
  • различать сплошные и несплошные тексты;
  • читать несплошной текст;
  • переводить информацию в другие кодовые формы;
  • самостоятельно создавать и оформлять текст;
  • оценивать предлагаемые и созданные тексты.
Чтобы оценить уровень читательской грамотности своих учеников, учителю нужно формулировать задания разного уровня, в том числе нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть практические проблемы или вопросы. Решение этих задач, как правило, требует применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий, т.е. требует творческой активности.
  • Чтобы оценить уровень читательской грамотности своих учеников, учителю нужно формулировать задания разного уровня, в том числе нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть практические проблемы или вопросы. Решение этих задач, как правило, требует применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий, т.е. требует творческой активности.
Современное понимание грамотности чтения изменяется, необходимые в образовательной деятельности умения чтения 20 лет назад отличаются от современных. Современный доступ к текстовой информации перемещается от печатных источников на экраны компьютеров и смартфонов, в связи с этим меняется структура и форматы текстов.
  • Современное понимание грамотности чтения изменяется, необходимые в образовательной деятельности умения чтения 20 лет назад отличаются от современных. Современный доступ к текстовой информации перемещается от печатных источников на экраны компьютеров и смартфонов, в связи с этим меняется структура и форматы текстов.
Компьютерные электронные тексты требуют от читателей иных стратегий чтения, связаны с работой с гипертекстом, множеством текстов. Новые формы чтения требуют умений, участвующих в основных процессах чтения, таких как «беглое» чтение, толкование, обобщение информации, извлечение основных тем и формулирование выводов. А также умения анализа, синтеза, интеграции и интерпретации информации. Необходимым становится умение использовать информацию из разных предметных областей, умение эффективного поиска нужной информации в различных источниках. При формировании читательской грамотности средствами учебного предмета география необходимо учитывать современные тенденции.
  • Компьютерные электронные тексты требуют от читателей иных стратегий чтения, связаны с работой с гипертекстом, множеством текстов. Новые формы чтения требуют умений, участвующих в основных процессах чтения, таких как «беглое» чтение, толкование, обобщение информации, извлечение основных тем и формулирование выводов. А также умения анализа, синтеза, интеграции и интерпретации информации. Необходимым становится умение использовать информацию из разных предметных областей, умение эффективного поиска нужной информации в различных источниках. При формировании читательской грамотности средствами учебного предмета география необходимо учитывать современные тенденции.
Работа с текстом – основа педагогической технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Можно организовать систематическую работу с учебным текстом на каждом уроке и, благодаря великому множеству форм такой работы, сделать так, чтобы ребёнок научился самостоятельно учиться и всем было бы интересно и познавательно.
  • Работа с текстом – основа педагогической технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Можно организовать систематическую работу с учебным текстом на каждом уроке и, благодаря великому множеству форм такой работы, сделать так, чтобы ребёнок научился самостоятельно учиться и всем было бы интересно и познавательно.
Проблемы реализации читательской грамотности на уроках

Проблемы реализации читательской грамотности на уроках

  • Трудности в использовании заданий в первую очередь связаны с ограниченным количеством часов географии в неделю.
  • Учащимся трудно работать с предлагаемой информацией.
  • Применение сформированных у школьников предметных умений затруднено тем, что, решая задачи, наши учащиеся некритически воспроизводят привычные, стереотипные способы действий.
Пути решения: Реализация читательской грамотности на уроках географии

Пути решения: Реализация читательской грамотности на уроках географии

  • Разнообразить структуру заданий через творческое осмысление.
  • Вербальное восприятие письменной речи проводить через оформление презентаций.
  • Разрабатывать задания с использованием несплошных текстов : аналитические, информационные, позиционные, интерпретационные.
  • Правильно подбирать текстовый материал, чтобы он нес в себе воспитательный характер, связь с жизнью.
« Чтение, - говорил выдающийся педагог В. А. Сухомлинский, - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя…»
  • « Чтение, - говорил выдающийся педагог В. А. Сухомлинский, - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя…»

Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного чтения от класса к классу.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Способы формирования читательской грамотности на уроках географии

Автор: Евгения Владимировна Щелконогова

Дата: 08.06.2022

Номер свидетельства: 609187


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства