Просмотр содержимого документа
«Способы формирования читательской грамотности на уроках географии»
Способы формирования читательской грамотности на уроках географии
МБОУ «Ордена «Знак Почета»
гимназия №2 имени И.П.Павлова
Учитель географии
Щелконогова Евгения Владимировна
31.03.22
Читать и не понимать — то же, что совсем не читать.
ЯнАмосКоменский .
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Сформировать читательскую грамотность на конкретном уроке ( предмете), это значит активно, целенаправленно и конструктивно использовать чтение в разных ситуациях и для разных целей .
Формирование читательской грамотности - это основной ресурс в формировании успешного человека, умеющего добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности.
При изучении географии читательская грамотность совершенствуется. На уроках географии учащиеся закрепляют умение работать с информацией, представленной в словесном и в графическом виде.
Для формирования читательской грамотности на уроках географии используются: технология продуктивного чтения, технология развития критического мышления, технология смыслового чтения.
Смысловое чтение определено федеральным государственным стандартом основного общего образования и утверждено приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 за № 1897 как один из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Смысловое чтение – вид чтения, который нацелен на понимание читающим смыслового содержания текста. Под смысловым чтением понимается осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от этой цели, извлечение необходимой информации.
Работа с текстом на уроках географии
Читательская грамотность на уроках географии формируется не только через тексты сплошные (без визуальных изображений) . Особое место занимают несплошные (с визуальными изображениями) тексты.
Читательские умения на уроках географии с текстом
Первое читательское умение:найти и извлечь информацию из текста(нахождение в тексте ответов на вопросы словами автора учебника)
Например, география ,9 класс тема «Животноводство. Зональная специализация сельского хозяйства. Вопрос после параграфа: От чего зависит себестоимость продукции животноводства?
Второе читательское умение:
интегрировать и интерпретировать сообщения текста
Устанавливать причинно-следственные связи между единицами информации текста, отличать главное от второстепенного.
География, 7 класс тема «Природа Тихого и Индийского океанов. Виды хозяйственной деятельности в океанах»
Третье читательское умение:
осмыслить и оценить сообщения текста. Размышление об информации, сообщенной в тексте, предполагает диалог читателя с автором текста. Поняв авторскую позицию, читатель может с ней согласиться или не согласиться, основываясь на своем личном опыте или на знаниях, не содержащихся в тексте .
География, 9 класс тема « Лесной комплекс Российской Федерации»
Задания с использованием несплошных текстов на уроках географии
Изучение географии во многом основано на работе с несплошными текстами. Чтение несплошных текстов требует определенных навыков у учащихся, так как тексты организованы по особому, содержат свои формальные указания на связи внутри текста (например, осей графика). В основе работы с текстами такого типа лежит аналитико-синтетическая деятельность. Важнейшим текстом при изучении географии является географическая карта
ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА КЛИМАТОГРАММЫ
УКАЖИТЕ КЛИМАТООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ
МАКСИМАЛЬНАЯ ТЕМПЕРАТУРА , С
МИНИМАЛЬНАЯ ТЕМПЕРАТУР, С°
АМПЛИТУДА ТЕМПЕРАТУР, С°
САМЫЙ ЖАРКИЙ МЕСЯЦ, С°С
САМЫЙ ХОЛОДНЫЙ МЕСЯЦ, С°
САМЫЙ ВЛАЖНЫЙ МЕСЯЦ , мм
САМЫЙ СУХОЙ МЕСЯЦ, мм
СРЕДНЕГОДОВОЕ КОЛИЧЕСТВО ОСАДКОВ, мм
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕЗОНОВ
КЛИМАТООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ
Для формирования читательской грамотности по географии, целесообразно применять виды учебной деятельности, связанные с формированием у детей умений:
различать сплошные и несплошные тексты;
читать несплошной текст;
переводить информацию в другие кодовые формы;
самостоятельно создавать и оформлять текст;
оценивать предлагаемые и созданные тексты.
Чтобы оценить уровень читательской грамотности своих учеников, учителю нужно формулировать задания разного уровня, в том числе нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть практические проблемы или вопросы. Решение этих задач, как правило, требует применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий, т.е. требует творческой активности.
Современное понимание грамотности чтения изменяется, необходимые в образовательной деятельности умения чтения 20 лет назад отличаются от современных. Современный доступ к текстовой информации перемещается от печатных источников на экраны компьютеров и смартфонов, в связи с этим меняется структура и форматы текстов.
Компьютерные электронные тексты требуют от читателей иных стратегий чтения, связаны с работой с гипертекстом, множеством текстов. Новые формы чтения требуют умений, участвующих в основных процессах чтения, таких как «беглое» чтение, толкование, обобщение информации, извлечение основных тем и формулирование выводов. А также умения анализа, синтеза, интеграции и интерпретации информации. Необходимым становится умение использовать информацию из разных предметных областей, умение эффективного поиска нужной информации в различных источниках. При формировании читательской грамотности средствами учебного предмета география необходимо учитывать современные тенденции.
Работа с текстом – основа педагогической технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Можно организовать систематическую работу с учебным текстом на каждом уроке и, благодаря великому множеству форм такой работы, сделать так, чтобы ребёнок научился самостоятельно учиться и всем было бы интересно и познавательно.
Проблемы реализации читательской грамотности на уроках
Трудности в использовании заданий в первую очередь связаны с ограниченным количеством часов географии в неделю.
Учащимся трудно работать с предлагаемой информацией.
Применение сформированных у школьников предметных умений затруднено тем, что, решая задачи, наши учащиеся некритически воспроизводят привычные, стереотипные способы действий.
Пути решения: Реализация читательской грамотности на уроках географии
Разнообразить структуру заданий через творческое осмысление.
Вербальное восприятие письменной речи проводить через оформление презентаций.
Разрабатывать задания с использованием несплошных текстов : аналитические, информационные, позиционные, интерпретационные.
Правильно подбирать текстовый материал, чтобы он нес в себе воспитательный характер, связь с жизнью.
« Чтение, - говорил выдающийся педагог В. А. Сухомлинский, - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя…»
Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного чтения от класса к классу.