«Создание экологической тропы с виртуальной экскурсией для детей с ограниченными возможностями здоровья»
«Создание экологической тропы с виртуальной экскурсией для детей с ограниченными возможностями здоровья»
В настоящее время наша школа работает по проекту ОЭР: «Садовая терапия как одно из психолого-педагогических условий социально-адаптационной и лечебно – оздоровительной модели Школы – сада», позволяющей сформировать у них социально значимые качества личности, практические умения и навыки, необходимые в образовательной, трудовой и профессиональной деятельности. На основе гарденотерапии, «экологических садов» оздоровительная деятельность строится на экологической терапии, комплексно использующей растения и животных на уникальном ландшафте интерната в реабилитационных и профилактических целях детей с ограниченными возможностями здоровья.
Исходя из вышеперечисленных проблем, уровня возможностей социокультурной среды школы-интерната мы выбрали Проект программы «Создание экологической тропы с виртуальной экскурсией для детей с ограниченными возможностями здоровья».
Практическая значимость проекта: Одним из важнейших средств экологического образования учащихся является организация разнообразных видов деятельности школьников непосредственно в природной среде. Учебная экологическая тропа представляет собой специально оборудованную природную территорию, на которой созданы все условия для выполнения заданий, организующих и определяющих деятельность школьников.
Социальная значимость проекта: Сергеляхское шоссе, 12 км являлся одним из самых «лесных» районов города Якутска. Более 40% территории района покрыто лесами. Изменение экологической обстановки в связи с постройками жилых домов, дач стала проблемой гибели лесной зоны и проблема сохранения уникальной местности подножия горы Чочур – Муран, где будет проходить экологическая тропа. Поэтому надо научить своих учащихся видеть, замечать различные проявления антропогенного фактора, которые можно наблюдать в зоне маршрута тропы, и уметь комплексно оценивать эти результаты воздействия человека на окружающую среду. Учебная экологическая тропа - это перспективная учебная территория, где школьники выступают в роли учителей, пропагандистов, тружеников, где формируются их гражданские качества, активная жизненная позиция.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Создание экологической тропы с виртуальной экскурсией для детей с ограниченными возможностями здоровья» »
МОКУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательнаяшкола-интернат №34 VII вида(со структурным подразделением классов VIII вида)
городского округа «город Якутск»
Тема проекта: «Создание экологической тропы с виртуальной экскурсией для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Паспорт проекта
Руководитель образовательного
учреждения
Гурьева Виктория Николаевна
директор школы-интерната
Автор проекта
Михайлова Надежда Ивановна – учитель географии высшей категории, руководитель методического объединение естественного цикла
Социальные партнеры проекта
Управа округа «Сайсарский», высшие учебные заведения
г.Якутска (ЯГСХА, СВФУ – кафедра экологии), государственные и общественные учреждения (Институт Биологии, институт прикладной экологии Севера АН РС (Я), Этно-туристический комплекс «Чочур-Муран»
Сроки апробации и реализации проекта
2012 – 2013 учебный год
Анализ социокультурной ситуации
МОКУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №34 VII вида (со структурным подразделением классов VIII вида) выполняет в городе Якутске функции образовательного учреждения социального значения.
В школе-интернате обучаются и воспитываются дети с особыми образовательными потребностями (обучаются по программе 7 вида с диагнозом «Задержка психического развития», по программе 8 вида с диагнозом «Умственная отсталость»), из них 40 детей-инвалидов. Дети с проблемами школьной и социальной дезадаптации, имеющие нарушения целостно-личностной ориентации, высокую степень педагогической и социальной запущенности, отклонения интеллектуального и личностного развития.
Здания школы-интерната расположены в разных территориальных округах: школа - по ул. Чернышевского, 58 («Автодорожный округ»), интернат - по Сергеляхскому шоссе, 12 км («Сайсарский округ»). В пришкольном интернате проживает 60 воспитанников из пригородных сел, а также из неблагополучных и малоимущих семей.
На территории интерната (Сергеляхское шоссе, 12 км.), расположенном в живописном уголке города Якутска (гора Чочур-Муран, озеро Ытык-Кюель, этно-туристический комплекс «Чочур-Муран», усадьба Атласовых «ЫтыкХайа», подземное царство «Вечная мерзлота», санатории-профилактории«Чэбдик», «Сосновый бор», «Абырал»),созданы оптимальные условия для занятия сельскохозяйственным трудом в приусадебном хозяйстве:
- имеется пришкольный участок площадью 4 гектара земли (картофельное и капустное поля), 2 теплицы;
- построена учебно-опытная зона на приусадебной площадке интерната: построены цветники, имеется участок для высадки овощных культур.Создание клумб, изготовление флористических композиций, рыхление земли, прополка сорняков, пересаживание растений помогают привить детям уважение к природе, умение ценить ее, наблюдать за ней и умение вести здоровый образ жизни.
С целью приобщения детей к труду, приобретения навыков растениеводства, укрепления здоровья, витаминизации функционируют на территории интерната кружок «Пчелки - труженицы», летняя оздоровительно-трудовая площадка «Росток», туристко – краеведческий кружок для детей « группы риска» - « Школа выживания», зимняя оранжерея.
Для оздоровления воспитанников проводится курс фитотерапии (травяные отвары, витаминные напитки). В сезонное время педагогами проводится выращивание и сбор, хранение, приготовление необходимых лекарственных трав и плодово-ягодных культур. Совместно с социальными партнерами проводится большая работа по озеленению, посажены кустарники плодово-ягодных растений. Продолжается работа по расширению приусадебного хозяйства, по увеличению ассортимента растений по видам.
Приобщение детей с ограниченными возможностями здоровья к общественно-производительному труду в приусадебном участке, реабилитационном саду способствует привитию необходимых жизненных компетенций, самореализации, успешной социально-трудовой адаптации в обществе.
2. Из приоритетных направлений школы-интерната является создание дифференцированной социокультурной и эколого-краеведческой среды, в которой активно используются социокультурные возможности социума. Развивается социально-сетевое партнерство с образовательными, культурными учреждениями, государственными и общественными организациями округов «Автодорожный», «Сайсарский». С целью содействия социально-экономическому развитию данных округов реализуются совместные проекты по благоустройству, озеленению территории. Ведется комплексная поисково- краеведческая работа учащихся по изучению истории своего микрорайона «Залог», реализуется проект «Мы и наша малая Родина – Залог». По итогам поисково-исследовательской работы 12 учащихся (под руководством учителей Заморщиковой С.А., Михайловой Н.И.., Мигалкиной М.К.) выпущены два сборника-альманаха «История Залога в лицах», «Залог юбилейный» с рубриками «Залог героический», «Страницы истории», «Старожилы Залога», «Ветераны Великой Отечественной войны Залога», «Заложная семья», «Планета школа».
Учащиеся, педагоги школы-интерната активно и успешно участвуют в общественной жизни округов «Автодорожный», «Сайсарский», на окружных конкурсах, выставках, спортивных соревнованиях.
Заключены договоры перспективного взаимодействия с субъектами социокультурной среды школы-интерната, с учреждениями округов «Сайсарский», «Автодорожный»: ЯГСХА, БГУЭП, этнокомплекс «Чочур-Муран», санаторий-профилакторий «Сосновый бор»,Центр творческой реабилитации детей «Солнечный мир»и др.
Проблематика проекта
В нашей школе – интернате обучаются дети с диагнозом «задержка психического развития», 80% которых воспитываются в социально – неблагополучных семьях. Мы выделяем две группы учащихся:
В первую группу вошли дети – « группы риска» с нарушенным темпом физического и умственного развития, проблемами в поведении, склонных к отрицательным воздействиям окружающей среды. Эти дети уступают сверстникам в физическом развитии, отличаются инфантилизмом в познавательной деятельности и в волевой сфере, с трудом включаются в учебную деятельность, быстро утомляются, отличаются низкой работоспособностью.
Вторую группу составили учащиеся с функциональными расстройствами психической деятельности. Для этих детей характерно слабость основных нервных процессов, хотя глубоких нарушений познавательной деятельности у них нет, и в периоды хорошего состояния, благополучной учебно-воспитательной микросреды они добиваются нормальных результатов в учёбе.
Учитывая результаты мониторинга состояния психологического, соматического здоровья учащихся нашей школы, понимая особенности их обучения и воспитания, принимая их возможности интеграции в социум, школа ставит перед собой цель создания специальных условий для успешного обучения, развития каждого ребенка в конкретной социальной среде.
По итогам результатов по экологической и туристической деятельности в кружке «Школа выживания» с охватом подростков « группы риска» выявлено то, что трудности учебе, отклонение в поведении ребенка наиболее полно подвергается коррекции в естественной среде. Созданная в естественных условиях микросреда позволяет видеть ребенка как индивидуальность, гармоничные законы природы раскрывают « скрытые механизмы души» ребенка. Реабилитация, социализация личности детей с ограниченными возможностями здоровья достигается путем создания эффективного эколого-краеведческого пространства в режиме школы, ориентированной на основе опоры на их сохранные возможности, нацеленного на то, чтобы обеспечить адаптацию учащихся к современным социальным условиям жизни.
В настоящее время наша школа работает по проекту ОЭР: «Садовая терапия как одно из психолого-педагогических условий социально-адаптационной и лечебно – оздоровительной модели Школы – сада», позволяющей сформировать у них социально значимые качества личности, практические умения и навыки, необходимые в образовательной, трудовой и профессиональной деятельности. На основе гарденотерапии, «экологических садов» оздоровительная деятельность строится на экологической терапии, комплексно использующей растения и животных на уникальном ландшафте интерната в реабилитационных и профилактических целях детей с ограниченными возможностями здоровья.
Исходя из вышеперечисленных проблем, уровня возможностей социокультурной среды школы-интерната мы выбрали Проект программы «Создание экологической тропы с виртуальной экскурсией для детей с ограниченными возможностями здоровья».
Практическая значимость проекта: Одним из важнейших средств экологического образования учащихся является организация разнообразных видов деятельности школьников непосредственно в природной среде. Учебная экологическая тропа представляет собой специально оборудованную природную территорию, на которой созданы все условия для выполнения заданий, организующих и определяющих деятельность школьников.
Социальная значимость проекта: Сергеляхское шоссе, 12 км являлся одним из самых «лесных» районов города Якутска. Более 40% территории района покрыто лесами. Изменение экологической обстановки в связи с постройками жилых домов, дач стала проблемой гибели лесной зоны и проблема сохранения уникальной местности подножия горы Чочур – Муран, где будет проходить экологическая тропа. Поэтому надо научить своих учащихся видеть, замечать различные проявления антропогенного фактора, которые можно наблюдать в зоне маршрута тропы, и уметь комплексно оценивать эти результаты воздействия человека на окружающую среду. Учебная экологическая тропа - это перспективная учебная территория, где школьники выступают в роли учителей, пропагандистов, тружеников, где формируются их гражданские качества, активная жизненная позиция.
Философские основания
Человек познает мир на протяжении всей своей жизни. В созидании целостности личности, культуры окружающего мира огромную роль играет образование. Особенностью экологического образования было то, что оно появилось ввиду жизненной необходимости всех людей на планете. Сластенин Ц.А. отмечает, что «экологическое образование - это не часть образования, а новый смысл и цель современного образованного процесса – уникальное средство сохранения и развития человека и продолжения человеческой цивилизации». Цель экологического образования – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления, это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природоиспользования и пропаганду идей оптимизации, активная деятельность по изучению и охране своей местности, защите и возобновлению природных богатств.
Экологическая тропа - это специально оборудованный маршрут, проходящий через различные экологические системы и другие природные объекты, архитектурные памятники, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором идущие (гуляющие, туристы и т. п.) получают устную (с помощью экскурсовода) или письменную (стенды, аншлаги и т. п.) информацию об этих объектах. Организация экологической тропы - одна из форм воспитания экологического мышления и мировоззрения.
Основное назначение троп природы - воспитание культуры поведения людей в природе. Таким образом, она выполняет природоохранную функцию. С помощью таких троп углубляются и расширяются знания экскурсантов об окружающей их природе (растительном и животном мире, геологическом строении местности и т. п.), совершенствуется понимание закономерностей биологических и других естественных процессов. Это повышает ответственность людей за сохранение окружающей среды, способствуя воспитанию чувства любви к природе, своей родине.
Жизнь постоянно требует углубления и расширения знаний школьников об окружающей среде. Одновременно требуется, чтобы школьники овладели навыками и умениями ухаживать, защищать и улучшать окружающую среду, усвоили нормы поведения в природной среде, сформировали и развили в себе социально-активную позицию по отношению к природе.
Из этого следует концептуальная идея «Я – Дитя природы», которая проходит лейтмотивом в эколого-краеведческой микросреде « Я – Дитя природы, а Природа – это мир, в котором я живу. Это моя родная земля, её просторы, каждое деревце, кустик, каждое живое существо. Если я постигну законы природы, стану красивее, чище, добрее…». Следовательно, вытекают основные педагогические цели экологического образования:
Воспитывать у каждого школьника потребность сознательного соблюдения нормы ответственного отношения к окружающей природной среде, что должно проявиться и в его личном поведении и деятельности.
Формировать у детей, начиная с дошкольного возраста, навыки бережного отношения к животному и растительному миру, рационального использования, защиты и улучшения окружающей среды. Одновременно у учащихся должно быть воспитано нетерпимое отношение ко всему, что разрушает, ухудшает природу. Формирование любого навыка – это деятельная и кропотливая работа.
Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности школьников непосредственно в природной среде, мире природы. Данное положение требует создания «учебного кабинета в природе». Учебная экологическая тропа, образованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность учащихся в природном окружении. Задания выполняются во время экскурсий, а также полевого практикума.
Основные педагогические условия формирования и воспитания экологического поведения детей в окружающей природной среде, изучении родному краю на экологической тропе сводится к следующему:
Овладение школьниками природоохранительных знаний, которые представляют собой систему междисциплинарного учения;
Приобретение нужных эколого – краеведческих знаний в процессе поисковой и исследовательской работы, а также практических навыков (деятельностным путем).
Разнообразная практическая природоохранительная деятельность в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, организуемая на основе самостоятельного и творческого решения выдвигаемых задач.
Усвоение географических знаний о своём крае создаёт теоретическую и практическую основу бережного, разумного отношения к природе при общении с ней во время отдыха, походов, в будущей конкретной хозяйственной деятельности.
Цель проекта: Осуществление экологического обучения и воспитания учащихся, организация помощи в сохранении природы данной территории с применением информационно-коммуникативных технологий для создания виртуальных экскурсий по объектам экологической тропы.
Задачи проекта:
формирование у обучающихся понимания взаимоотношений природы и человека;
научить школьников прогнозировать изменения окружающей среды при изменении отдельных компонентов, анализировать экологическую обстановку территории различными способами;
внедрение поддерживающей психологической среды для содействия психологическому развитию, адекватной самооценки и самоуважения, развитие стремления к самореализации;
организация разнообразных видов деятельности школьников непосредственно в природной среде, « в мире природы», организовать полезный досуг учащихся;
развивать исследовательскую деятельность учащихся в коррекционной школе;
восстановление адекватных социальных ориентиров и моральных норм поведения, воспитание не потребительского отношения к жизни и окружающей среде обитания.
Виртуальная экскурсия помогает решить следующие задачи:
-активизации познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья;
-повышение эффективности добытой информации;
-создание набора цифровых образовательных ресурсов для организации учебной работы.
Виртуальная экскурсия представляет собой программно-информационный продукт в виде видео-, аудио, фото-, графических материалов, предназначенный для интегрированного представления информации по природным объектам экологической тропы.
Значение тропы: Экологическая тропа, показывает причинно–следственные связи в природе, взаимодействие природы и общества. Она дает возможность осуществить комплексный подход к изучению и охране природных комплексов на определенном природном участке. Работа на экологической тропе развивает у учащихся наблюдательность, любознательность.
Психологическая концепция
Проект программы разработан в соответствии Нормативно-правовой и документальной основой Закона «Об образовании», Федеральной государственной образовательной стандартом общего образования, Концепцией воспитания российских школьников.
«В соответствии с Программой мероприятии по реализации Концепции экологического образования и воспитания подрастающего поколения» утвержденной постановлением 1997 года, Министерства образования культуры и здравоохранения РК и Министерства экологии и природных ресурсов РК утвердили национальную программу экологического образования в которой приняты во внимание общие принципы экологической политики в области экологического образования, выработанные ООН, ЮНЕСКО и другие, определены собственные специфические периоды роста и развития системы экологического образования и воспитания. Среди многочисленных проблем особое место занимают углубление и расширение комплексных экологических знаний учащихся средних школ.
Концепция ФГОС общего образования включает Базовые национальные ценности Российского общества раздел Природа: эволюция – родная земля – заповедная природа – планета Земля – экологическое сознание. В данном проекте Природа как важнейший ресурс для развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
1.Психолого-педагогические основания предлагаемого проекта
Сложившаяся в настоящее время система школьного и внешкольного образования и воспитания включает большой объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования в направлении роста и развития экологической культуры. В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за сохранность природы, вырабатывать активную жизненную позицию по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды. Отношение ребенка к окружающей природной среде в существенной степени определяет три фактора:
непосредственное познание природы;
школьное экологическое воспитание;
средства массовой информации.
Технология этой работы базируется на принципах нашей отечественной психологии и педагогики. Отечественные психологи В.И.Панов, С.Д.Дерябо, В.А.Ясвин, В.П.Песков отмечают необходимость рассмотрения психики человека через соотношение трех реальностей: биологической, психологической и социальной. Психика человека рассматривается через соотношение трех реальностей: биологической, психологической и социальной. Человек не может без ущерба долго пребывать вне здоровой экологической среды. Он родился, эволюционировал в лоне естественной природы – среди цветов и растений, животных и насекомых. На планете, которая подчиняется законам солнечной системы. В основе модели экологической терапии лежит врожденное стремление людей к природе, так называемая биофилия, которая может выражаться как активно, так и пассивно.
Педагогу следует помнить, что на ребенка в процессе формировании личности влияют:
- природа и родной язык;
- общение в семье, в школе, окружающая среда;
- его деятельность;
- средства массовой информации, искусство, литература;
- образ жизни самого ребенка, его стремления, планы, роль, которые он выполняет в микросреде.
В исследованиях психологов и педагогов разработаны основные принципы социального воспитания. Принцип природосообразности, – изучение задатков и способностей ребенка и содействие в их развитии. Природные народности предлагает учет национальной культуры, традиций и родного языка. Принцип гуманности основан на признании индивидуальности каждого ребенка. Принцип социальной ответственности общества за реализацию человека в творчестве, приобретении знаний, удовлетворение в общении, если содержание учебных предметов способствует экологически целостных ориентаций.
Функции программы
психофизиологическая функция - взаимодействие с животными и растениями может снимать стресс, нормализовать работу нервной системы, психики в целом;
психотерапевтическая функция – взаимодействие детей с животными и растениями может существенным образом способствовать гармонизации их межличностных отношений;
реабилитационная функция – контакты с растениями и животными являются доступным каналом взаимодействия личности с окружающим миром, способствующим как психологической, так и социальной;
функция удовлетворения потребности в компетентности – потребность в компетентности, выражаемая формулой «я могу», «я знаю», являются одной из важнейших потребностей человека;
функция самореализации – одной из важнейших потребностей человека является реализация своего внутреннего потенциала, осознание собственной значимости для других, представленного в их жизни и в их личности.
Описание школьного уклада.
Эколого-краеведческая микросреда школы – интерната представлена 3-мя блоками:
1 – блок Эколого - краеведческое обучение с проведением элективных курсов;
№
Название
элективного курса
Цели
Кол-во охвата (детей,
спец-тов)
Место
прове-
дения
Время
прове-
дения
Ответственный
1
«Изучение родного края с применением садовой терапии для детей с ОВЗ»
Воспитание экологически грамотного, социально-активного школьника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.
12 уч-ся
5-7 кл. 8-9кл.
(диагноз «Умственная отсталость»);
1 психолог
На местности ЧочурМуран, где находится интернат
5-7 кл. – понед.
8-9 кл. - пятница
Терещенко Герман Юрьевич – учитель естествознания
3
«Видеоэкология - мониторинг окружающей среды» – социально-экологическое творчество детей с ОВЗ в условиях Школы- Сада».
Формирование у детей с ОВЗ способности и готовности к социально преобразующей добровольческой деятельности (социальному творчеству),
частности в экологической сфере социума Школы – Сада.
11 уч-ся
6-7 кл.
(диагноз «Задержка психического развития»);
1 психолог
На базе школы
2 раза в неделю
суббота
Михайлова Надежда Ивановна – учитель географии высшей
категории
2 – блок Эколого-краеведческое воспитание: Формирование экологической культуры учащихся воспитывается при чувстве единения с природой, в понимании ответственности за судьбу природы, любви ко всему живому при частом, регулярном контакте с природой, при непрерывном экологическом образовании в школе:
- предметные Недели и Декады по географии, биологии, экологии; экологические акции, внеклассные мероприятия 22 апреля Всемирный День Земли.
- создание экспериментальных туристско – краеведческого, биологического классов.
3 – блок Организация занятости и оздоровления детей: Основные задачи блока:
* формировать чувство любви, ответственности к родному краю;
Каждое лето наши дети отдыхают, укрепляют свое здоровье и занимаются полезным трудом на летней оздоровительно-трудовой площадке «Росток», в экологическом лагере «Юные волонтеры», занимаются туристко-краеведческом кружке для подростков «группы риска» - «Школа выживания».
V. Содержание образования
1.Описание способа (механизма) реализации проекта. Основой эффективной реализации проекта являются принципы: гуманизации и гуманитаризации, дифференциации, психологической поддержки, интегративности, экологизации:
Принцип гуманизации образовательного процесса, обеспечивающий активизацию творческого потенциала личности.
Принцип гуманитаризации предусматривает насыщенные содержания учебных программ общечеловеческими ценностями и проблемами, изменения взаимодействия между предметными областями знания, усиления внимания к историческим ценностям, своим корням, приобщения культуре и искусству.
Принцип дифференциации, согласно которому образовательная программа предполагает создание дидактических условий, учитывающих типологические особенности учащихся (их интересы, творческое способности, сохранные потенциальные возможности и т.д.).
Принцип психологической поддержки рассматривает учение как индивидуальную деятельность каждого ученика, её коррекцию и поддержку со стороны педагогического коллектива.
Принцип интегративности, методологическим основанием которого служит идея целостности материального мира, всеобщности связей, существующих в природе и в обществе.
Принцип личностно – ориентированного (личностно-деятельного) подхода основан на активном включении ученика в практическую деятельность, направленную «на открытие» им самим нового знания, умения и навыков.
Принцип экологизации предполагает воспитание бережного и ответственного отношения ученика к своему здоровью и близких людей, здоровому образу жизни и среде проживания, саморегуляции и самовоспитания.
Методологическим подходом к реализации программы является преемственность данного проекта и образовательной программы школы-интерната, Программы развития школы-интерната, также реализующейся в настоящее время опытно-экспериментальной программы. Реализация данного проекта осуществляется в рамках междисциплинарного взаимодействия специалистов и учителей школы-интерната (психолога, дефектолога, учителей естественных предметов, социального педагога) на основе оптимально-личностного подхода.
Данная программа рассчитана для учащихся начальных классов (2-4 классы) и детей-подростков (5-9 класс).
Для эффективной реализации проекта опытно-экспериментальная работа осуществляется при научной поддержке Института экологии, в тесном содружестве образовательными учреждении СВФУ, ЯГСХА, также будет реализовываться при непосредственном взаимодействии и сотрудничестве с профессионалами: ботаниками, экологами, географами, психологами.
Специалистами-землеведами Ботанического сада ИБПК СО РАН ЯФ исследована и составлена почвоведческая карта-справка для проведения озеленительных работ, экологами дана консультация по экосистеме природного комплекса окружающей среды территории интерната.
2. Описание структуры предлагаемой системы
Содержательный аспект программы
Предпосылки создания на территории интерната
Территория интерната расположена на12км к западу от города Якутска, у подножья священной горы Чочур – Муран. Уникальный ландшафт, остаток сплошной полосы сосновых лесов, побережье озера «Ытык-Кюель» – основные рекреационные составляющие. Выделяющиеся сосной ароматические масла, настоянные на лучах солнца, являются незаменимым природным источником жизненной энергии. Содержащиеся в них терпены и фитонциды обладают мощным бактерицидным действием. В сосновом лесу в 1 кубометре воздуха обитает менее ста колоний микробов. Для сравнения: в городе их количество возрастает до 10-12 тысяч, а в квартире – до 20-30 тысяч. География местности Чочур - Муран представленная уникальной по своим природным характеристикам изолированной экосистемой, изначально исключает неблагоприятное воздействие на детский организм различного рода токсикантов, аллергенов, инфекционных агентов, предполагает возможность оздоровления в условиях привычного климата. Соответствующая инфраструктура, транспортная доступность, рекреационные ресурсы территории интерната отвечают современным требованиям комфортности, функциональной компактности и благоустройства, а существующая материально-техническая база интерната недостаточно соответствует.
Учебная экологическая тропа с метеоплощадкой.
Маршрут экологической тропы выбирается таким образом, чтобы в них были представлены не только участки нетронутой «дикой природы», которую позволяет природный комплекс территории интерната, но и антропогенный ландшафт
(реабилитационный сад, огород, картофельное и капустное поле). Это позволяет проводить сравнительное изучение естественной и преобразованной среды, изучать характер природопреобразующей деятельности человека, учиться прогнозировать всевозможные последствия этой деятельности.
Выбор маршрута. При выборе маршрута учитывались привлекательность окружающего ландшафта (природный комплекс окрестности «Чочур-Муран», и экосистема озера «Ытык – Кюель», чередование открытых пространств с лесными тропинками. Длительные участки с монотонными однотипными природными сообществами утомляют ребенка, делают маршрут неинтересным. Наряду с привлекательностью тропа должна быть информативной, познавательной и просветительной. Она должна воздействовать на эмоции, интеллект, чувства слушателя. Это виды растений, животных, форм рельефа и другие элементы живой и неживой природы. Изучение видового многообразия прямо отвечает выполнению требований учебной программы по ботанике, зоологии, естествознании и географии.
В качестве зрительного образа использовались элементы антропогенного ландшафта (реабилитационный сад).
Пример: Экологическая тропа « Солнечная» с виртуальной экскурсией для детей с ограниченными возможностями здоровья рекомендуется малая протяженность тропы, в среднем 1-2 км.
Цели и задачи учебной экологической тропы.
Само название «учебная тропа природы» можно понимать как «мы изучаем природу» и « как природа нас учит». Другими словами, прежде всего, цель создания тропы заключается в обучении и воспитании учащихся.
По словам известного американского эколога Олдо Леопольда, «как участок леса должен давать своему владельцу не только доски, дрова и столбы, но и еще образование. Это урожай мудрости всегда под рукой, однако его не всегда пожинают».
Таким образом, создание учебной экологической тропы направлено на решение четырех задач: экологическое образование и воспитание, отдых детей в природе, сохранение природы в прилагающей среде.
1.Типы учебных экологических троп:
прогулочно-познавательные тропы природы, имеют протяженность (1-2 км);
краеведческо- туристические тропы (30-40 мин. до 2 часов).
2. Составление Паспорта на учебную экологическую тропу.
3. Оборудование экологической тропы:
- прокладка на местности маршрута тропы и составление крупномасштабной картосхемы;
- объекты, включенные в экологический маршрут - лесополоса, сельхозугодия, смешанный лес, овраг, озеро, гора, пруд, сад и.т.п;
- на тропе устанавливаются информационные щиты и знаки, общий указатель и схема тропы
- правила поведения на природе
- лозунги и призывы
- сведения об отдельных природных объектах и явлениях
- сведения о памятниках природы, расположенных в зоне тропы
- рисунки, поэтические тексты
- экологические дорожные знаки и указатели.
Требования в виртуальной экскурсии как к организационной форме работы практически не отличаются от требований к проведению реальных традиционных экскурсий. Но характерными признаками виртуальной реальности будут являться следующее:
- моделирование в реальном масштабе времени;
- имитация окружающей обстановки с высокой степенью реализма;
- возможность неоднократного повторения в необходимом темпе;
- текстовая и графическая информация составляют основу экскурсии, уместна звуковая информация для голосов дикой природы;
- видеоинформация.
Значение учебной экологической тропы.
Работа на тропе помогает реализовывать связь обучения с жизнью, с трудом людей, воспитывает у школьника трудолюбие и уважение созидательному труду.
Школьники не только расширяют свои естественно научные знания, но и постигают отношения человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха.
Создание учебных экологических троп помогает гуматизировать образование. Все знания, навыки, умения, чувства, убеждения, которые формируются в ходе занятий на тропе, направлены на решение одной из самых гуманных задач нашего времени – оптимизации отношений человека с природной средой.
Способствуют изучению, наблюдению учащимся объектов и явлений природы, дальнейшему нахождению тем познавательно – исследовательской работы, проектированию этих исследований.
Значение виртуальной экскурсии:
дополнительный поиск Интернет – ресурсов об изучаемом природном объекте;
презентация творческих, исследовательских работ по программе Power Point;
приобщение детей с ОВЗ к Интернет –ресурсам для развития детского творчества, связанного с освоением компьютера и телекоммуникационных сетей;
стимулирование интереса детей к изучению своего края, своей «Малой Родины», участие в виртуальных конкурсах.
Этапы создания учебной экологической тропы
I – этап: Разрабатывать концептуальные основы изучения данной проблемы и методы мониторинга состояния объектов, включенных в экологическую тропу.
II – этап: Описание объектов, включенных в экологический маршрут.
III – этап: Обобщение собранного материала, информации разработать и апробировать.
IV– этап: Учащиеся, которые прошли учебную экологическую тропу по программе сдают
экологический минимум.
Модель внедрения виртуальной экскурсии:
создание интернет-страницы « Виртуальная экскурсия по экологической тропе
« Солнечная»;
апробация на базе школы-интерната;
использование на уроках и внеклассных занятиях по краеведению.
Этапы реализации проекта
- В первом полугодии 2011-2012 году планируется заняться прокладыванием учебной экологической тропы. Её территория будет простираться от интерната (будет включена прилегающая территория, на которой на протяжении уже нескольких лет ведется сельскохозяйственная работа) и территория ближайшего лесного массива.
- Во втором полугодии 2011-2012 учебного года планируется начать непосредственную работу на выбранном участке. Каждый учащийся в соответствии со своей функцией должен будет выполнять под руководством куратора-учителя исследовательскую работу (изучение состава почвы, состава воздуха и т. д).
- Кроме того, перед дачным сезоном, в период пожароопасности (весна-лето) будет вестись пропаганда сохранения лесной зоны (выпуск буклетов, плакатов). На данном этапе велика роль поддержания контакта с местными СМИ.
- Далее планируется расширение работы с включением аналитического компонента
(постоянный мониторинг окружающей среды).
Связь с местными СМИ
Подготовка силами школьников видеосюжетов о создании экологической тропы для детских и подростковых телеканалов: например « Пропеллер» телеканал БГУЭП.
Техническое обеспечение:
Приборы для исследования воздуха, почвы, компасы, планшеты, дневники наблюдений, буклеты, плакаты, щиты, для проведения учебно- практических работ – цифровая школьная метеостанция.
Бюджет проекта:
Пошив зеленых галстуков для каждого участника экологической тропы, приобретение футболок, бейсболок (примерно 5000 рублей)
Закупка необходимого оборудования (школьная экологическая лаборатория) (10000 рублей)
Цифровая школьная метеостанция – 50000 рублей
Безвозмездное использование оборудования, предоставляемого СЭС г. Якутска.