Просмотр содержимого документа
«Релаксационные упражнения на уроках географии.»
Задорина Елена Сергеевна, учитель географии МБОУ СОШ № 6 г.Шарья Костромская область
Мастер – класс
Релаксационные упражнения на уроках географии.
Физминутки.
Физкультминутки - эффективное средство повышения работоспособности учащихся. Выполнение 3–5 физкультурных упражнений в середине урока или занятия улучшает функциональное состояние опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы, организма в целом. Положительный эффект физкультминутки (паузы) основан на физиологических механизмах активного отдыха. Необходимая разрядка осуществляется за счет высокого эмоционального подъема детей, который неизбежно возникает во время движения, выполнения физических упражнений. Ее целесообразно вводить в урок примерно через 20–25 минут от начала, когда появляются первые признаки утомления (неустойчивость внимания, вялость, нарушение правильной осанки и пр.). Грамотно подобранная физкультминутка, соответствующая не только предмету, но и теме урока, способствует повышению эффективности усвоения учебного материала:
Физкультминутка при изучении сторон горизонта. Повернись на север и подними руки вверх. Повернись на зепад и присядь. Повернись на восток и подпрыгни. Повернись на юг и вытяни руки перед собой.
При сопоставлении карт разной тематики , развешивать их в разных местах, чтобы дети поворачивали голову, ходили по классу. Например при сопоставлении физической и тектонической карты.
4.Тянемся руками. Достаем руками до пола столько раз, сколь материков на Земле. Назвали материк - наклонились, выпрямились, снова назвали материк - наклонились и т. д.
5. А над морем чайки кружат, Полетим за ними дружно. Брызги пены, шум прибоя, А над морем - мы с тобою!
(машут руками)
Мы теперь плывем по морю И резвимся на просторе. Веселее загребай И дельфинов догоняй.
(плавательные движения руками)
Поглядите: чайки важно Ходят по морскому пляжу.
(ходьба на месте)
Сядьте, дети на песок, Продолжаем наш урок.
Ветер
Осторожно ветер За калитку вышел,
(руки вверх и махи руками вправо-влево)
Постучал в окошко,
(постучать пальчиками по парте)
Пробежал по крыше,
(перебирать пальчиками по парте)
Покачал тихонько Ветками черемух,
(руки поднять вверх, махи руками вправо-влево)
Пожурил за что-то Воробьев знакомых.
(погрозить пальчиком)
И, расправив гордо Молодые крылья, Полетел куда-то Вперемешку с пылью.
(махи руками)
Физминутка «Суша и вода» развивает внимание. Выбирается ведущий. Остальные учащиеся встают из за парт. Ведущий говорит « вода», надо прыгнуть. Когда говорит «суша», надо присесть на корточки или на стул. Вместо слова «вода» ведущий может сказать « озеро», « болото», « Гибралтарский пролив», « Хуанхэ», « Инд» и.т.д. А слово «суша» заменить на « остров», « берег», « Урал», « Сахара», « Гималаи» и. т.д.
Географию учить-не сидеть на печи,
А взвалив рюкзак на плечи
По планете прошагать
Дружно песню распевать.
Ты на запад посмотри
На восток ты посмотри
Над горою дым и пепел-
это грозное явление
(ВУЛКАНА ИЗВЕРЖЕНИЕ)-хором
Всё дрожит земля и дом
Стены ходят ходуном
Это страшное явление
Мы зовём –ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ-хором-
Очень грозное явление
С шансом малым на спасение
Всё гигантскими волнами
На пути крушит
ЦУНАМИ-хором
За столы скорей садитесь
И за атласы беритесь
Где явления эти были иль бывают
Знаками условными на карте отмечают.
Рефлексия
Рефлексия. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.
Рефлексия в конце урока
-что мне понравилось…
-сегодня я узнал,что…..
-сегодня я научился…
- оказывается что…
- мне пригодятся знания о…
- на уроке мне пришлось….
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- Теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…
Например: Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.
При изучении темы: "Водные ресуры" 8 класс, учащимся предлагается составление синквейна на выбор по темам: "Вода", "Водные ресурсы", "Наводнение", работая в группах по 4 человека.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза из 4 слов, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Три варианта синквейнов созданных учениками.
1 вариант ВОДА
Чистая, пресная
Течет, испаряется, питает
Основа жизни на Земле
Жидкость.
2 вариант ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ
Необходимые, уникальные
Пьем, используем, расходуем
Воды используемые в жизни и деятельности
Богатство.
3 вариант НАВОДНЕНИЯ
Сильные, страшные
Затопляют, размывают, разрушают
Повышение уровня воды в реке
Акрослово
Например, дайте характеристику Волге или подбери слова-ассоциации.
В-великая
0-огромная
Л-любимая
Г-главная
А-Астрахань
Фразеологизм или пословица
Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон и т.д.
Несколько замечаний по теме.
Такие приемы, как инсерт, синквейн, кластер и другие не нуждаются в пояснении и зарекомендовали себя весьма эффективно. С одним "но"! Если учитель использует их постоянно, чтобы дети могли привыкнуть к такой работе. Иначе создание того же синквейна превратится в каторжную работу, а не позитивное и эффектное завершение темы.
Библиография
Здоровьесберегающие технологии https://studfiles.net/preview/3962813/
Здоровьесбережение на уроках географии https://videouroki.net/razrabotki/doklad-zdorovesberezhenie-na-urokakh-geografii.html