Разработка урока географии экологической направленности «Азбука животного мира Саяно – Шушенского биосферного заповедника».
Разработка урока географии экологической направленности «Азбука животного мира Саяно – Шушенского биосферного заповедника».
Проект, который мы разработали с учащимися 8 класса, поможет познакомиться ребятам с видовым составом животных Саяно – Шушенского биосферного заповедника и сравнить животный мир данного заповедника и национального парка Смоленское Поозерье, на территории которого 19-20 апреля прошел слет друзей, где мы тоже представляли свою природоохранную работу.
Данный проект был составлен в алфавитном порядке, учащиеся смогли поработать с ИНТЕРНЕТОМ, книгами, которые есть в школьной библиотеке, а также нам помог диск, который мы получили в подарок от Саяно –Шушенского биосферного заповедника.
Мы будем рады, если и наш проект тоже кому – то поможет узнать и изучить животных Саяно – Шушенского биосферного заповедника.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Сейчас на земном шаре насчитывается более 3 миллионов животных, начиная от самых мелких бактерий до гигантов моря – синих китов.
Животные - обитатели всех уголков Земли. Их можно встретить в глубинах океана и высоко в горах, в жарких пустынях и в холодных льдах.
В нашей школе разработана система работы по экологическому воспитанию учащихся, которая имеет практическую и теоретическую направленность, так 4 октября в нашей школе ежегодно отмечается Всемирный день защиты животных. Результативность экологического образования в школе можно определить не только по ее активному участию во всех городских, областных, всероссийских и международных мероприятиях, но и по социально – экологическим действиям школьников.
Ежегодно наши учащиеся изготавливает несколько десятков кормушек и скворечников, которые развешиваются не только на территории школьного двора, но передаются в национальный парк Смоленское Поозерье, детскому дому. За зиму мы сохранили жизни 42 воробьям, 5 сойкам, 9 сорокам, 13 синицам, двум дятлам, 17 снегирям, одному дрозду- рябиннику, такое количество птиц ежедневно кормились в «птичьей столовой», которая состояла из 22 кормушек.
Проект, который мы разработали с учащимися 8 класса, поможет познакомиться ребятам с видовым составом животных Саяно – Шушенского биосферного заповедника и сравнить животный мир данного заповедника и национального парка Смоленское Поозерье, на территории которого 19-20 апреля прошел слет друзей, где мы тоже представляли свою природоохранную работу.
Данный проект был составлен в алфавитном порядке, учащиеся смогли поработать с ИНТЕРНЕТОМ, книгами, которые есть в школьной библиотеке, а также нам помог диск, который мы получили в подарок от Саяно –Шушенского биосферного заповедника.
Мы будем рады, если и наш проект тоже кому – то поможет узнать и изучить животных Саяно – Шушенского биосферного заповедника.
Цели урока:
- продолжить формирование знаний учащихся об особенностях заповедников мира;
- формировать умения и навыки применять знания при выполнении различных заданий, анализировать, сопоставлять, обобщать данные, логически и критически мыслить, развивать ИКТ – компетенции, развивать познавательный интерес к особо охраняемым объектам природы;
- воспитывать любовь к красоте родной природы, гордость за наши природные богатства, бережное отношение к животным, воспитание экологической культуры подрастающего поколения.
Форма проведения урока: экскурсия (виртуальная, с помощью мультимедийного оборудования).
Методы, используемые на уроке:
обучение учащихся строится на основе сотрудничества, учитываются индивидуальные особенности учащихся. В ходе проведения мероприятия предусматривается использование инновационных и традиционных методов и форм: словесные (информирование, обсуждение), информационно – коммуникационные (работа с книгами, поиск в Интернете, умение работать с информацией, принимать оптимальное решение), проектно – исследовательские. Учащиеся работают в группах, индивидуально, коллективно.
Оборудование:
- мультимедийное оборудование;
- выставка: книжная выставка по заповедникам и национальным паркам, памятки, буклеты, программки виртуальной экскурсии.
Предварительная работа:
В течение двух недель учащиеся выполняют следующую работу:
1. Подбирают материал для создания презентации (каждая группа получила несколько букв из алфавита и должна подобрать информацию о животном на определенную букву и голоса птиц).
2. Создают презентацию по теме выступления.
3. Работают с сайтами Интернета.
4. Учитель географии выполняет роль консультанта.
5. Библиотекарь подбирает книги для работы над проектом и для выставки.
6. Выставка творческих работ учащихся «Животные Красной книги».
7. Учащиеся изготавливают буклеты и программки.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Учитель: – Добрый день! Уважаемые учащиеся, гости нашего заседания, сегодня мы совершим виртуальную экскурсию по Саяно – Шушенскому биосферному заповеднику и познакомимся с животными данного заповедника. Всех животных мы выстроили по алфавиту.
План нашего путешествия следующий:
Каждая группа юных ученых зоологов подготовила нам знакомство с животным на определенную букву, мы узнаем об их повадках, а также сможем послушать голоса птиц.
Сопровождать нашу виртуальную экскурсию будет презентация, которую составили наши юные компьютерщики.
Ведущий: Многие виды животных и растений сохранились только благодаря заповедникам. Заповедники создаются, чтобы изучить как можно больше разнообразных экологических систем и одновременно сохранить все богатство видов как бесценных носителей генофонда нашей планеты. На подконтрольных участках прослеживаются закономерности развития самых сложных экологических систем. Благодаря мудрости наших предков некоторые земли сохранились в почти нетронутом состоянии. Этим было положено начало заповедникам и заказникам.
Животный мир Саяно- Шушенского заповедника насчитывает более 50 видов млекопитающих, 300 видов птиц, 21 вид рыб, 5 пресмыкающихся и 2 вида земноводных. Из них около 100 являются редкими, исчезающими и включенными в Красную книгу. С 25 представителями животного мира мы сегодня и познакомимся.
Слово предоставляется группам учащихся – зоологов:
Первая группа зоологов рассказывает о бабочке Аполлон, птицах: Балобан, Вьюрок сибирский, Гриф, Дрозд чернозобый.
(Рассказ сопровождает презентация слайд 2-6).
Вторая группа зоологов рассказывает о рыбе елец, птице - Журавль –красавка, Зайце – беляке, Ирбисе, Кабарге.
(Рассказ сопровождает презентация слайд 7- 11).
Третья группа зоологов рассказывает о Лосе, Мануле, Неясыти длиннохвостой, Оляпке, Пустельге.
(Рассказ сопровождает презентация слайд 12- 16).
Четвертая группа зоологов рассказывает о Рябчике, Сапсане, Турпане, Ушане, Хрустане.
(Рассказ сопровождает презентация слайд 17- 21).
Пятая группа зоологов рассказывает о Чеглоке, Шилохвости, Щитоморднике, Уларе алтайском, Ястребе - тетеревятнике.
(Рассказ сопровождает презентация слайд 22- 26).
Ведущий: Наша экскурсия подошла к концу.
С помощью наших зоологов мы сегодня еще больше узнали о Саяно – Шушенском биосферном заповеднике, его животном мире. Каждый из вас, даже не став ученым, не работая в заповеднике, может сделать свой вклад в сохранение животных на Земле.
Старательно вникая в опыт древних
И постигая суть его корней,
Я стойкости учился у деревьев,
А ловкости и силе - у зверей.
У птиц учился чувствовать свободу,
У рыб – сосредоточенно молчать, -
Поэтому обязан я природу
От всех врагов достойно охранять!
Список используемой литературы.
1. Большая энциклопедия природы. Заповедники. Том 9. Москва, Мир книги, 2004 год.
2. Житлухина Т. И., Сонникова А. Е. Изменения флоры и растительности в зоне Саяно-Шушенского водохранилища.. // На-учн.-практ. конферен. Экологические проблемы Саянского террит.-произв. комплекса. Тез. докл. Абакан, 1988, с. 96-98
3. Завацкий Б. П. Снежный барс западного Саяна и Кузнецкого Алатау. // Снежный барс. Алма-Ата, 1992, с. 62–68.
4. Заповедными тропами. Пособие для учащихся. Издательство «Просвещение», 1980 год.
6. Красная книга Красноярского края. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных. Под общ. ред. Е. Е. Сыроечковского и Э. В. Рогачевой. Красноярск, 1995, 408 с.
7. Лесная энтомофауна Саяно-Шушенского биосферного заповедника. Красноярск, 1995, 46 с.
8. Саяно-Шушенский заповедник на сайте «ООПТ России»