kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работа ученицы:Карта мира на обеденном столе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность темы исследования: Родина многих культурных растений находится далеко за пределами нашей страны. История их переселения связана с интереснейшими историческими событиями, сухопутными и морскими путешествиями, и в первую очередь с эпохой великих географических открытий. Узнавая родину того или иного растения, мы одновременно знакомимся с природой той страны, ее культурным прошлым, лучше понимаем необходимость охраны богатства всего растительного мира, включающего и те растения, полезные свойства которых еще не известны человеку. Объект исследования: растения, человек, природа. Предмет исследования: растения, которые находятся на нашем обеденном столе. Цель исследования: исследовать родину растений-путешественников, которые были привезены в нашу страну.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Работа ученицы:Карта мира на обеденном столе »


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №34»











Карта мира на обеденном столе









Работу выполнила:

Кудзаева Диана

Руководитель:

Хадикова З.И.













Владикавказ



Оглавление


Введение 3

Глава 1.Откуда родом те растения, которые мы едим? 4

1.1 Картофель 5

1.2 Томат 6

1.3.Огурец 7

1.4 Пшеница 7

1.5 Подсолнечник 8

1.6 Апельсин 8

1.7 Пряности 9

1.8.Чай……………………………………………………………………………………………………………9

Глава 2. Родина и центр происхождения растений 10

Глава 3. Исследование 11

Выводы 12

Список используемой литературы 13

Рецензия 14


Введение


Актуальность темы исследования: Родина многих культурных растений находится далеко за пределами нашей страны. История их переселения связана с интереснейшими историческими событиями, сухопутными и морскими путешествиями, и в первую очередь с эпохой великих географических открытий. Узнавая родину того или иного растения, мы одновременно знакомимся с природой той страны, ее культурным прошлым, лучше понимаем необходимость охраны богатства всего растительного мира, включающего и те растения, полезные свойства которых еще не известны человеку.

Объект исследования: растения, человек, природа.

Предмет исследования: растения, которые находятся на нашем обеденном столе.

Цель исследования: исследовать родину растений-путешественников, которые были привезены в нашу страну.


Глава 1.Откуда родом те растения, которые мы едим?


Когда я в очередной раз кушала в столовой, мне стало интересно, откуда родом растения, которые мы едим? Для того чтобы ответить на этот вопрос, мне пришлось изучить много литературы. И вот что я выяснила...

Мы не можем себе представить обеденный стол без белого и черного хлеба, в нашем дневном рационе есть крупы, макароны, картофель, овощи и фрукты. Все эти разнообразные продукты мы получаем от культурных растений. Между тем, в истории человечества, было время, когда не существовало ни культурных растений, ни домашних животных. Нашим далеким предкам приходилось довольствоваться лишь тем, что они находили в окружающей природе: собирали плоды, ягоды, клубни, луковицы, семена. Не брезговали мелкими животными – ящерицами, мышами, улитками.

Люди замечали, что случайно оброненные в рыхлую землю семена давали всходы. А на выросших растениях появлялось много семян или плодов. Со временем человек догадался, что может сам творить это чудо. До того, как люди открывали новые земли, и страны они окультуривали и выращивали только те растения, которые росли в их местности. Из своих далеких путешествий люди везли новые ранее не известные в Европе растения.

Основные растения, которые мы употребляем в пищу, это картофель, помидор, морковь, капуста, свекла и яблоко. Например, для приготовления рассольника необходимы картофель, огурцы, перловка, лавровый лист, перец. А для приготовления плова - обязательны рис и морковь. Хлеб готовят из пшеничной муки, а компот из сухофруктов (яблоко, груша, персик и т.д.)

Еще в каменном веке человек стал использовать съедобные плоды, семена, корневища, а с развитием земледелия, которое у разных народов насчитывает от 7 до 10 тысячелетий, появились и первые культурные растения. Вероятнее всего, ими были хлебные злаки, пшеницы и ячмень, возделываемые человеком уже более 6 тысячелетий. Именно поэтому профессия земледельца по праву считается древнейшей и почетнейшей.

На этой карте вы можете увидеть, где родились растения, ставшие обычными на нашем столе. Сегодня мы совершим, мысленно конечно, необычное путешествие на родину предков культурных растений.


1.1 Картофель


Из какого еще растения можно приготовить столько полезных и вкусных блюд, как из картофеля! Картофель всегда занимает одно из первых мест на нашем столе – вареный и жаренный, с маслом и сметаной. Картошка – прекрасный гарнир к мясу и рыбе. Без него и суп не тот. Из картофеля вырабатывают спирт, а из спирта синтетический каучук и многое другое.

Но таким универсальным продуктом картофель стал не так уж и давно.

Впервые европейцы узнали вкус картофеля всего около четырехсот лет назад. Родина картофеля – Южная Америка (Чили, Перу), где он и сейчас произрастает в диком виде в горных районах. В Андах, на высоте от 500 до 4500 м, можно встретить почти все известные виды этого растения.

Испанские завоеватели в конце XV в. обнаружили на западном побережье Южной Америки совершенно не знакомый им продукт питания, который у местных жителей назывался “чуньо”. Это были высушенные клубни некоторых видов картофеля. Хранить сырой картофель еще не умели, поэтому индейцы рассыпали вымытые клубни на солнце, а затем оставляли их на ночь на морозе (надо сказать, что в горных районах Анд ночи обычно морозные). Промораживание способствовало удалению влаги, уменьшало горечь клубней. После высушивания получался белый крахмалистый продукт, который отлично хранился и спасал жителей Анд от голода зимой и в неурожайные годы.

Первое печатное сообщение о картофеле было сделано испанским путешественником Педро Сьеза де Леоном в 1553 г, а ботаническое название этому растению дал швейцарский ботаник Каспар Бохен, он назвал его Solanum tuberosum – картофель обыкновенный.

Это название сохраняется и по сей день. Долгое время картофель высаживали в ботанических садах и на аптекарских огородах. Только через 200 лет он появился на крестьянских огородах и полях.

Сначала картофель в пищу не употребляли: придворные дамы украшали прически его цветами. В Германии перед дворцами королей разбивали картофельные клумбы. И только значительно позднее картофель стал продуктом питания.

“Земляные яблоки” (так в то время называли картофель во Франции) были встречены весьма недружелюбно. Даже в знаменитой “Большой энциклопедии”, которую издали в 1765 г виднейшие ученые Франции, было написано: “Картофель – это грубая пища, годная только для нетребовательных желудков”. Подозрительное отношение к картофелю поддерживалось церковниками, которые называли его “чертовым яблоком”. Они утверждали, что это растение разносит проказу и вызывает одурь. Надо сказать, что известные в ту пору сорта картофеля содержали много соланина – вещества, которое придает клубням горький привкус и в больших дозах вызывает отравление.

Со временем утвердилась репутация картофеля, как ценного продукта, хотя и выращивали его в очень не больших количествах. Картофель был большой редкостью и считался деликатесом. Его подавали к столу лишь в богатых домах.

В конце XVI I в. это растение было завезено в Россию. Петр I, находясь в это время в Голландии, послал фельдмаршалу Б.Шереметеву мешок картофеля

В 1736 г. картофель уже значился в каталоге растений Петербургского аптекарского сада.

Распространение картофеля у нас вначале происходило очень медленно. Плохое отношение к новой культуре было вызвано тем, что у картофеля была мощная ботва и мелкие горьковатые клубни.

Население не знало еще, как нужно выращивать эту культуру, сеяли густо, растения затеняли друг друга и давали еще более мелкие и менее вкусные клубни.

Труден был путь картофеля по странам Европы, но, в конце концов, эта сельскохозяйственная культура завоевала всеобщее признание и сейчас стала “вторым хлебом”.


1.2 Томат


Родину томата – Мексика.

Большинство исследователей считают, что родина этого растения горные районы Перу и Эквадора. Отсюда дикий предшественник томата, как сорняк, проник в другие тропические районы Ю. Америки. В Мексике томат стали впервые возделывать, как культурное растение. Диких родственников томата и по сей день находят в тропических лесах Ю. Америки.

Появление томата в Европе произошло в эпоху Великих географических открытий. На кораблях завоевателей, тяжело груженных золотом, награбленном у индейцев, в Старый свет плыли и семена диковинных растений. В летописях говорится, что томаты были завезены на наш континент Эрнаном Кортесом в 1523г., вскоре после завоевания Мексики.

Далее томаты завезли в Азию (на Филиппины). Потом в Китай, Японию и Индию.

Появление томата в Великобритании зафиксировано в 1579г. В этой стране их называли “яблоко любви”.

В России помидоры появились во второй половине XVIII в. Томат сначала разводили в окрестностях Бахчисарая. Из Крыма растение начало распространяться по югу нашей страны. Более известное в нашем быту название томата – помидор – происходит от итальянского “помодоро”, “золотое яблоко” и объясняется тем, что первые томаты были желтоплодными.

Плоды нового растения в европейских странах, за исключением Италии, стали употреблять в пищу не сразу. Считали, что плоды томата ядовиты, так как его близкими родственниками по семейству пасленовые являются белладонна и мандрагора – растения ядовитые. Рассказывают, что враги Джоржа Вашингтона даже пытались отравить его плодами томата. Повар-шпион Джеймс Бейли приготовил блюдо с ломтиками помидоров. Джорж Вашингтон - же вопреки ожиданиям заговорщиков стал нахваливать новое кушанье.

В X VII в. в Европе томат был обитателем лишь ботанических садов и аптекарских огородов. Особым спросом пользовались цветки томата у европейских модниц. Появиться на светском рауте с соцветием томата, прикрепленным к корсажу, считалось высшим шиком.

В настоящее время томат распространен по всему миру.


1.3.Огурец


А огурец, тоже самое обычное растение наших огородов, как и картофель, принадлежит к семейству тыквенных. Родина его - Индия. Но в Европе он появился очень давно. Культура огурцов была известна еще в Древней Греции. А в России огурцы широко распространились в 16-17 веках.


1.4 Пшеница

Пшеница – одно из самых древних культурных растений. До сих пор не найден ответ откуда она появилась. Но виды культурной пшеницы происходят, по крайней мере, от трех диких злаков, растущих в Малой Азии, Южной Европе и Северной Африке.

Растения, введенные древними людьми в культуру, под влиянием новых условий жизни постепенно меняли свой облик. Например, дикие пшеницы – полба и однозернянка – потеряли характерный признак – ломкость колоса после созревания, увеличили свой рост и размеры зерна.

В результате непрерывного отбора и воздействия климата, внутри каждой культуры появился ряд сортов. Уже за 6 – 7 тысяч лет до н.э. во многих странах были созданы сорта некоторых растений, мало отличающихся от современных. Например, колосья и зерна пшеницы полбы, найденные в гробницах фараонов в Египте, ничем не отличались от современных сортов полбы.

Полба – наиболее древний и неприхотливый вид пшеницы. Зерно полбы вымолачивается из ломкого колоса не чистым, а вместе с цветковыми и колосковыми чешуями, приросшими к нему. И поэтому, размолоть его в муку довольно сложно.

Позже, на смену полбе пришли голозерные пшеницы, более высокого качества, но и более требовательные к плодородию почвы.

Сейчас посевы пшеницы занимают почти половину мировой пашни, отведенной под зерновые культуры. И сеют ее, буквально, всюду, потому что пшеница – это главный хлеб Земли.




1.5 Подсолнечник


Подсолнечник тоже, когда-то считался священным растением. Разве это не чудо! Солнце на востоке – и соцветия смотрят туда же, солнце на западе и соцветия на запад. Золотое изображение “солнечного цветка” носили на торжественных церемониях.

Когда завоеватели высадились на берегах юга Северной Америки, то на полях увидели необыкновенные желтые цветы. Колумб в своих дневниках записал: “Я видел злак, называемый маисом”. А один из его спутников описал маис подробнее: “На полях росли растения высотой больше метра. Казалось, что они из чистого золота, а их листья из серебра”. Испанцы стали разгребать землю: они думали, что растения растут на золотых россыпях.

Родина подсолнечника – Мексика. Первые семянки были привезены в Европу испанцами в 1510 г. и высеяны в Мадридском ботаническом саду.

В Россию подсолнечник попал при Петре I из Голландии и долгое время оставался огородным и декоративным растением. В 1829 г. Бокарев – крепостной крестьянин графа Шереметева открыл новое свойство “солнечного цветка”.

При помощи примитивного ручного пресса он извлек из семян подсолнечника золотистое вкусное масло. В России подсолнечник превратился из декоративного растения в масличную культуру. Поэтому Россию по праву считают второй родиной подсолнечника. Отсюда он начал новое путешествие по миру.

1.6. Апельсин


Апельсин. Родина апельсина – Южный Китай, Вьетнам и Индокитай. Первые упоминания об апельсинах найдены в китайских летописях и датированы II-I вв. до н.э., причем как плоды, привезенные откуда-то в Китай. Судя по древнегреческому мифу о Геракле, в Европе об апельсинах уже знали. Свой одиннадцатый подвиг Геракл совершил, когда привез в Грецию "золотые яблоки", которые он должен был сорвать в садах дочерей ночи — Гесперид. Поэтому и все плоды цитрусовых получили свое название — гесперидии. На юг Испании апельсины были завезены в XI веке, а к 1579 г. относятся первые апельсиновые плантации в Новом Свете. В Европе сладкие апельсины стали известны лишь в начале XVI в. Апельсины там так понравились, что их стали выращивать в оранжереях. Так называли закрытые апельсиновые плантации. По-французски апельсин — "оранж". Русское слово "апельсин" происходит от английского слова "appl-син", что означает "китайское яблоко". Культивируется в тропическом и субтропическом районах стран мира. В России их возделывают на Черноморском побережье Кавказа. Апельсин считается одной из важнейших плодовых культур среди цитрусовых. Ствол апельсинового дерева достигает высоты 7-12м. Собирают апельсины, как и другие цитрусовые, вручную. Количество витаминов и других полезных веществ в кожуре втрое больше, чем в мякоти. Внутренний слой цедры богат пектином, который благоприятен для пищеварения и выводит из организма вредные вещества. Пектин используют при изготовлении джема и мармелада.


1.7. Пряности


Пряности – разнообразные части растений, обладающие устойчивым специфическим ароматом и разной степенью жгучести. Это были первые вещества, которые человек стал добавлять к пище, возможно даже раньше соли. На Востоке пряности употребляли уже 5 тыс. лет назад.

В годы раннего средневековья, центр торговли пряностями был в Константинополе, а еще позже в X I V в. монополистом стала морская держава – Венеция. Цены на пряности в это время выросли неимоверно и поэтому использовались только очень богатыми людьми.

В средние века пряности часто заменяли в платежах золото и даже служили мерой веса.

Так 1000 зерен хорошего черного перца должны были весить ровно 460г.

Из-за баснословной прибыли от торговли пряностями были попытки их подделки. Это потребовало серьезных мер по их пресечению.

Так, во Франции за первую попытку фальсификации молотого перца – гигантский штраф, за вторую – арест с полной конфискацией имущества и запрет на торговлю.

В Германии за подделку самой дорогой пряности – шафрана – виновника сжигали или закапывали живьем в землю

Великие географические открытия конца XV – начала XVI вв, открыли морской путь в Индию вокруг Африки, Америки…

Еще Васко да Гама привез из своего плавания перец, корицу, гвоздику и имбирь.

Испанцы завезли из Америки не известные на Востоке ваниль и стручковый перец.

Центр мировой торговли пряностями переместился в Португалию и Испанию и поэтому, пряности стали широко вводиться в культуру и стали более доступными по цене.


1.8 Чай


Среди разнообразных напитков, которые мы потребляем дома и в школьной столовой самый известный и распространенный - чай. Его пьют всюду.

Чай – это прекрасный, полезный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение. Для многих народов он необходим так же, как хлеб. Родина чая – Китай. Впервые его стали пить пастухи, они сушили листья и заваривали ароматный настой, ощущая мгновенный прилив свежих сил. Распространению чая способствовал китайский император Киенг Лонг. Из Китая чай начал свое триумфальное шествие по миру. Он попадает в Японию, Корею, Индию, Среднюю Азию.

В 1818 году чай попадает в Россию, его стали выращивать в Крыму, а затем на Кавказе.


1.9 КОФЕ


Глава 2. Родина и центр происхождения растений


Выдающийся учёный Николай Иванович Вавилов выяснил, что все эти растения попали в нашу страну с других материков.

У каждого есть своя родина или центр происхождения. Таких центров Н.И.Вавилов насчитал 7:

1. Южноазиатский тропический (Тропическая Индия, Индокитай, Южный Китай, острова Юго-Восточной Азии). Отсюда родом рис, чайный куст, сахарный тростник, огурец.

2. Восточноазиатский (Центральный и Восточный Китай, Япония, остров Тайвань, Корея.) Это родина китайских яблок.

3. Юго-Западноазиатский (Малая Азия, Средняя Азия, Иран, Афганистан, Северо-Западная Индия). А здесь растут мягкая пшеница и черешня или как мы привыкли ее называть, вишня.

4. Средиземноморский (Это страны расположенные по берегам Средиземного моря). А это родина знакомых нам капусты, моркови и свеклы.

5. Эфиопский или Абиссинский (Небольшой район Африканского материка). Отсюда родом кофе и сладкий арбуз.

6. Центральноамериканский (Южная Мексика). Родина подсолнечника, перца.

7. Южноамериканский (Андийский) ( часть Андийского горного хребта вдоль западного побережья Южной Америки). Из этого центра произошли картофель, помидоры и какао.

Глава 3. Исследование


Работая над своим проектом, я решила узнать, какие растения-путешественники есть в меню нашей столовой и как часто они употребляются.

  • Для этого, я исследовала меню нашей школы.

  • Я провела исследование, опросив 30 человек. Я выяснила, какие овощи употребляют они ежедневно, и составила рейтинг.

Опрошенные должны были отметить те овощи, которые они употребляют ежедневно (в школе и дома).

Список овощей: томаты, перец, хлеб, картошка, свёкла, чай, огурцы капуста.


Овощи

Дома

В школе

Апельсины

2

1

Хлеб

30

30

'Картофель

27

26

Чай

22

20

Перец

2

0

Огурцы

17

16

Свекла

7

5

Томаты

19

18




Основные растения, которые мы употребляем в пищу, это картофель, помидор, морковь, капуста, свекла и яблоко.


















Выводы


Сегодня мы с вами узнали много интересного о растениях, которые стали привычными на нашем столе и без которых мы не представляем наш рацион. Конечно, это далеко не все растения, родиной которых являются другие страны и континенты. Я обязательно узнаю, откуда появились баклажаны и ананасы, какао и арахис, дыни и арбузы и многие другие растения.





Список используемой литературы


  1. Горев Л.А. Удивительные загадки растений.- М.:Просвещение,1987

  2. Кириллова И. Г. Растения-путешественники.- М.: Просвещение, 1996

  3. Колтун М. Мир растений.- М.: Детская литература, 1995

  4. Райт М. Что, как и почему? Удивительный мир природы.- М.: Астель АСТ, 2001

  5. Сёмке А.И. Занимательный мир растений. - М.: НЦ ЭНАС, 2006

  6. Фещенко И.Т, Вожегова Р.В. Природа. Растения.- М.- «Слово»,1995

  7. Большая советская энциклопедия.

  8. Сонин Н.И. Окружающий мир. 5 класс.

  9. Интернет - ресурсы




Рецензия



на исследовательскую работу учащейся 4А класса МБОУ СОШ №34

Кудзаеву Диану по теме «Карта мира на обеденном столе»


Выбор темы учащейся был сделан самостоятельно в связи с интересом к данной теме. Диана работала над темой в течении учебного года в рамках школьного научного общества «О, сколько нам открытий чудных…». В работе прослеживается интерес к данной теме. Работа выдержана в нужном объеме, имеется подробный план, список используемой литературы. В теме раскрывается история происхождения и произрастания многих растений, которые человек использует в приготовлении пищи, составлена схема в презентации откуда к нам поступают эти растения. Показаны умения работать с различной литературой, умение проводить опрос среди учащихся.

Работа рекомендуется для защиты на школьной научной конференции.

14





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Работа ученицы:Карта мира на обеденном столе

Автор: Кудзаева Диана Руководитель: Хадикова З.И.

Дата: 17.01.2015

Номер свидетельства: 156805


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства