kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Поисково-исследовательская работа «Комплексное исследование реки Чоги»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы:  комплексное исследование реки Чоги.

                          Задачи:

1.     Выбрать подходящий водоток для полевых исследований.

2.     Найти на топографической карте участок исследуемой реки, изучить нахождение ближайших сёл, деревень, ферм, очистных сооружений, а так же – имеются ли поблизости  реки дачные посёлки, детские лагеря, турбазы.

3.     Найти исток реки.

4.     Вычислить примерную длину русла в пределах карты, ширину реки.

5.     Измерить скорость течения реки, глубину дна, составить профиль по данным исследования.

6.     Провести простейший анализ запаха воды естественного происхождения, дегустацию вкуса и привкуса воды.

7.     Составить перечень состава животного и растительного мира участка реки.

8.     Собрать информацию о хозяйственном использовании реки методом опроса местных жителей, старожилов.

9.     Обработать имеющиеся архивные данные, материалы интернета, газетные заметки, дополнительную литературу по данному вопросу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Поисково-исследовательская работа «Комплексное исследование реки Чоги» »











«Комплексное исследование реки Чоги»

Номинация: исследовательская

Поисково-исследовательская работа

Автор: Батареев Олег, 7класс

Научный руководитель: Калинина Лидия Сергеевна,

учитель биологии и химии

МОУ «Пашозерская ООШ», Тихвинский район,

Ленинградская область

Телефон: +7 921 753 35 06













Введение

Малая река - чрезвычайно занимательный объект для экологического изучения.

Здесь просто огромный простор для ведения интереснейших наблюдений. Можно изучать речную флору, провести исследование истока реки, заниматься изучением животного мира, исследовать русло реки, выявить экологические проблемы реки и заниматься устранением этих проблем.

У малых рек - свои, вполне серьёзные проблемы: в речных долинах вырубаются леса, отсутствуют очистные сооружения на множестве мелких ферм, застроены прибрежные зоны, беспощадно распаханы поймы, перегорожены “глухими” плотинами русла. Всё это ведёт к укорачиванию, обмелению и даже к исчезновению многих сотен малых водотоков. Не надо забывать о том, что именно эти малые реки питают более крупные, известные всем – Волгу и Дон, Каму и Оку, Обь и Енисей.

Недалеко от нашего села находится река Чога, которая относится к малым рекам. Длина её 14 км, ширина от 3 до 6м. Своё начало Чога берёт из озера Пялозера, а впадает в Пашозеро. В переводе с вепсского языка Чога – угол. Действительно река делает очень много углов, поворачивая своё русло.

На реке Чоге стоит две деревни: д. Кончик и д.Чога. Эти деревни малонаселённые. На берегу реки находятся очистные сооружения, из трубы которых отходы стекают в реку.



Данная работа рассчитана на краткосрочное исполнение (в период одного года). Основной вид деятельности - это исследовательская работа, которая может периодически повторятся в течение нескольких лет для отслеживания изменений экологического состояния речного водотока и составления мониторинга изменения окружающей среды. В работе поэтапно рассматриваются основные виды деятельности, приёмы работы и конкретные результаты исследования. В кабинете биологии есть необходимое оборудование и мини - экспресс - лаборатория «Пчёлка», которая позволяет проводить исследования в классе и в природе.

Актуальность темы:

Проблемы крупных рек – наболевшие, обсуждаемые в печати и по телевидению, - это на самом деле нерешённые проблемы рек малых. Поэтому начинающему экологу очень важно научиться видеть и анализировать экологические проблемы конкретных объектов, находящихся, как это принято говорить, «перед самым носом».

Новизна состоит в том, что работа рассчитана на комплексное и многоплановое обучение на местном краеведческом материале.

Цель работы: комплексное исследование реки Чоги.

Задачи:

  1. Выбрать подходящий водоток для полевых исследований.

  2. Найти на топографической карте участок исследуемой реки, изучить нахождение ближайших сёл, деревень, ферм, очистных сооружений, а так же – имеются ли поблизости реки дачные посёлки, детские лагеря, турбазы.

  3. Найти исток реки.

  4. Вычислить примерную длину русла в пределах карты, ширину реки.

  5. Измерить скорость течения реки, глубину дна, составить профиль по данным исследования.

  6. Провести простейший анализ запаха воды естественного происхождения, дегустацию вкуса и привкуса воды.

  7. Составить перечень состава животного и растительного мира участка реки.

  8. Собрать информацию о хозяйственном использовании реки методом опроса местных жителей, старожилов.

  9. Обработать имеющиеся архивные данные, материалы интернета, газетные заметки, дополнительную литературу по данному вопросу.

  10. После проведения исследовательской работы составить перспективный план мероприятий по экологической защите водной экосистемы от загрязнения.

  11. Оформить наработанные материалы в виде поисково – исследовательской работы.

Этапы работы

1.Выбор объекта

Река Чога, Тихвинского района, Ленинградской области.

2. Работа с топографической картой

Исток реки находится в озере Пялозеро









длина водотока -14км.

Река впадает в озеро Пашозеро.

Параллельно руслу реки расположены деревни: Чога, Кончик, Пашозеро. Течёт по равнинной местности, на реке имеется деревянный мост.

3. Хозяйственное использование реки.

Раньше по реке Чоге сплавляли лес, который пилили за Пялозером. Лес возили к реке на лошадях. Брёвна скатывали в воду в ручную, по которой они плыли до Озера Пашозера. Очень много брёвен тонуло. По Пашозеру брёвна тащили катера. Сплав был в апреле – мае. Уровень воды регулировался с помощью плотины. Когда её открывали, то вода с силой толкала брёвна. Из реки брали воду для бытовых нужд, купались, поливали растения. Река была

богата рыбой: лещ, плотва, окунь ,хариус, ёрш, щука, но особенно ценится речная форель. Так же встречается ручьевая минога.

Плавали по реке раньше на лодках – осиновках.















В переводе с вепсского языка Чога – угол. Действительно река делает очень много углов, поворачивая своё русло.

4.Экскурсия по реке.

У истока есть плотина в ветхом состоянии, которая регулировала уровень воды в озере.

Река имеет пороги и омуты. Не судоходна.

Абсолютная высота истока-172 метра, t воды на истоке-+3С, вода пресная, без запаха, прозрачность полная. Ширина реки от 3 м, до 6м , глубина-1м,80см. t+5С.скорость течения колеблется от 1-3м/сек. на поверхности. Вода имеет незначительный осадок, по качеству илистый, чёрного цвета, вода достаточно прозрачная, запах воды смешанный, преобладает илистый оттенок с примесью запаха древесной коры и скошенного сена, интенсивность запаха-1 балл, т.е слабый. Имея множество изгибов, река не сильно размывает берега. Река имеет сезонные паводки, которые промывают русло реки. Они вносят в воду листовой и травяной опад. Это создаёт благоприятные условия для рыб и других организмов. Прибрежная зона достаточно широкая и имеет разнообразную растительность. Корни растений защищают берега реки от размывания. Русло хорошо затенено.

Животное население реки: дождевые черви, трубочники, ушковый прудовик, обыкновенный прудовик, лужанка настоящая, катушка килевая, водомерка панцирная, гладыш (клоп), водяной скорпион, ручейник и др. Из представителей флоры можно выделить: ряску малую, многокоренник обыкновенный, рогоз широколистный, рдест пронзённолистный.

Из рыб: Лещ, окунь, плотва, речная форель, минога, щука.

5. Антропогенное воздействие на качество воды в реке.

На берегу реки Чоги находятся очистные сооружения, в которые собираются хозяйственно – бытовые стоки от многоэтажных домов. Хозяйственно-бытовые стоки по самотечной сети поступают на насосную станцию перекачки стоков, на площадку очистных сооружений. Стоки после КНС подаются на очистные сооружения по двум напорным коллекторам из полимерного материала условным диаметром 150мм. Коллектора проложены в 1980 году. Очистные сооружения состоят из приемной камеры, песколовки, первичного отстойника, аэротенка и вторичного отстойника, обеззараживание отсутствует. Производительность очистных сооружений по проекту 200 м3/сут. Очистные сооружения морально и физически устарели и не обеспечивают очистку сточных вод до нормальных показателей. Требуется их замена или реконструкция.

В настоящее время объём воды, вытекающий из трубы, значительно уменьшился, так как уменьшилось количество жителей и люди, поставив счётчики на воду, стали её очень экономно расходовать.

На пути следования вдоль русла реки мы встречали в незначительном количестве бытовой мусор: пластиковые бутылки, покрышки от автомобилей, гниющая древесина. На протяжении всей реки наблюдается деятельность бобров: погрызы деревьев, следы. Других хозяйственных стоков мы не обнаружили, так как в данной местности нет промышленных предприятий, а сельскохозяйственное производство развито слабо.

Чтобы оценить воздействие очистных сооружений на качество воды в реке Чоге, мы сделали гидрохимический анализ воды в пробах.

1 Вода из канализационной трубы

2Вода из реки, напротив трубы

3 Вода из реки в 100метрах от трубы

Показатели

№1

№2

№3

Запах

Гнилостный (фекальный), заметный

Мокрой щепы, древесной коры. Слабый

Очень слабый, землистый.

Цвет

Цвета не имеет

Слабо - желтоватая

Слабо - желтоватая

Мутность

Слабо - мутная

Не мутная

Не мутная

Прозрачность

Не прозрачная

Прозрачная

Прозрачная

р/н

7-8

6,5-7

6,5-7

Хлориды

1,2

Не обнаружены

Не обнаружены

Нитраты

До 50мг/л

До 50мг/л

До 50мг/л

Железо

До 30мг/л

50мг/л

50мг/л

Хроматы

От 3 до 10мг/л

От 3 до 10мг/л

От 3 до10мг/л

Медь

Не обнаружена

Не обнаружена

Не обнаружена

Нефтепродукты в виде плёнок и пятен

Не обнаружены

Не обнаружены

Не обнаружены

Фенолы

Не обнаружены

Не обнаружены

Не обнаружены

Вывод:

Содержание таких соединений как: хлориды, нитраты, хроматы в пределах допустимой нормы. Превышает норму лишь содержание железа, обильо поставляемого подземными водами, в которые оно попадает из бурых или красно-коричневых отложений ледниковой эпохи. Фенолов и нефтепродуктов не обнаружено. Мы считаем воду в реке Чоге условно-чистой. Основными загрязнителями являются хозяйственные стоки, но их очень мало и река сама справляется с очисткой воды: есть песчаные отмели, где вода фильтруется, а также богатый растительный и животный мир, который выполняет фильтрующую функцию, питаясь органическими и минеральными взвесями. Наличие речной форели – это показатель чистой воды.

6. Перспективный план мероприятий

по экологической защите водной экосистемы от загрязнения.

1.Очищение реки от мусора (стёкла, гниющая древесина, мелкий бумажный мусор, жестяной, пластиковый мусор).

2.Борьба с браконьерами (запрещение варварских методов ловли рыбы)

3.Очищение реки от старых приспособлений для ловли рыбы (брошенные сети, старые лодки, ржавые предметы)

4. Экологическое просвещение населения (беседы, сигнальные листовки и т.п.)

5.Сочинение сказок, стихов на экологическую тему.

6. Изображение красоты природы реки в рисунках.

7. Разработка экологической тропы к реке Чоге.

Заключение

Река – одно из самых больших богатств нашего села. Неоценимо велико значение реки в природном ландшафте, в народном хозяйстве. Река участвует в круговороте воды в природе, смягчает климат, оживляют ландшафт. Трудно переоценить значение реки в жизни человека. Она – источник водоснабжения различных отраслей сельского хозяйства; она питает живительной влагой поля и сады, обеспечивая высокие урожаи сельскохозяйственных культур. Велика роль реки в рыбном хозяйстве. Она же – основной объект рекреации.

Литература

1.Колбовский Е.Ю. Изучаем малые реки/Худож. Г.С.Нечаев, А.А.Селиванов, - Ярославль, 2004.-224.:ил.- (Экскурсия в природу). В этой книге даны сравнительно доступные экспресс - методы экологической оценки состояния малой реки.

2.Полевые геологические исследования на территории Горьковской области: методические указания для студентов естественно-географического факультета и заочного географического факультета. Составила доцент Г.С.Кулинич – Горький: ГГПИ им.М.Горького,1982.

3. Информатор Кузнецов Вячеслав Александрович, уроженец д. Кузнецова Гора, Тихвинского района, Ленинградской области























































«Комплексное исследование реки Чоги»

Номинация: исследовательская

Поисково-исследовательская работа

Автор: Батареев Олег, 7класс

Научный руководитель: Калинина Лидия Сергеевна,

учитель биологии и химии

МОУ «Пашозерская ООШ», Тихвинский район,

Ленинградская область

Телефон: +7 921 753 35 06




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Поисково-исследовательская работа «Комплексное исследование реки Чоги»

Автор: Калинина Лидия Сергеевна

Дата: 09.04.2015

Номер свидетельства: 199606


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства