Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Советская средняя общеобразовательная школа №2»
Советского района Курской области
«Певец природы родного края – Евгений Носов»
(сценарий массового мероприятия)
Подготовила: Позднякова Ольга Дмитриевна,учитель географии
п. Кшенский
2015 год
Цели: познакомить обучающихся с жизнью и творчеством Е.И. Носова – большого знатока и любителя природы, его удивительным наследием, воспитывать патриотические и экологические чувства, гордость великими людьми родного края.
Оборудование: карта Курской области, выставка книг Е. И. Носова, стенды «Знаменитые земляки», «Птицы курского края», «Наше творчество» (рисунки, фотографии).
Ход классного часа
Чтец:Стихотворение «Милая моя Родина» Карины Микинян (г. Курчатов)
Мы в мире, как вольные птицы живём:
Пути нам открыты везде,
Но каждая птица поёт о своём
Обжитом родимом гнезде.
В моём небогатом равнинном краю
Особого нет ничего,
За что же ему свою душу дарю,
За что же люблю я его?
За то, что мой Сейм так привольно широк,
За то, как поёт соловей,
За этот весёлый живой ручеёк,
Что плещет у дачи моей.
За эти леса, что в июльской жаре
Мне дарят прохладный покой,
За эти снега, что в шальном январе
Укроют мой город родной.
За чудо – ковёр у курян под ногой –
Богатых полей чернозём,
Но гордость и слава земли дорогой
Возможно ещё и в другом.
Ведь ей среди зарослей бед и невзгод
И розы взрастить удалось:
Здесь, в Курске, Свиридов взял первый аккорд
И «Время, вперед!» понеслось;
Здесь Щепкин впервые на сцену ступил,
Возвысив театр до небес;
Дейнека свой первый шедевр сотворил,
И край этот духом воскрес.
Люблю, восхищаюсь родной стороной,
Хоть жизнь не похожа на рай.
И пусть ты всего натерпелся с лихвой,
Горжусь тобой, милый мой край!
Учитель: Гордостью земли курской стали её знаменитые люди, их имена золотыми буквами вписаны в историю России. 2015 год объявлен Президентом РФ В.В.Путиным Годом литературы в России.Урок памяти мы посвящаем славному сыну курской земли – писателю Евгению Ивановичу Носову. И для этого есть повод. Во – первых, 15 января - день рождения Евгения Ивановича – светлая дата его прихода в наш мир. Во – вторых , 2015 год - год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, а Евгений Иванович – участник той суровой войны и много писал о ней. В – третьих, Евгений Иванович -большой знаток и любитель природы – просил людей заботиться о братьях наших меньших, особенно холодной зимой.
Цель нашего разговора: прикоснуться к граням таланта замечательного писателя, к основным темам его творчества. Я хочу, чтобы первое знакомство с жизнью и делами Евгения Ивановича разбудили в вас ещё сильнее патриотические чувства: чувства любви к своей родине - России, малой родине- курскому краю, к родной природе, которую писатель любил безоглядно, трогательно.
Он её воспринимал не просто зрением и слухом, а своим щедрым, мудрым сердцем. «Большой и тихой любовью надо любить каждую травинку у обочины, каждый лопух под плетнём». «…Природу нельзя трогать грубыми руками, как нельзя прикасаться к жемчужной капле росы в чашечке цветка, к пыльце на крыльях бабочки, к серебристой головке одуванчика, сотканной из пуха и воздуха, пронизанной солнцем…Всем этим можно только любоваться. Тронул – и всё испортил…» «Надобно только воистину загореться, захотеть одержимо в земной обыкновенности увидеть сокрытую красу и радость и уловить… застенчивую, но всегда дивную, нежную улыбку матери – природы…»
И этой чудодейственной природой мы восхищаемся, читая превосходные рассказы и повести, очерки и статьи, миниатюры и стихи Евгения Ивановича. Нарисованные им пейзажи родной Курщины полны тончайшей лирики, согреты теплотой его сердца, а великолепные фотоэтюды сродни самым лучшим живописным полотнам. А как хороши его замечательные игрушки – поделки из природных материалов! Это его наследие нам – потомкам.
Из альбома «Краски родной земли. Евгений Носов: писатель и художник»показываем нарисованные им пейзажи и читаем строки из его произведений.
Ученик. «Родину, как и мать, не выбирают. Она у нас такая, какая досталась от дедов и отцов. Нам, курянам, досталась по наследию Курская земля… Бунин назвал эту местность сдержанным, но все-таки удивительным словом : подстепье…Нет у нее ни морских берегов, ни радужных горных водопадов, ни могучих рек. Ее небо не багрянят огненные жерла вулканов, оно не мерцает дивными всполохами северного сияния… Закрываю глаза и – трепетно обмирает сердце - вот она, родимая! Взгорья и ложбины, и опять холмы. Вверх – вниз, вниз – вверх…Будто дышит, словно это ее глубокие , натруженные вздохи…Тут мы и живем, между этими вздохами. Здесь, в заветрии, промеж холмов, приютились наши тихие ракитовые деревушки с мычащими телятами на приколе…» («Краски земли»)
Как всё начиналось? Как складывалась жизнь и творчество Евгения Ивановича?
Ученик: Евгений Иванович Носов родился 15 января 1925 года в селе Толмачёво, недалеко от города Курска. Село Толмачёво раскинулось вдоль реки Сейм, в водах которой по вечерам отражались огни недалёкого города Курска. Из деревенского окна виделись просторный луг, весной заливаемый половодьем, и таинственный лес за ним, и ещё более далёкие паровозные дымы за лесом. Вскоре родители поступили на Курский машиностроительный завод, и Евгений стал городским жителем. В 1932 году пошёл учиться в школу №9. В детстве много читал, лепил из глины фигурки людей и животных, выпиливал из дерева лобзиком, делал игрушки – поделки из природного материала. Из конструктора мастерил танки и самолёты, из бумаги и планок – коробчатых змеев. С детства начал рисовать. Он быстро запоминал увиденное и переносил по памяти на бумагу. Евгений был выдумщиком и фантазёром, но никогда никого не обижал, никогда не произносил бранных слов. Уже тогда в 10-13 лет проявился его интерес к художественному слову.
К началу войны Евгений успел окончить восьмой класс. Едва Красная Армия освободила Курск (8 февраля 1943 года), поспешил в военкомат. Воевал в противотанковой артиллерии, участвовал в форсировании Днепра, брал Минск, освобождал Польшу. 8 февраля 1945 года под Кёнигсбергом был тяжело ранен и полгода лечился в госпитале под Москвой. В сентябре 1945 года вернулся в школу продолжать прерванную учёбу. В школу Евгений ходил в гимнастёрке при орденах и медалях. Поначалу школьники принимали его за нового учителя, почтительно здоровались с ним. Перешагнув через класс, окончил Евгений десятилетку и уехал в Казахстан, в город Талды-Курган, работать корреспондентом в местной газете. Первый рассказ Носова был напечатан в 1947 году. А первый сборник рассказов «На рыбачьей тропе» вышел в 1958 году в Курске.
Учитель: Из этой первой книги послушаем рассказы «Разбой на большой дороге» и «Как ворона на крыше заблудилась».
Герои этих рассказов - наши пернатые соседи, верные друзья – птицы. Андрей Александрович Власов – директор Центрально – Черноземного биосферного заповедника имени В.В.Алехина, ученый – орнитолог сказал; «Без птиц люди мыслили бы более приземлено. Птицы – символы торжества жизни при всей её хрупкости».
Чтецы:
Птицы – это песнь и полёт! Это голоса наших лесов, полей, гор и пустынь. Песни птиц звучат на Земле круглый год, голоса их слышны днём и ночью.
Птицы – дети воздуха, покорители воздушного океана. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню и море.
Птицы – дети радуги. Перо их переливается всеми мыслимыми и немыслимыми цветами. Птицы – вестники радости. Каждый год они приносят нам на крыльях весну.
Птицы – верные наши помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредных насекомых и грызунов.
Птицы – это тайна и красота. Это друзья нашего детства. О них сложены прекрасные стихи и песни, легенды и сказки. Без птиц невозможно даже представить нашу Землю.
Каким бы скучным был мир без птиц! Птицы дали мечту полёта, радость жизни, зримое ощущение свободы и очень многое для понимания прекрасного.
Учитель:Птицам необходимы забота и тепло человеческих рук. И хотя зима не всегда балует нас пушистым снегом и сильным морозом, лыжами и коньками, птицам не всегда легко выжить в таких условиях.
Птицы! Как холодно в воздухе им!
Поможем ли мы беззащитным таким?
Многие птицы с наступлением холодов улетают в тёплые края – это перелётные птицы. А зимующие птицы остаются с нами и вынуждены переживать холод и голод. Вот о такой храброй птице – воробье – написал стихотворение курский поэт Егор Полянский.
Чтец: «Воробей»
Пусть он не соловей – люблю я эту птицу;
Не рвётся – хоть убей – куда – то за границу.
Сородич соловья, он сам в певцы не вышел,
Но рад, когда семья чирикает на крыше.
Слывёт весельчаком, и – на глазах у кошки –
Он храбро под окном клюёт в кормушке крошки.
Нагрянут холода, под снегом корм застынет.
Чуть жив! Но и тогда он город не покинет.
В мороз и снег, босой, пляши без передышки
Не в шубке меховой – в коротком пиджачишке.
И ты не обессудь, что он, поправ законы,
Голодный, что-нибудь сворует у вороны.
В кругу своих друзей пернатого сословья
Будь счастлив, воробей, чирикай на здоровье!
Чтец: Пришла зима в столицу,
И видят москвичи:
Скворцы умчались в Ниццу.
Ив Африку грачи.
Их гнёзда опустели, а смелый воробей
Чирикает, чирикает:
-Товарищ, не робей!
Не робей! Пусть вьюга злится,
Пусть летит холодный снег.
Я родился москвичом и останусь москвичом.
Учитель: Снеговик просит вас разгадать кроссворд и назвать зимующих у нас птиц.
Простая буква «а», ну что же?
Коль сорок раз меня повторишь,
Так птицей стану я,
Всем вам известная, друзья. (Сорока)
Эта птичка – воробью сестричка. (Синица)
Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник. (Дятел).
Ученик: В яркой кепке пёстрый дятел,
Корольков, синиц приятель
Барабанит в мёрзлый ствол:
«Эй, компания, - за стол!
Получайте для почина
Кто жуков, а кто личинок,-
Клад разведан под корой.
Открывайте пир горой!»...
И на зов летят синички –
Две московки, три чумички,
Юркий поползень с пищухой
И, легки как мотыльки,
Всюду вьются корольки.
Каждый год я к вам лечу,
Зимовать у вас хочу.
И ещё красней зимой
Ярко – красный галстук мой. (Снегирь)
Чтец: «Снегирь» Т. Шорыгин.
Стынут лапы на морозе у сосны и ели.
Что за чудо? На берёзе яблоки поспели.
Подойду поближе к ней - и глазам не верится!
Стайка алых снегирей облепила деревце.
Эта птица – героиня басни Крылова. (Ворона)
Самая известная наша птица. (Воробей)
Дрозды и малиновки к нам прилетели
Зато улетели от нас… (Свиристели)
К полярному кругу, в родную сторонку,
Они улетели за вьюгой вдогонку.
Туда же сияние майской зари
На грудках своих унесли снегири.
Птица с женским именем. (Галка)
Учитель: Зимой, когда за окном пурга,
Когда все мёрзнут в холода,
Подумайте о птицах,
Добро сердец ваших потом
Воздастся вам сторицей.
Вот об этих зимних страдальцах Е.И. Носов написал одно из последних произведений «Покормите птиц!», где подробно рассказал, как сам помогал птицам зимой: развешивал кормушки, насыпал в них разные корма и радовался прилёту к ним птиц. А ещё хотел, чтобы его примеру последовали другие. «Покормите птиц!» - это короткое завещание, это обращение к нам, живущим на Земле, помочь птицам достойно пережить холодное и голодное время. Этот рассказ Евгений Иванович посвятил памяти Александра Яшина, у которого нашлось стихотворение на эту злободневную тему.
Чтецы:
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
2. Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна,
Горсть одна - и не страшна
Будет им зима.
3. Сколько гибнет их - не счесть…
Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
А улететь могли б,
Но осталось зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну
Учитель. Разгадав кроссворд, мы узнаем, чем кормить зимующих птиц.
1.Культурное растение, семена которого содержат много масла, ими питаются синицы, поползни, др. (подсолнечник)
2.Культурный злак, его семена любят овсянки, другие птицы, едят и крупу из него, мы из крупы варим кашу. (просо – пшено)
3.Болотное растение, вечнозеленый полукустарник ягодками которого питаются снегири, и мы не откажемся. (клюква)
4.Бахчевое растение, плоды крупные, сочные, сладкие, очень вкусные. Семенами питаются синицы, поползни. (арбуз)
5.Культурное растение, медонос, семена любят многие птицы, мы из крупы варим кашу. (гречиха)
6.Дикорастущее сорное растение, растет на пустырях, вдоль дорог, лекарственное растение и медонос. Семена очень любят все птицы (они с крючками распространяются животными и человеком). (репейник – лопух)
7. Сорное растение, лекарственное, прикасаться к нему неприятно. Его семена любят многие птицы. (крапива)
8. Сочные ягодыэтого растения необходимы для питания свиристелей, снегирей. Лекарственное, в плодах содержатся сахара, кислоты, витамины А, С. (рябина)
9.Культурное растение: овощное, кормовое, масличное, лекарственное, медонос . Семена едят многие птицы, плоды желтые, оранжевые, крупные, сочные. (тыква)
Ученик. Стихотворение «Наша столовая».
Мы кормушки смастерили.
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь - сосед,
Будем вам зимой обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краёв-
Стая жадных воробьёв.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботуна пирог
Налетело семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Прилетел нашгость весенний-
Путешественник – скворец
Вот и песенки конец.
Учительпоказывает разные виды кормушек, призывает учащихся изготовить их, повеситьво дворе, говорит об участниках акции «Покормите птиц!» А птицы очень отзывчивы на всякую помощь. И запомните главное: даже если вы ничем не можете помочь птицам, всегда в ваших силах не мешать, а это уже не так мало. Очень важно, чтобы птицы, эти прекрасные создания, неустанные труженики, полные притягательных тайн, жили счастливо на Земле! Ведь там, где плохо нашим соседям по планете, плохо и нам самим.
Человек жив,пока его помнят. Превосходные произведения Евгения Ивановича читают, восхищаются его картинами, фотоэтюдами, организуют чтения в память о нем.В этих работах живет его душа, его любимые просторы, холмы, дерева, речки, которые были настоящими друзьями, помогали ему жить, дарили радость. Так же, как теперь всем, кто прикоснется умом и сердцем к его наследию, откроется удивительная радость общения с природой, с ее красками, с ее неброской, но милой красотой во все времена года. И пусть всегда звучит призыв беречь природыхрам.
Чтецы:(держатв руках плакаты-символы «Правила поведения в природе»)
1. Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм -
С лесами, тянущими руки
На встречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь!
2. Зимой, когда за окнами пурга,
Когда все мёрзнут в холода,
Подумайте о птицах.
Добро сердец ваших потом
Воздастся вам сторицей.
3. Когда пойдёте вы в поход,
Помните, ребята:
«Не разоряйте птичьих гнёзд,
Стреляя из рогаток»
4. Не разоряйте птичьего гнезда –
Так счастлива в своём жилище птица,
Она в гнезде спокойна и тогда,
Когда над рощей буря злится.
5. Храните дерево от топора,
Оно, высокое и вековое,
Даёт нам тень, когда стоит жара,
Оно чарует всё живое.
6.Не разоряйте птичьего гнезда!
Мне больше, чем другому, боль знакома
Того, чья песня глохнет в холода,
Кто на Земле живёт без дома.
7.Берегите Землю! Берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стебле повилики,
На тропинке солнечные блики,
Ястреба, парящего над полем,
Ласточку, мелькающую в жите,
Берегите Землю! Берегите!
Памятник «Белому гусю» в г.Курске (автор - скульптор Ю. Киреев)
УЧАСТНИКИ АКЦИИ «ПОКОРМИТЕ ПТИЦ!»
Р
Карнишина Ольга Мальцева Дарья
Токарева ВикторияЧурсинов Никита, Сотников Даниил
Памятник Е.И. Носову в г.Курске (автор – скульптор В. Бартенев)
Рисунки, выполненные Е.И. Носовым,
и кормушки.
На классном часе «Певец природы родного края – Евгений Носов»