kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Музыкабианооеонврапппревгп

Нажмите, чтобы узнать подробности

йцукенгшщзэждлорпавыячсмитьбюхзщшгнекуывапрол

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Музыкабианооеонврапппревгп»

Урока внеклассного чтения"Произведения В. Бианки о животных"в 3 классе.


Цель: познакомить учащихся с произведениями В.Бианки о животных.


Задачи:

образовательные:

- познакомить учащихся с биографиев В.Бианки;

- познакомить учащихся с книгой В.Бианки "Лесная газета";

- познакомить учащихся с жанром В.Бианки "сказки-несказки";

развивающие:

- развивать умение работать с выставкой прочитанных книг;

- развивать умение ориентироваться в прочитанных книгах;

- развивать умение понимать смысл прочитанного произведения;

воспитательные:

- воспитание интереса к произведения В.Бианки;

- воспитание бережного отношения к животным.

Ход урока:

1) Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята!


2) Работа с выставкой прочитанных книг.

Давайте назовем книги, которые вы прочитали и представили на выставке.

Дети: "Чей нос лучше?", "Чьи это ноги?", "Кто чем поет?", "Хвосты", "Как муравьишка домой спешил".

Учитель: Что объединяет эти книги?

Дети: Это все книги В.Бианки.

Учитель: На какие 2 группы можно разделить эти книги?

Дети: Книга - сборник и книга - произведение.

Учитель: Есть среди книг лишняя? Почему?

Дети: Есть - Чарушин "Томкины сны", так как это книга не В.Бианки.

Учитель: Какие жанры представлены в этих книгах?

Дети: Рассказы и сказки.

Учитель: Назовите книги, которые имеют какую-нибудь особенность?

Дети: В сборнике есть биография В.Бианки, содержание в конце книги.

Учитель: Что можно рассказать о произведениях Бианки по иллюстрациям и заглавию книги?

Дети: Мы можем определить некоторых героев, примерное содержание произведения.

Учитель: назовите художника-иллюстратора книг?

Дети: Чарушин.

Учитель: Давайте озаглавим нашу выставку?

Дети: Произведения В.Бианки о животных.


3) Беседа по прочитанным книгам и авторе.

Учитель: сейчас я расскажу вам немного о самом авторе - В.Бианки.

В.Бианки родился в семье ученого-биолога. С детства он любил природу. Этому способствовала обстановка дома: дома был аквариум с рыбками, жило много птиц и зверей. каждое лето семья выезжала за город, в деревню, отец учил сына понимать природу, наблюдать за ней. Бианки вспоминал: "Отец рано начал брать меня в лес. Он каждую травку, каждую птицу и зверюшку называл мне по имени, отчеству и фамилии. Учил меня узнавать птиц по виду, по голосу, по полету. Учил по тысяче примет находить тайно от человека живущих зверей. И - самое главное -с детства приучил все свои наблюдения записывать. Так приучил, что это вошло у меня в привычку на всю жизнь". интерес к природе углубился и расширился в школьные и университетские годы. Участвовал во многих научных экспедициях, путешествиях, изучая жизнь природы, научился видеть в ней необычайное, радоваться ее красоте. в течении почти всей жизни с приходом весны Бианки покидал город и большую часть года жил в деревне или путешествовал по стране, наблюдал, изучал, записывал. Он накопил огромный материал, который и стал основой его книг.

Прочитав произведения В.Бианки, какой познавательный материал вы получили? Что узнали о жизни природы?

Дети: Узнали, почему у птиц разные носы, для чего им такие носы, почему и для чего у животных хвосты, какие звуки издают животные, как передвигаются насекомые, птицы.

Учитель: вы прочитали произведение "Чей нос лучше?" Давайте попробуем соотнести название носа с его носителем:

долгонос - бекас

крестонос - клест

тонконос - мухолов

серпонос - кроншнеп

шилонос - кулик

широконос - утка

сетконос - козодой

мешконос - пеликан

долбонос - дятел

крючконос - ястреб

Почему Бианки назвал пеликана мешконосом?

Дети: Так как пеликан складывает добытую пищу в зоб, который отвисает и наполняет мешок.

Учитель: А почему дятла назвал долбоносом?

Дети: Дятел долбит носом дерево.

Учитель: Ребята, так чей же нос лучше?

Дети: У каждого нос хорош по-своему, он выполняет определенную функцию и поэтому невозможно ответить, чей нос лучше.

Учитель: Послушайте музыкальное произведение (пение птиц в лесу) и подумайте, о каком произведении Бианки пойдет речь.

Дети: "Кто чем поет?"

Учитель: Кто же чем поет?

Дети: Лягушки надули пузыри за ушами: "ква-а-а"; аист затрещал одной половинкой клюва о другую - трещетка трещит деревянная; цапля набрала в клюв воды и дунула - гул по воде; дятел долбил носом по дереву - барабанная дробь; жук закрутил головой, заскрипела жесткая шея - писк; шмель жужжит словно струна гудит; саранча лапками о крылышки потирает - стрекочет; бекас воздух рассекает, в хвосте перышки перебираются - словно барашек блеет. Чем же пел бекас?

Дети: Хвостом.

Учитель: Музыку любят все и петь всем хочется. только о чем позабыли животные?

Дети: Голос не у каждого есть.

Учитель: Произведение "Чьи это ноги?" Почему же жаворонок снизу никого не узнал, а медянка в небе?

Дети: Так как жаворонок знает свое место обитания - высь, небо, а медянка живет на земле, поэтому каждый "в своем деле профессионал, а в чужом ничего не смыслит".

Учитель: Почему муха в произведении "Хвосты" так нелепа? Почему хозяин отправил искать свободный хвост? Чего она не понимала?

Дети: Она хотела хвост для красоты и думала, что у животных он тоже для красоты, но у животных хвост выполняет свои функции: у слизняка - брюхо, сжимает и передвигается, у рака - руль, весло, у дятла - опора, у козули козлята по ее хвосту ориентируются, лиса хвостом собак обманывает, корова - отмахивается от насекомых - от которого и погибла муха.

Учитель: А в произведении "Как муравьишко домой спешил" добрался муравьишко вовремя? Что же ему помогло?

Дети: Да, он добрался вовремя, ведь все, кого он просил о помощи, помогали ему.

Учитель: К какому выводу мы можем прийти, прочитав это произведение В.Бианки?

Дети: Нужно помогать друг к другу в беде.

Учитель: Что же помогает нам представить всех этих насекомых, птиц, зверей?

Дети: Это подробные описания, иллюстрации.

Учитель: К какому жанру относятся прочитанные произведения?

Дети: Это сказки.

Учитель: Любимый жанр Бианки - сказочный, которому писатель дал весьма характерное определение - "сказки-несказки". Ребята, а почему "сказки-несказки"?

Дети: Элементы сказки - животные разговаривают, но также много реалистичного - познавательного материала, подводит к правильным выводам.


4) Физминутка.

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась,

Раз росой она умылась,

Два изящно покружилась,

Три тихонечко присела,

На четыре улетела.


5) Знакомство с новой книгой.

Учитель: Наибольшей известностью пользуется книга В.Бианки "Лесная газета" на каждый год", которая создавалась в течении ряда лет как своеобразная природоведческая энциклопедия для детей.

В обыкновенных газетах пишут только про людей и про их дела. Но ребятам интересно знать и про то, как живут звери, птицы, насекомые. В лесу происшествий не меньше, чем в городе. Там тоже идет работа, бывают веселые праздники, несчастные случаи, там тоже есть свои герои и разбойники. Мало кто знает все лесные новости.

Кто, например, слышал, что в Ленинградской области студеной зимой вылезают из земли бескрылые комарики и бегают по снегу? В какой газете прочтешь про битвы лесных великанов - лосей, про великое переселение перелетных, про забавное путешествие болотной курочки пешком через всю Европу?

Обо всех таких происшествиях можно прочитать в "Лесной газете". 12 номеров - по номеру на каждый месяц - собрали в одну книгу. В каждом номере: статьи редакции, телеграммы, письма лесных корреспондентов, рассказы об охоте. Что это за лесные корреспонденты?

Дети: Ребята, охотники, ученые, лесники.

Учитель: То есть, те, кто ходит в лес, интересуется жизнью зверей, птиц, насекомых, записывал разные происшествия и отправлял в редакцию.

К каждому номеру газеты приложена игра в вопросы (викторина). Кто внимательно читал текст, тот легко ответит на большую часть вопросов. За каждый правильный ответ 2 очка. (Просматриваем газету - с.8 - 9, с.11 - телеграмма и с.16 - городские новости).

Как вы думаете каким должен быть В.Бианки, чтобы написать так много произведений?

Дети: Наблдательным, понимать, любить природу, быть внимательным, много знать о жизни природы.


6) Обощение.

Учитель: Чему вы научились, прочитав произведения В.Бианки?

Дети: Нужно помогать друг другу, в жизни природы все целесообразно, создано непросто так. Нужно быть внимательным к природе, любить и охранять ее, постигать ее тайны.

6 5 Д

Б



И

О




Е


Л



1



Б7

И

А

Н

К


Б



И

2

А


О



О

С

Л

И

З

Н

Я

К


Ц

А

Л

Л

Я


О



3

О

4

С

Е

Н

О

К

О

С

Е

Ц

Г




По горизонтали:

1)С произведениями какого автора мы познакомились?

2) Брюхо сжимает да разжимает - так и ползает.

3) "Дай-ка на воде сыграю! Сунула клюв в озеро, набрала полный воды да как дунет в клюв! Пошел по озеру громкий гул: - Трумб-бу-бу-бумм!.. - словно бык проревел". Кто так "пел"?

4) Шагает по лугу: ноги, как ходули, между ног голова качается, коленки торчат выше спины. Что это за жук?

По вертикали:

5) Как Бианки назвал дятла в сказке "Чей нос лучше?"?

6) Кого автор назвал долгоносом в сказке "Чей нос лучше?"?

7) Кем был по специальности отец автора и сам автор?


7) Итог урока.

Учитель: О каких произведениях и какого автора мы беседовали?

Учитель: С какой новой книгой познакомились?

Учитель: Какое произведение вам понравилось больше всего? Почему?



Тема "Лесной корреспондент" (вн/чт)

ЦЕЛЬ: познакомить с жизнью и творчеством писателя-натуралиста В.В.Бианки
ЗАДАЧИ: на основе сказок и рассказов писателя воспитывать любовь и уважение к миру природы;
учить понимать природу, её законы и особенности;
развивать память, речь, мышление, наблюдательность.

Ход урока

Оргмомент.

1. Отгадывание кроссворда
–Задание, отгадать кроссворд про животных и прочитать ключевое слово.
1. На овчарку он похож:
Что ни зуб-то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)
2. Длинное хвостище,
Рыжее волосище,
Сама хитрища. (Лиса)
3. Плотник острым долотом
Строит дом с одним окном. (Дятел)
4. Возле дуба острым рылом
Деловито землю рыл он.
Видно, жёлуди искал.
Я пугать его не стал.
Не спугнул и мой Полкан,
Очень грузен был… . (Кабан)
5. Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зелёный,
Любит снежные луга. (Лось)
6. Пусть я птичка - невеличка;
У меня, друзья, привычка:
Как начнутся холода,
Прямо с севера сюда. (Снегирь)
7. Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В тёплый край я не летаю,
Здесь, под крышей, обитаю,
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый … . (Воробей)
8. Вот так звери!
Нор не роют,
Но зато плотины строят.
Все они одеты в шубы,
Инструмент не пилы – зубы. (Бобры)
9. Спиною зеленовата,
Животом желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
10. Какая птица в лесу обитает,
Всем своё имя она называет? (Кукушка)
11. Стройный, быстрый,
Рога ветвистые,
Носится весь день,
Кто это? (Олень)
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)
До чего цветы в садах
Буйно расцвели!
Распевают песни в них 
Звонко… . (Соловьи)

- Должно получиться ключевое слово “Виталий Бианки”.

- О ком пойдет речь на уроке?
2. Чтение отрывка из рассказа Бианки.
“Зимний лес. Тихо-тихо вокруг. Мороз щиплет лицо, но, если хочешь увидеть, как торопится домой зайчишка, или выходит на прогулку барсук, терпи. Вот снег зашевелился. Дрогнула ветка. Ближе…ближе… и перед наблюдателем раскрывается ещё один лесной секрет”. А потом обо всём, что увидел, Виталий Валентинович рассказывал ребятам в книжках, помогая проникнуть им в чудесные тайны природы.
3. Сообщение темы.
- Сегодня, мы поговорим о замечательном писателе Виталии Валентиновиче Бианки (обратить внимание на портрет).

- Почему тема так названа?
В.В. Бианки родился в Петербурге 30 января 1894 года, умер в 1959 году. В этом году ему исполнилось бы 118 лет.

Ещё мальчишкой он проводил в лесу всё свободное время, с жадностью прислушивался к рассказам старых охотников. Он пытался понять, о чём “разговаривают” птицы, почему ноги цапли и лапы крота так не похожи, почему одни животные строят домишки на деревьях, другие – на воде или под водой. Окончив университет, Виталий Бианки побывал с экспедициями во многих уголках нашей Родины. В своих лесных былях и сказках он ответил детям на множество вопросов, а ребятам постарше посвятил увлекательную “Лесную газету” - календарь природы нашей страны. И стала самой знаменитой книгой Бианки «Лесная газета». Другой подобной просто не было. Газета представляет собой детский настольный календарь природы, разделенный на 12 частей, соответствующих 12 месяцам в году. Все самое любопытное, самое необычное и самое обычное, что происходило в природе каждый месяц и день, попало на страницы «Лесной газеты». Это большая настоящая газета со своей передовицей, объявлениями, телеграммами – обо всём, что происходит в лесу. Здесь можно было найти объявление скворцов «Ищем квартиры» или сообщение о первом «ку-ку», прозвучавшем в парке, или отзыв о спектакле, который давали на тихом лесном озере птицы-чомги. Была даже уголовная хроника: беда в лесу не редкость. Бианки работал над ней с 1924 года до конца жизни, постоянно внося какие-то изменения. С 1928 года она несколько раз переиздавалась, становилась толще, ее переводили на разные языки мира. Рассказы из «Лесной газеты» звучали по радио, печатались, наряду с другими произведениями Бианки, на страницах журналов и газет.

4. Рассматриваем книгу В. Бианки “Лесная газета”. О чём пишут? Что сообщают? Читаем рассказ “Купание медвежат”.
Тридцать пять лет писал Бианки о лесе. Это слово часто звучало в названиях его книг: «Лесные домишки», «Лесные разведчики». Повести, рассказы, сказки Бианки своеобразно соединили в себе поэзию и точное знание. Последние он даже называл по-особенному: сказки-несказки.

 В них нет волшебных палочек или сапог-скороходов, но чудес там не меньше. О самом неказистом воробье Бианки мог так рассказать, что мы только удивляемся: оказывается, тот совсем не прост. Удалось-таки писателю найти волшебные слова, которые «расколдовали» таинственный лесной мир.
Он написал более 300 сказок, рассказов о природе, в числе которых такие, как Первая охота (1923), Кто чем поет (1923), Как Муравьишка домой спешил (1935), Сказки зверолова (1937) и др. По некоторым из них (Оранжевое горлышко (1937, и др.) сняты мультфильмы.
            В последние годы жизни Бианки тяжело болел – у него были полностью парализованы ноги и частично руки. Однако у него по-прежнему собирались писатели, считавшие его своим учителем, проходили заседания редколлегии «Вести из леса». Он участвовал в написании сценариев для кинофильмов, мультфильмов и диафильмов о природе. Его произведения были изданы общим тиражом более 40 млн. экземпляров, переведены на многие языки мира.
Незадолго до смерти Бианки писал в предисловии к одной из своих книг: «Я всегда старался писать свои сказки и рассказы так, чтобы они были доступны и взрослым. А теперь понял, что всю жизнь писал и для взрослых, сохранивших в душе ребенка».

 Книги Бианки любимы и детьми, и взрослыми. Они читаются легко и увлекательно. Книги познавательны – много неизвестного о повадках, образе жизни животных. Читая Бианки мы задумываемся, радуемся, огорчаемся, удивляемся. Чтобы писать о животных, надо их любить. Бианки заражает этой любовью своих читателей. Если человек любит и знает природу, он никогда не навредит ей, а преумножит её богатства. Таким образом узнать и полюбить природу помогут произведения Виталия Валентиновича Бианки. 
В основе всех лесных сказок, рассказов и повестей Бианки лежат его собственные научные наблюдения над жизнью леса и его обитателей. Создавая их, он стремился и ребят приучить к самостоятельным наблюдениям над родной природой.
5. Отгадывание ребусов.
– Сейчас я хочу предложить вам отгадать ребусы. В них скрыты названия зверей.
(заяц, волк, бурундук, олень, лиса)
6. Работа по произведению В. Бианки “Хвосты”.
- Сейчас мы поговорим о просчитанном дома рассказе, а потом проведём “Хвостатую викторину”.
7. Викторина.
Его хвостик летом серый, а зимой белый (заяц).
Её хвост похож на хлыст, им здорово отгонять кусачих насекомых (корова).
Нос пяточком, хвостик крючком (свинья).
Её пушистый рыжий хвостик весело мелькает между зелёных веток и служит своей хозяйке парашютом во время прыжков (белка).
Про трусишку говорят, что он дрожит, точно её хвостик (овца).
Он ловил хвостом рыбу в проруби (волк).
У этого великана нос намного длиннее, чем хвост (слон).
Её длинный пушистый хвост хорошо заметает следы своей хитрой хозяйки, особенно на снегу (лиса).
Для этого речного строителя его хвост является и рулём и веслом, в нём же он накапливает жир на зиму (бобр).
Одни взмахом хвоста – она разбила золотое яичко (мышь).
Сапоги со шпорами, хвост с узорами (петух).
Эта птица на своём длинном хвосте “разносит новости по лесу” (сорока).

8. Итог.
Мы сегодня познакомились с замечательным детским писателем Виталием Валентиновичем Бианки. Я хочу пожелать вам быть внимательными к окружающей природе, беречь и любить её.

9 . Д/з: чтение рассказов






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Музыкабианооеонврапппревгп

Автор: Борисов Арслан Александрович

Дата: 28.02.2019

Номер свидетельства: 501829


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства