kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер -класс здоровьесбережение на уроках географии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема  здоровьесбережения  является  актуальной  для  всех возрастных  категорий  обучающихся.В данной работе описываются  принципы, формы  и   методы  применения  здоровьесберегающих  технологий. Описываются значение  технологии  личностного   подхода.  Использование  последней позволяет  максимально  обратить  внимание  непосредственно   на  личность  ребенка, его  эмоциональный  фон, его  индивидуальность  и  неповторимость. Использование  здоровьесберегающей  методики  показано  на  примере  урока  "Глобальные  проблемы  человечества" (10  класс). Приводится  таблица, позволяющая  проанализировать урок  с  точки зрения  здоровьесбережения. Обязательно  оценивается  психологический  комфорт  урока. Применение  указанных  технологий  позволяет  максимально  сохранить психолого-физический  потенциал  обучающихся  на  разных этапах  урока.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«мастер -класс здоровьесбережение на уроках географии »

«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ»


Специалисты доказали, что здоровье ребенка, его социально – психологичес-

кая адаптация, нормальный рост и развитие определяются средой, в которой

он проводит достаточно большое время. Такой средой является школа, как

среда получения образования. Здесь проходит более 70 % времени бодрство-

вания ребенка. В этот же период происходит наиболее интенсивный рост и

развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь.

Здоровьесберегающие образовательные технологии представляют собой сово-

купность принципов, приемов, методов педагогической работы, которые до-

полняя традиционные технологии обучения, наделяют их признаком здоро-

вьесбережения.

При преподавании разных предметов учителя используют разные подходы

к охране здоровья, а значит и разные методы и формы работы. Для препода-

вания географии наиболее приемлемыми являются экологические здоровьесбе-

регающие технологии. В школе это – обустройство пришкольной территории, зеленые уголки в классах, рекреациях, участие в природоохранных мероприятиях.

В работе учителя, который внедряет здоровьесберегающие технологии, долж

ны выполняться учебная программа, происходить формирование интереса к

предмету, устанавливаться партнерские отношения, максимально использова-

ться индивидуальные особенности ребенка.

Перед учителем, использующем здоровьесберегающие технологии, стоят сле

дующие задачи:

- объективно оценить свои достоинства и недостатки, составить план их кор-

рекции.

- пройти повышение квалификации, связанное с вопросами здоровья.

- провести «ревизию» используемых технологий и методик в аспекте их пре-

дполагаемого воздействия на здоровье учащихся.

- создание моделей реальных ситуаций из жизни. Уроки географии как раз

способствуют этому.

Большой вклад в реализацию этой методики вносит внеклассная работа.

организация экскурсий, посещение музеев, выставок.

К главным принципам здоровьесбережения на уроках географии относят:

- Создание эмоционального фона. Это может достигаться путем эмоциональ-

ного рассказа учителя, прослушиванием музыки, чтением стихов, отрывков

из литературных произведений, просмотром иллюстраций.

- Выполнение творческих заданий. Это способствует развитию человека, сни-

жению утомляемости.

- Личностно – ориентированная направленность.

Одной из важнейших технологий в системе здоровьесбережения является

технология личностного подхода. Ее главным направлением является гумани- зация учебно – воспитательного процесса, а главной целью создание оптима-

льных условий для развития личности, в которой учитывалась бы индиви-

дуальность, неповторимость. При этом атмосфера на здоровьесберегающих

уроках должна быть психологически комфортной, творческой.

Подробно эту технологию я рассмотрю на примере моего урока «Глобальные

проблемы человечества. Демографическая проблема».

технологию личностного подхода. Мной учитывались следующие особенности данной технологии:

  • Каждый этап урока несет в себе положительный эмоциональный настрой.

Особенно это необходимо осуществлять в начале и в конце урока.

Это проявляется во время организационного момента (настраиваю на ус-пех, на плодотворную работу), на всем его протяжении (периодически под-

бадриваю, поддерживаю тех кто сомневается в своих суждениях) и во вре-

мя подведения его итогов (благодарю за работу, желаю дальнейших успе-

хов).

  • Учитывается мотивация ребенка к изучению темы, вопроса.

Перед определением темы урока совместными усилиями учителя и учащих

ся было проведено анкетирование по результатам которого выявили что

в тройку проблем, интересующих ребят входит демографическая проблема.

То есть выбор темы урока был определен с учетом интересов ребенка.

  • Цели урока определяются не учителем, а учащимися.

Каждый ученик, определяя цели урока, по сути дела и определяет свою

Роль в нем, видит себя в системе урока. Проявляет свое умение выделять

главное.

  • Создание психологического климата на уроке. Это одно из основных

условий здоровьесберегающего урока. Комфорт создают похвалы, интерес

к изучаемому материалу. Взаимоотношения между учителем и учеником

строятся на взаимопонимании. В начале урока предлагается поработать

со «шкалой настроения». Ученики отмечают цветным кружком свое

настроение в начале урока и в конце. Это позволяет относится к состоя-

нию ребенка с пониманием.

  • Наличие психологических разгрузок на уроке.

На моем уроке это проявилось в создании музыкальных пауз, демонстра-

ции подготовленного материала учащимися (интересных фактов из облас-

ти демографии).

  • Групповая форма работы на уроке. Учащиеся должны учиться органи-

зовывать свою работу на уроке.

Учащиеся сами дифференцировали работу в группе. Учитывались личност-

ные особенности учащихся. Некоторым не представляет сложности высту-

пать перед аудиторией (они дают отчет о работе всей группы), другие

готовили материал для своей группы (выступление перед аудиторией для

них серьезная проблема), третьи работали над презентацией).

  • Создание ролевых ситуаций на уроке.

Она включена в урок как с целью проявления творческих способностей

учащихся, так и с целью рефлексии.

  • Воспитание уважительного отношения к чужому мнению.Умение выска

зывать свое мнение.

Проявляется как в ролевой игре, так и при постановке проблемных вопро

сов. Учащиеся при работе в группах высказывали свое мнение и предлага

ли выход из ситуаций.

  • Создание проблемных ситуаций на уроке.

Они необходимы для активизации мыслительной деятельности учащихся.

Создается на уроке при постановке вопроса о направлении демографичес-

кой политики.

  • Самооценка учащихся.

Позволяет ребенку самому определять степень своего участия на каждом

этапе урока. В начале урока каждому ребенку выдается лист самооценки.

Это позволяет не оказывать психологического давления при выставлении

оценки.

  • Учитель совершенствует знания ребенка.

Согласно структуре урока учитель направляет мысль ученика, вносит кор-

рективы в его деятельность, уважает его мнение. Подводит итог его деятель

ности.

Кроме того мною были использованы различные виды деятельности и ви-

ды преподавания.

Анализ урока с позиций

Здоровьесбережения


1. Позитивное влияние на здоровье учащихся ( до начала урока )


ЧТО

НАБЛЮДАЕТСЯ

ДА

НЕТ

ПРИМЕЧАНИЕ

1. Учащиеся в

перемену находятся

в кабинете



+


2. Кабинет

проветрен

+



3. Кабинет

настраивает на

рабочий лад


+





2. Ход урока


ЧТО НАБЛЮДАЕТСЯ

РЕЗУЛЬТАТ

(указать выше нормы, норма,ниже нормы)

1

2

1. Количество видов учебной деятельнос-

ти: письмо, чтение, слушание, рассказ,

рассматривание налядных пособий, отве-

ты на вопросы, решение примеров и задач (норма: 4-7 видов)

Норма: слушание, рассказ, ответы на вопросы, ролевая игра

2.Средняя продолжительность различных

видов учебной деятельности

(норма: не более 10 мин.)

Норма.

3. Частота чередования различных видов

учебной деятельности

(норма: смена не позже чем через 7-10 мин

Норма

4.Количество видов преподавания:

словесный, наглядный,аудиовизуальный,

с/р и т.п. (норма не менее трех)

Виды преподавания: словесный, наглядный

аудиовизуальный

5. Чередование видов преподавания

(норма: не позже чем через 10-15 мин.)

Норма

6. Наличие на уроке работ, в которых уча-

щиеся имеют возможность выразить свое

мнение, проявить самостоятельность:

самостоятельные работы, работа в группах

(норма: не менее 7-10 мин.)

Работа по группам

7. Наличие на уроке оздоровительных

моментов

(норма:на 20-й минуте урока 1 минута из

3 легких упражнений с 3-4 повторениями)

Психологическая разгрузка

3. Психологический климат на уроке

( оцените в баллах:

0 – показатель отсутствует;

1 – показатель слабо выражен;

2 – проявляется на достаточном уровне)


ЧТО НАБЛЮДАЕТСЯ

РЕЗУЛЬТАТ

1.Наличие внешней мотивации: похвала

поддержка, соревновательный момент

Поддержка, пожелание успеха

2. Стимуляция внутренней мотивации:

стремление больше узнать, радость от

активности, интерес к изучаемому

материалу и т.п.

Активизация ранее полученных зна-

ний, интерес

3. Взаимоотношения между учителем и

учеником


4. Взаимоотношения между учащимися

Доброжелательные

5. Наличие эмоциональных разрядок

(поговорки, известные высказывания,

небольшие стихотворения, юмористи-

ческая или поучительная картинка, му-

зыкальная минутка и т. п.)

Поучительная картинка, музыкальная

пауза

















































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
мастер -класс здоровьесбережение на уроках географии

Автор: Григорян Сабина Шамилевна

Дата: 17.09.2015

Номер свидетельства: 231294


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства