«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ»
Специалисты доказали, что здоровье ребенка, его социально – психологичес-
кая адаптация, нормальный рост и развитие определяются средой, в которой
он проводит достаточно большое время. Такой средой является школа, как
среда получения образования. Здесь проходит более 70 % времени бодрство-
вания ребенка. В этот же период происходит наиболее интенсивный рост и
развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь.
Здоровьесберегающие образовательные технологии представляют собой сово-
купность принципов, приемов, методов педагогической работы, которые до-
полняя традиционные технологии обучения, наделяют их признаком здоро-
вьесбережения.
При преподавании разных предметов учителя используют разные подходы
к охране здоровья, а значит и разные методы и формы работы. Для препода-
вания географии наиболее приемлемыми являются экологические здоровьесбе-
регающие технологии. В школе это – обустройство пришкольной территории, зеленые уголки в классах, рекреациях, участие в природоохранных мероприятиях.
В работе учителя, который внедряет здоровьесберегающие технологии, долж
ны выполняться учебная программа, происходить формирование интереса к
предмету, устанавливаться партнерские отношения, максимально использова-
ться индивидуальные особенности ребенка.
Перед учителем, использующем здоровьесберегающие технологии, стоят сле
дующие задачи:
- объективно оценить свои достоинства и недостатки, составить план их кор-
рекции.
- пройти повышение квалификации, связанное с вопросами здоровья.
- провести «ревизию» используемых технологий и методик в аспекте их пре-
дполагаемого воздействия на здоровье учащихся.
- создание моделей реальных ситуаций из жизни. Уроки географии как раз
способствуют этому.
Большой вклад в реализацию этой методики вносит внеклассная работа.
организация экскурсий, посещение музеев, выставок.
К главным принципам здоровьесбережения на уроках географии относят:
- Создание эмоционального фона. Это может достигаться путем эмоциональ-
ного рассказа учителя, прослушиванием музыки, чтением стихов, отрывков
из литературных произведений, просмотром иллюстраций.
- Выполнение творческих заданий. Это способствует развитию человека, сни-
жению утомляемости.
- Личностно – ориентированная направленность.
Одной из важнейших технологий в системе здоровьесбережения является
технология личностного подхода. Ее главным направлением является гумани- зация учебно – воспитательного процесса, а главной целью создание оптима-
льных условий для развития личности, в которой учитывалась бы индиви-
дуальность, неповторимость. При этом атмосфера на здоровьесберегающих
уроках должна быть психологически комфортной, творческой.
Подробно эту технологию я рассмотрю на примере моего урока «Глобальные
проблемы человечества. Демографическая проблема».
технологию личностного подхода. Мной учитывались следующие особенности данной технологии:
Особенно это необходимо осуществлять в начале и в конце урока.
Это проявляется во время организационного момента (настраиваю на ус-пех, на плодотворную работу), на всем его протяжении (периодически под-
бадриваю, поддерживаю тех кто сомневается в своих суждениях) и во вре-
мя подведения его итогов (благодарю за работу, желаю дальнейших успе-
хов).
Перед определением темы урока совместными усилиями учителя и учащих
ся было проведено анкетирование по результатам которого выявили что
в тройку проблем, интересующих ребят входит демографическая проблема.
То есть выбор темы урока был определен с учетом интересов ребенка.
Каждый ученик, определяя цели урока, по сути дела и определяет свою
Роль в нем, видит себя в системе урока. Проявляет свое умение выделять
главное.
условий здоровьесберегающего урока. Комфорт создают похвалы, интерес
к изучаемому материалу. Взаимоотношения между учителем и учеником
строятся на взаимопонимании. В начале урока предлагается поработать
со «шкалой настроения». Ученики отмечают цветным кружком свое
настроение в начале урока и в конце. Это позволяет относится к состоя-
нию ребенка с пониманием.
На моем уроке это проявилось в создании музыкальных пауз, демонстра-
ции подготовленного материала учащимися (интересных фактов из облас-
ти демографии).
зовывать свою работу на уроке.
Учащиеся сами дифференцировали работу в группе. Учитывались личност-
ные особенности учащихся. Некоторым не представляет сложности высту-
пать перед аудиторией (они дают отчет о работе всей группы), другие
готовили материал для своей группы (выступление перед аудиторией для
них серьезная проблема), третьи работали над презентацией).
Она включена в урок как с целью проявления творческих способностей
учащихся, так и с целью рефлексии.
зывать свое мнение.
Проявляется как в ролевой игре, так и при постановке проблемных вопро
сов. Учащиеся при работе в группах высказывали свое мнение и предлага
ли выход из ситуаций.
Они необходимы для активизации мыслительной деятельности учащихся.
Создается на уроке при постановке вопроса о направлении демографичес-
кой политики.
Позволяет ребенку самому определять степень своего участия на каждом
этапе урока. В начале урока каждому ребенку выдается лист самооценки.
Это позволяет не оказывать психологического давления при выставлении
оценки.
Согласно структуре урока учитель направляет мысль ученика, вносит кор-
рективы в его деятельность, уважает его мнение. Подводит итог его деятель
ности.
Кроме того мною были использованы различные виды деятельности и ви-
ды преподавания.
Анализ урока с позиций
Здоровьесбережения
1. Позитивное влияние на здоровье учащихся ( до начала урока )
ЧТО
НАБЛЮДАЕТСЯ
ДА
НЕТ
ПРИМЕЧАНИЕ
1. Учащиеся в
перемену находятся
в кабинете
+
2. Кабинет
проветрен
+
3. Кабинет
настраивает на
рабочий лад
+
2. Ход урока
ЧТО НАБЛЮДАЕТСЯ
РЕЗУЛЬТАТ
(указать выше нормы, норма,ниже нормы)
1
2
1. Количество видов учебной деятельнос-
ти: письмо, чтение, слушание, рассказ,
рассматривание налядных пособий, отве-
ты на вопросы, решение примеров и задач (норма: 4-7 видов)
Норма: слушание, рассказ, ответы на вопросы, ролевая игра
2.Средняя продолжительность различных
видов учебной деятельности
(норма: не более 10 мин.)
Норма.
3. Частота чередования различных видов
учебной деятельности
(норма: смена не позже чем через 7-10 мин
Норма
4.Количество видов преподавания:
словесный, наглядный,аудиовизуальный,
с/р и т.п. (норма не менее трех)
Виды преподавания: словесный, наглядный
аудиовизуальный
5. Чередование видов преподавания
(норма: не позже чем через 10-15 мин.)
Норма
6. Наличие на уроке работ, в которых уча-
щиеся имеют возможность выразить свое
мнение, проявить самостоятельность:
самостоятельные работы, работа в группах
(норма: не менее 7-10 мин.)
Работа по группам
7. Наличие на уроке оздоровительных
моментов
(норма:на 20-й минуте урока 1 минута из
3 легких упражнений с 3-4 повторениями)
Психологическая разгрузка
3. Психологический климат на уроке
( оцените в баллах:
0 – показатель отсутствует;
1 – показатель слабо выражен;
2 – проявляется на достаточном уровне)
ЧТО НАБЛЮДАЕТСЯ
РЕЗУЛЬТАТ
1.Наличие внешней мотивации: похвала
поддержка, соревновательный момент
Поддержка, пожелание успеха
2. Стимуляция внутренней мотивации:
стремление больше узнать, радость от
активности, интерес к изучаемому
материалу и т.п.
Активизация ранее полученных зна-
ний, интерес
3. Взаимоотношения между учителем и
учеником
4. Взаимоотношения между учащимися
Доброжелательные
5. Наличие эмоциональных разрядок
(поговорки, известные высказывания,
небольшие стихотворения, юмористи-
ческая или поучительная картинка, му-
зыкальная минутка и т. п.)
Поучительная картинка, музыкальная
пауза