Мастер класс"Проблемное обучение на уроках географии. НаселениеРоссии"
Мастер класс"Проблемное обучение на уроках географии. НаселениеРоссии"
раскрыть содержание понятий «проблемное обучение»,условия и способы реализации проблемного обучения», познакомить с основными этапами и способами проблемного обучения, используемые на уроках географии.
Первый тип следует считать наиболее общим и распространенным: возникновение проблемной ситуации при условии, что учащиеся не знают способа решения проблем, дать объяснение новому факту в учебной и жизненной ситуации.
Второй тип - возникает при столкновении учащихся с необходимостью использования ранее усвоенных знаний в новых практических условиях.
Третий тип – проблемная ситуация легко возникает в случае противоречия между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа.
Четвертый тип – возникновение проблемной ситуации. При противоречии между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер класс"Проблемное обучение на уроках географии. НаселениеРоссии"»
Мастер класс
Использование приемов технологии «Проблемное обучение на уроках географии»
Учителя географии 1 категории Аловой О.В.
Цель занятия: раскрыть содержание понятий «проблемное обучение»,условия и способы реализации проблемного обучения», познакомить с основными этапами и способами проблемного обучения, используемые на уроках географии.
Уважаемые коллеги!
Начиная мастер-класс. Я предлагаю всем желающим включиться в небольшое занятие, в котором предлагаю вам одновременно выступать в двух ролях: ученика, активно участвующего в процессе получения и переработки новой информации и педагога, наблюдающего за происходящим и анализирующего происходящее.
Свой мастер класс, я хочу начать с эпиграфа «Плохой учитель преподносит истину, хороший учитель её находит» (Адольф Дистерверг). Эти слова, как никакие другие подчеркивают основную цель использования мною методика проблемного обучения в школе. Проблема – это сложный вопрос, задачи, требующие разрешения, исследования.
География- это предмет, который сам по себе содержит много интересного, увлекательного и занимательного. Однако, я считаю. Что для активизации познавательной деятельности школьников не только информация должна быть интересной, но и сам процессе получения. Поэтому возникает необходимость широко применять проблемный подход в обучении. Цель моего мастера класса показать практическое использование методики проблемного обучения в курсе изучения физической географии.
Основной проблемой обучения является создание на уроках различных проблемных ситуаций (главное средство активизации мыслительной деятельности учащихся).
Первый тип следует считать наиболее общим и распространенным: возникновение проблемной ситуации при условии, что учащиеся не знают способа решения проблем, дать объяснение новому факту в учебной и жизненной ситуации.
Второй тип - возникает при столкновении учащихся с необходимостью использования ранее усвоенных знаний в новых практических условиях.
Третий тип – проблемная ситуация легко возникает в случае противоречия между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа.
Четвертый тип – возникновение проблемной ситуации. При противоречии между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования.
Можно указать несколько основных способов созданий проблемных ситуаций:
Пробуждение у учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность учащихся.
Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий в школ, дома и т.д.
Задания на объяснение явлений или поиска путей их практического применения
Пробуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающее противоречия между житейским представлением и научным понятием об этих фактов
Выдвижение гипотез, вывод их проверки.
Пробуждение учащихся к сравнению, сопоставлению фактов. Явлений в результате которых возникает проблемная ситуация
Ознакомление учащихся с фактами, носящими как будто необъяснимый характер и приведшими в истории науки к возникновению научной проблемы. Обычно это объясняется недостаточностью знаний учащихся
Пробуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов. Учащиеся получают задание рассмотреть некоторые факты, явления, содержащиеся в новом для них материале, сравнить с известными и сделать обобщение.
Организация предметных связей. Часто материал учебного предмета не обеспечивает создание проблемной ситуации, в этом случае следует использовать факты и данные наук, имеющие связь с изучаемым материалом.
Варьирование задании, переформулировка вопросов.
Название этапа
Суть этапа
Прием учебной работы
Осознание проблем ,вскрытия противоречия.
Обнаружение скрытого противоречия в проблемном вопросе.
Установление причинно-следственных связей. Нахождение разрыва в связях.
Формулирование гипотез
Обозначение с помощью гипотезы основного направления поиска ответа.
Выдвижения гипотез
Доказательство гипотезы.
Доказательство или опровержение высказанного в гипотезе предположения.
Обоснование гипотезы.
Общий вывод
Обогащение в ранее сформированных причинно-следственных связей в новом содержании
Установление прчиинно-следственных связей.
Проблемный подход к обучению предполагает обязательное формирование у школьников интеллектуальных умений: анализа, синтеза. Сравнения обобщения, установления причинно-следственных связей, научного прогнозирования ,т.е. включает в себя логические операции необходимые для выбора целесообразного правильного решения.
Методы проблемного обучения:
Проблемное изложение;
Частично -поисковый (эвристическая беседа);
Исследовательский метод.
Проблемное изложение – его цель показать образец решения проблемы. В ходе такого изложения материала проблему ставит и решает учитель. Здесь важно не просто излагать материал, а размышлять, рассматривать возможные подходы и пути решения. Учащиеся следят за логикой рассуждения, анализом, выдвигают свои варианты, а значит, глубже усваивают материал. Проблемное изложение применяется, когда материал совсем новый и слишком сложный.
Проблемное изложение
Метод монологического изложения
Метод диалогического изложения
При монологическом методе учитель сам объясняет сущность новых понятий, фактов. Дает учащимся готовые выводы науки, но это делается в условиях проблемной ситуации форма изложения- рассказ, лекция.
Представляет диалог учителя с коллективом учащихся. Учитель в созданной им проблемной ситуации сам ставит проблему и решает её,но с помощью учащихся, то есть они активно участвуют в постановке проблемы выдвижения предположений, и доказательств гипотез. Деятельности учащихся присуще сочетание репродуктивного и частично-поискового метода обучения. Основы форм преподавания- поисковая беседа, рассказ.
Частично - поисковый метод (эвристическая беседа-это определение ряда вопросов ,которые направлены на ответы учащихся в нужное русло)-этот метод постепенно приобщает учащихся к творческой деятельности. Смысл поисковой беседы в том, чтобы привлечь учащихся к решению выдвигаемых на уроке проблем с помощью подготовленной заранее системы вопросов. Использовать эту форму можно в тех случаях ,когда дети обладают необходимыми знаниями для активного участия в решении выдвигаемых проблем.
Учитель:
А) конструирует задание;
Сообщает его учащимся;
В) расчленяет задание на несколько задач и вопросов;
Г) выразительная форма метод эвристической беседы.
Учащиеся – осуществляют поисковую деятельность, но не вполне самостоятельно, а под руководством учителя.
Исследовательский метод - его назначение приобщение школьников к творческой деятельности. Это путь, по сравнению с другими ,предполагает самостоятельное выполнения творческого задания.
Долговременное творческое задание: выполняется в краеведческой работе.
Кратковременные творческие задания: требуют переосмысления ранее усвоенных знаний и работы с разными источниками (карты)
Проблемное обучение поддерживает интерес учащихся к предмету как к науке. Создавая на уроках географии проблемные ситуации, используя другие способы проблемного обучения, учитель может выйти за пределы минимального образовательного стандарта и научить школьников применять творческие методы исследовательского характера (определение причин по следствиям, реконструкция целого по частям и наоборот)
Уважаемые коллеги предлагают включиться в небольшое занятие, в котором предлагаю одновременно выступить в 2 ролях: ученика активно участвующего в процессе получения и педагога.
Этапы занятия:
1.Мотивация
2.Гипотезы
3.Решение гипотезы
4. Обработка информации и выбор из предложенных оптимального пути решения
5. Подведение итогов
,составление алгоритма решения в общем виде
6. Рефлексия.
Ход занятия:
Орг. Момент
Уважаемые коллеги, на 15 минут, я вам предлагаю представить себя в роли учащегося 9 класса.
Постановка учебной проблемы
Вам было задано опережающее задание провести исследование и ответить на вопросы:
Сколько детей было в семье у прабабушки?
Сколько детей было у бабушки?
Сколько детей было у родителей?
Сколько детей в вашей семье?
Сколько бы вы хотели иметь?
А давайте с вами проанализируем ваши ответы.
Демонстрация ресурса. Отображает сведения о естественном приросте населения по субъектам федерации по данным переписи населения с 1950- 2010 год
Приходим к выводу о сокращение детей в семьях. Цифровая векторная карта показывает о естественной убыли населения в России.
Далее свами мы сформулируем проблемный вопрос.
Мнения разделятся и для решения проблемы предлагаю изучить тему «Воспроизводство населения» (рассуждение, дискуссия)
Воспроизводство населения - смена людских поколений.
Естественный прирост-увеличение доли рождаемости.
Формулируем проблемный вопрос: «Грозит ли россиянам вымирание?»
1 группа «Да грозит»
2 группа «Нет не грозит вымирание»
Направленная на увеличение рождаемости (пособие при рождении второго ребенка 480 тысяч рублей);
Высокий уровень экономики (ВТО, СНГ);
Население размещено крайне неравномерно;
Развитая инфраструктура;
Города миллионики.
Направленная на уменьшение рождаемости (инфляция, повышение цен на ЖКХ, продукты);
Низкий уровень недееспособности властей по данным ООН;
Высокий уровень безработицы;
Экономический кризис.
Подведение итогов дискуссии:
На 2013 год численность населения РФ составляет 143 миллиона человек. России не грозит вымирание нации, из-за активной демографической политики, обладает огромными запасами полезных ископаемых, и реформы в преобразовании политики государств (образование, ЖКХ, медицина)
Рефлексия:
Уважаемые коллеги давайте с вами подведем итоги мастера класса.
Что мыс вами узнали нового? (2-3 ответа)
А теперь вам перед началом мастера класса раздали два типа смайликов: грустный и веселый, поднимите вверх кому сегодня мастер класс понравился. И что вы узнали нового, а кому не очень?
Благодарю за внимание!!!
В заключении хочу сказать: «Учитель напоминает человека, идущего против течения: стоит остановиться, и течение снесет его далеко назад. Остановка в совершенствовании педагогического мастерства приводит к его утрате.»