Просмотр содержимого документа
«Литературно-музыкальная композиция «За край родной»»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
Сценарий открытого занятия:
«За край родной!»
Разработала: Бушуева Нина Михайловна,
учитель географии первой квалификационной
категории МАОУ «СОШ №5»
Березники, 2014
Литературно-музыкальная композиция
«За край родной».
(Книжная выставка, плакаты и фотографии, тексты военных песен, слайды или документальные фильмы)
1 Ведущий:
Уважаемые родители, дедушки, бабушки и дети!
9 мая – День Победы. В самом названии заложено благородное призвание и обязанность защищать Родину. Праздник подчеркивает патриотизм, силу духа, верность воинскому долгу тех, кто оберегает свободу и независимость Российской Державы.
Сегодня мы вспомним защитников нашей Родины Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и споём песни тех военных лет.
Наши дети принесли фотографии своих родных, защитивших страну от фашистских захватчиков. Вот они перед нами «Выстояли, победили!»
Мы начинаем литературно-музыкальную композицию «За край родной»
2 Ведущий:
Война и песня: что может быть общего?
Казалось бы тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен.
И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою.
1 Ведущий:
От песни сердцу было тесно.
Она вела на смертный бой,
Чтобы громить врага под эту песню,
Защищая Родину собой.
2 Ведущий:
Песни были необходимы солдатам на войне. Они вдохновляли бойцов. В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку, а в решительные моменты помогала собрать все силы, уберечься от слабости и паники.
1 Ведущий:
Поэтому у многих бойцов и командиров в карманах гимнастерок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных хранились блокноты с записями фронтовых песен.
Говорилось, что фронтовая песня – это вторая винтовка, говорилось, что враг боится песни больше, огнестрельного оружия, потому что боец песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая.
2 Ведущий:
В самом начале Великой Отечественной войны композитор А. Александров и поэт В. Лебедев – Кумач написали песню «Священная война»
1 Ведущий:
С этой песней на вокзалах Москвы родные и друзья провожали солдат на смертный бой с фашизмом. Проникновенные слова и величавая мелодия песни звучали почти как военная присяга.
Исполняется песня «Священная война»
2 Ведущий:
Под Москвой, под Сталинградом, в осаждённом Ленинграде и на Курской дуге не умолкала боевая песня, потому что она крепила армейскую сплочённость и фронтовую дружбу. А ещё, художник, талантливый человек во всём!
1 Ведущий:
Знали люди, что война это пропасть, это гибель. Но матери, жёны, сёстры, подруги, ждали своих фронтовиков. Ждали, даже, если приходили похоронки. Ждали, надеялись и писали письма, в которых было столько веры, надежды и любви. Такие письма были необходимы солдату. И не случайно символом верности и надежды стала девушка Катюша из песни М.Блантера на стихи М.Исаковского.
2 Ведущий:
Эта песня написана в конце 30-х годов 20 века, когда еще никто и не думал о войне. Весна, цветущие сады, любовь и верность… Песня «Катюша» олицетворяет всё самое лучшее в жизни – всё это, что пытался разрушить беспощадный враг. Поэтому песня эта в дни войны стала столь популярной.
Исполняется песня «Катюша»
1 Ведущий:
В дни войны появилась песня Константина Листова на стихи Алесксея Суркова «В землянке». Хоть в ней и говорится о белоснежных полях под Москвой, но пели её по всему фронту –в окопах и на привалах, хором и под гармонь.
Исполнятся песня «В землянке»
2 Ведущий:
Не менее популярной среди фронтовиков была песня Никиты Богословского на стихи В.Агатова «Тёмная ночь». Эта песня стала талисманом солдат, так как слова ее давали надежду на возвращение домой. Обычно она звучала в часы отдыха. Кто-то дремал. Негромко заводили песню.
Исполняется песня «Темная ночь»
1 Ведущий:
Песня лирическая пробуждала лучшее в человеке; песня веселая, жизнерадостная поднимала настроение бойцу, не позволяла пасть духом, затосковать. Поэтому особой любовью на фронте пользовалась песня Анатолия Новикова на стихи Сергея Алымова «Вася-Василек».
Исполняется песня «Вася-Василек»
2 Ведущий:
Трудными дорогами шли солдаты. В долгом походе помогла бойцам песня Анатолия Новикова на стихи Льва Ошанина «Дороги».
Исполняется песня «Дороги»
1 Ведущий:
Знали солдаты, что смерть ожидает многих; знали, что война это не праздник, не парад. И всё же звучали на фронте шутки, раздавался смех. Иногда бойцы были не прочь и сплясать «Русского» или «Кадриль». Жизнь продолжалась.
Исполняется танец «Кадриль»
2 Ведущий:
А уж война закончилась, Победу праздновали и песней, и пляской и чем ещё могли…
Мирное время-какое счастье, какая радость!
Выстояли! Победили!
Песню о возвращении солдат с фронта написали М.Блантор и А.Коваленков.
Исполнение песни «Солнце скрылось за горою»
1 Ведущий:
Пришло мирное время, но шрамы той войны остались в каждом городе и селе. Сейчас созданы мемориальные комплексы, места боёв отмечены обелисками. Памятники с красными звёздами хранят имена погибших бойцов. Невозможно забыть те великие бедствия, которые война принесла нашей стране, нашему народу. Мы знаем, какой ценой была завоёвана Победа, и всегда будем помнить тех, кто отдал жизнь за Родину.
А песни тех далёких лет мы поём и сейчас, потому что они помогают нам стать сильнее, мужественнее, человечнее.
Поздравляем всех с Днём Победы!
Желаем здоровья, любви, успехов во всех делах.
2 Ведущий:
А наши мальчики - конечно, они ещё школьники. Но пройдут годы, они вырастут, станут сильными, отважными мужчинами. Армия научит их быть выносливыми, смелыми. Наши мальчики – это будущие защитники нашей страны.
Исполняется песня «Служить России».
Учитель:
Дружно пели вы, ребята,
Словно бравые солдаты.
Чтоб настоящим стать бойцом
И храбрецом и удальцом
Нужны, друзья старания,
Сноровка, сила, знания.
И мы сейчас проверим вас
Начнем соревнование.
Вот первое задания
На меткость и внимание.
( Мальчики – делимся на две команды)
«Меткий стрелок» - Бросаем гранаты(кегли) в корзину – у кого больше попаданий.
«Кавалеристы» - бегут ( один – лошадь, другой – наездник огибая опасные места, возвращаются, передают секретное донесение. И так все пары. Чья команда быстрее).
«Летчики» (чьи самолеты улетят дальше)
«Маскировка» (Очень часто, чтобы быть незамеченным нашим разведчикам приходится
максироваться – переодеваются в сарафаны, подвязывают косынки. Кто быстрее.)
«Пехотинцы» (пройти болото по кочкам(коврикам), добыть снаряд, вернуться бегом к команде.
«Ловкачи» (два стула, под ними скакалка. Дети под музыку бегают вокруг стульев. Музыка прерываться –дети садятся. Кто выдернет скакалку быстрее).
Ну, а сейчас посмотрим, как вы умеете приглашать дам на танец и танцевать.
«Переходный вальс»
Учитель:
Наши мальчики показали сегодня свою сноровку, ловкость, выносливость, уважение к даме. Теперь мы видим, что у нас подрастают настоящие мужчины. С такими бравыми парнями – мы как за каменной стеной…