Изучение роли льна в жизни жителей Смоленской области и народном хозяйстве региона, расширение кругозора учащихся об отличительных особенностях родного края, о растении «лён» и изделиях из него.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Квест "Синеглазый богатырь». Лён Смоленщины»
Квест "Синеглазый богатырь».
Лён Смоленщины.
Квест составлен учителем географии
МБОУ «СШ № 30 имени С.А .Железнова»
города Смоленска
Парфеновой Ириной Валентиновной
Цель: Изучение роли льна в жизни жителей Смоленской области и народном хозяйстве региона, расширение кругозора учащихся об отличительных особенностях родного края, о растении «лён» и изделиях из него. Задачи: - определить место и значение данной темы в жизни человека; - познакомить с историей окультуривания льна; - развивать умение работать в коллективе; - формировать осознанное отношение к своему здоровью. Оборудование: выставка «Изделия из льна», икона Параскевы Пятницы, конверты с заданиями, карта со станциями. Ход квеста. Учитель. Есть такая культура, которую очень любили на Смоленщине. О ней многие поэты слагали целые поэмы Строки из стихотворения Михаила Васильевича Исаковского, нашего земляка:
ЛЁН
Выхожу на широкий шлях
И смотрю на родную страну –
Лён созрел и стоит в полях
В натуральную величину.
Он, наверное, понял давно,
В чём нуждается наша страна.
Он отдаст ей своё волокно
И блестящие семена.
И за то, чтоб на нашем веку
Было легче и радостней жить,
Он готов на любом току
Буйну голову положить.
Всю свою яровую жизнь
Лён шумел про фабричный порог,
Чтоб оттуда полотна лились,
Словно тысячи белых дорог.
Чтобы в ближних и дальних краях
Одевались нарядно все,
Он готов и стоит на полях
В полной силе и в полной красе!
Догадались, о чём пойдёт речь сегодня? О льне. Эта культура – лен. Любили ее смоляне какой-то особой невыразимой любовью и за красоту, и за практичность, и за экономическую выгоду. Лен остается очень нужной культурой для современного человека: помогает ему излечиваться от многих заболеваний, одевает его, обувает, укладывает спать, радует душу и делает много других полезных вещей, сохраняя при этом экологию жилища и тела. Смоленщина – льняной край: лен передавался по наследству и в виде приданого, он был в обиходе почти в каждой семье. В советские времена синие поля льна у нас расстилались от края до края. Работали фабрики и купить ткани, полотенца, салфетки, платья, блузки не составляло проблем. Повсеместно использовались льняное масло, льняные краски, олифа, пакля, костра.
Загадка: «Били меня, колотили, во все чины производили, на престол с царем посадили...».
Маршрутный лист (выполнен в виде карты с отмеченными на ней станциями) каждой команде выдается с учетом того, что они не должны пересекаться на одной и той же станции – игра идёт одновременно для трех команд. Правильные ответы фиксируются членами жюри в маршрутном листе каждой команды.
Станции расположены в разных уголках школы: в библиотеке, в учебных кабинетах, в актовом зале.
Начало и конец квеста (подведение итогов) проводится в актовом зале.
Побеждает команда, набравшая большее количество баллов по итогам игры.
Время на станциях ограничено (не более 8 минут).
Ход квеста
Первый этап:
1.Учащиеся получают домашнее задание до проведения игры: подготовить название команды, девиз. (Связанные с тематикой игры).
2.Представление команд. (3 минуты)
3.Капитанам вручают карту со станциями.
название команды
Станция
количество баллов максимальное
полученное количество баллов
1 Станция
5
2 Станция
8
3 Станция
6
4 Станция
10
5 Станция
7
6 Станция
7
7 Станция
5
максимальный балл
48
набранный балл
Второй этап:
Команды отправляются по станциям и выполняют задания. (45-60 минут).
Третий этап:
Команды возвращаются в актовый зал для подведения итогов
1 Станция. Пути начало…
В конверте лежат ласкутки тканей, ученики должны определить льняную ткань и дать ей характеристику. (5 баллов, за каждую особенность 1 балл)
В конверте
Лен
Хлопок
Бязь
Особенность льняной ткани:
-
-
-
-
-
Ответ:
2 Станция. Историческая
1. Составьте кроссворд из вопросов, которые вы нашли в конверте
(8 баллов). Угадайте ключевое слово Кроссворда (Клименко).
1.Эта профессия, которая тесно с биологией, а точнее с генетикой.(селекционер)
2. Как звали князя, который возвращаясь из похода на Царьград, велел сшить паруса из льна. (Олег)
3. Фамилия селекционера, которая вывела сорт льна "Л-1120", прозванный в советской печати "синеглазым богатырем». (Зинаида Бородич).
4. Кто воспевал ткачество, именно он одел в льняные наряды юношей и дев «Илиады» (Гомер).
5. Как называется основанный в 1952 году сельскохозяйственный производственный кооператив, специализирующийся на выращивании льна-долгунца и его первичной переработке (Успех)
6. Около 9000 лет назад в горных районах этой страны была приготовлена ткань, и с тех пор человек выращивает лен в качестве прядильной культуры. (Индия)
7. Какая императрица разрешила свободный вывоз льна из России (1763 г.).(Екатерины II).
8. Как звали князя, который внес особый параграф в церковный устав: «О наказаниях за кражу льна и льняной одежды». (Ярослав)
В конверте вложены вопросы и фотографии знаменитых людей.
Клименко И.Е.
Гомер
Зинаида Бородич
Князь Олег
Екатерина II Великая
3 Станция. Ботаническая
Растение лен встречается под названиями лен культурный, долгунец, ильнец, ильняк, люченец, сланец.
Дайте характеристику льна согласно данной таблице (6 баллов)
Царство:
Отдел:
Класс:
Семейство:
Род:
Вид:
Царство:
растения
Отдел:
цветковые
Класс:
двудольные
Семейство:
льновые
Род:
лен
Вид:
лен обыкновенный
4 Станция. Фольклорная.
Участникам предложены пословицы и поговорки о льне. В конвертах лежат разрезанные на несколько частей пословицы и поговорки, ученики должны их собрать и верно наклеить на листок. (По 5 штук каждой, за каждую, правильно собранную -1 балл, всего 10 баллов)
Русские пословицы:
-У льна-долгунца два лица: семя на племя, а нить на ткань...
- Мни лён доле, волокна будет боле...
- Будет лён, так будешь и силен...
- Сам жиляный, ножки глиняны, голова масляна.
-Топили, колотили, мяли, трепали, рвали, крушили, ткали и на стол послали.
Поговорки:
Удастся лен - так шелк, а не удастся - зубами щелк...
Лен для льноводов - золото: с ним и старые дышат молодо...
Не домнешь мялкой, так вспомянешь за прялкой...
Всяк Еремей про себя разумей: когда сеять, когда жать, когда в скирды метать...
У ленивой пряхи и про себя нет рубахи...
5 Станция. Технологическая
Ученикам предложена следующая работа. По книжке, которая выдана каждой команде К. Ушинского «Как рубашка в поле выросла?» написать ответ на вопрос: как растили и обрабатывали лён наши предки? За правильный и полный ответ команда получит 7 баллов (за каждую операцию по возделыванию льна -1 балл).
Ответы учеников:
При выращивании и переработке льна выполняются такие операции:
1. Посев.
2. Прополка.
3. Уборка.
4. Мочение.
5. Мятьё.
6. Трепание.
7. Чесание.
6 Станция. Поговорим о пользе
Учащимся предложено описать полезные свойства льна для человека.
В конверте лежат рисунки (бутылочка с маслом, крем, зерна, сарафан, пакля, лак и олифа, краски). Каждый имеет свое предназначение, за правильные ответ о пользе льна -1 балл, всего 7 баллов
7 Станция Конечная.
Проявите свои творческие способности и составьте синквейн на слово "ЛЁН", используя следующий алгоритм построения синквейна: (5 баллов)
3 глагола, раскрывающих потенциальные возможности льна.
Фраза, отражающая роль льна в развитии сельского хозяйства.
Обобщающее (итоговое) понятие.
В помощь к сиквейну.
Г. Х. Андерсен. Отрывок из сказки Г. Х. Андерсен «Лён», прочитайте эти волшебные строки… «Лён цвел чудесными голубыми цветочками, нежными, как крылья мотыльков. Даже нежнее! Солнце ласкало его, дождь поливал, и льну это было приятно, как маленьким детям, когда мать сначала умоет их, а потом поцелует, дети от этого хорошеют, хорошеет и лён.
Все говорят, что я уродился на славу!- сказал лён. Говорят, что я еще вытянусь и из меня выйдет потом отличный кусок холста! Ах, какой я счастливый. Право, я счастливее всех! Это так приятно, что я пригожусь на что-нибудь. Солнышко меня веселит и оживляет, дождичек питает и освежает! Ах, как я счастлив! Я счастливее всех!»
Вот такое оно растение, которое счастливее всех, потому что оно приносит людям пользу.
УЧИТЕЛЬ: Мы с ВАМИ пришли на подведение итогов, я предлагаю Вам получить дополнительный балл. В конверте с заданием лежит герб Смоленской области.
Вопрос: какое растение –символ присутствует на нижней части герба Смоленской области
Ответ: Растением-символом Смоленской области смоляне выбрали лен. Выбранный смолянами символ присутствует в нижней части герба области. Ветвь дуба с желудями - это символ зрелой воинской доблести, зрелого воинского героизма, воинской славы, которую проявлял Смоленск в истории России, а лен - это неофициальный символ области. На этих двух веточках единственная лента с девизом: "Несгибаемый дух все превозможет!" Это слова взяты из обращения Кутузова к смолянам в августе 1812 года. Этим мы отдаем дань уважения памяти нашему великому полководцу, которому было присвоено звание Смоленский.