3) Воспитывать бережное и экологически грамотное отношение к растительности Донского края.
Ход урока
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в природу Донского края. Мы пойдем пешком, совершая остановки на станциях. Ребята, а что надо взять в поход? (ответы детей)
У нас сегодня много гостей, мы их тоже возьмем в свое путешествие. На каждой станции у вас будут задания, только выполнив, их вы, сможете продолжить свой путь и получить житоны. А я, ребята, посмотрю, какие тайны природы вы постигли. В природе нет случайностей, она создает для чего – то, для кого – то. Вот сейчас мы узнаем кто действительно знаток родного края. Ребята, мы с вами разделились на 3 группы и чтобы узнать, куда мы сейчас с вами отправимся вы должны отгадать загадку.
Загадка: На горе шумит, а под горой молчит? (лес)
Правильно, ребята, мы отправляемся в лес. Давайте пойдем в гости к деревьям.
На какие группы можно разделить все растения? (деревья, кустарники, травы)
А чем деревья отличаются от кустарников?(ствол, крона, плоды, семена, один большой ствол, покрытый корой, от которого отходят ветки)
- А какие деревья мы можем встретить в в нашем крае?(береза, тополь, ива, клен, каштан, акация, орех и др.)
Ребята, а теперь давайте на деревья посмотрим( компьютер включаю)
Ребята, представляете нам пришло письмо, давайте его прочитаем. (читаем письмо)
Итак, вы должны узнать, у кого детки с этой ветки? (Каждой группе дан лист бумаги, пластелин и плоды с деревьев и кустарников. Дети должны приклеить плоды к названию дерева от которого этот плод : каштан, шиповник, рябина, орех, терен). Кто правильно выполнит получает житоны. У доски проверяем.
Молодцы, а теперь продолжаем свое путешествие. А чтобы узнать следующую станцию, вы должны угадать загадку.
Загадка: Я на розу так похож, разве что не так хорош. Но зато плоды всем пригодны для еды. ( шиповник)
Ребята, а к какой группе растений относится шиповник? (кустарник)
А какие кустарники вы еще знаете. Которые произрастают у нас? ( облепиха, бересклет, терн. Ракитник, жимолость, боярышник…)
Вот сейчас мы с вами будем собирать коллекцию из кустарников. Откройте тетрадь на станице 25. Ребята, в лесной зоне , в парках, в лесонасаждениях произрастают кустарники. А знаете ли вы, что эти растения улучшают структуру почвы, повышают ее плодородие, улучшают условия для обитания птиц, насекомых и мелких животных, а так же дают людям возможность заготовки дикорастущих плодов и ягод. Найдите в галерее шиповник и приклейте его рядом с загадкой.
Ребята , давайте все вместе посмотрим на эти кустарники (слайды в компьюторе)
Даю активным детям житоны. Ну, что же продолжим наш путь дальше.А куда мы
Пойдём дальше вы узнаете отгадав загадку.
Загадка: Не огонь, а жжется ,в руки не дается, выросла под ивой, звать
ее…(крапивой).-Ребята, а к какой группе растений относится крапива?(травы)
Учитель: Весной степная зона превращается в зелёное море травы. А в траве –
цветы, и какие разнообразные. В народе сложено множество легенд об
удивительных травах Донской земли. Вот одна из них.
Легенда: Чабрец обыкновенный цветет с самой весны до глубокой осени.
Пожухнет глубокой осенью трава в степи, а чабрец по – прежнему пахнет и горько.
И звонко, и радостно..Старые казаки уверяют, что древняя легенда сложена
именно про чабрец. Уехал будто бы казак на чужбину и долго не возвращался, полюбились ему заморские края, очерствело, видимо сердце… Послали за ним гонца станичники: «Расскажи ему, как красивы стали наши девушки…» Выслушал их казак – головой покачал. Не вернулся. Послали другого гонца: « Спой ему наши песни…»
Не вернулся и в этот раз. И тогда послали третьего - с пучком чабреца. Понюхал казак, вспомнил. Как пахнет родная степь, и начал собираться в дорогу… Душистей, чем чабрец, цветка в степи нет. Неспроста предки наши – древние славяне- бросали пахучие стебли чабреца на угли жертвенных костров. Аромат его неповторим. В нем вся степь раздольная и луг многотравный – словом, весь край родной. На Дону произрастает до 2-х тысяч растений.
Поэтому, ребята, где бы вы не будите когда вырастите, не забывайте о родной нашей земле Донской.
- Ребята, а какие еще лекарственные травы вам известны? (ромашка, зверобой, одуванчик, подорожник, мята, тысячелистник, валериана и др.)
А как надо собирать лекарственные травы? Давайте на них посмотрим? (слайды)
Вот сейчас каждой группе я даю мозайку. Вы должны ее собрать, а потом назвать, какая трава изображена (кто быстрее соберет?) – даю житоны. А вот как оно выглядит в природе, узнай свою траву и найди ее в гербарии. Каждая группа должна рассказать об этой траве, о ее пользе для человека. ( рассказывают 3 учащихся)
А следующая станция – «Умелые руки». Вам дома было задание сделать декоративную аппликацию из листьев, плодов и семян. (Дети берут в руки аппликации и выходят к доске.) Даю житоны.
А теперь, ребята, давайте подведем итоги нашего путешествия.