Классный час "По городам воинской славы. Город-герой Мурманск"
Классный час "По городам воинской славы. Город-герой Мурманск"
Классный час знакомит учащихся о городах-героях, которые расположены не только на территории России, но и за ее пределами. Особая роль отводится городу-герою Мурманску, так как был использован местный материал (участник ВОВ, оборонявший Мурманск - Барашкин И.Я.). Классный час сопровождается презентацией «По городам воинской славы. Город-герой Мурманск». Разработку можно использовать и для учащихся 9-11 классов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Классный час "По городам воинской славы. Город-герой Мурманск" »
Районный конкурс методических разработок единого классного часа педагогов образовательных организаций Воротынского муниципального района, посвященный празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов
Номинация №3
«Методическая разработка урока/учебного занятия или мероприятия
для учащихся 5-8 классов»
«По городам воинской славы.
Город - герой Мурманск»
(классный час)
Автор:
Климанова Анна Вениаминовна
Место работы:
МБОУ Белавская ООШ
Должность:
учитель географии.
2015
«По городам воинской славы. Город - герой Мурманск»
Пояснительная записка
По традиции в нашей школе в феврале проходит месячник патриотического воспитания. С этой целью в школе проводятся различные внеклассные мероприятии, классные часы, беседы, интеллектуальные игры, КВНы и др..
Главный формой внеклассный работы является классный час. Классный час – это форма воспитательной работы в классе, которая способствует формированию у обучающихся системы отношений к окружающему миру.
Нравственный классный час – это время совместного поиска системы, смысла существования, извлечение урока, который станет стержнем поведения маленького человека во взрослой жизни.
Без любви к Родине, ее прошлому и настоящему, без знания истории своего государства невозможно построить будущего. Это чувство патриотизма закладывается с детства, растет вместе с человеком, а начинается оно с понимания и уважения своих предков. Нужно знать о подвигах, больших и малых, своих дедов и прадедов, особенно нашим детям. А так же знать о городах - героях, которые обороняли советские солдаты, которые сражались, героически гибли. Знать многотрудный, славный боевой путь советских войск к Великой Победе.
выставка фотоальбомов с фотографиями прадедов, дедов, бабушек, прабабушек, книги о Великой Отечественной войне, фронтовые письма, компьютерная презентация, книга-раскладушка «Города-герои»;
аудиозаписи о Великой Отечественной войне, звук метронома.
Оборудование: компьютер (ноутбук), проектор, экран.
ознакомление обучающихся с историей Великой Отечественной Войны, с историческими местами боевой славы;
воспитание патриотизма, сопереживания, любви к своей Родине;
воспитание уважительного отношения к людям, защищавшим нашу страну, готовности к защите Отечества, выполнению патриотического воинского долга в условиях внешней опасности для российского государства и общества.
Задачи:
ознакомление с Городом-Героем Мурманск, с его подвигом во время Великой Отечественной войны.
Ход классного часа
На экране надпись темы «По городам воинской славы. Город – герой Мурманск»
Учитель: - История России знала немало войн. Самая страшная, кровопролитная, самая определяющая для судеб мира – война 1941-1945 годов. 9 мая 2015 года наша страна будет отмечать 70 – летие со дня окончания Великой Отечественной войны. Но мы помним о ней. Сколько бы лет ни исполнилось Великой Победе - десять, двадцать, шестьдесят, сто, - каждый раз мы будем заново осмысливать события героического прошлого, снова будем переживать огромный душевный подъем, вызванный бессмертным подвигом наших солдат, партизан, тружеников тыла, одержавших историческую победу в жестокой битве с фашизмом.
- Ребята, мы сегодня отправляемся в путь по местам боевой славы.
На экране слайд 1. Звучит музыка. На сцене появляется Маленький Принц.
Маленький Принц: - Я - Маленький Принц! Возьмите, пожалуйста, и меня. - Ребята, послушайте, а куда ведут эти дороги?
Ведущий 1: - Это дороги – дороги войны, которые прошли наши солдаты в годы Великой Отечественной войны.
МаленькийПринц: - А что такое война?
Ученик 1: - Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и поселков, свыше 70 тысяч сел и деревень в нашей стране. Война – это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров взорванных железнодорожных путей.
Ученик 2: - Война – это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 г хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.
Ученик 3: - Война – это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на соленой от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты.
Ученик 4: - Война… От Бреста до Москвы – 1000 км, от Москвы до Берлина – 1600. Итого: 2600 км – это если считать прямой.
Ученик 5: - Кажется, мало, правда? Самолетом примерно четыре часа, а вот перебежками и по-пластунски – четыре года, 1418 дней.
Учитель: - Подождите! То, о чем говорили, может быть, ошибка, недоразумение? Может быть, войны вовсе и не было?
Ученик 1: - В нашей семье бережно хранят фотографии моего прадеда. Они очень старые. Для него война закончилась в Сталинграде. Он рассказывал на письме о боях в страшной войне.
Ученик 2: - А мой, прадед, участник Ленинградской блокады. Он вернулся. На его плечах были шрамы осколок. Он нам рассказывал о войне, о своих друзьях. Он был награжден орденами, медалями.
Ученик 3: - Страшная была война. Эти пожелтевшие треугольники – доказательство. Это фронтовые письма. Их писал мой прадедушка моей прабабушке. Когда он ушел на фронт, его дочка только родилась. Он спрашивал в письме: «Агукает ли моя, доченька?» Увидеть дочь ему так и не удалось. Моя прабабушка получила лишь похоронку.
Учитель: - Гитлер не ожидал, что встретившись с горем, разрухой, смертью, советские люди смогут жить, любить, радоваться.
Звучит песня «Нам нужна одна победа». Музыка и слова Б. Окуджавы.
Учитель: - Около 40 миллионов советских людей погибло. Представляете, что это значит? Это значит – 30 убитых на 2 метра земли, 28 тысяч убитых ежедневно. Это значит - каждый четвертый житель страны погиб. Сейчас мы еще раз вспомним их имена! Почтим их память минутой молчания.
Все встают. Звук метронома.
Маленький Принц: - Я понял, что такое война. Война - это смерть, но я не хочу умирать.
Учитель: - Война - это очень страшно. Мы узнали о войне из книг и писем, из рассказов родственников, старожилов. А теперь, ребята, мы продолжаем свой путь, побываем в тех местах, где наши родные, близкие, односельчане, земляки сражались за нашу Родину, за наше светлое будущие.
В дни грозных битв и мирного труда
Моя Отчизна славилась героями,
Но вписаны особою строкою
В историю герои - города.
Наш рассказ сегодня о городах - героях.
Учитель: - В этом году мы с вами работали над книгой-раскладушкой «Города-герои». Давайте вспомним те города, которые носят почетное звание «Город-герой» и вспомним их героическое прошлое.
Ученик 4: - 1941 год – начало Великой Отечественной войны. Вся Россия встала на защиту Родины. По всему фронту, протяжённостью почти 4 тыс. км, развернулись ожесточённые бои. Непреступной стеной на пути фашистских захватчиков встали советские воины, жители городов и сёл защищать каждую пять родной земли. Десятки, сотни городов в годы Великой Отечественной стали местами ожесточённых сражений, местами массового героизма людей. 13 городов стали городами – героями.
Звучит песня в исполнении И. Кобзона «Поклонимся великим тем годам»
Учитель: Высшая степень отличия - звание "Город - Герой" присваивался городам Советского Союза, трудящиеся которых проявили массовый героизм и мужество в защите Родины в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Ученик 5: - Шесть из них сейчас находятся на территории Ближнего Зарубежья, на территории Белоруссии – это Брест и Минск и Украины – это Киев, Одесса и Керчь.
Ученик 1: - Несгибаемый Ленинград. 900 дней и ночей блокады. Не сломили духа сыновей и дочерей Отчизны. Ленинградцы выстояли и победили.
Ученик 2: - Сердце Родины. Москва. В тревожную осень 1941 года уходили на фронт защитники столицы. А 24 мая 1945 года здесь состоялся Парад Победы!
Ученик 3: - Непобедимый Брест. В течение месяца три с половиной тысячи воинов сражались, сковывая значительные силы немецко-фашистских войск.
Ученик 4: - Крепость на Днепре - Киев. Город сыграл важную роль в срыве гитлеровского плана "молниеносной войны", задержав наступление на Москву.
Ученик 5: - Город стойкости Новороссийск. Победа героической Малой земли привела к изгнанию врагов со всего Кавказа.
Ученик 1: - Мужественная Керчь. В течение пяти месяцев жители города продолжали самоотверженную борьбу с многократно превосходящими силами противника.
Ученик 2: - Доблестная Тула. За полтора месяца осады в городе не прекращались производство и ремонт вооружения и военной техники.
Ученик 3: - Непокорённый Минск. С первых же часов войны столица Белоруссии ожесточённо сопротивлялась врагу.
Ученик 4: - Прославленный Смоленск. Здесь враг натолкнулся на великое, несокрушимое мужество советских людей.
Ученик 5: - Севастополь – город русских моряков, крупнейшая база военно-морского флота. Севастополь в числе первых городов СССР 22 июня 1941 г. в 3 часа 15 минут подвергся налету фашистской авиации.
Ученик 1: - Город славы - Волгоград. Сталинградская битва - одна из крупнейших во второй мировой войне. Под Сталинградом была разгромлена трёхсоттридцатитысячная группировка гитлеровцев.
Ученик 2: - Героическая Одесса. Советские войска и население города стойко отражали наступление немецко-фашистских и румынских войск, имевших пятикратное превосходство в силах.
Ученик 3: - Непокорённый Минск. С первых же часов войны столица Белоруссии ожесточённо сопротивлялась врагу.
Ученик 4: - Непоколебимый Мурманск. Здесь врагу не удалось перейти линию нашей государственной границы. Давайте сейчас перелистаем страницы истории обороны Мурманска.
Рассказ ребят – экскурсоводов о подвиге города с использованием презентации.
Экскурсовод 1: - На долю Мурманска выпали суровые испытания в годы Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов.
Экскурсовод 2: - Военная история Мурманска обусловлена наступлением в 1941 году немецко-фашистской армии сразу по нескольким фронтам. Так для захвата земель Заполярья, со стороны Норвегии и Финляндии, был развернут фронт «Норвегия». В планах фашистских захватчиков было нападение на Кольский полуостров. Оборона полуострова была развернута на Северном фронте, полосе протяженностью в 500 км. Именно эти части прикрывали Мурманское, Канделакшское и Ухтинское направления. В обороне участвовали корабли Северного флота и сухопутные войска Советской армии, защищая Заполярье от вторжения немецких войск.
Экскурсовод 3: - Вражеское наступление началось 29 июня 1941 года, но наши солдаты остановили врага в 20-30 километрах от пограничной линии. Мурманск – один из тех городов, которые стали прифронтовыми с первых же дней войны. Сорок месяцев, днём и ночью враг угрожал городу. Тревожно выли сирены, рвались бомбы, полыхали пожары, рушились здания, падали убитые и раненые, а город жил, работал, сражался…
Экскурсовод 4: - Дислоцированная в Заполярье 150-тысячная германская армия имела директиву Гитлера: захватить город и мурманский порт, через который шли грузы из стран-союзниц для снабжения страны и армии по ленд-лизу. По расчетам немецкого командования, Мурманск должен быть взят за несколько суток.
Экскурсовод 5: - Дважды - в июле и сентябре - немецкие войска предпринимали генеральное наступление на Мурманск, однако оба наступления провалились. После того, как город отразил наступления, враг атаковал его с воздуха, совершая в отдельные дни до пятнадцати-восемнадцати налётов и сбросив за годы войны в общей сложности 185 тысяч бомб и совершив 792 налета. В результате бомбардировок было уничтожено три четверти построек, особенно пострадали деревянные дома и строения. Наиболее тяжёлой была бомбардировка 18 июня 1942 года. Германские самолёты сбрасывали кассеты зажигательных бомб, а следом - тяжелые фугасы. Из-за сухой и ветреной погоды пожар распространился от центра до северо-восточных окраин города.
Учитель: - Не смотря ни на что, Мурманск выстоял и продолжал работать как портовый город. Под регулярными авианалетами простыми жителями-героями проводились разгрузка и погрузка кораблей, строительство бомбоубежищ, производство военной техники. За все военные годы Мурманский порт принял 250 судов, обработал 2 миллиона тонн различных грузов.
Экскурсовод 1: - Не оставались в стороне и рыбаки-герои Мурманска – за три года им удалось выловить 850 тысяч центнеров рыбы, снабжая провиантом, как жителей города, так и бойцов Советской армии. Горожане, работавшие на верфях, отремонтировали 645 боевых суден и 544 обычных транспортных.
Экскурсовод 2: - В 1942 году основные стратегические действия развивались не на суше, а в суровых водах северных морей. Главной задачей фашистов была изоляция берегов СССР от выхода в море. Однако это им не удалось: в результате неимоверных усилий, героями Северного флота было уничтожено более 200 боевых кораблей и около 400 транспортных. А осенью 1944 года флот изгнал противника из этих земель и угроза захвата Мурманска миновала.
Экскурсовод 3: - 7 октября1944 года советские войска начали в Заполярье Петсамо - Киркенесскую наступательную операцию. Гитлеровцев не спасли мощные, три года возводившиеся, оборонительные укрепления. В результате наступательной операции крупная немецкая группировка была разгромлена менее чем за месяц, восстановлена государственная граница СССР.
Экскурсовод 4: - Доблесть и мужество северян увековечено медалями "За оборону Советского Заполярья". 6 мая 1985 года за выдающиеся заслуги в Великой Отечественной войне городу Мурманску присвоено звание Город-герой.
Экскурсовод 5: - В память о подвиге народа во время второй Мировой Войны в Мурманске были установлены памятники и мемориалы.
Маленький Принц: - Ребята, а скажите, пожалуйста, почему вы так подробно рассказали только об одном городе-герое?
Учитель: - Это всё потому, что наш земляк, односельчанин, ветеран Великой Отечественной войны, мой дедушка – Барашкин Иван Яковлевич оборонял этот город. Тысячи воинов, сражавшихся на северных рубежах, были награждены боевыми орденами, а также специально учрежденной медалью «За оборону Советского Заполярья».
Ученик 1: - Барашкин Иван Яковлевич родился в селе Белавка в 1917 году. Призвали в армию в 1941 году в Лыскове. В составе 111 артиллерийского и 10 стрелкового полков оборонял Москву, Мурманск, Карелию, Заполярье, освобождал от немцев Норвегию. Удостоен медали «За оборону Заполярья».
Ученик 2: - За отличные боевые действия в составе карельского фронта ему были объявлены Четыре Благодарности Вождя.
Ученик 3: - От 15 октября 1944 г. За прорыв сильно укреплённой обороны немцев северо-западнее Мурманска и овладение городом Петсамо (Печенга).
Ученик 4: - От 23 октября 1944 г. за освобождение от немецких захватчиков всего района Никелевского производства и занятие важных населённых пунктов Печенгской (Петсамской) области – Никель, Ахмалахти, Сальмиярви.
Ученик 5: - От 25 октября 1944 г. за овладением города Киркенес – важным портом на Баренцевом море.
Ученик 1: - От 1 ноября 1944 г. за полное освобождение Печенгской (Петсамской) области от немецких захватчиков.
Маленький Принц: - Война закончилась, но память о людях, защищавших нашу Родину, останется навсегда с нами в сердцах наших.
Учитель: - Ребята, вот и подошла к концу наша сегодняшняя экскурсия по местам боевой славы, хотя его можно было еще продолжать.
Маленький Принц: - Спасибо, вам, ребята! Теперь я понял, что дороги войны были суровы для всех. Ожесточенные бои шли буквально за каждую улицу, за каждый дом городов и деревень нашей страны, попавших в зону фронта. Все они стали мерилом мужества, чести отваги не одной тысячи солдат и офицеров.
Учитель: - 9 мая 2015 года салют Победы прогремит в 70 - й раз!
Ученик 2: - Мы помним и чтим заслуги и подвиги людей, защищавших нашу Родину!
Ученик 3: - Мы – юные россияне, граждане одной большой страны!
Ученик 4: - Наша задача – беречь ее будущее, беречь мир, крепить солидарность во имя того, чтобы люди Земли встречались не на поле боя, а в труде, на дорогах мира и добра!
Учитель: - Мы не забудем несгибаемое мужество каждого города: Брестской крепости, Москвы, Одессы и Севастополя, Новороссийска и Керчи, Тулы и Смоленска, Мурманска и Сталинграда. Но города становятся героями лишь тогда, когда героями становятся их защитники.
Ученик 5: - У всех теперь одно имя – Память… Память – это солдаты. Простые советские солдаты. И те, кто вернулись, кто дожили до Победы, и те, кого сейчас вместе с нам нет.
Ученик 1: - Память – это обелиски, которые стоят в каждом городе, в каждом селе.
Ученик 2: - Память – это неприметные на первый взгляд таблички на домах… «Здесь жил… Здесь воевал…» И даты…
Учитель: - Память – это Победа. Победа, которая вышла из огня. Победа ради жизни на Земле!
Звучит песня «Дороги»
Список использованной литературы:
Великая Отечественная война: Вопросы и ответы / П.Н. Бобылов, С.В. Липицкий, М.Е.Монин, Н.Р.Панкратов.- М.; Политиздат. 1985.- 430 с.
Петрова, С.В. «Негасимый огонь памяти». (Читаем, учимся, играем.-2003г. №11 с 12-19)