kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классный час "По городам воинской славы. Город-герой Мурманск"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час знакомит учащихся о городах-героях, которые расположены не только на территории России, но и за ее пределами. Особая роль отводится городу-герою Мурманску, так как был использован местный материал (участник ВОВ, оборонявший Мурманск - Барашкин И.Я.). Классный час сопровождается презентацией «По городам воинской славы. Город-герой Мурманск». Разработку можно использовать и для учащихся 9-11 классов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "По городам воинской славы. Город-герой Мурманск" »


Районный конкурс методических разработок единого классного часа
педагогов образовательных организаций Воротынского муниципального района, посвященный празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов






Номинация №3


«Методическая разработка урока/учебного занятия или мероприятия

для учащихся 5-8 классов»



«По городам воинской славы.

Город - герой Мурманск»


(классный час)







Автор:

Климанова Анна Вениаминовна

Место работы:

МБОУ Белавская ООШ

Должность:

учитель географии.













2015

«По городам воинской славы. Город - герой Мурманск»


Пояснительная записка


По традиции в нашей школе в феврале проходит месячник патриотического воспитания. С этой целью в школе проводятся различные внеклассные мероприятии, классные часы, беседы, интеллектуальные игры, КВНы и др..

Главный формой внеклассный работы является классный час. Классный час – это форма воспитательной работы в классе, которая способствует формированию у обучающихся системы отношений к окружающему миру.

Нравственный классный час – это время совместного поиска системы, смысла существования, извлечение урока, который станет стержнем поведения маленького человека во взрослой жизни.

Без любви к Родине, ее прошлому и настоящему, без знания истории своего государства невозможно построить будущего. Это чувство патриотизма закладывается с детства, растет вместе с человеком, а начинается оно с понимания и уважения своих предков. Нужно знать о подвигах, больших и малых, своих дедов и прадедов, особенно нашим детям. А так же знать о городах - героях, которые обороняли советские солдаты, которые сражались, героически гибли. Знать многотрудный, славный боевой путь советских войск к Великой Победе.

Участники: обучающиеся 5-8 классов.

Действующие лица: учитель, ученики(1-5), экскурсоводы (1-5), Маленький Принц.

Оформление:

  • выставка фотоальбомов с фотографиями прадедов, дедов, бабушек, прабабушек, книги о Великой Отечественной войне, фронтовые письма, компьютерная презентация, книга-раскладушка «Города-герои»;

  • аудиозаписи о Великой Отечественной войне, звук метронома.

Оборудование: компьютер (ноутбук), проектор, экран.

Предварительная подготовка: компьютерная презентация «Города-герои», фотографии прадедушек, дедушек, бабушек, фронтовые письма.

Цели:

  • ознакомление обучающихся с историей Великой Отечественной Войны, с историческими местами боевой славы;

  • воспитание патриотизма, сопереживания, любви к своей Родине;

  • воспитание уважительного отношения к людям, защищавшим нашу страну, готовности к защите Отечества, выполнению патриотического воинского долга в условиях внешней опасности для российского государства и общества.

Задачи:

  • ознакомление с Городом-Героем Мурманск, с его подвигом во время Великой Отечественной войны.


Ход классного часа

На экране надпись темы «По городам воинской славы. Город – герой Мурманск»

Учитель: - История России знала немало войн. Самая страшная, кровопролитная, самая определяющая для судеб мира – война 1941-1945 годов. 9 мая 2015 года наша страна будет отмечать 70 – летие со дня окончания Великой Отечественной войны. Но мы помним о ней. Сколько бы лет ни исполнилось Великой Победе - десять, двадцать, шестьдесят, сто, - каждый раз мы будем заново осмысливать события героического прошлого, снова будем переживать огромный душевный подъем, вызванный бессмертным подвигом наших солдат, партизан, тружеников тыла, одержавших историческую победу в жестокой битве с фашизмом.

- Ребята, мы сегодня отправляемся в путь по местам боевой славы.

На экране слайд 1. Звучит музыка. На сцене появляется Маленький Принц.

Маленький Принц: - Я - Маленький Принц! Возьмите, пожалуйста, и меня. - Ребята, послушайте, а куда ведут эти дороги?

Ведущий 1: - Это дороги – дороги войны, которые прошли наши солдаты в годы Великой Отечественной войны.

Маленький Принц: - А что такое война?

Ученик 1: - Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и поселков, свыше 70 тысяч сел и деревень в нашей стране. Война – это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров взорванных железнодорожных путей.

Ученик 2: - Война – это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 г хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.

Ученик 3: - Война – это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на соленой от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты.

Ученик 4: - Война… От Бреста до Москвы – 1000 км, от Москвы до Берлина – 1600. Итого: 2600 км – это если считать прямой.

Ученик 5: - Кажется, мало, правда? Самолетом примерно четыре часа, а вот перебежками и по-пластунски – четыре года, 1418 дней.

Учитель: - Подождите! То, о чем говорили, может быть, ошибка, недоразумение? Может быть, войны вовсе и не было?

Ученик 1: - В нашей семье бережно хранят фотографии моего прадеда. Они очень старые. Для него война закончилась в Сталинграде. Он рассказывал на письме о боях в страшной войне.

Ученик 2: - А мой, прадед, участник Ленинградской блокады. Он вернулся. На его плечах были шрамы осколок. Он нам рассказывал о войне, о своих друзьях. Он был награжден орденами, медалями.

Ученик 3: - Страшная была война. Эти пожелтевшие треугольники – доказательство. Это фронтовые письма. Их писал мой прадедушка моей прабабушке. Когда он ушел на фронт, его дочка только родилась. Он спрашивал в письме: «Агукает ли моя, доченька?» Увидеть дочь ему так и не удалось. Моя прабабушка получила лишь похоронку.

Учитель: - Гитлер не ожидал, что встретившись с горем, разрухой, смертью, советские люди смогут жить, любить, радоваться.

Звучит песня «Нам нужна одна победа». Музыка и слова Б. Окуджавы.

Учитель: - Около 40 миллионов советских людей погибло. Представляете, что это значит? Это значит – 30 убитых на 2 метра земли, 28 тысяч убитых ежедневно. Это значит - каждый четвертый житель страны погиб. Сейчас мы еще раз вспомним их имена! Почтим их память минутой молчания.

Все встают. Звук метронома.

Маленький Принц: - Я понял, что такое война. Война - это смерть, но я не хочу умирать.

Учитель: - Война - это очень страшно. Мы узнали о войне из книг и писем, из рассказов родственников, старожилов. А теперь, ребята, мы продолжаем свой путь, побываем в тех местах, где наши родные, близкие, односельчане, земляки сражались за нашу Родину, за наше светлое будущие.

В дни грозных битв и мирного труда

Моя Отчизна славилась героями,

Но вписаны особою строкою

В историю герои - города.

Наш рассказ сегодня о городах - героях.

Учитель: - В этом году мы с вами работали над книгой-раскладушкой «Города-герои». Давайте вспомним те города, которые носят почетное звание «Город-герой» и вспомним их героическое прошлое.

Ученик 4: - 1941 год – начало Великой Отечественной войны. Вся Россия встала на защиту Родины. По всему фронту, протяжённостью почти 4 тыс. км, развернулись ожесточённые бои. Непреступной стеной на пути фашистских захватчиков встали советские воины, жители городов и сёл защищать каждую пять родной земли. Десятки, сотни городов в годы Великой Отечественной стали местами ожесточённых сражений, местами массового героизма людей. 13 городов стали городами – героями.

Звучит песня в исполнении И. Кобзона «Поклонимся великим тем годам»

Учитель: Высшая степень отличия - звание "Город - Герой" присваивался городам Советского Союза, трудящиеся которых проявили массовый героизм и мужество в защите Родины в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. 

Ученик 5: - Шесть из них сейчас находятся на территории Ближнего Зарубежья, на территории Белоруссии – это Брест и Минск и Украины – это Киев, Одесса и Керчь.

Ученик 1: - Несгибаемый Ленинград. 900 дней и ночей блокады. Не сломили духа сыновей и дочерей Отчизны. Ленинградцы выстояли и победили.

Ученик 2: - Сердце Родины. Москва. В тревожную осень 1941 года уходили на фронт защитники столицы. А 24 мая 1945 года здесь состоялся Парад Победы!

Ученик 3: - Непобедимый Брест. В течение месяца три с половиной тысячи воинов сражались, сковывая значительные силы немецко-фашистских войск.

Ученик 4: - Крепость на Днепре - Киев. Город сыграл важную роль в срыве гитлеровского плана "молниеносной войны", задержав наступление на Москву.

Ученик 5: - Город стойкости Новороссийск. Победа героической Малой земли привела к изгнанию врагов со всего Кавказа.

Ученик 1: - Мужественная Керчь. В течение пяти месяцев жители города продолжали самоотверженную борьбу с многократно превосходящими силами противника.

Ученик 2: - Доблестная Тула. За полтора месяца осады в городе не прекращались производство и ремонт вооружения и военной техники.

Ученик 3: - Непокорённый Минск. С первых же часов войны столица Белоруссии ожесточённо сопротивлялась врагу.

Ученик 4: - Прославленный Смоленск. Здесь враг натолкнулся на великое, несокрушимое мужество советских людей.

Ученик 5: - Севастополь – город русских моряков, крупнейшая база военно-морского флота. Севастополь в числе первых городов СССР 22 июня 1941 г. в 3 часа 15 минут подвергся налету фашистской авиации.

Ученик 1: - Город славы - Волгоград. Сталинградская битва - одна из крупнейших во второй мировой войне. Под Сталинградом была разгромлена трёхсоттридцатитысячная группировка гитлеровцев.

Ученик 2: - Героическая Одесса. Советские войска и население города стойко отражали наступление немецко-фашистских и румынских войск, имевших пятикратное превосходство в силах.

Ученик 3: - Непокорённый Минск. С первых же часов войны столица Белоруссии ожесточённо сопротивлялась врагу.

Ученик 4: - Непоколебимый Мурманск. Здесь врагу не удалось перейти линию нашей государственной границы. Давайте сейчас перелистаем страницы истории обороны Мурманска.

Рассказ ребят – экскурсоводов о подвиге города с использованием презентации.

Экскурсовод 1: - На долю Мурманска выпали суровые испытания в годы Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов.

Экскурсовод 2: - Военная история Мурманска обусловлена наступлением в 1941 году немецко-фашистской армии сразу по нескольким фронтам. Так для захвата земель Заполярья, со стороны Норвегии и Финляндии, был развернут фронт «Норвегия». В планах фашистских захватчиков было нападение на Кольский полуостров. Оборона полуострова была развернута на Северном фронте, полосе протяженностью в 500 км. Именно эти части прикрывали Мурманское, Канделакшское и Ухтинское направления. В обороне участвовали корабли Северного флота и сухопутные войска Советской армии, защищая Заполярье от вторжения немецких войск.

Экскурсовод 3: - Вражеское наступление началось 29 июня 1941 года, но наши солдаты остановили врага в 20-30 километрах от пограничной линии. Мурманск – один из тех городов, которые стали прифронтовыми с первых же дней войны.
Сорок месяцев, днём и ночью враг угрожал городу. Тревожно выли сирены, рвались бомбы, полыхали пожары, рушились здания, падали убитые и раненые, а город жил, работал, сражался…

Экскурсовод 4: - Дислоцированная в Заполярье 150-тысячная германская армия имела директиву Гитлера: захватить город и мурманский порт, через который шли грузы из стран-союзниц для снабжения страны и армии по ленд-лизу. По расчетам немецкого командования, Мурманск должен быть взят за несколько суток.

Экскурсовод 5: - Дважды - в июле и сентябре - немецкие войска предпринимали генеральное наступление на Мурманск, однако оба наступления провалились. После того, как город отразил наступления, враг атаковал его с воздуха, совершая в отдельные дни до пятнадцати-восемнадцати налётов и сбросив за годы войны в общей сложности 185 тысяч бомб и совершив 792 налета. В результате бомбардировок было уничтожено три четверти построек, особенно пострадали деревянные дома и строения. Наиболее тяжёлой была бомбардировка 18 июня 1942 года. Германские самолёты сбрасывали кассеты зажигательных бомб, а следом - тяжелые фугасы. Из-за сухой и ветреной погоды пожар распространился от центра до северо-восточных окраин города.

Учитель: - Не смотря ни на что, Мурманск выстоял и продолжал работать как портовый город. Под регулярными авианалетами простыми жителями-героями проводились разгрузка и погрузка кораблей, строительство бомбоубежищ, производство военной техники. За все военные годы Мурманский порт принял 250 судов, обработал 2 миллиона тонн различных грузов.

Экскурсовод 1: - Не оставались в стороне и рыбаки-герои Мурманска – за три года им удалось выловить 850 тысяч центнеров рыбы, снабжая провиантом, как жителей города, так и бойцов Советской армии. Горожане, работавшие на верфях, отремонтировали 645 боевых суден и 544 обычных транспортных.

Экскурсовод 2: - В 1942 году основные стратегические действия развивались не на суше, а в суровых водах северных морей. Главной задачей фашистов была изоляция берегов СССР от выхода в море. Однако это им не удалось: в результате неимоверных усилий, героями Северного флота было уничтожено более 200 боевых кораблей и около 400 транспортных. А осенью 1944 года флот изгнал противника из этих земель и угроза захвата Мурманска миновала.

Экскурсовод 3: - 7 октября 1944 года советские войска начали в Заполярье Петсамо - Киркенесскую наступательную операцию. Гитлеровцев не спасли мощные, три года возводившиеся, оборонительные укрепления. В результате наступательной операции крупная немецкая группировка была разгромлена менее чем за месяц, восстановлена государственная граница СССР.

Экскурсовод 4: - Доблесть и мужество северян увековечено медалями "За оборону Советского Заполярья". 6 мая 1985 года за выдающиеся заслуги в Великой Отечественной войне городу Мурманску присвоено звание Город-герой.

Экскурсовод 5: - В память о подвиге народа во время второй Мировой Войны в Мурманске были установлены памятники и мемориалы.

Маленький Принц: - Ребята, а скажите, пожалуйста, почему вы так подробно рассказали только об одном городе-герое?

Учитель: - Это всё потому, что наш земляк, односельчанин, ветеран Великой Отечественной войны, мой дедушка – Барашкин Иван Яковлевич оборонял этот город. Тысячи воинов, сражавшихся на северных рубежах, были награждены боевыми орденами, а также специально учрежденной медалью «За оборону Советского Заполярья».

Ученик 1: - Барашкин Иван Яковлевич родился в селе Белавка в 1917 году. Призвали в армию в 1941 году в Лыскове. В составе 111 артиллерийского и 10 стрелкового полков оборонял Москву, Мурманск, Карелию, Заполярье, освобождал от немцев Норвегию. Удостоен медали «За оборону Заполярья».

Ученик 2: - За отличные боевые действия в составе карельского фронта ему были объявлены Четыре Благодарности Вождя.

Ученик 3: - От 15 октября 1944 г. За прорыв сильно укреплённой обороны немцев северо-западнее Мурманска и овладение городом Петсамо (Печенга).

Ученик 4: - От 23 октября 1944 г. за освобождение от немецких захватчиков всего района Никелевского производства и занятие важных населённых пунктов Печенгской (Петсамской) области – Никель, Ахмалахти, Сальмиярви.

Ученик 5: - От 25 октября 1944 г. за овладением города Киркенес – важным портом на Баренцевом море.

Ученик 1: - От 1 ноября 1944 г. за полное освобождение Печенгской (Петсамской) области от немецких захватчиков.

Маленький Принц: - Война закончилась, но память о людях, защищавших нашу Родину, останется навсегда с нами в сердцах наших.

Учитель: - Ребята, вот и подошла к концу наша сегодняшняя экскурсия по местам боевой славы, хотя его можно было еще продолжать.

Маленький Принц: - Спасибо, вам, ребята! Теперь я понял, что дороги войны были суровы для всех. Ожесточенные бои шли буквально за каждую улицу, за каждый дом городов и деревень нашей страны, попавших в зону фронта. Все они стали мерилом мужества, чести отваги не одной тысячи солдат и офицеров.

Учитель: - 9 мая 2015 года салют Победы прогремит в 70 - й раз!

Ученик 2: - Мы помним и чтим заслуги и подвиги людей, защищавших нашу Родину!

Ученик 3: - Мы – юные россияне, граждане одной большой страны!

Ученик 4: - Наша задача – беречь ее будущее, беречь мир, крепить солидарность во имя того, чтобы люди Земли встречались не на поле боя, а в труде, на дорогах мира и добра!

Учитель: - Мы не забудем несгибаемое мужество каждого города: Брестской крепости, Москвы, Одессы и Севастополя, Новороссийска и Керчи, Тулы и Смоленска, Мурманска и Сталинграда. Но города становятся героями лишь тогда, когда героями становятся их защитники.

Ученик 5: - У всех теперь одно имя – Память…  Память – это солдаты. Простые советские солдаты. И те, кто вернулись, кто дожили до Победы, и те, кого сейчас вместе с нам  нет.

Ученик 1: - Память – это обелиски, которые стоят в каждом городе, в каждом селе.

Ученик 2: - Память – это неприметные на первый взгляд таблички на домах… «Здесь жил… Здесь воевал…» И даты…

Учитель: - Память – это Победа. Победа, которая вышла из огня. Победа ради жизни на Земле!

Звучит песня «Дороги»



Список использованной литературы:


  1. Великая Отечественная война: Вопросы и ответы / П.Н. Бобылов, С.В. Липицкий, М.Е.Монин, Н.Р.Панкратов.- М.; Политиздат. 1985.- 430 с.

  2. Петрова, С.В. «Негасимый огонь памяти». (Читаем, учимся, играем.-2003г. №11 с 12-19)

3. Тарасова Е.Г. «Города-герои» (Читаем, учимся, играем.-2004г.№4 с.4-17.)






















10




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Классный час "По городам воинской славы. Город-герой Мурманск"

Автор: Климанова Анна Вениаминовна

Дата: 16.02.2015

Номер свидетельства: 173965


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1490 руб.
2130 руб.
2220 руб.
3170 руб.
2130 руб.
3040 руб.
1550 руб.
2220 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства