Исследовательская работа "Николай Гумилев - поэт - географ"
Исследовательская работа "Николай Гумилев - поэт - географ"
Николай Гумилёв — поэт-географ.
Поэзия Серебряного века оставила глубокий след в русской литературе, запомнилась такими именами, как Анна Ахматова, Марина Цветаева, Александр Блок, Николай Гумилёв и др.
Многие из поэтов Серебряного века были лишены всего: дома, общества, друзей, признательности; они влачили жалкое существование, умудрялись жить и верить в лучшее на редкие гроши, бросаемые, словно милостыня, издательствами. И всё-таки они победили. Кто не знает этих имён? Кто не слышал их стихов? Спустя почти столетие после написания столь известных сейчас стихотворений мы снова можем видеть, читать их в многочисленных сборниках. Николай Гумилёв как раз тот человек, поэт, интерес к творчеству которого не иссякнет никогда. Он оставил нам, наследникам, большое количество стихов, оригинальных по манере написания, интересных по смыслу.
Николая Гумилёва всегда тянуло в заморские страны, ему хотелось увидеть всё, испытать новые чувства, а затем оформить свои впечатления в стихи. Он уехал в Париж, «душа требовала расстояниё и впечатлений».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Николай Гумилев - поэт - географ" »
Николай Гумилёв — поэт-географ.
Поэзия Серебряного века оставила глубокий след в русской литературе, запомнилась такими именами, как Анна Ахматова, Марина Цветаева, Александр Блок, Николай Гумилёв и др.
Многие из поэтов Серебряного века были лишены всего: дома, общества, друзей, признательности; они влачили жалкое существование, умудрялись жить и верить в лучшее на редкие гроши, бросаемые, словно милостыня, издательствами. И всё-таки они победили. Кто не знает этих имён? Кто не слышал их стихов? Спустя почти столетие после написания столь известных сейчас стихотворений мы снова можем видеть, читать их в многочисленных сборниках. Николай Гумилёв как раз тот человек, поэт, интерес к творчеству которого не иссякнет никогда. Он оставил нам, наследникам, большое количество стихов, оригинальных по манере написания, интересных по смыслу.
Николая Гумилёва всегда тянуло в заморские страны, ему хотелось увидеть всё, испытать новые чувства, а затем оформить свои впечатления в стихи. Он уехал в Париж, «душа требовала расстояниё и впечатлений».
Париж стал для Н.Гумилёва вторым домом. Сюда он приезжал очень часто, но стихи раздаривал в основном другим городам, может быть, потому, что впечатления от Африки и остальной Европы затмевали образ привычного Парижа. Тем не меиее и Франция не была совсем отвергнута в стихах Н.Гумилёва. Стихотворение «Франции» очень интересно и содержательно. Поэт воспевает победы и поражения этой страны:
Когда пргшчалася война С железной кучей иноземцев,
То ты была покорена И ты быт в плену у немцев.
Франция — слабая красавица, которую невозможно не любить, но она была уже знакома Н.Гумилёву, а Африка, далёкая Африка, всю жизнь притягивала к себе поэта.
После 1907 г. Н.Гумилёв предпринимает вторую поездку в Африку, на этот раз достигнув Аддис-Абебы. Этим путешествием он надолго утолил жажду приключений. Африка подарила поэту вдохновение, которое вылилось в стихи. Очень интересно стихотворение «ОзероЧад», где повествование ведётся от лица африканской красавицы, соблазнённой европейцем.
Н.Гумилёв раскрывает перед читателями мир души молодой африканки, уделяет большое внимание её переживаниям, одновременно разрушая убеждения, что чернокожие — не люди. Истории об обманутой девушке предшествует описание мест, где она жила:
На таинственном озере Чад Посреди вековых баобабов
вырезные фелуки стремят На заре величавых арабов.
По лесистым его берегам И в горах, у зелёных подножий,
Поклоняются странным богам Девы-жрецы с эбеновой кожей.
Поэт ненавязчиво знакомит читателей с африканской природой, озером Чад, он создаёт фон для слушателей истории африканки и одновременно знакомит с таинственной Африкой.
Другое африканское стихотворение «Сахара» — это гимн, ода великой пустыне:
Все пустыни друг другу от века родны,
Но Аравия, Сирия, Гоби Это лишь затиханье сахарской волны, и В сатанинской воспрянувшей злобе.
Сахара Н.Гумилёва — само величие, королева пустынь, «сплошной золотой океан». Его Сахара выше всех земных радостей или печалей. Человеческие проблемы теряют свою трагичность в сравнении с песчаной красавицей:
Потому что пустынные ветры горды И не знают преград своеволью,
Многие африканские страны запечатлены у Н.Гумилёва в стихах. Это Египет и Судан, Дагомея (Бенин) и Галла. Стихи «Дагомея» и «Галла», подобно «Озеру Чад», содержат в себе определённую историю. В стихотворении «Г алла» автор рассказывает о встрече с пророком:
Жирный негр восседал на персидских коврах В полутёмной небранной за/е,
Точно идол, в браслетах, серьгах и перстнях,
Лишь глаза его дивно сверкали.
Обращаясь к историям людей, Н.Гумилёв не забывает о живописной природе:
Всё, к чему приближался навстречу я тут,
Было больше, чем видел я раньше:
Я смотрел, как огромных верблюдов пасут У широких прудов великанши.
Стихотворения «Судан» и «Египет» полностью посвящены описанию образа жизни людей, природы, обычаев. Поэт пытается донести до читателей всё, что увидел. Его стихи живы и ярки, страны, словно встают перед глазами:
А кругом на широких равнинах.
Где трава укрывает жирафа,
Садовод всемогущего Нога В серебрящейся мантии крыльев Сотворил отражение рая.
Ш т 'чв Ф
Да, Африка стала фонтаном вдохновения поэту, для неё он написал четыре «водных» стихотворения. Два посвящены рекам («Замбези», «Нигер»), одно — каналу («Суэцкий канал»), одно — озеру («Озеро Чад»); шесть — о странах («Дагомея», «Египет», «Судан», «Либерия», «Абиссиния»), и одно об исторической области «Галла». Пустыне, острову и полуострову посвящено также по одному стихотворению («Сахара», «Мадагаскар», «Сомалийский полуостров»).
27 сентября 1908 г. Н.Гумилёв съездил в Афины, столицу Греции. Эта страна запечатлена в стихотворении «Родос», где идёт речь о греческом острове.
Стихотворение начинается с описания Родоса:
На полях, опалённых Родоса Камни стен и в цвету тополя Видит зоркое сердце матроса В тихий вечер с кормы корабля.
Древний остров сразу же предстаёт перед глазами во всём величии, окутанный знойной негой. Со следующих сгрок читателям открывается прошлое: соборы, мосты, вдохновлённые небом люди. Н.Гумилёв размышляет о долге человека, его судьбе, противопоставляет жизнь «в глубине кабинета» и «в долинах старинных поместий». Вместе с поэтом читатели заново открывают Родос:
Мы идём сквозь туманные годы,
('мутно чувствуя веянье роз,
У веков, у пространств, у природы Отвоёвывать древний Родос.
Вскоре, после выхода в 1912 г. нового сборника стихов «Чужое небо»,
Н.Гумилёв вместе с Анной Ахматовой съездил в Италию, где создал цикл итальянских стихов. Туда вошли стихи: «Венеция», «Неаполь», «Генуя»,
«Рим», «Болонья», «Флоренция», «Пиза». Они названы именами итальянских городов.
Стихотворение «Венеция» носит описательный характер, Н.Гумилёва в основном привлекают «венецианские зеркала» — воды:
1 'орд как голос наяды,
В призрачно-светлом былом.
Кружев узорпей аркады,
Воды застыли стеклом.
Е}ид ночной воды и страшен, и привлекателен, читатель замирает вместе со спутником при взгляде на «огни на лагуне — тысячи огненных пчёл». Только для путника эта красота закончилась весьма печально:
Крикнул. Его не слыхали.
Он, оборвавшись, упал В зыбкие, бледные дат Венецианских зеркал.
Великое не терпит мелочи. От того, что чья-то жизнь оборвалась, ничего не изменилось, на зеркале, поглотившем жертву, не осталось ни трещинки.
Днём сюда придут люди, будут любоваться старинными постройками, соборами, бесконечной гладью воды. А где-то там, глубоко, лежит мёртвый путник, увидевший перед смертью величие ночной Венеции.
Другое итачьянекое стихотворение «Рим» — своеобразная дань истории. Известно, что Рим основали братья Ромул и Рем, которые, будучи совсем крохотными, были сброшены в реку Тибр по приказанию своего двоюродного деда. Но младенцы не погибли, их вскоре прибило к берегу, и они были вскормлены волчицей. Эта волчица и увековечена Н.Гумилёвым в стихотворении:
Волчица с пастью кровавой На белом, белом столбе,
Тебе, увенчанной славой,
По праву привет тебе.
Сейчас великолепный Рим, встречающий туристов «ликом Мадонны вдохновенным и храмом святого Петра», хранит в себе отголоски древности, когда великие основатели его играли с длинной шерстью своей матери. В стихотворении «Генуя» Н.Гумилёв показывает читателям разговор моряков в порту, как отмечает поэт, «все ведут между собою вековые разговоры».
Контраст между двумя городами сразу бросается в глаза — величие Рима и дружелюбие Генуи. Но есть и сходство между ними, традиции в этих городах складывались веками, их покой лишь изредка нарушается: в Риме воспоминаниями, в Генуе — приходящими судами.
Не только в Италию съездил Н.Гумилёв. В 1917 г. 20 мая он прибыл в Стокгольм, а оттуда морем отправился в Лондон. Следующее знакомство поэта со Швецией произошло в апреле 1918 г. при возвращении из Лондона через Скандинавию в Петроград. Швеция запечатлена в одноимённом стихотворении поэта, которое так и называется «Швеция»:
( трапа живительной прохлады,
Лесов и гор гудящих, где Всклокоченные водопады Ревут, как будто быть беде...
Живописный пейзаж Швеции не мог не произвести впечатления на поэта. Отдавая дань красоте природы, Н.Гумилёв вспоминает и историю. Он роднит Россию и Швецию. Ещё в древности варяги частенько наведывались к славянам и как воины, и как торговцы. Н.Гумилёв словно пытается разбудить память людей, заставляет вспомнить мощь и величие Швеции:
Для нас священная навеки Страна, ты помнишь ли, скажи,
Гот день, как из Варягов в Греки Пошли суровые мужи?
По нормандской теории, варяжский князь Рюрик положил начало княжеской династии, Скандинавия и Русь стали сёстрами:
И не ужель твой ветер свежий Вотще нам в уши сладко выл,
К Руси славянской, печенежьей Вотще твой Рюрик приходил?
Стихотворение заканчивается вопросом, что даёт читателям возможность поразмыслить над ним. Есть у Н.Гумилёва и стихотворение «Стокгольм», посвященное столице Швеции, и «Норвежские горы», где запечатлены эти могучие великаны.
В эти же годы (19+17 - 1918) поэт стал увлекаться восточной поэзией, переводить стихи китайских поэтов. В 1918 г. у Н.Гумилёва вышли три книги: «Миг», «Костёр», «Фарфоровый павильон» (Китайские стихи)
Китай - огромная далёкая страна, где своя культура, своя жизнь, всё чужое, и потому такое манящее.
Неизвестность притягивает. В стихотворении «Путешествие в Китай» поэт предвкушает радость знакомства с этой страной:
Только не думать! Будет счастье И самом крикливом какаду,
Лушу исполнит нам жгучей страстью Смуглый ребёнок в чайном саду.
Его уже заранее впечатляют и розовая пена, и ночь у пальмы, даже недели, проведённые на корабле. Всё покрыто лёгкой оболочкой тайны:
В розовой пене встретим даль мы,
Нас испугает медный лев.
Что нам пригрезится в ночь у пальмы Как опьянят нас соки дерев?
Хотя Н.Гумилёв и не бывал в Китае, его стихи ярки и интересны, будто всё описываемое он видел своими глазами.
В 1919 г. у Н.Гумилёва вышла ещё одна книга — переводы «Гильгамеш. Вавилонский эпос». В 1921 г. — «Шатёр». Именно в «Шатре» и были напечатаны африканские стихи поэта. Следующую книгу, «Огненный столб», вышедшую в августе того же года, поэт уже не увидел. 3 августа его арестовали по подозрению в участии заговора Петроградской боевой организации и расстреляли. Расстреляли великий ум, который мог бы ещё творить и творить. Его всегда тянуло в дальние страны, и, кто знает, сколько ещё географических стихов Н.Гумилёв подарил бы читателям.
Николай Гумилев четыре раза ездил в Африку, дважды был в Швеции, совершил тур по Италии, бывал в Англии и Греции, жил во Франции. Со страниц его книг нам открываются просторы Африки, красота Италии, свежесть Швеции. Страны словно оживают и ведут хоровод вокруг своего обожателя — человека, искренне восхищавшегося дарами и плодами культуры чужих государств.