Интегрированное внеклассное мероприятие по истории и географии
«Историко-географическое путешествие по Юго-Восточной Азии»
ОО: МБОУ г. Иркутска СОШ № 37
Учитель: Лозовая Ольга Евгеньевна
Классы: 5-6
Цель:
- актуализация и углубление знаний учащихся по курсу физическая география, история Древнего мира;
- расширение кругозора учащихся;
- развитие творческих и познавательных способностей учащихся;
- формирование у детей положительной мотивации к изучению географии и истории;
- выработка навыков работы в группах, воспитание коллективизма.
Форма проведения: В конкурсе принимали участие учащиеся 5-6-х классов. Конкурс рассчитан на 35 минут. За основу игры взята бывшая популярная передача «Брейн-ринг», с некоторой корректировкой правил. Мероприятие состоит из шести конкурсов.
Ход мероприятия:
Сначала учащимся предстоит угадать, о каких странах будут задания.
1. Тверской купец XV в. Афанасий Никитин так расхваливал эту страну, в которой побывал: «А родятся там перец, да орех мускатный, да корица, да гвоздика. И все дешево». О какой стране идет речь? (Индия)
2. Эта страна является родиной мороженого. Впервые в Европу его привез Марко Поло вместе с рецептом лапши. Изначально его делали из смеси молока и снега. Доподлинно известно, что туалетную бумагу изобрели здесь в 1300 году. Ей можно было пользоваться только лицам, которые принадлежат императорской семье. Не считая бумаги, жители этой страны являются первооткрывателями печати, компаса и пороха. (Китай)
3. Следующая страна «Восходящего солнца», о которой Марко Поло сообщил такие фантастические сведения: «Золота, скажу вам, у них великое обилие; чрезвычайно много его тут, и не вывозят его отсюда... Опишу вам теперь диковинный дворец государя здешнего народа. Сказать по правде, дворец здесь большой и крыт чистым золотом, так же точно, как и у нас свинцом крыты дома и церкви... Ещё скажу вам, что полы в покоях,— а их тут много, — покрыты также чистым золотом пальца в два в толщину...» (Япония)
1 конкурс:
Термины, имена, географические названия, касающиеся Древнего Китая, Древней Индии. Учащимся необходимо распределить их в две колонки, какая команда быстрее и правильнее выполнит.
Цинь Шихуан
Гималаи
Ашока
Аравийское море
Янцзы
Конфуций
Сын Неба
Рамаяна
Брахма
Компас
Касты
Брахман
Поднебесная
Неприкасаемые
Ганг
Ганеша
2 конкурс:
Во втором задании участникам предлагается попробовать свои силы в оригами.
Информация
Оригами - искусство складывания фигурок из бумаги - пустило корни в культуру Японии много веков назад.
6 августа 1945 г, город Хиросима. Американские войска сбросили атомную бомбу. Двухлетняя японская девочка Садако Сасаки находилась в двух километрах от места падения бомбы. Взрывной волной ее выбросило из окна, она чудом осталось жива.
Ноябрь 1954 г. У Садако Сасаки появились первые признаки лучевой болезни.
21 февраля 1955 г. Врачи поставили страшный диагноз - лейкемия – рак крови. Двенадцатилетней девочке осталось жить меньше года.
3 августа 1955 г. Подруга Садако во время очередного визита принесла с собой бумагу для оригами, сделав бумажного журавлика из нее, она поведала старинную японскую легенду.
Согласно легенде, если сложить из бумаги тысячу журавликов – «сенбазуру», то сбудется любое желание. Желание принесет в клюве журавль, который живет 1000 лет.
И маленькая девочка, поверила в красивую сказку. Девочка стала делать бумажных журавликов из последних сил каждую свободную от боли и мучений минуту.
25 октября 1955 г. Японская девочка Садако Сасаки, выжившая после атомной бомбардировки в городе Хиросима, умерла от лейкемии. Она не успела сделать 1000 бумажных журавлика, их было только 644…
Друзья Садако Сасаки закончили работу за нее.
3 конкурс:
По предложенному тексту догадаться, о каком сражении говорили индийцы.
Два индийца сидят за низким столиком друг против друга. Прислушаемся к их разговору. Судя по словам, они непримиримые враги. Но почему-то оба улыбаются, шутят, и нет ненависти на их лицах.
– Это было лучшее из выигранных мной сражений! – хвастается один. – Помнишь, как мой любимец-слон топтал твою неповоротливую пехоту? Ты понес невосполнимые потери!
– Все было так, – отвечает другой, – но в тот момент, когда успех кружил тебе голову, моя конница прорвалась в твой тыл и уничтожила твои колесницы. То-то ты растерялся…
– Совсем ненадолго, – возражает первый, – притворным отступлением я заманил в ловушку твоего царя, и ты вынужден был сдаться.
– Не зазнавайся: это случайное везение… Берегись, мы встретимся еще не раз, и уже тогда победа останется за мной!
Вопросы: О каких сражениях говорили индийцы? Что вы знаете об этих сражениях? (Шахматы)
4 конкурс:
В четвертом задании необходимо по описанию называть путешественников Индии, Китая.
Средневековый мост в Китае, в обновленном виде существующий до сих пор; считается, что именно это сооружение поразило и впечатлило этого путешественника. (Марко Поло)
«Пошел я от Спаса святого златоверхого с его милостью, от государя своего великого князя Михаила Борисовича Тверского, от владыки Геннадия Тверского и от Бориса Захарьича». Какому путешественнику принадлежат эти слова? (Афанасий Никитин)
5 конкурс:
Выберите верные утверждения:
1) Стрелка компаса – древнейшего изобретения, сделанного китайцами, – всегда показывает на юг.
2) Гунны жили в войлочных шатрах и питались молоком и вареным мясом, что значительно облегчало войну с ними.
3) Чтобы удержать отвоеванные у гуннов земли и обезопасить торговые пути от набегов, в Китае началось строительство Великой Китайской стены.
4) Могущественный властелин Китая настолько боялся за свою жизнь, что никогда не ночевал дважды в одном дворце.
5) Секрет изготовления тонких шелковых тканей китайцы заимствовали у индийцев.
6) Великий шелковый путь пролегал от Китая до Средиземного моря.
7) В период правления Цинь Шихуана особым почитанием пользовались ученые, приверженцы учения Конфуция.
6 конкурс:
«Дальше-дальше».
Самые широкие и полноводные реки Индии
С головой, какого животного индийцы изображали одного из главных богов – мудрого Ганеша?
Группа людей, обладающая определенными правами и обязанностями, в Индии.
Какая настольная игра возникла в Древней Индии?
Древнекитайский философ и мудрец, которого очень почитали китайцы.
Какую ткань научились изготавливать древние китайцы?
Какой напиток изобрели древние китайцы?
За изобретение, какого прибора путешественники будут благодарны древним китайцам?
На чем писали в Древнем Китае?
Подведение итогов
.