kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Основные виды мотивированных лексических единиц французского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Многие учёные говорят  о наличии разновидностей, ступеней, типов и видов мотивированности. Она бывает абсолютной (внешней) и относительной (внутренней); полной и частичной; прямой и метафорической (переносной). При прямой мотивированности значение производного слова базируется на прямом значении мотивирующего слова.

     Абсолютная мотивированность называется фонетической, относительная мотивированность, по мнению В. Г. Гака, может быть морфологической (значение слова вытекает из значения составляющих его частей) или семантической (значение образуется вследствие переосмысления).

      К абсолютно мотивированным словам, значение которых как бы само собой вытекает из их звуковой формы, относят междометия и ономатопеи – звукоподражательные слова, изображающие звуки окружающего мира.

Междометие находится  вне языка, являясь частичным  воспроизведением звука или шума. Между тем, по мнению Ш. Балли, междометия, не изменяя своей формы, могут войти в состав конкретной лексической категории: brouhaha «гомон, шум», crincrin «пиликалка (о скрипке)», crierharo, букв, «кричать караул; громогласно возмущаться», fairefi «пренебрегать, гнушаться», marchercahin-caha «ходить кое-как», repondre du tac-au-tac «ответить ударом на удар, отплатить».

Путем эксплицитной транспозиции (равной суффиксальному словопроизводству) междометия образуют такие слова, как cliqueter «стучать», cliquetis «стук», craquer «хрустеть», craquement «хруст», croasser «каркать», miauler «мяукать».

Мало того, во многих случаях  говорящие субъекты утрачивают чувство  того, что экспрессивное, благодаря своим звукам, слово произошло из ономатопеи (если, конечно, это происхождение может быть доказано историей языка), и у них сохраняется лишь интуитивное восприятие наличия отношения между звуковой формой и впечатлением, которое производит лексическое значение слова: cahoter «трясти», grincer «скрежетать зубами», crisser «корчить», palpiter «трепетать», tinter «звенеть». Далее, некоторые звуки и их сочетания вызывают чувственные представления, которые могут совпадать с впечатлением, производимым значением соответствующего слова: взрывной k подчеркивает впечатление дробления (casser «дробить», craquer «хрустеть», croquer «грызть», crever «трескаться»); р — впечатление взрыва (peter, petiller «трещать»).

 И, наконец, общеизвестно экспрессивное значение удвоения (murmurer «бормотать», susurrer «шелестеть») и чередований гласных, которые часто его усиливают (cancaner «канканировать», barboter «барахтаться в грязи», farfouiller «рыться»).

Следует обратить внимание на тот факт, что произвольность и мотивированность являются относительными понятиями: в промежутке между ними мы находим всевозможные степени перехода. Это значит, что число ассоциаций, которые возникают непосредственно из знаков, неравномерно: чем мотивированнее обычный знак, тем больше сосредоточивается внимание на его внутреннем строении, вследствие чего уменьшается количество и значение внешних ассоциаций его «ассоциативного поля».

И наоборот, чем произвольнее знак (например, arbre «дерево»), тем многочисленнее отношения, которые он устанавливает за своими пределами для определения своего значения. Эта неравномерность числа ассоциаций относится, по-видимому, и к означающему, и к означаемому. Означающее arbre определяется всеми означающими, которые более или менее сходны с ним, не будучи ему тождественны; напротив, такое экспрессивное слово, как craquer «трещать, хрустеть», живет главным образом за счет своих собственных средств; его ассоци

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Основные виды мотивированных лексических единиц французского языка»

Основные  виды  мотивированных  лексических  единиц 

французского языка

МАТКАРИМОВА САНОБОРХАН ТЕМИРХАНОВНА

учитель французского языка КАЗ УМО и МЯ г.Алматы

Многие учёные говорят  о наличии разновидностей, ступеней, типов и видов мотивированности. Она бывает абсолютной (внешней) и относительной (внутренней); полной и частичной; прямой и метафорической (переносной). При прямой мотивированности значение производного слова базируется на прямом значении мотивирующего слова.

Абсолютная мотивированность называется фонетической, относительная мотивированность, по мнению В. Г. Гака, может быть морфологической (значение слова вытекает из значения составляющих его частей) или семантической (значение образуется вследствие переосмысления).

К абсолютно мотивированным словам, значение которых как бы само собой вытекает из их звуковой формы, относят междометия и ономатопеи – звукоподражательные слова, изображающие звуки окружающего мира .

Междометие находится  вне языка, являясь частичным  воспроизведением звука или шума. Между тем, по мнению Ш. Балли, междометия, не изменяя своей формы, могут войти в состав конкретной лексической категории: brouhaha «гомон, шум», crincrin «пиликалка (о скрипке)», crierharo, букв, «кричать караул; громогласно возмущаться», fairefi «пренебрегать, гнушаться», marchercahin-caha «ходить кое-как», repondre du tac-au-tac «ответить ударом на удар, отплатить».

Путем эксплицитной транспозиции (равной суффиксальному словопроизводству) междометия образуют такие слова, как cliqueter «стучать», cliquetis «стук», craquer «хрустеть», craquement «хруст», croasser «каркать», miauler «мяукать».

Мало того, во многих случаях  говорящие субъекты утрачивают чувство  того, что экспрессивное, благодаря своим звукам, слово произошло из ономатопеи (если, конечно, это происхождение может быть доказано историей языка), и у них сохраняется лишь интуитивное восприятие наличия отношения между звуковой формой и впечатлением, которое производит лексическое значение слова: cahoter «трясти», grincer «скрежетать зубами», crisser «корчить», palpiter «трепетать», tinter «звенеть». Далее, некоторые звуки и их сочетания вызывают чувственные представления, которые могут совпадать с впечатлением, производимым значением соответствующего слова: взрывной k подчеркивает впечатление дробления (casser «дробить», craquer «хрустеть», croquer «грызть», crever «трескаться»); р — впечатление взрыва (peter, petiller «трещать»).

 И, наконец, общеизвестно экспрессивное значение удвоения (murmurer «бормотать», susurrer «шелестеть») и чередований гласных, которые часто его усиливают (cancaner «канканировать», barboter «барахтаться в грязи», farfouiller «рыться») .

Следует обратить внимание на тот факт, что произвольность и мотивированность являются относительными понятиями: в промежутке между ними мы находим всевозможные степени перехода. Это значит, что число ассоциаций, которые возникают непосредственно из знаков, неравномерно: чем мотивированнее обычный знак, тем больше сосредоточивается внимание на его внутреннем строении, вследствие чего уменьшается количество и значение внешних ассоциаций его «ассоциативного поля» .

И наоборот, чем произвольнее знак (например, arbre «дерево»), тем многочисленнее отношения, которые он устанавливает за своими пределами для определения своего значения. Эта неравномерность числа ассоциаций относится, по-видимому, и к означающему, и к означаемому. Означающее arbre определяется всеми означающими, которые более или менее сходны с ним, не будучи ему тождественны; напротив, такое экспрессивное слово, как craquer «трещать, хрустеть», живет главным образом за счет своих собственных средств; его ассоциативное поле состоит в основном из близких ему экспрессивных слов (claquer «хлопать», cracher «плевать», croquer «грызть»).

Наконец, такие чистые восклицания, как aie! или boum!, существуют благодаря одной только своей способности вызывать в представлении соответствующие образы.

Прямая мотивированность в свою очередь делится на основную и периферийную.

Основная прямая мотивированность – такая мотивированность, при которой значение мотивирующего слова целиком включается в значение деривата [2,с.53]. Так, например, отношениями прямой основной мотивированности связаны существительные lion «лев» и lionceau «львёнок», поскольку значение деривата lionceau целиком включает в себя значение мотивирующего слова: львёнок – «детёныш льва».

Периферийная прямая мотивированность – такая мотивированность, при которой семантический элемент, общий для деривата и мотивирующего слова, является необязательным признаком мотивирующего [2, с. 54]. Так, например, отношениями прямой периферийной мотивированности связаны существительное trayeuse «доярка» и мотивирующее его словосочетание trairevache «доить корову», поскольку значение деривата целиком включает в себя значение первого компонента мотивирующего словосочетания, но это значение является необязательным в структуре значения производного слова: доярка – «женщина, которая доит корову».

Современные ученые выделяют три типа мотивации: эксплицитную, лексикализованную, имплицитную и соответствующие  им степени мотивированности.

Мотивация в комплексе  включает в себя:

1) мотивацию наименования  и постижения закономерностей  объективного мира (онтологическое  свойство мотивации);

2) мотивацию наименования  и внутренней формы слова (семантический  аспект);

3) мотивацию и ее системную  значимость, характеристику парадигматических  и синтагматических отношений  мотивированной номинативной единицы  (организация системных отношений  в лексике);

4) мотивацию и процесс  коммуникации (функциональный аспект) .

Существуют  такие знаки, которые, будучи совершенно простыми по своему звуковому составу, являются все же мотивированными тем, что  они вызывают неизбежную внутреннюю ассоциацию, т. е., другими словами, являются имплицитными синтагмами и, следовательно, мотивированными знаками. Здесь  имеются в виду случаи, относящиеся  к «совмещению означаемых».

Совмещение подчеркивает мотивирование, если кумулятивный знак имплицитно соединяет два лексических  понятия, связанных между собой  синтагматической связью. Во французском  языке имена, обозначающие самок  животных, имеют суффиксальную форму (anesse «ослица», lionne «львица», chatte «кошка», louve «волчица» и т. д.), и этот образец по аналогии, естественно, распространяется и на совершенно аналогичные имена jument, biche (сюда же hase «зайчиха», truie «самка свиньи», laie «самка кабана» и т. д.). Приравнивание jument к anesse не более искусственно, чем приравнивание tri «сортировка» (с нулевым знаком) к distribution «распределение», lavage «промывание» и т. д.

В то время как эксплицитное мотивирование чаще всего, как отмечает Ш. Балли, бывает несовершенным или наивным (ср. ebeniste «краснодеревец», oiseau-mouche «птица-муха», rouge-gorge «малиновка»), имплицитное мотивирование путем совмещения значений более естественно и логично; оно всегда выражает основной характер понятия, которое им обозначается [1, с.153].

Характер и типы мотивированности связаны со словообразовательной системой языка. Так, по мнению Ш. Балли, французскому языку свойственна:

а) частичная мотивация, когда мотивированы не все части слова (например, в é-car-t-er обосновано значение только префикса é-);

б) косвенная мотивация, при которой данный элемент самостоятельно не существует (например, в tracteur основа trac- вычленяется только при сопоставлении слов tracteur, traction, rétracteur, где становится ясно, что она — носитель понятия «тянуть»);

в) отыменная направленность французского словообразования при частоте конверсии приводит к тому, что в основе внутренней формы французских слов лежит сравнение, метафора, то есть уподобление двух предметов, иногда метонимия — как часть от целого. Например, занавес (то, чем занавешивают, от глагола занавешивать) и rideau (от слова ride, на основании сходства складок с морщинами); скрепка (от глагола скреплять) и trombone (по сходству с формой музыкального инструмента) .

Эти особенности мотивации  слова во французском языке непосредственно  связаны с отмеченными ранее  общими особенностями французского словообразования: обилием связанных  продуктивных основ в результате латинских заимствований, отыменной направленностью словообразования, ролью метафор в обогащении словаря.

Таким образом, все лексические  единицы языка можно разделить  на мотивированные и немотивированные и выделить такие виды мотивированности, как абсолютная и относительная; полная и частичная; прямая и косвенная.

 

 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Французский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Основные виды мотивированных лексических единиц французского языка

Автор: МАТКАРИМОВА САНОБОРХАН ТЕМИРХАНОВНА

Дата: 15.10.2017

Номер свидетельства: 432406


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства