kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Материал по теме "Проблема патриотического воспитания на уроках французского языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал по теме "Проблема патриотического воспитания на уроках франц языка".

Просмотр содержимого документа
«Материал по теме "Проблема патриотического воспитания на уроках французского языка"»





Проблема патриотического воспитания на уроках французского языка.

В своем докладе мне хочется затронуть две проблемы. Одна касается отношения к вопросу воспитания в школе за последние годы и показать, как реализуется процесс воспитания на примере собственного предмета.

Взяться за данную тему меня побудили слова министра образования РФ О.Ю.Васильевой:

«…воспитание должно возвращаться в школы в том смысле, как оно было: учитель, прежде всего, занимается воспитанием личности учащегося, и крайне важно обеспечить присутствие воспитания в полном объеме как одного из важнейших компонентов в системе образования”, — подчеркнула министр. «Образование - это не услуга, поэтому  учитель — это не человек, который предоставляет услуги,  учитель  —  это служение, он воспитывает и развивает». 3 октября 2016

Очень хорошее и актуальное выказывание. Прочитав его, я решила поговорить о проблеме воспитания учащихся в школе и семье более подробно и напомнить, как оно реализовывалось в последние несколько десятков лет.

Обратимся к новейшей истории нашего государства.

Период 90- х годов прошлого века ознаменовался отсутствием экономической стабильности, дезориентации населения, обострения политической ситуации, социальной напряженности, межнациональных распрей, криминализации жизни; падения нравственности и др. большинство семей оказалось в условиях выживания как материального, так и физического. В таких условиях семья перестала выполнять свои воспитательные функции как основной социальный институт. Во многих семьях недоставало элементарной духовной близости между родителями и детьми. Естественно, что при таких условиях воспитание подрастающего поколения в семье отошло на второй план. Это с одной стороны.

С другой стороны, многие учебные заведения, в том числе средние школы отказывались от функции воспитания, что, было серьезной ошибкой государства в проведении его образовательной политики. Уступив свои позиции в бывшей системе воспитания, государство фактически «открыло дверь» западной поп-культуре, тоталитарным сектам, которые начинали активно влиять на сознание школьников. В начале 2000 годов школа оказалась носителем образовательных услуг.

Достаточно вспомнить некоторые из высказываний Андрей Фурсенко мин. образования (период 2004-2012гг) вроде этого: "необходимо прийти к тому, чтобы система образования была в первую очередь сориентирована на потребителей образовательных услуг" (2008 год). В 2009 году этот же министр поручал разработать стратегию развития экспорта образовательных услуг России.

Но хороший учитель всегда остается не столько носителем информации, сколько воспитателем и наставником, это человек, несущий высокую ответственность за внутренний мир своего ученика. Настоящий учитель всегда старался хорошо справляться со своей работой, несмотря государственную политику.

В последние годы ситуация на уровне правительства начала меняться. Была создана "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года".

В стратегии сказано, что приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

Целью Стратегии является определение приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации детей, основных направлений и механизмов развития институтов воспитания, формирования общественно-государственной системы воспитания детей в Российской Федерации, учитывающих интересы детей, актуальные потребности современного российского общества и государства, глобальные вызовы и условия развития страны в мировом сообществе.

Для достижения цели Стратегии необходимо решение следующих задач:

повышение эффективности воспитательной деятельности в системе образования, физической культуры и спорта, культуры и уровня психолого-педагогической поддержки социализации детей;

Развитие воспитания в системе образования предполагает:

полноценное использование в образовательных программах воспитательного потенциала учебных дисциплин, в том числе гуманитарного, естественно-научного, социально-экономического профилей.

Теперь хочу перейти к проблеме реализации задачи воспитания на уроках французского языка. А именно поговорить о воспитании патриотизма.

В условиях современной социальной ситуации непросто говорить о чувстве патриотизма. Патриотизм сегодня является нравственной основой жизнеспособности нашего государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности. Патриотическое воспитание является неотъемлемой частью всей жизнедеятельности общества, его социальных и государственных институтов, в частности семьи, школы. Учитель как истинный патриот, и на уроке остается патриотом, используя воспитательный потенциал своего предмета.

Среди множества учебных дисциплин предмет “иностранный язык” занимает особое место. И его своеобразие заключается в том, что в ходе его изучения обучающиеся приобретают не знания основ науки, а формируют умения и навыки пользоваться чужим языком как средством общения, средством получения новой и полезной информации.

Практически любая программная тема позволяет включить в обсуждения вопросы патриотизма и культуры межнационального общения. Этому способствует коммуникативная направленность предмета, его обращенность к изучению быта, обычаев, традиций и языка другого народа.

Знакомясь с реалиями франкоязычных стран, мы изучаем государственные символы, историю, географию, культуру нашей страны средствами иностранного языка.

В УМК по французскому языку для учащихся первого второго обучения первый урок посвящен знакомству русского мальчика Максима с французским мальчиком Пьером. Максим рассказывает о достопримечательностях России, говорит, что живет в столице нашего государства Москве. Далее один из уроков посвящен России и Франции. В нем учащиеся знакомятся с государственными символами России и Франции, в рабочей тетради раскрашивают цвета государственных флагов. Урок «Я знаю наши праздники» знакомит учащихся с праздниками Рождества, 8 марта, 1и 9 мая, Днем независимости России. А в рабочих тетрадях дети сравнивают празднование Рождества в России и Франции, знакомятся с книгами русского писателя А.С.Пушкина и французского Шарля Перро. УМК по французскому языку для третьего года более подробно знакомит учащихся со сказками Шарля Перро, но не забывает и про русские сказки, прививая учащимся любовь к русскому народному творчеству. Так, после знакомства со сказками и их героями, учащиеся отвечают на вопросы:

  • Aimes-tu les contes russe? (Любишь ли ты русские сказки?)

  • Comment est le Cheval Bossu ?(Опишите Конька-горбунка)

  • Est-ce qu’il vole ?

  • Est-ce que le Loup Gris aide Ivan ?

  • Ou habite la Baba Iaga ?

Но, готовясь к уроку, сталкиваюсь с такой ситуацией. Часто в некоторых УМК для средней школы по французскому языку наблюдается снижение воспитательного компонента, нехватка материала в учебнике по истории и культуре своей страны, тогда как страна изучаемого языка представлена с избытком. Конечно, это прекрасно восполняется с помощью информации из дополнительной литературы. Но меня удивляет такая тенденция, которая прослеживается в разных учебниках и на разных этапах обучения. Приведу примеры.

В УМК 5 класс «Синяя птица» в теме «Город» необходимо дополнительно познакомить учащихся с историей и выдающимися людьми своего родного города, предложить ответить на такие вопросы, как:

  • Comment s’appelle la ville ou tu habite?

  • Quand elle a été fondée ?

  • Comment est-elle ?

  • Quelles personnes célèbres ont habité dans ta ville ?

В УМК 5 класса Кулигиной «Французский - это здорово!» раздел знакомит с достопримечательностями некоторых городов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Саратов, Архангельск, Новосибирск. А также с городами и провинциями Франции: Канны, Марсель, Париж, Лион, Нормандия, Авиньен. Но информация по нашим городам дана крайне скупо и приходится просить учащихся подготовить сообщения об этих городах на французском языке, об их знаменитых людях, населении, памятниках архитектуры и исторических событиях.

Изучая тему «Знаменитые люди» необходимо задать учащимся следующие вопросы:

  • Каких великих людей нашей страны вы знаете?

  • Что сделало их знаменитыми?

Предлагаю тексты о биографии и изобретениях русских ученых и изобретателей. Про известных французов дается достаточно много информации.

Проходя тему «Экология, защита окружающей среды», необходимо говорить о том, что каждый человек должен любить свой дом, Родину, землю, где он родился, делать ее богаче, сильнее, живописнее. Материалы по охране окружающей среды направлены на потребность в участии в общественно-полезной деятельности по защите природы нашего города, нашей области, страны.

УМК «Objectif» для 10-11 классов знакомит учащихся с жемчужиной Сибири – озером Байкал, рассказывая о его красоте и обитателях, которых можно увидеть только здесь. Дан небольшой текст, который приходится дополнять информацией.

При изучении темы «Спорт. Олимпийские игры» у учащихся происходит формирование гражданского патриотизма, любви к Родине, чувство гордости за свою страну, наших спортсменов. Я прошу учеников самим подготовить небольшие сообщения по последним Олимпийским Играм и некоторым российским спортсменам, поскольку об этом ничего не сказано в учебнике.

Мне кажется, что большую роль в патриотическом воспитании школьников играет использование краеведческого материала. Обращение к материалам краеведческого характера приближает иноязычную коммуникацию к личному опыту учащихся, позволяет им оперировать в учебной беседе теми фактами и сведениями, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни, в условиях бытия в родной для них культуре. Знакомясь с иноязычной культурой, учащиеся постоянно сравнивают её с родной культурой. Поэтому, чем обширнее та область знания фактов родной культуры, которой оперируют учащиеся, тем продуктивнее работа по ознакомлению с иной культурой. Мне хочется, чтобы больше краеведческого материала было в УМК по французскому языку. На мой взгляд небольшое количество подобной информации в учебниках ставит под сомнение желание авторов заботиться о патриотическом воспитании. Хотя сущность любви к Родине определил когда-то очень хорошо М. Е. Салтыков-Щедрин: “Отечество есть тот таинственный, но живой организм, очертания которого ты не можешь для себя отчётливо определить, но которого прикосновение к тебе непрерывно чувствуешь, ибо ты связан с этим организмом неразрывной пуповиной. Он, этот таинственный организм, был свидетелем и источником первых впечатлений твоего бытия, он наделил тебя способностью мыслить и чувствовать, он создал твои привычки, дал тебе язык, верования, литературу, он обогрел и приютил тебя, словом сказать – сделал из тебя существо, способное жить…” В любом случае на своих уроках я уделяла и продолжаю уделять внимание данному аспекту воспитания.











2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Французский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Материал по теме "Проблема патриотического воспитания на уроках французского языка"

Автор: Захарова Татьяна Петровна

Дата: 16.01.2020

Номер свидетельства: 536127

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства