Использование песен на уроке французского языка как средство повышения мотивации.
Использование песен на уроке французского языка как средство повышения мотивации.
Песни являются одним из проявлений духовной культуры, и, учитывая их эффективную роль в плане приобщения к иноязычной культуре, нужно активно использовать песни на уроках иностранного языка. Широкое применение песен способствует формированию лингвистической компетенции обучающихся. Также песни способствуют созданию психологического комфорта на уроке, если они подобраны с учетом целей урока, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование песен на уроке французского языка как средство повышения мотивации.»
Использование песен на уроке французского языка как средство повышения мотивации.
Темой исследования является использование песен на уроке французского языка как средство повышения мотивации. Аудирование на основе песен, на мой взгляд, очень интересный метод, задача которого заключается в обеспечении условий для приобщения личности обучающегося к иноязычной культуре, которая предполагает не только усвоение культурологических знаний, но и формирование способности и готовности понять и принять культуру носителей изучаемого языка. Песни являются одним из проявлений духовной культуры, и, учитывая их эффективную роль в плане приобщения к иноязычной культуре, нужно активно использовать песни на уроках иностранного языка. Широкое применение песен способствует формированию лингвистической компетенции обучающихся. Также песни способствуют созданию психологического комфорта на уроке, если они подобраны с учетом целей урока, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Изменение статуса иностранного языка в системе школьного образования повлияло на перестановку приоритетов в работе учителей иностранного языка. Задача учителя иностранного языка, в соответствии с новыми целевыми установками, заключается в обеспечении условий для приобщения личности обучающегося к иноязычной культуре и подготовке его к эффективному участию в диалоге культур. В современных условиях преподаватель должен взять на себя функцию транслятора и интерпретатора иноязычной культуры.
На бытовом уровне у обучающихся уже существует понимание того, что человечество не является единым социальным коллективом и что родная культура обладает своей национальной спецификой. Однако знания учащихся о жизни и культуры другого народа представляют собой, как правило, отрывочные сведения из различных областей и не создают объективной, полноценной картины иноязычного общества, его ценностей, моральных установок, особенностей социокультурного поведения.
Таким образом, овладение иностранным языком неразрывно связано с приобщением ученика к иноязычной культуре, которая предполагает не только усвоение культурологических знаний, но и формирование способности и готовности понять и принять культуру носителей изучаемого языка.
В новых условиях учитель должен строить учебный материал с учетом познавательного аспекта, организовывать работу над грамматическим, лексическим и фонетическим материалом таким образом, чтобы она побуждала обучающихся к сопоставлению изучаемого языка с родным, к осознанию особенностей мышления, менталитета народа, язык которого они изучают. Поэтому учителю необходимо дополнять учебный материал такими текстами, которые смогли бы раскрывать факты иноязычной культуры и побуждать к активному сопоставлению картин мира, сообщать о достижениях национальных культур, не вызывая неприятия или искусственного восхищения иностранной, не создавая барьера между представителями различных культурных сообществ.
Одним из проявлений духовной культуры народа являются песни, и, учитывая их эффективную роль в плане приобщения к иноязычной культуре, нужно активно использовать песни на уроках иностранного языка.
Широкое применение песен способствует формированию лингвистической компетенции обучающихся. Уже на самом начальном этапе обучения ИЯ используются небольшие по объему песенки в фонетической зарядке, они не только развивают навыки произношения, но и благоприятно сказываются на совершенствовании навыков аудирования. Содержание текстов песен способствует расширению активного запаса слов учащихся. Песни обеспечивают тренировку в использовании грамматических явлений, механической памяти. В этом качестве подбираются, как правило, несложные в языковом плане песни, нередко это песни, не являющиеся аутентичным материалом, а специально разработанные для тренировки какого-либо грамматического правила.
Песни способствует созданию психологического комфорта на уроке. Они помогают разгрузить сознание учащихся, снять негативные эмоции, создать благоприятную дружественную атмосферу общения на уроке, которая так необходима и учителю, и обучающимся. Песни также являются одним из важных средств нравственного воспитания личности.
Все песни содержат экстралингвистическую информацию, безэквивалентную и фоновую лексику, знакомят с культурой, характерной для данной языковой общности. Обучающиеся не просто знакомятся с ценностями народа изучаемого языка посредством песен, но и выясняют, присущи ли они только изучаемому языку или являются общечеловеческими, постоянно сравнивают с фактами родной культуры, осознают специфичность и уникальность своей культуры через знакомство с иной.
Песни, как и любой другой учебный материал, подбираются с учетом целей конкретного урока, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Их можно использовать в качестве дополнительного и основного материала на уроке, организовывая различные виды работы: прослушивание, чтение, инсценирование, иллюстрирование и другие формы работы с ним. Основное внимание учащихся направляется на то, что каждая отдельно взятая песня раскрывает какой-то факт культуры народа изучаемого языка, его мировоззрения.
Таким образом, использование песен на уроке способствует развитию лингвистической компетенции, творческих способностей, формированию активности личности, внесению на урок эмоционального колорита, но и помогает погружению учащихся в иноязычную культуру, воспитанию чувства уважения к культуре другого народа, усваиванию таких понятий, как самобытность, уникальность, культурная традиция, толерантность, национальное самосознание, способствует формированию личности, желающей вступать в межкультурную коммуникацию.
Использование песен на уроках иностранного языка способствует повышению эффективности обучения ИЯ, так как широко используются эмоции учащихся в этом процессе. Комплексное решение практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения возможно лишь при условии воздействия не только на сознание учащихся, но и проникновением в их эмоциональную сферу. Одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции школьников является музыка, представляющая собой «сильнейший психический побудитель, проникающий в подспудные глубины сознания». (Леви В. Вопросы психологии музыки // Советская музыка. – 1996. - №8).
Кащук С.М. Формирование лингвострановедческой компетенции на основе современных французских песен.// Иностранные языки в школе, 2004, № 4, с. 60-63.
Кудравец О.В. музыка и песни на уроках французского языка.// Иностранные языки в школе, 2001, № 2, с. 45-50.
Кащук С.М. использование песен на уроках французского языка.// Иностранные языки в школе, 1999, № 3, с. 61-67.