kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Французский взгляд на истоки русской профессиональной музыки: Берлиоз- Бортнянский-Петровские канты

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном докладе освещается тема становления профессиональной музыки в эпоху правления Петра.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Французский взгляд на истоки русской профессиональной музыки: Берлиоз- Бортнянский-Петровские канты»

СПб ГБНОУ Санкт-Петербургский Музыкальный лицей















ГОРОДСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

«Петровские чтения»

Тема: Французский взгляд на истоки русской профессиональной музыки: Берлиоз- Бортнянский-Петровские канты







Автор: Захарова Т.П.

Преподаватель французского языка













Санкт-Петербург

2022

Год минувший и год нынешний ознаменованы важными событиями в культурной жизни нашей страны. 2021 г был объявлен Перекрестным годом межрегионального сотрудничества России и Франции. А 6 июня 2022 г. наша страна будет отмечать 350-летие со дня рождения Петра I, прозванного Великим и ставшего первым Императором Всероссийским.

Наши страны на протяжении многих веков находились в тесном культурном сотрудничестве. Важной частью культурного наследия являются контакты двух стран в самых разных областях. Культура Франции и культура России сосуществовали, взаимно обогащая друг друга и охватывая, в том числе, все области искусства: литературу, живопись, музыку, театр. И именно царь Петр положил этому серьезное начало.

Пётр I – величайшая фигура в российской истории. Невозможно найти другого исторического деятеля, столь существенно повлиявшего на развитие нашего государства при чем во всех сферах. Споры о нём начались при его жизни и продолжаются до сих пор. Одни видят в императоре разрушителя русской самобытности, другие – создателя подлинной России.

В данном докладе мне бы хотелось осветить тему становления профессиональной музыки в эпоху правления Петра.

На протяжении XVIII-XIX веков многие выдающиеся европейские музыканты приезжают в Россию с гастролями. Постепенно меняется их отношение к русской музыке, которую они слышат, пребывая в Петербурге, Москве. Если изначально они отмечают неразвитость профессиональной русской музыки, то в XIX веке ситуация начинает меняться.

Вернувшись со своих первых гастролей из России, Г.Берлиоз становится пропагандистом русской музыки в Европе. Он публикует несколько статей, посвященных русскому композитору Дмитрию Бортнянскому и русской Императорской капелле. Пишет и издает биографию Д.С.Бортнянского, участвует в организации исполнения сочинений Д.С.Бортянского в концертах Большого Филармонического общества, организованного Берлиозом.

В России переводы статей Берлиоза публикуются сразу в нескольких изданиях. При публикации статей русские издания сопровождали их комментариями, которые свидетельствовали о том, насколько высоко подобный жест Берлиоза в сторону русской музыкальной культуры был оценен в русском сообществе.

Берлиоз не только исполняет сочинения Бортнянского, но и издает их в своей аранжировке. Об этом информация в русских источниках практически отсутствует. Удается найти только комментарий к «Избранным письмам» Берлиоза, где сообщается, то «Берлиоз первый познакомил французских слушателей с произведениями Бортнянского; некоторые аранжировал» (Берлиоз Г. Избранные письма. Т. 1. С. 201. Комм. 2.). Исполнения произведений Д.С.Бортнянского были хорошо приняты французской критикой. Его называли «отцом» духовной русской, т.е. вокальной музыки. Ведущие музыкальные критики России называли «отцом» русской музыки М.И.Глинку, а Д.С.Бортнянского нарекли «дедушкой русской музыки».

Но, что предшествовало такому расцвету и выдающимся успехам русской музыкальной культуры? Что послужило основой для возникновения и профессионального роста таких выдающихся русских композиторов и музыкальной культуры в России?

А зарождалась профессиональная музыка в России при Петре I. В XVII – XVIII, сначала в узких кругах при царском дворе, среди духовенства, и учащихся академий и школ стали распространены канты. (от canto - пение). Постепенно канты приобрели вполне светский характер и стали создаваться по случаю определенных событий общественного значения, позднее - в честь военачальников и царственных особ ("панегирические канты"), в демократических же кругах - на сюжеты лирического, народно-юмористического, бытового характера. При Петре I специально сочиненные канты исполнялись при торжественных процессиях по случаю побед русского оружия.

В создаваемых Петром новых учебных заведениях одним из предметов являлось занятие музыкой. В своей культурной политике Пётр I проводил курс «европеизации» России и сближение с Западом.

Музыка, как и всё искусство Петровского времени, должна была служить прославлению военной и политической мощи страны, пропаганде её научных и культурных достижений.

Царь привез из Москвы в Петербург Хор государевых певчих дьяков. Это был тот хор, в котором когда-то пел и сам Петр (у Петра - бас). Позже хор государевых певчих переименовали в Придворный певческий хор. В столицу направлялись лучшие певчие из различных частей страны. Хоровое пение было обязательным элементом придворной культуры начала XVIII века.

"Капелией придворных певчих" или "Предворной КАПЕЛИЕЙ" хор стали называть во времена царствования Елизаветы Петровны (дочери Петра). Это слепок с названия вокально-инструментальных коллективов Европы. И уже при Екатерине II этот коллектив назван "Придворной Певческой Капеллой". В настоящее время в нашем городе находится самое старинное здание, в котором и разместилась Певческая Капелла еще при Екатерине II.

Такое внимание и любовь к хоровому пению со стороны царствующих особ способствовало успехам русских музыкантов именно в хоровой музыке, мастером, которой считается Д.С.Бортнянский.

На рубеже XVIII – XIX веков Д.С.Бортнянский был директором Придворной певческой капеллы в Петербурге, пением которой так восхищался Г.Берлиоз. И именно русскую хоровую музыку он включал в концерты Большого филармонического общества в Париже.

Еще одним важным новшеством, введенным Петром I стали Ассамблеи. Это один из символов петровской эпохи. На дворцовых ассамблеях танцевали только французские, польские и английские танцы: контрданс, аллеманда, менуэт, полонез. Звучала музыка знаменитых для того времени европейских композиторов: Телемана, Корелли, Кайзера, Тартини, Порпоры.

Постепенно освобождаясь от религиозной зависимости, искусство становится светским по духу и начинает служить прославлению величия и мощи российского государства.

Благодаря этому русские композиторы смогли познакомиться и изучить образцы западно-европейской музыки, что способствовало обогащению их музыкального слуха.

Все это вместе позволило совершить рывок и воспитать своих русских композиторов и музыкантов, чье искусство до сих пор приводит в восхищение людей всего мира.

Значение петровского времени для истории русской музыки не столько в оставленных ею безусловных ценностях, сколько в создании необходимых условий и предпосылок для дальнейшего роста и развития.

Петр I «прорубил окно в Европу». Как писал французский историк, министр народного просвещения Франции с 1896 по 1898 год Альфред Рамбо: «Он (Петр I) остается величайшим иностранным гостем, которого когда-либо видел Париж». Но он не только сам знакомился с культурой и ремеслами Европы, но и способствовал обучению талантливой русской молодежи у выдающихся мастеров Запада. Многие музыканты смогли поехать в Европу для учебы (прежде всего в Италию), познакомиться с Европейской музыкальной традицией. А начиная с Г.Берлиоза и позже, уже западные музыканты едут в Россию знакомиться с нашей культурой и вернувшись пропагандируют ее у себя на родине. В XIX начинается подлинный расцвет профессиональной музыкальной культуры в России, который был бы невозможен без важных и дальновидных решений Петра I.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Французский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Захарова Татьяна Петровна

Дата: 13.09.2022

Номер свидетельства: 612884


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства