Просмотр содержимого документа
«Презентация к докладу "Французский взгляд на истоки русской профессиональной музыки: Берлиоз - Бортнянский - Петровские канты"»
«СПб ГБНОУ «Санкт-Петербургский музыкальный лицей»
ГОРОДСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ
«Петровские чтения»
Тема: Французский взгляд на истоки русской профессиональной музыки: Берлиоз - Бортнянский - Петровские канты
Автор: Алексеев Михаил Федорович
Научный руководитель: Захарова Т.П.
Преподаватель французского языка
Санкт-Петербург
2022
Посвящается 350-летию со дня рождения Петра I
Гектор Берлиоз
Французский композитор,
дирижер, музыкальный писатель.
«Дедушка русской музыки»
Бортнянский Д. С.
К числу весьма распространенных в XVII - XVIII веках жанров принадлежали канты (от canto - пение). Канты первоначально бытовали в узких кругах при царском дворе, среди духовенства и учащихся академий и школ. Их сюжеты заимствовались из духовной литературы, тексты переводили и писали русские поэты XVII века.
Постепенно канты приобрели вполне светский характер и стали создаваться по случаю определенных событий общественного значения, позднее - в честь военачальников и царственных особ ("панегирические канты"), в демократических же кругах - на сюжеты лирического, народно-юмористического, бытового характера.
«Придворной Певческой Капеллой»
при Екатерине II.
«Капелией придворных певчих»
или «Предворной КАПЕЛИЕЙ» хор
стали называть п ри Елизавете Петровне
На рубеже XVIII – XIX веков
Д.С.Бортнянский был директором
Придворной певческой капеллы.
Петр I - Ассамблеи.
Контрданс
Аллеманда
Значение петровскоговремени для истории русской музыки не столько в оставленных ею безусловных ценностях, сколько в создании необходимых условий и предпосылок для дальнейшего роста и развития. В XIX начинается подлинный расцвет профессиональной музыкальной культуры в России, который был бы невозможен без важных и дальновидных решений Петра I .